I. Методика обучения и воспитания в области филологического образования: русский язык.




Перечень экзаменационных вопросов.

Вопрос

(педагогика, психология, информатизация образования)

1. Особенности педагогики, психологии, методики преподавания как гуманитарных дисциплин. Их взаимосвязь, психолого-педагогические знания в деятельности педагога.

2. Образовательный процесс в современной школе: сущность, структура, принципы, закономерности. Компетентностный подход как основа организации образовательного процесса в школе.

3. Теории обучения в психологии, педагогике обучения.

4. Содержание образования: сущность, структура. Системно-деятельностный подход к отбору содержания школьного образования.

5. Современные формы организации образовательного процесса, их характеристика, основания выбора. Деятельностный урок в информационно-образовательной среде: типология и этапы.

6. Технологии обучения в условиях реализации ФГОС ОО, их возможности в развитии личности. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

7. Контрольно-оценочная деятельность педагога в современной школе. Теория и практика оценки образовательных (личностных, метапредметных, предметных) результатов обучающихся.

8. Профессиональные задачи современного педагога. Функции и профессиональные позиции учителя в современной школе.

9. Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка в современной теории и практике образования.

10. Коммуникативная компетентность как основа педагогического общения. Стили, функции, барьеры и конфликты педагогического общения. Способы разрешения конфликтов в педагогическом общении.

11. Психологические теории личности. Педагог и обучающийся как субъекты образования.

12. Психологическая сущность развития человека. Основные факторы, движущие силы и закономерности развития человека. Взаимосвязь развития с обучением, воспитанием, социализацией человека.

13. Проблема социализации личности. Влияние возрастных субкультур на социализацию современного школьника. Маргинальность и деструктивное поведение. Значение предметного знания в социализации школьника.

14. Возраст в психологии и педагогике. Критерии понимания возраста. Идея возрастосообразной школы в теории и практике образования.

15. Проблема общения современных школьников. Виды общения. Информационное взаимодействие в сети Интернет.

16. Психическое развитие младшего школьника. Субкультура младшего школьника и психологические новообразования. Учет особенностей личностной и познавательной сфер младшего школьника в образовательном процессе.

17. Психическое развитие в подростковом возрасте. Подростковая субкультура и психологические новообразования. Учет особенностей личностной и познавательной сфер подростка в образовательном процессе.

18. Психическое развитие в старшем школьном возрасте. Субкультура и психологические новообразования в старшем школьном возрасте. Учет особенностей личностной и познавательной сфер старшего школьника в образовательном процессе.

19. Психологические теории учения. Учебная деятельность, ее структура. Возрастные особенности учебной деятельности и мотивации учения школьников.

20. Малая группа в психологии. Динамические групповые процессы, феномены группового поведения. Школьный коллектив как малая группа. Деятельность педагога по развитию самоуправления в детском коллективе.

21. Возрастные особенности социализации и их учет в воспитании, механизмы социализации (идентификация, подражание, заражение, убеждение, внушение и др.). Социально-дезадаптированные дети, специфика работы с ними.

22. Сущность гуманистического воспитания, его специфические особенности, закономерности, принципы. Характеристика основных концепций воспитания школьников.

23. Организация воспитательного процесса в современной школе: цель, содержание, формы, методы, результаты.

24. Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС ОО: направления, виды деятельности, требования к программам. Характеристика воспитательных результатов.

25. Характеристика ФГОС общего образования: система требований к результатам освоения, структуре, условиям реализации образовательных программ.

26. Характеристика системы образования РФ (Федеральный закон об образовании в РФ, глава вторая).

Вопрос

(методика обучения и воспитания в области филологического образования: русский язык и литература)

1. Русский язык как предмет изучения и обучения в средней школе. Содержание обучения и структура школьного курса русского языка. Состав и структура программы. Инновационные школьные программы по русскому языку.

2. Средства обучения русскому языку. Учебник как ведущее средство обучения. Инновационные учебники по русскому языку для средней и старшей школы. Классификация средств наглядности. Современные средства наглядности в обучении русскому языку.

3. Принципы и методы обучения русскому языку. Теоретические, теоретико-практические и практические методы. Критерии выбора методов обучения. Современные технологии обучения. Сопоставление трактовки традиционных педагогических понятий и новой терминологии как адекватных целям и задачам обучения языку.

4. Технология современного урока. Типология уроков русского языка. Новые активные формы урока русского языка.

5. Типы заданий по русскому языку. Типы диктантов. Грамматический разбор и его роль на уроках русского языка. Отбор дидактического материала к урокам русского языка.

6. Методика изучения фонетики.

7. Методика изучения словообразования.

8. Методика изучения морфологии.

9. Методика изучения синтаксиса и пунктуации.

10. Методика обучения орфографии.

11. Система обучения связной речи в школе. Направления и аспекты работы по развитию речи. Разделы работы по развитию речи. Приемы работы. Типы заданий. Типология упражнений. Специфические умения устной и письменной речи.

12. Изложение и сочинение как виды работ по развитию речи. Виды изложений и сочинений. Подготовка и организация изложений и сочинений. Оценка сочинений и изложений. Писательские компетенции учащихся. Требования контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку к проверке коммуникативной компетенции старшеклассников.

13. Контроль за усвоением знаний по русскому языку, формированием языковых и речевых умений и их оценка. Виды контроля. Методы и формы контроля. Содержание курса русского языка и его представленность на выпускных и вступительных экзаменах различных типов.

14. Методика преподавания литературы как научная дисциплина, ее предмет, цель и задачи. Связь методики преподавания литературы с философией, педагогикой, психологией, литературоведением, языкознанием, искусствоведением.

15. Цели литературного образования в школе. Актуальные проблемы теории и методики преподавания литературы в аспекте модернизации современного образования в школе.

16. Концепция современного образования и образовательный стандарт в школьном курсе литературы. Содержание и структура курса литературы в школе.

17. Принципы построения программ по литературе. Соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, концентризм, вариативность программ В.Я.Коровиной, Г.С. Меркина, В.Г. Маранцмана.

18. Роль выдающихся ученых и методистов XIX– XX веков в становлении и развитии методической науки. (Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, М.А. Рыбникова, В.В. Голубков).

19. Методическое наследие «ленинградской» школы: З.Я. Рез, В.Г. Маранцман, М.Г. Качурин, Е.Н. Ильин.

20. Пути анализа художественных произведений в школе, взаимосвязь восприятия и анализа. Целостность и проблемность анализа литературного произведения в школе.

21. Основные этапы изучения литературных произведений в школе, особенности содержания и методов работы.

22. Чтение как научно-методическая проблема в контексте школьного курса литературы. Формирование читательских компетенций на уроках литературы.

23. Развитие речи учащихся в системе литературного образования. Принципы формирования и критерии речевого развития. Приемы работы по организации речевой деятельности на уроке.

24. Развитие письменной речи учащихся. Обучение сочинениям разных видов и жанров.

25. Внеклассная работа по литературе, ее содержание; современные технологии, формы и методы внеклассной работы, региональный опыт.

26. Интеграция на уроках литературы. Литература и русский язык, история. Диалог искусств на уроке литературы.

27. Виды и типы наглядности на уроке. Аудиовизуальные средства обучения, методика обращения к ним на уроке литературы.

 

Вопрос

(кейсовое комплексное, практикоориентированное задание)

I. Методика обучения и воспитания в области филологического образования: русский язык.

1. Смоделируйте систему обучающих и контрольных диктантов при изучении одного из разделов курса русского языка.

2. Смоделируйте один из уроков изучения нового материала по разделу «Фонетика» (5 класс).

3. Смоделируйте один из уроков изучения нового материала по разделу «Словообразование» (5 класс).

4. Смоделируйте один из уроков изучения нового материала по разделу «Морфология» (7 класс).

5. Смоделируйте один из уроков изучения нового материала по разделу «Синтаксис» (8 класс).

6. Смоделируйте работу по знакомству с новым пунктуационным правилом.

7. Смоделируйте систему заданий и упражнений по отработке одной из орфограмм.

8. Смоделируйте все возможные виды словарно-орфографической работы.

9. Смоделируйте урок подготовки к изложению или сочинению любого вида.

II. Методика обучения и воспитания в области филологического образования: литература.

1. Изучение произведений в их родовой специфике. Эпос. Анализ эпического произведения в средней школе (фрагмент модели урока).

2. Специфика изучения лирики в школе с учетом особенностей возрастного развития. Анализ лирического произведения в школе (фрагмент модели урока).

3. Изучение драмы в школе. Основные приемы и принципы анализа на примере изучения пьес А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. П. Чехова, М. Горького (модель урока по выбору студента).

4. Специфика изучения монографической темы. Уроки-биографии в средних и старших классах (фрагмент модели урока).

5. Обзорная тема в старшей школе. Типы обзорных уроков на примере моделей уроков изучения эпохи или творчества писателя.

6. Дифференцированное обучение на уроках литературы на примере изучения литературы в средних и старших классах.

7. Значение и специфика групповой и самостоятельной работы на примере уроков в средней школе.

8. Наглядность на уроке литературы: графическая и иллюстративно-аналитическая. Приемы работы с наглядностью на уроке.

9. Специфика изучения литературы в 5–6 классах на примере изучения фольклора (малые жанры, сказки, былины). Модель урока с использованием технологии игры.

10. Особенности и структура уроков развития устной и письменной речи в системе литературного образования в средних и старших классах. Современные технологии развития устной и письменной речи на уроках литературы (фрагмент урока).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: