Проблемы и методы обеспечения качества продукции




Введение

 

В любой отрасли, где бы ни производилась стандартизация, основным требованием к деятельности по стандартизации является ее системность, т.е. обеспечение взаимной согласованности, непротиворечивости, унификации и исключение дублирования требований по стандартизации. Необходимость и достоверность оценки качества продукта (услуги) усиливаются по мере все большего вовлечения стран в международный рынок. Высокий и разнообразный спрос на продукцию (услуги) во всем мире делает необходимым взаимное признание результатов деятельности различных предприятий. Высший уровень такого признания - сертификация, гарантирующая, что продукт (услуга) отвечает определенным требованиям и имеет заданное качество.

Сертификация - совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством сертификата соответствия или знака соответствия) того, что продукт или услуга соответствует определенным стандартам или техническим условиям.

В зависимости от того, кто ее проводит, сертификация бывает трех видов:

самосертификация, проводимая самим предприятием - изготовителем продукции или услуг;

сертификация, осуществляемая потребителем;

сертификация, осуществляемая третьей стороной - специальной организацией, не зависимой от потребителя и изготовителя.

Наибольшим доверием в международной и отечественной практике пользуется сертификация, осуществляемая третьей стороной.

Сертификация позволяет реализовать единый подход к оценке качества различных объектов, дает возможность гарантии стабильного выпуска продукции или предоставления услуг необходимого уровня качества, поскольку охватывает не только собственно качество продукции или услуги, но и организацию производства. В конечном итоге развитая национальная система сертификации призвана защищать потребителей от низкокачественной, а то и просто вредной для его здоровья продукции.

Сертифицированная система качества предприятия позволяет ему расширить круг надежных партнеров, повысить свою конкурентоспособность. Сертификация в условиях рыночных отношений - признанный в мире способ независимого подтверждения (оценки) соответствия продукции, работ и услуг установленным требованиям. Использование сертификации создает предпосылки и условия для успешного решения ряда важнейших социальных и экономических проблем.

Введение сертификации, гармонизированной с международными правилами на соответствие требованиям стандартов, - необходимое условие интеграции Беларуси в мировое пространство. Все вышеизложенное определяет актуальность темы данного исследования.

 

 


Сущность сертификации

Сертификация - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Также сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Часто отождествляют сертификацию и лицензирование.

Лицензия - это право (разрешение) на осуществление какой-либо деятельности, сертификат на услуги - документ, подтверждающий, что качество услуг соответствует определённым требованиям.

Декларация о соответствии об обязательной сертификации продукции и услуг документ, в котором производитель удостоверяет, что поставляемая им продукция соответствует требованиям определенных стандартов качества. Если продукция входит в указанную «Номенклатуру продукции подлежащих обязательной сертификации», то для ее реализации или прохождения таможенной очистки необходимо получение сертификата соответствия в системе БелСТ.

Если продукция не подлежит обязательной сертификации, то для нее возможно оформление либо отказного письма, либо добровольного сертификата.

Отказное письмо БелСТ справка, выдаваемая аккредитованным в соответствующей системе органом и сообщающая о том, что данная продукция не подлежит обязательной сертификации в данной системе сертификации.

Существует также относительно небольшой перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.

Сертификаты соответствия на ту или иную продукцию выдаются органами по сертификации, имеющими соответствующую область аккредитации, на основании представленных им документов на продукцию, основным из которых является протокол испытаний.

Протоколы испытаний выдаются в свою очередь аккредитованной испытательной лабораторией после проведения испытаний соответствующим образом отобранных образцов продукции. На практике лаборатории могут сделать указанный протокол просто на основании экспертизы технических документов о продукции.

На самом сертификате внизу стоит две подписи: руководителя органа сертификации и эксперта по данной продукции, который так же, как орган сертификации и исследовательская лаборатория, имеет свою узкую область аккредитации. [4, c. 40].

На практике это иногда может привести к тому, что даже если данная продукция входит в область аккредитации органа сертификации, но эксперта нет ни в штате, ни в пределах досягаемости вне штата, то сертификат выдать не смогут.

сертификация качество товар

Проблемы и методы обеспечения качества продукции

 

Проблема качества продукции не является новой проблемой. В настоящее время накоплен достаточный отечественный и зарубежный опыт по данной проблеме, проведены многочисленные фундаментальные исследования. Однако в силу невосприимчивости бывшей экономики к достижениям научно-технического прогресса накопленный опыт стал достоянием немногих и поддерживается только энтузиастами - руководителями предприятий, с пониманием относящимися к этой проблеме.

Так в чем же состоит проблема качества продукции?

Во-первых, это проблема теоретическая, требующая осмысления понятийного аппарата.

Во-вторых, это проблема обеспечения качества продукции.

В-третьих, это проблема улучшения качества продукции.

В-четвертых, это проблема системного подхода, позволяющая обеспечить и улучшить качество продукции в зависимости от конкретных объективно складывающихся условий, в которых работает предприятие.

Решение проблемы качества продукции основывается на знании понятий и определений.

Качество продукции представляет собой совокупность потребительских свойств, отражающих степень новизны, обусловливающих способность ее удовлетворять конкретные или предполагаемые потребности в системе производственных отношений.

Любая продукция, выпускаемая предприятиями, обладает многочисленными свойствами, которые отражают объективную реальность материального мира. Эти свойства познаются благодаря развитию науки и позволяют отличать одну продукцию от другой. Задача состоит в том, чтобы придать продукции те свойства, которые определяются конкретной потребностью, позволяют использовать продукцию с минимальными издержками. Многочисленные свойства продукции часто бывают не равнозначны и не всегда являются необходимыми с точки зрения потребления этой продукции. Необходимые свойства, характеризующие качество продукции, фиксируются в нормативных документах: стандартах и технических условиях.

В этом смысле качество продукции имеет однозначное определение. Оно характеризует соответствие качества продукции требованиям нормативной документации.

Всякое отступление от требований нормативной документации называется дефектом.

Продукция, имеющая дефект, называется браком. Дефекты выявляются на стадии изготовления продукции на основе пооперационного контроля. Брак выявляется после завершения технологического цикла на стадии приемочного контроля.

В зависимости от значимости, определяемой степенью влияния на качество продукции, все дефекты делятся на малозначительные, значительные и критические.

Малозначительные дефекты несущественно влияют на использование продукции по прямому назначению. Значительные дефекты существенно влияют на использование продукции по прямому назначению, но не являются критическими. Критические дефекты исключают возможность использовать продукцию по прямому назначению, приводят к аварийным ситуациям в процессе использования продукции.

Все дефекты делятся на явные и скрытые, исправимые и неисправимые. К явным дефектам относятся такие, которые выявляются действующими методами и средствами контроля. Те дефекты, которые не выявляются действующими методами и средствами контроля, называются скрытыми.

Дефекты, которые технически возможно и экономически целесообразно исправлять, называются исправимыми, а те, которые исправить технически невозможно и экономически нецелесообразно, называются неисправимыми. Продукция, имеющая значительные и критические неисправимые дефекты, считается окончательно забракованной и подлежит утилизации. Рассмотренные теоретические положения не предполагают низкого и высокого качества продукции.

Здесь речь идет об уровне качества продукции, определяемом относительной характеристикой достигнутых значений свойств продукции с базовой величиной, взятой для сравнения. На практике в качестве такой базы принимаются требования нормативной документации. Таким образом, продукция, используемая с малозначительными дефектами, имеет уровень качества ниже единицы. Если на предприятии создаются объективные производственные условия для выпуска продукции выше требований нормативной документации и это поощряется реальной потребностью, такая продукция имеет уровень качества выше, единицы.

Рассмотренные обстоятельства свидетельствуют о раздвоении проблемы качества продукции на проблему обеспечения и улучшения (или повышения) уровня ее качества.

С точки зрения обеспечения проблема качества продукции решается путем осуществления комплекса организационных, технических и экономических мероприятий, направленных на достижение установленных требований нормативной документации.

С точки зрения улучшения (повышения) уровня качества проблема качества продукции предполагает осуществление указанных выше мероприятий, направленных на достижение свойств этой продукции выше требований нормативной документации. О значении проблемы обеспечения требований нормативной документации можно судить хотя бы по двум примерам из практики строительства. Несоблюдение геометрических размеров наружных стеновых панелей в крупнопанельном строительстве приводит к тому, что наши дома, сданные в эксплуатацию, бывают выше «ростом» до 1,2 метра против проекта. А это по стране излишне потраченные впустую миллионы капиталовложений.

Несоблюдение требований по массе заполнителей и отсутствие контроля за массой изделий (многие из них превышают нормативную массу до 30 процентов) имеют следствием то, что соответственно повышается теплопроводность наружных стен, что приводит к огромному перерасходу тепловой энергии при эксплуатации зданий. В условиях рынка и наметившейся тенденции постоянного роста цен на энергоресурсы такие отступления от проекта, требующие повышенных затрат на отопление, скоро станут не по карману даже очень обеспеченным владельцам, рискнувшим приватизировать подобные объекты. [8, c. 117].

Большую роль в обеспечении качества продукции играют статистические методы.

Целью методов статистического контроля является исключение случайных изменений качества продукции. Такие изменения вызываются конкретными причинами, которые нужно установить и устранить. Статистические методы контроля качества подразделяются на:

статистический приемочный контроль по альтернативному признаку;

выборочный приемочный контроль по варьирующим характеристикам качества;

стандарты статистического приемочного контроля;

система экономических планов;

планы непрерывного выборочного контроля;

методы статистического регулирования технологических процессов.

Многие из оценок качества продукции вытекают из самих особенностей сбора информации.

Каждая из разновидностей статистических методов контроля качества имеет свои преимущества и недостатки. Например, выборочный приемочный контроль по варьирующим характеристикам имеет то преимущество, что требует меньшего объема выборки. Недостаток этого метода заключается в том, что для каждой контролируемой характеристики нужен отдельный план контроля. Если каждое изделие проверяется по пяти характеристикам качества, необходимо иметь пять отдельных планов проверок.

Как правило, планы выборочного приемочного контроля проектируют таким образом, чтобы была мала вероятность ошибочно забраковать годную продукцию, или был мал «риск производителя». Большинство планов выборочного контроля проектируется так, чтобы «риск производителя» был α = 0,05.

Если при установленном плане выборочного контроля «уровень приемлемого качества» соответствует предполагаемой доле брака в генеральной совокупности, то считают, что вероятность забраковать годную продукцию мало отличается от 0,05. Поэтому уровень приемлемого качества и α соответствуют способу плана выборочного контроля. Важно также, что план приемочного выборочного контроля составляется с таким расчетом, чтобы вероятность приемки продукции низкого качества была мала, т.е. был мал «риск потребителя». Граница между хорошей и плохой продукцией называется допустимой долей брака в партии. [9, c. 184].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: