Классификация профессий по Е.А. Климову




Классификация Е.А. Климова предполагает выделение четырех основных признаков ее построения: предмет труда, цель труда, орудия труда к условия труда. Группы, выделенные по указанным признакам, построены по типу ярусов.

 

Первый ярус составляют пять типов профессий, выделяемых по предмету труда:

· биономические (человек — живая природа). Представители этих профессий имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (агроном, зоотехник, микробиолог, ветеринар и т. д.);

· технономические (человек—техника (неживая природа)). Предметом труда в данной группе являются технические объекты, вещества, материалы. Примерами такого рода профессий являются слесарь-сборщик, шофер, технолог, общественного питания и т. п.;

· социономические (человек—человек). Предметом труда в данной группе являются отдельные индивиды или группы людей (парикмахер, врач, учитель, психолог, продавец и т. п.);

· сигнономические (человек—знак). Представители данной группы имеют дело со знаками, цифрами, символами, формулами, естественными и искусственными языками (чертежник-картограф, лингвист, программист, бухгалтер, редактор издательств);

· артономические (человек—художественный образ). Представители этой профессиональной группы имеют дело с фактами художественного отображения действительности (художник, архитектор, настройщик музыкальных инструментов, актер театра и т. п.).

При отнесении той или иной профессии к одной из указанных групп необходимо учитывать, что границы между,-группами весьма прозрачные и невозможно включить такое многомерное явление, как профессия, в одну группу.

 

В пределах каждого типа профессий выделяют классы по цели деятельности, что составляет второй ярус классификации. По данному признаку автор предлагает три класса профессии:

· гностические, основная цель которых в распознавании объектов, их классификации: дегустатор, сортировщик фруктов (человек—природа); контролер ОТК, пирометрист (человек—техника); врач-рентгенолог, судебный эксперт (социономические профессии) и т. д.;

· преобразующие, целью которых является изменение состояния объекта: агроном и зоотехник (человек—природа); токарь, слесарь-ремонтник, водитель (человек—техника); учитель, тренер, экскурсовод (человек—человек) и т. д.;

· изыскательские, предполагающие отыскание новой информации или способов выполнения деятельности: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, биолог-исследователь (человек—природа); инженер-конструктор, раскройщик верха обуви (человек—техника); художник-дизайнер, композитор (человек—художественный образ).

 

По признаку средств труда в рамках каждого класса выделяют профессии, имеющие дело с вещественными и невещественными орудиями труда (третий ярус классификации).

К вещественным орудиям относятся внешние по отношению к субъекту материальные средства взаимодействия с объектом труда. С вещественными орудиями труда имеют дело профессии:

· ручного труда (слесарь, картограф, художник):

· машинно-ручного труда, имеющие дело с механизированными средствами или станками, с машинами с ручным управлением (машинист экскаватора, шофер, токарь, врач-стоматолог);

· связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (оператор энергосистем, оператор станков с программным управлением и т. п.).

Невещественные (функциональные) орудия труда представляют собой присущие субъекту средства воздействия на объект. Ими могут быть как внешние средства воздействия (жест, мимика, интонация), так и внутренние, психологические средства труда (мысленные эталоны решения задач, алгоритмы и схемы выполнения действий).

 

По условиям труда (четвертый ярус) выделяют следующие группы профессий:

· в условиях, близких к бытовым (лаборант, бухгалтер, продавец и т. д.);

· в неблагоприятных условиях, на открытом воздухе, в любую погоду, в условиях профессиональных вредностей (агроном, инспектор госавтоинспекции, врач-рентгенолог, каменщик и т. п.);

· в необычных условиях: на высоте, под водой, под землей, при пониженных и повышенных температурах и т.п. (пожарный, водолаз, монтажник-высотник);

· в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей и материальные ценности (судья, хирург, воспитатель детского сада).

 

Предложенная классификация является рабочей и применяется в практике профессионального консультирования.

Вместе с тем, не все ее основания с одинаковой долей эффективности используются в этой работе. Как правило, практики в большей степени обращают внимание на первый ярус. Причиной этого является слабая проработанность содержания классификации внутри остальных трех ярусов и их увязки между собой. Это, прежде всего, касается профессий субъект-субъектного плана и творческих областей, хотя попытки такого анализа имеются.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: