Товарные запасы представляют собой товары, находящиеся в сфере товарного обращения, а также у изготовителя и в пути. Их наличие характеризует статичное состояние, и местоположение товарной массы в процессе товародвижения на определенный момент времени. Они обеспечивают непрерывность производства, потребления и бесперебойность реализации. [4, c. 44]
Каждый руководитель и менеджер должен рассматривать запасы как важную часть активов, в которую иммобилизуются денежные средства, именно поэтому анализ товарных запасов и товарооборачиваемости является важным для существования предприятия (таблица 3).
Таблица 3 - Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости
№ п/п | Товарные группы | Фактический товарооб. 4 квартала | Тов. запасы на конец 4 кв. | Норма тов. запасов, в днях | Отклон. От нормы, +/- | |||
За 4кв.тыс. руб | Однодневн. товарооб. | В сумме, тыс. руб. | В днях | В днях | В сумме | |||
Кондитерские | 793,35 | 8,815 | 70,52 | -3 | -26,445 | |||
Плодоовощные | 569,88 | 6,332 | 31,66 | -1 | -6,332 | |||
Молочные | 649,89 | 7,221 | 21,663 | -3 | -21,663 | |||
Мясные | 726,93 | 8,077 | 24,231 | -4 | -32,308 | |||
Итого по магазину, в т.ч. по 4 тов. группам | 5553,72 | 61,708 | 448,074 | -12 | -740,49 |
В процессе исследования и анализа товарных запасов и товарооборачиваемости (таблица 3) были определены фактические товарные запасы на конец четвертого квартала - 39дней, установлено отклонение товарных запасов на конец четвертого квартала, которое составляет в сумме 740,49 тыс. руб. на 12 дней.
Причиной отклонений от норматива товарных запасов является повышенный спрос потребителей на молочные, вкусовые, бакалейные товары в магазине «Гавань», также проведение акций-презентаций кондитерской, молочной и алкогольной продукции способствовало стимуляции спроса. Также в октябре и ноябре в супермаркете наблюдались перебои поставки мясных, рыбных и хлебобулочных изделий, следовательно, ритмичность поступления товаров в течение квартала, порядок завоза товаров были нарушены.
|
Анализ структуры издержек обращения
Целью анализа издержек обращения является оценка их с позиции рациональности и выявление возможностей по их экономии в текущем и предстоящем периодах. Рациональным является такое использование затрат, которое способствует улучшению конечных результатов - непрерывному росту объема продаж и увеличению прибыли.
Таблица 4 - Анализ структуры издержек обращения
№п/п | Наименование статей | Отчетный год (квартал) | Отклонение от плана по уровню (+/-) | Сумма экономии, перерасхода (+/-) | |||
план | факт | ||||||
Сумма, тыс. руб. | % к обороту | Сумма, тыс. руб. | % к обороту | ||||
Итого: товарооборот | 67,69 | 17606,82 | 64,78 | -2,91 | +756,82 |
В процессе анализа были определены показатели размера и темпа изменения уровня издержек обращения - произошло уменьшение уровня издержек на 2,91%, суммой 756,82 тыс. руб. Экономия средств на предприятии ООО «Светоч» в текущем году суммируется по статьям: уменьшение расходов на тару 70 тыс. руб, уменьшение потерь товарных запасов на 224 тыс. руб, уменьшение расходов на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря 120 тыс. руб.; амортизацию основных средств 109 тыс. руб.; расходов на ремонт основных средств 265,18 тыс. руб.; расходов на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд 89 тыс. руб.
|
Причинами отклонения от плана в положительную сторону являются увеличение поступления в продажу упакованных, расфасованных товаров, ускорение обслуживания покупателей, увеличение товарооборота, ликвидация сверхнормативных товарных запасов, улучшение условий хранения товаров, что также уменьшило уровень издержек в магазине «Гавань».
На предприятии произошло уменьшение издержек обращения на сумму 756,82 тыс. руб. Неиспользованными резервами по еще большему снижению издержек обращения на ООО «Светоч» являются сокращение времени обращения товаров, расширение торговли товарами промышленной расфасовки, закупки товаров у местных производителей, уменьшение транспортных расходов путем распределительной логистики.
Анализ валового дохода
Валовой доход - показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению за определенный период времени. [5, c. 30]
На предприятии ООО «Светоч» валовой доход является финансовым результатом торгово-производственной деятельности, определяемым как превышение выручки от реализации всей продукции над затратами по их приобретению за конкретный период времени.
Торговая надбавка (наценка) является ценой услуг предприятий торговли по доведению товара до потребителя и его реализации. Ее основные цели состоят в возмещении текущих затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов, направленных на продвижение товара от производителя к потребителю и обеспечении рентабельности реализуемого товара.
|
Таблица 5 - Анализ валового дохода
№ п/п | Показатели | Отчетный год (квартал) | Отклонение от плана +/- | |
план | факт | |||
1. | Розничный товарооборот, тыс. руб. | 17606,82 | 756,82 | |
2. | Сумма валовых доходов (реализованных торговых скидок) | 7042,728 | 976,728 | |
3. | Уровень валовых доходов (средний% торговой скидки) | +4 |
В процессе анализа валового дохода (таблица 5) был определен фактический уровень валовых доходов, равный 40%, выявлено 4% отклонение фактических показателей от плановых.
К системе внутренних факторов относятся: объём товарооборота, его структура, состав, товародвижение, типизация предприятий торговли и общественного питания, качество товаров и уровень торгового обслуживания, целевая стратегия.
Также на величину валового дохода в магазине Гавань влияют следующие отдельные факторы - изменение ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек. К ним относятся: отчисления на социальное страхование, в фонд занятости, в пенсионный фонд, на медицинское страхование, налогооблагаемой базой которых является фонд заработной платы. Аналогичным образом на размер валового дохода оказывает влияние изменение ставок банковских процентов, арендных ставок, различных тарифов, оплачиваемых предприятиям торговли и общественного питания за предоставленные извне услуги. За их ростом незамедлительно следует повышение уровня торговых надбавок (наценок).
Существенное влияние на размер валового дохода оказывает платежеспособный спрос населения на потребительские товары, который в Гавани находится на высоком уровне. Территориальное расположение магазина Гавань относительно поставщиков и района деятельности также влияет на валовый доход - уровень торговой надбавки средний. [10, c. 230]
Итак, исходя из анализа валового дохода предприятия ООО Светоч, можно сделать выводы, что уровень валовых доходов находится на высоком уровне, существенное влияние на размер валового дохода оказывает платежеспособный спрос населения на потребительские товары. Большое влияние на изменение объема валового дохода оказывает ассортиментная структура товарооборота. Повышение в товарообороте удельного веса товаров и товарных групп с высоким уровнем торговых надбавок ведет к росту валового дохода, что и наблюдается в магазине Гавань.
1.6 Анализ выполнения плана прибыли и рентабельности
Важнейшим показателем эффективности работы торгового (коммерческого) предприятия является прибыль, в которой отражаются результаты всей торговой деятельности предприятия - объем реализованной продукции, ее состав и ассортиментная структура, производительность труда, уровень затрат, наличие непроизводительных расходов и потерь и т. д.
От размера полученной прибыли зависят пополнение фондов, материальное поощрение работников, уплата налогов и др. Наличие прибыли свидетельствует о том, что расходы торговых предприятий полностью покрываются доходами от реализации товаров и оказания услуг. Прибыль торгового предприятия рассчитывается как разность между всеми ее доходами и расходами.
Таблица 6 - Анализ выполнения плана прибыли и рентабельности
№ п/п | Показатели | Отчетный год(квартал) | Отклонение от плана, тыс. руб. +/- | |
план | факт | |||
1. | Товарооборот | 17606,82 | +756,82 | |
2. | Валовой доход% к товарообороту | 976,728 | ||
3. | Издержки обращения% к товарообороту | 67,69 | 64,78 | 331,95 |
4. | Непланируемые доходы | -20 | ||
5. | Непланируемые потери | |||
6. | Прибыль% к обороту | 36,59 | 40,45 | 956,728 |
В процессе анализа выполнения плана прибыльности и рентабельности было определено изменение в объеме товарооборота на 756,82 тыс. руб, средний уровень валового дохода 976,728 тыс. руб., изменение уровня издержек обращения на 331,95 тыс. руб., определено наличие непланируемых доходов, полученные от поставщиков за несвоевременную поставку товаров на 100 тыс. руб., что меньше ожидаемой суммы на 20 тыс. руб., определены непланируемые потери на сумму 20 тыс. руб.
Для повышения рентабельности предприятия ООО Светоч необходимо провести совершенствование работы с поставщиками, которая состоит в заключении с рядом поставщиков долгосрочных контрактов, при этом достигается снижение закупочных цен. Также при расчетах с поставщиками целесообразно использовать факторинг, который позволяет увеличивать средства в обороте по сравнительно невысокой цене. Организация работы на заказ позволит в большей мере удовлетворять запросы клиентов, так как ряд продуктовых высокостоимостных брендов не пользуется постоянным спросом, но потребность в них все же есть. При организации работы под заказ возможно привлечение дополнительных клиентов.