Потребность – состояние объективной нужды в чем либо, лежащем вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Считается, что специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека.
Особенности потребностей:
· Имеются у всех живых существ
· Избирательное реагирование на потребности
· Потребности не насыщаемы
Классификация потребностей по происхождению:
· Естественные (материальные)
· Культурные (духовные)
По критерию временной актуализации:
· Постоянные (потребность в кислороде)
· Устойчивые (потребность в общении)
· Циклические (потребность в пище)
· Ситуативные
Классфикация по Макклеланду:
1. Потребность во власти.
2. Потребность успеха
3. Потребность в причастности (нацелена на общение)
Структура потребностей по А. Маслоу
Мотив - опредмеченая, осознанная потребность. Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей. Мотивы - это то ради чего совершается деятельность.
Классификация мотивов:
· Осознаваемые - это мотивы побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями.
· Неосознаваемые
По отношению к деятельности:
· Внешние по отношению к деятельности - не связаны с ней.
· Внутренние по отношению к деятельности.
Мотивация — это совокупность побуждений к деятельности. Процесс увязывающие воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации.
Мотивационный процесс - это процесс становления, путь развития мотивов в процессе деятельности
Закон оптимальной мотивации Йеркса-Додсона.
Законом Йеркса-Додсона в психологии называют зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов. Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации).
Общее понятие о деятельности, ее виды и структура. Индивидуальный стиль деятельности.
Деятельность социальная категория. Она присуща только человеку. Она предполагает выделение себя из окружающей среды.
Деятельность – высшая, сознательно регулируемая форма взаимодействия с окружающей средой, в процессе которого человек познает и творчески преобразует самого себя.
Характеристики деятельности:
à Социальная обусловленность
à Целенаправленность
à Плановость
à Предметность
à Субъектность(обусловлена личностными хар- ками).
Виды деятельности:
1. Общение - направленная на обмен информацией межличностного и делового плана
2. Игра - деятельность, направленная на решение задачи в искусственно созданных условиях.
3. Учение - деятельность, направленная на систематическое преобразование ЗУНов.
4. Труд - деятельность, обеспечивающая производство общественно полезного продукта.
Ведущая деятельность - это деятельность, которая оказывает наибольшее влияние на психологическое развитие человека в данном возрасте и с которой связано возникновение важнейших психических новообразований.
Игра- 1-6 лет
Учение - младшие школьники
Общение - подростки
Юношеский возраст - труд.
Структура деятельности
1. Возникновение потребности.
2. Появление мотивов (предметов удовлетворения потребностей).
3. Формирование цели. Цель - предполагаемый результат деятельности.
4. Построение программы деятельности - подбор методов, действий и операций.
5. Выполнение деятельности. На этом этапе выделяют 2 единицы анализа: действие - элемент деятельности, направленный на выполнение простой текущей задачи, которая имеет достаточно самостоятельную цель и осознается субъектом. Различают действия: сенсорные, волевые, моторные, мыслительные. Операция - конкретный способ выполнения действия.
6. Оценка результатов - сличение продукта деятельности с его целью.
7. Коррекция программы деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности - вся система отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности.
Наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля можно считать следующие:
а) устойчивая система приемов и способов деятельности;
б) эта система обусловлена определенными личными качествами;
в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.