Понятие о потребности, мотиве и мотивации. Классификация потребностей и мотивов. Закон оптимальной мотивации Йеркса-Додсона.




Потребность – состояние объективной нужды в чем либо, лежащем вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Считается, что специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека.

Особенности потребностей:

· Имеются у всех живых существ

· Избирательное реагирование на потребности

· Потребности не насыщаемы

Классификация потребностей по происхождению:

· Естественные (материальные)

· Культурные (духовные)

По критерию временной актуализации:

· Постоянные (потребность в кислороде)

· Устойчивые (потребность в общении)

· Циклические (потребность в пище)

· Ситуативные

Классфикация по Макклеланду:

1. Потребность во власти.

2. Потребность успеха

3. Потребность в причастности (нацелена на общение)

 

Структура потребностей по А. Маслоу

 

Мотив - опредмеченая, осознанная потребность. Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей. Мотивы - это то ради чего совершается деятельность.

Классификация мотивов:

· Осознаваемые - это мотивы побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями.

· Неосознаваемые

По отношению к деятельности:

· Внешние по отношению к деятельности - не связаны с ней.

· Внутренние по отношению к деятельности.

Мотивация это сово­купность побуждений к деятельности. Процесс увязывающие воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации.

Мотивационный процесс - это процесс становления, путь развития мотивов в процессе деятельности

Закон оптимальной мотивации Йеркса-Додсона.

Законом Йеркса-Додсона в психологии называют зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов. Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации).

 

 

Общее понятие о деятельности, ее виды и структура. Индивидуальный стиль деятельности.

Деятельность социальная категория. Она присуща только человеку. Она предполагает выделение себя из окружающей среды.

Деятельность – высшая, сознательно регулируемая форма взаимодействия с окружающей средой, в процессе которого человек познает и творчески преобразует самого себя.

Характеристики деятельности:

à Социальная обусловленность

à Целенаправленность

à Плановость

à Предметность

à Субъектность(обусловлена личностными хар- ками).

Виды деятельности:

1. Общение - направленная на обмен информацией межличностного и делового плана

2. Игра - деятельность, направленная на решение задачи в искусственно созданных условиях.

3. Учение - деятельность, направленная на систематическое преобразование ЗУНов.

4. Труд - деятельность, обеспечивающая производство общественно полезного продукта.

Ведущая деятельность - это деятельность, которая оказывает наибольшее влияние на психологическое развитие человека в данном возрасте и с которой связано возникновение важнейших психических новообразований.

Игра- 1-6 лет

Учение - младшие школьники

Общение - подростки

Юношеский возраст - труд.

Структура деятельности

1. Возникновение потребности.

2. Появление мотивов (предметов удовлетворения потребностей).

3. Формирование цели. Цель - предполагаемый результат деятельности.

4. Построение программы деятельности - подбор методов, действий и операций.

5. Выполнение деятельности. На этом этапе выделяют 2 единицы анализа: действие - элемент деятельности, направленный на выполнение простой текущей задачи, которая имеет достаточно самостоятельную цель и осознается субъектом. Различают действия: сенсорные, волевые, моторные, мыслительные. Операция - конкретный способ выполнения действия.

6. Оценка результатов - сличение продукта деятельности с его целью.

7. Коррекция программы деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности - вся система отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности.

Наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля можно считать следующие:

а) устойчивая система приемов и способов деятельности;

б) эта система обусловлена определенными личными качествами;

в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: