Классификация Е.А. Климова предполагает выделение четырех основных признаков ее построения: предмет труда, цель труда, орудия труда к условия труда. Группы, выделенные по указанным признакам, построены по типу ярусов.
Первый ярус составляют пять типов профессий, выделяемых по предмету труда:
· биономические (человек — живая природа). Представители этих профессий имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (агроном, зоотехник, микробиолог, ветеринар и т. д.);
· технономические (человек—техника (неживая природа)). Предметом труда в данной группе являются технические объекты, вещества, материалы. Примерами такого рода профессий являются слесарь-сборщик, шофер, технолог, общественного питания и т. п.;
· социономические (человек—человек). Предметом труда в данной группе являются отдельные индивиды или группы людей (парикмахер, врач, учитель, психолог, продавец и т. п.);
· сигнономические (человек—знак). Представители данной группы имеют дело со знаками, цифрами, символами, формулами, естественными и искусственными языками (чертежник-картограф, лингвист, программист, бухгалтер, редактор издательств);
· артономические (человек—художественный образ). Представители этой профессиональной группы имеют дело с фактами художественного отображения действительности (художник, архитектор, настройщик музыкальных инструментов, актер театра и т. п.).
При отнесении той или иной профессии к одной из указанных групп необходимо учитывать, что границы между,-группами весьма прозрачные и невозможно включить такое многомерное явление, как профессия, в одну группу.
В пределах каждого типа профессий выделяют классы по цели деятельности, что составляет второй ярус классификации. По данному признаку автор предлагает три класса профессии:
|
· гностические, основная цель которых в распознавании объектов, их классификации: дегустатор, сортировщик фруктов (человек—природа); контролер ОТК, пирометрист (человек—техника); врач-рентгенолог, судебный эксперт (социономические профессии) и т. д.;
· преобразующие, целью которых является изменение состояния объекта: агроном и зоотехник (человек—природа); токарь, слесарь-ремонтник, водитель (человек—техника); учитель, тренер, экскурсовод (человек—человек) и т. д.;
· изыскательские, предполагающие отыскание новой информации или способов выполнения деятельности: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, биолог-исследователь (человек—природа); инженер-конструктор, раскройщик верха обуви (человек—техника); художник-дизайнер, композитор (человек—художественный образ).
По признаку средств труда в рамках каждого класса выделяют профессии, имеющие дело с вещественными и невещественными орудиями труда (третий ярус классификации).
К вещественным орудиям относятся внешние по отношению к субъекту материальные средства взаимодействия с объектом труда. С вещественными орудиями труда имеют дело профессии:
· ручного труда (слесарь, картограф, художник):
· машинно-ручного труда, имеющие дело с механизированными средствами или станками, с машинами с ручным управлением (машинист экскаватора, шофер, токарь, врач-стоматолог);
· связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (оператор энергосистем, оператор станков с программным управлением и т. п.).
|
Невещественные (функциональные) орудия труда представляют собой присущие субъекту средства воздействия на объект. Ими могут быть как внешние средства воздействия (жест, мимика, интонация), так и внутренние, психологические средства труда (мысленные эталоны решения задач, алгоритмы и схемы выполнения действий).
По условиям труда (четвертый ярус) выделяют следующие группы профессий:
· в условиях, близких к бытовым (лаборант, бухгалтер, продавец и т. д.);
· в неблагоприятных условиях, на открытом воздухе, в любую погоду, в условиях профессиональных вредностей (агроном, инспектор госавтоинспекции, врач-рентгенолог, каменщик и т. п.);
· в необычных условиях: на высоте, под водой, под землей, при пониженных и повышенных температурах и т.п. (пожарный, водолаз, монтажник-высотник);
· в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей и материальные ценности (судья, хирург, воспитатель детского сада).
Предложенная классификация является рабочей и применяется в практике профессионального консультирования.
Вместе с тем, не все ее основания с одинаковой долей эффективности используются в этой работе. Как правило, практики в большей степени обращают внимание на первый ярус. Причиной этого является слабая проработанность содержания классификации внутри остальных трех ярусов и их увязки между собой. Это, прежде всего, касается профессий субъект-субъектного плана и творческих областей, хотя попытки такого анализа имеются.