Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1-4 классы - 34 ч. в год. Согласно учебному плану МБОУ «Малоугреневская СОШ» часы будут корректироваться.
РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
· когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
· мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
· поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
· Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
· Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
· Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
· Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
|
3. Коммуникативные УУД:
· Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ
№ урока | Тема раздела | Кол-во часов | Содержание | Характеристика видов деятельности обучающихся |
Мы построим новый дом. | Знакомство с профессией архитектора. Работа с конструктором. | Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий, связанных с творчеством для всего общества. Работать с конструктором. | ||
Кто такой - дизайнер | Описание профессии дизайнера и его деятельности. Знакомство с понятиями: эскиз, образ, модель, узоры и др.; с видами деятельности — показывать, намечать, делать. Мини-проект «Я хочу стать дизайнером» | Исследовать «Кто такой - дизайнер» Описать профессию дизайнера и его деятельности. Участвовать в проекте «Я хочу стать дизайнером». | ||
Самый классный - классный уголок | Оформление классного уголка. Творческий проект. | Познакомиться с понятиями: эскиз, образ, модель, узоры и др.. Участвовать в мини-проекте «Самый классный - классный уголок». | ||
Как составить букет | Знакомство с профессией - флорист. Важное в профессии - творческое мышление и фантазия. Беседа «Как создать настроение при помощи цветов и трав». Проект «Подарить цветы – значит, выразить свои чувства: любовь, почтение, уважение». | Познакомиться с понятиями: эскиз, образ, модель, узоры и др.. Участвовать в мини-проекте: «Фигурки из цветов». | ||
Фигурки из цветов | Введение понятий: флористика, цвет, форма, композиция. Секреты составления композиций из цветов: сорт цветов, популярность растений и их сочетаемость. «Спасибо, Учитель!» - цветочные проекты. Практическая работа. | |||
Кто такой скульптор | Профессия – скульптор. Близкие понятия - художник, мастер. Виды скульптуры (статуя, группа, статуэтка, бюст, памятники, монументы). Основные способы работы скульптора: резьба, высекание, лепка, литье. Качества, необходимые в профессии: художественные способности, физическая сила, память, внимание, терпение, аккуратность. | Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о профессиях: скульптор, парфюмер, портной, повар, парикмахер, реставратор, иллюстратор и др.. Выполнение работ из глины. | ||
Лепка из глины | Работа с глиной. | |||
Маленькие фея. Как придумать аромат | Беседа «Обоняние - самое загадочное чувство человека». Дискуссия «Как можно стать настоящим парфюмером?» | Знакомство с профессией - парфюмера. Введение основных понятий: начальная нота, «сердце» запаха и конечная нота - шлейф. Лаборатория ароматов: колбочки, флаконы, баночки. Участие в дискуссии. | ||
Кто шьёт новую одежду | Профессия – портной. Смежные профессии: закройщик, швея. Швейные изделия. Орудия труда: игла, ножницы, булавка, швейная машина, утюг. | Получить новые знания о профессии портной и смежных профессиях: закройщик, швея. Выполнение мини-проекта «Кто шьет новую одежду?». | ||
Вкусная профессия. Кто готовит нам обед | Профессия повар. Введение понятий: поварня, кухонная утварь, шумовка, мутовка, ступка, дуршлаг. Игры «Из чего готовят борщ», «Ох, и крутится мама на кухне», «Как у матушки на кухне». Проект «Салат». | Получить знания о профессии повара. Участие в играх, работа в группах. Выполнение проекта «Салат». | ||
Моя мама - парикмахер | Профессии парикмахер, стилист, визажист, косметолог. Введение понятий: парик, пробор, прядь, чёлка, локон, кудри. Практическая работа: эскиз причёски. Аттракцион «Что нужно для парикмахера» (среди многих предметов найти нужные и перенести их на другой стол). Аттракцион «Завяжи бантик» | Знакомство с новыми профессиями парикмахер, стилист, визажист, косметолог. Введение понятий: парик, пробор, прядь, чёлка, локон, кудри. Участие в практической работе: эскиз причёски. Аттракцион «Что нужно для парикмахера» (среди многих предметов найти нужные и перенести их на другой стол). Аттракцион «Завяжи бантик» | ||
«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам | Профессией - реставратор. Проект «Новая жизнь старым вещам» | Знакомство с профессией - реставратор. Участие в проекте «Новая жизнь старым вещам» | ||
Кто украшает книжку | Профессия иллюстратор. Виды деятельности: иллюстрирование печатных изданий, книг, сборников; разработка дизайна книги, брошюры. Беседа «Каким должен быть хороший иллюстратор?» | Описание профессии иллюстратора. Виды деятельности: иллюстрирование печатных изданий, книг, сборников; разработка дизайна книги, брошюры. Беседа «Каким должен быть хороший иллюстратор?»Современные иллюстраторы. Рисование с помощью графических компьютерных программ. Знакомство с иллюстрациями Angel Dominguez к сказке Л. Кэролла "Алиса в стране чудес", с работами иллюстратора Людмилы Мельникович. | ||
Рисуем сказку | Современные иллюстраторы. Рисование с помощью графических компьютерных программ. Знакомство с иллюстрациями Angel Dominguez к сказке Л. Кэролла "Алиса в стране чудес", с работами иллюстратора Людмилы Мельникович. | |||
Компьютерная иллюстрация | Профессия художник. Типы художников: живописец, художник-график, фотохудожник, художник-мультипликатор. Качества необходимые художнику: воображение; способность воспринимать и различать цвета и их оттенки; оригинальность, находчивость; развитое пространственно-образное мышление; самостоятельность; наблюдательность; открытость для восприятия нового; чувство гармонии и вкуса. | Описание профессии художника и его деятельности. Типы художников: живописец, художник-график, фотохудожник, художник-мультипликатор. | ||
Кто рисует картины | Детям о живописи. Галереи лучших работ известных художников для детей. Художественная галерея для детей. Золотая осень в картинах русских художников | Знакомство с работами известных художников. Беседа. Выполнение проектов. | ||
Художники - детям | ||||
Когда возникла музыка. Музыканты оркестра | Музыкант, аранжировщик, вокалист - сольный певец или артист хора; дирижёр - руководитель оркестра или хора, инструменталист. | Беседа. Знакомство с профессиями музыканта, аранжировщика, вокалиста, композитора, дирижера. Участие во профориентационной игре. | ||
Кто сочиняет музыку | Композитор. Правилами теории музыки. Отличие композитора от исполнителя. | |||
Композиторы - детям | Современные композиторы – детям. Знакомство с творчества композиторов Ю.Савалова, Ю. Савельева, В. Коровицина. | |||
Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная палочка дирижёра | ||||
Как стать писателем. Проба пера | Писатель. Литературные произведения: повести, рассказы, романы, новеллы, эссе. Структура произведения, его сюжет (происшествия и события), персонажей и их характеры. | Беседа. Знакомство с профессией писателя. Знакомство с творчеством русских писателей. Описание профессии поэта. Знакомство с жанрами: стихотворение, ода, поэма, баллада, стансы, песни и т.д. | ||
Писатели - детям | Знакомство с творчеством русских писателей. | |||
Как рождаются стихи. Про поэтов. | Описание профессии поэта. Жанры: стихотворение, ода, поэма, баллада, стансы, песни и т.д. | |||
Поэты – детям | ||||
Профессия - режиссёр | Профессия – режиссер. Близкие профессии: актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр. Постановка фильмов, спектаклей, цирковых программ, музыкальных шоу, массовых мероприятий. | |||
Кукольный театр. Сыграем пьесу. | Беседа «Что такое театр?» Проблемная ситуация «Кто создаёт театральные «полотна»?». Сказка Н.А. Юсупова «Серый волк». Знакомство с особенностями пьесы. | Разбор пьесы. Коллективное разучивание реплик. Коллективное выполнение эскизов декораций, костюмов, их изготовление. Прогонные и генеральные репетиции, выступление. | ||
Я хочу танцевать. Как стать танцором | Описание профессии хореограф и его деятельности. Танцевальная труппа. Деятельность хореографа: разработка идеи танца, оценивание и отбор танцоров, подбор костюмов, музыки и т.д. | Знакомство с профессией хореограф. Возможность попробовать себя в роли хореографа в процессе игры. | ||
Кто придумывает танцы | Профессия – танцор. Введение понятий: движение, фигуры, композиции. Виды, стили и форма танца: балет, бальные танцы, латиноамериканские танцы, современные танцы и другие. | Знакомство с профессией – танцор. Выполнение мини - проекта на тему «Качества необходимые в профессии: красивая внешность, умение двигаться, артистичность, любовь к танцам, спортивность, выносливость». | ||
Танцевальная жемчужина. Экскурсия в Дом культуры | ||||
Кто пишет статьи в газету | Профессия – журналист. Похожие профессии: диктор, корреспондент, литературный критик, пресс-секретарь, редактор, репортер, советник. Введение понятий: поиск информации, анализ фактов, составление текста, переработка материала. | Знакомство с профессией – журналист. Похожие профессии: диктор, корреспондент, литературный критик, пресс-секретарь, редактор, репортер, советник. Знакомство с понятиями: поиск информации, анализ фактов, составление текста, переработка материала. Соблюдение правил морали, этических и эстетических норм. | ||
Репортаж с места событий | Заметка в школьную газету. Школьные новости. Интервью с отличниками учёбы | Описание профессии – фотограф. Основные действия: выставлять необходимое для фотосъемки освещение; регулировать фотоаппаратуру; производить фотосъемку; усаживать клиента, поправлять его позу, обладать навыками делового общения. Применить полученные знания и умения на уроках в жизни. Подготовить компьютерную презентацию «Профессии, связанные с творчеством». | ||
Фотография другу | Беседа «Как стать фотографом», Игра «Весёлый фотограф», Мини-проект «Снимок другу» | сследовать «Как стать фотографом». Разучить игру «Весёлый фотограф». Участвоватьв мини-проекте «Снимок другу» | ||
Итоговое повторение | Творческий проект «Кем и каким я хочу стать» | Выполнение творческого проекта «Кем и каким я хочу стать» |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
|
(первый год обучения)