РАБОТА ГЕШТАЛЬТИСТА С ГРУППОЙ




продолжение

Сбор ожиданий участников группы

Если после короткого объяснения ведущего участники группы не встали и не ушли, значит, они точно не ошиблись дверью. Это хорошо. Это значит, что если они остаются, и по какой-то причине им это нужно. Но у них разные мотивации для работы в этой группе. Остается определить, какие. Например, спросить, что им интересно в этой теме; что они хотят получить здесь; можно сделать специальные разогревающие упражнения (иногда можно услышать от участников ответы: «не знаю», «просто интересно», «мне интересно все»). Мы определяем, что будет происходить на тренинге.Важно также определить и как это будет. Одни непременно хотят увидеть терапевтическую сессию, другие—порисовать, третьи—не хотели бы много теории.Мы находимся в моменте заключения договора о совместной деятельности, и каждый человек имеет осознанное или неосознанное представление о том, что будет: без чего ему все это не понравится и с чем ему все это не понравится.

Однажды я сделала такой ход. После знакомства и определения темы я попросила участников представить, что тренинг уже прошел, и ответить на вопросы: что им понравилось? что было для них полезно? чем они разочарованы? что они получили?И они ответили. Очень четко. И мы разошлись. Шутка.

Это, конечно, не все. Есть еще правила группы, эмоциональные круги в начале дня, круги осознавания в конце дня, совместные обеды, честность, групповая динамика. И это уже жизнь группы.Жизнь группы разнообразна и удивительна.Но может быть однообразна и скучна.Так что выбирайте.

Как любой «организм»,
группа имеет все те же защитные механизмы

Слияние

Признак 1: участники любят друг друга, хотя мало общаются между собой; им безопасно и тепло, запросов нет; если кто-то что-то предлагает (в основном тренер)—все соглашаются; критики нет, много поддержки.Это очень важный этап только что сформированной группы. Так как фигура (запросы, более близкие отношения, мотивация к обучению) формируется из фона, а фон в групповом контексте—это доверие к друг другу и к ведущему: «Да, именно здесь я и хочу решать свои проблемы или учиться».

Признак 2: участники недоброжелательны друг к другу; много напряжения, агрессия на ведущего; никакие запросы не принимаются группой; много выяснений отношений—но они гаснут от вопросов ведущего на осознавание потребностей участников, а потом вспыхивают вновь.Да, это отвержение. Если эта картинка на первом занятии только что сформированной группы, то ведущему стоит задуматься, не поторопился ли он. Не фрустрировал ли он группу до того, как появились ресурсы это воспринять.

Это не относится к группам, согнанным практически насильно и обучение которых оплачивает руководство. Такая группа готова изначально съесть любого тренера, потому что не может съесть руководство. Хорошая тактика в такой группе—сначала присоединиться к чувствам участников: «Очень тяжело работать в выходной и т.п.», и выйти «из-под обстрела», а затем перейти к работе.Слияние может периодически возникать в группе. Но постоянное слияние в группе—это проблема ведущего.

Вообще, давно живущая группа—это зеркало ведущего.

Интроекция. Проекция

Эти механизмы неразлучны.

Признаки: группа ориентирована на ведущего и лидеров; участники могут иметь свое мнение, но часто считают его неправильным и не высказывают; задают очень много вопросов, мало общаются между собой, но думают, что «все про всех знают». Обратные связи даются ведущему; если прорывается групповая динамика—то сразу на 10 баллов, причем претензии участников обращены «в воздух» или ведущему; в конце занятия перестают что-либо соображать из-за огромного количества «съеденного», ведущий устает говорить.Такое тоже случается, особенно в начале, но если это хроническое состояние группы, то, похоже, у ведущего «звездная болезнь» или он боится быть близким и живым с людьми.

Ретрофлексия

Признаки: очень напряженная обстановка в группе; какая-то больная тема витает, но участники боятся (не умеют, стыдятся) ее затронуть; много психосоматических симптомов в группе.При работе с группой ведущий так же отслеживает процесс, как в индивидуальной работе с клиентом. И выводит на осознавание всей группы.Раз мы говорим о защитных механизмах, то любой опытный гештальтист понимает, что наступает время цикла Осознавания и Контакта. При работе с группой его можно назвать цикл реализации групповой потребности.Группа проходит те же самые стадии развития, как и любой «организм». Начинает группа свою жизнь со слияния, об этом мы уже говорили выше. Затем группа продвигается в реализации своих потребностей. Например: участники обсуждают в группе реальные отношения с людьми; вступают в прямую конфронтацию друг с другом или испытывать любовь и близость; пробуют новые способы поведения; учатся друг у друга, то есть учатся осознавать свои потребности и совершать действия для их реализации.

Важной является стадия ассимиляции опыта. Участники анализируют, осознают, какое действие они только что совершили, что в этом опыте было для них нового и полезного. Ведущий им в этом помогает.

Ведущий и группа

Очень интересны взаимоотношения ведущего и группы. С одной стороны, он является частью группы, имеет статус «на равных» с участниками. С другой стороны, ведущему группы, как и на индивидуальной терапии, важно быть в контакте с группой, а значит быть отдельным «организмом». Когда мы говорили о «болезнях» долгосрочных групп, то, скорее, следовало бы говорить о феноменах на границе контакта двух «организмов»: ведущего и группы.

Ведущему группу важно четко определить свою позицию.

Как человек он, безусловно, «наравне» с любым участником: он также делится своими чувствами, он может ошибаться и признает свои ошибки, он развивает свои отношения с участниками группы, он может делать свои предложения по дальнейшей групповой работе (попросить перерыв, если устал, или предложить свое упражнение), поделиться с группой своим опытом, быть незнающим или радостным или испытывать злость.

Как ведущий группы он является экспертом в области содержания обучения, он распознает и предъявляет группе феномены, которые в ней возникают, он помогает группе определить групповую фигуру и направление развития, он определяет жанр работы и условия участия.

Кроме того, ведущий является более проработанным (т.е. он прошел и продолжает проходить свою индивидуальную терапию) и учит на своем примере, как быть открытым и ясным, как давать конструктивную критику, как уважать другое мнение, как осознавать свой опыт, как поддерживать, как быть живым.

Много внимания ведущий уделяет и каждому участнику группы как индивидуальности. Мне кажется, что для гештальтиста не так важно охарактеризовать участника как «лидера», «аутсайдера», «антилидера». Это слишком упрощенная схема.

Гораздо более полезным является умение уважать и поддерживать такие личностные особенности, как индивидуальный темп, манеру речи, индивидуальный стиль.

Например, на выполнение какого-либо упражнения ведущий дает определенное время. Практически всегда кто-то не успевает. Ведущий может сказать: «найдите способ закончить это упражнение и возвращайтесь в общий круг» или что-то похожее. Но в группе может оказаться человек, который не успевает всегда. В группе растет раздражение на этого человека. Но, скорее всего, это индивидуальная особенность человека, и он ощущал на себя раздражение всегда: в школе, в институте, на работе, а теперь здесь—в психологической группе. Для него это норма («Я—копуша, это плохо, я заслуживаю раздражения»). Он старается делать быстрее, но не может. Если ведущий присоединится (пусть и не осознанно) к группе и будет просто терпеть, для этого человека путь принятия себя медленного будет здесь закрыт. А если посмотреть на этот эпизод в групповом контексте, то появляются «в воздухе» следующие обобщения: «есть темпы хорошие, есть—плохие», «можно родиться с подходящими индивидуальными особенностями, можно—с не подходящими», «у меня—подходящие, значит я лучше». Так мы сами делаем аутсайдера.

Я очень подробно разбираю эту ситуацию, чтобы было понятно, сколько таких «пустячков» может происходить в группе, сколько из-за них может витать в воздухе невысказанных, противоречивых посланий.

Подумайте над другими словами ведущего: «Я вижу, ты не успеваешь. Возьми себе еще время. Мы сделаем перерыв или подождем тебя в кругу. Не торопись! Очень важно, чтобы мы уважали друг друга, давали друг другу возможность быть в том темпе, который нам более комфортен. Здесь мы не соревнуемся в скорости».

Ведущий обращает для себя внимание и на другие особенности участников: Андрей очень редко говорит о приятных вещах, он критикует или говорит о своем недовольстве; Вера вызывает у меня напряжение, я пока не понимаю, почему; Наташа очень меня поддерживает тем, что она мне доверяет и ей здесь очень интересно; Максим обладает потрясающим чувством юмора, но иногда он может «зашутить» важную для группы тему, Соня вызывает агрессию других участников группы, как она это делает? Марина обижается на любое замечание, похоже, у нее очень мало ресурсов, и ей нужна поддержка и т.д. А потом включает это в работу.Еще что важного делает ведущий—привносит определенную этику. То, что позволяет—не замечает—допускает время от времени ведущий, считается участниками этичным.

Примеры:

— говорить в присутствии человека о нем в третьем лице («в этой сессии я видела, что она...»); лучше все же «я увидела, что Катя...»;

— давать обратную связь, но обращаться не к тому, кому она предназначена (а к тренеру, соседу), здесь тоже появляется третье лицо. «Я хочу сказать Кате, что она...»—лучше: «Катя, ты...»;

— быть неуважительным в высказываниях о людях (все равно где), особенно при обсуждении клиентов, супервизируемых, участников групп. Даже если много юмора;

— позволять в своем присутствии участникам быть неуважительными друг с другом.

Власть и лидерство

Ведущий группы—это фигура, наделенная властью. По определению, власть—это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств—воли, авторитета, права и т.д.

Иногда группа наделяет ведущего властью априори, если он обладает харизмой (исключительной одаренностью, авторитетом, известным именем). Это называется кредит доверия. Что дальше?

1. От ведущего требуется соответствовать этому образу, чтобы «оправдать доверие». Участники группы ждут от ведущего чего-то необыкновенного, у него над головой горит нимб. Они ставят себя в более низкое положение, просят о помощи, записывают слова, ждут чуда. А чудо не происходит, невысказанное раздражение нарастает, в конце группы—шоу разоблачения и свержения героя. «Мы ничего не получили» (приговор: «ты нас обманул, мы сами с усами, иди отсюда—без тебя веселей»). Частая картина на бизнес-тренингах.

2. Ведущий не играет в игру «я—гуру», оставаясь живым, видя перед собой живых взрослых людей. Он зарабатывает доверие группы своим трудом, делится своим опытом и признает свои ошибки.

В одной очень интроецирующей и ретрофлексирующей группе я провела разбор своей сессии со всеми недочетами, которые я в ней заметила. Эта группа была потрясена. У них значительно снизился страх работать в кругу, высказывать свои версии и мысли. После один из участников сказал мне: «Спасибо. Я думал, что московские тренеры никогда не ошибаются. Теперь у меня появилась надежда, что я тоже смогу так научиться».

3. Ведущий подхватывает игру «я—гуру», а затем помогает группе выйти на осознавание того, что они делают и что они от этого получают.

4. Ведущий—действительно гуру и делает то, что считает нужным.

Иногда ведущий сразу оказывается в ситуации борьбы за власть. Тогда он сражается с лидерами группы. Остальные участники с интересом наблюдают за борьбой и присоединятся к победителю. Здесь, как мне кажется, важна проработанность тренера, знание о своих способах конкурирования, о своих ресурсах и болевых точках. Вот некоторые вопросы, на которые хорошо бы знать ответ.

Как я реагирую на конкуренцию? (Физиологически—меня бросает в жар или холод, я краснею или бледнею, у меня выступает пот, я дергаю ногой, теряю нить разговора и т.д.) Это помогает распознать ситуацию конкуренции, так как она может быть завуалирована.

Что я чувствую в ситуации конкуренции обычно? (Злость, азарт, грусть, досаду и т.д.). Это помогает понять свои паттерны поведения, свои защитные механизмы и подготовиться к этому заранее, найти ресурсы. Например, мой паттерн был такой: меня бросало в жар, я краснела. Мне было стыдно. Я думала, что плохая, раз меня не любят. Затем я злилась, набирала энергию и «размазывала по стене» обидчика. Но это было реактивное поведение, которое прерывало контакт и не было продуктивным. Сейчас я ощущаю грусть, что мы не понимаем друг друга, и энергию, чтобы понять другого человека и найти способ быть услышанной.

Какое у меня есть основание, чтобы претендовать на власть? Это может быть и статус ведущего, и опыт, знания, компетенция. Например, ведущий бизнес-тренинга продаж у менеджеров с большим опытом работы не может претендовать на то, что он компетентнее их как продавец данной продукции. Но он, безусловно, более компетентен как психолог и как ведущий обучающей группы.

Какие у меня как у ведущего есть способы конкурировать и каковы мои цели? Можно делиться чувствами или своим пониманием ситуации, если вы хотите вывести на осознавание вашего оппонента; можно развернуть эту тему и привлечь остальных участников, если вы считаете это полезным для группы; можно игнорировать, если это разрушает процесс и т.д.

Потребность участников друг в друге

Обычно то, зачем нужен ведущий и что от него хотят участники, более или менее понятно. От него нужна информация, или помощь, или поддержка, или любовь. А вот зачем нужны другие участники? И есть быстрые ответы: чтобы было с кем тренироваться, чтобы были разные мнения, что я не один такой (дурак), ни за чем...

С другой стороны, работа в группе имеет огромный потенциал для участников.

Они могут не только понять, что они мечтают получить от людей, от мира, что они хотят ему дать, но и реально это получить и дать. Прямо здесь и прямо сейчас.

Многие группы (особенно долгосрочные обучающиеся) переживают такой момент, когда участники теряют интерес друг к другу, когда роли распределены, эмоции прогнозируемы. На первый план выходит потребительское отношение: «ура, у нас конфликт между Катей и Ирой, тут все ясно, но посмотрим технику нового тренера».

Я думаю, это хороший момент для того, чтобы вспомнить, зачем мы всему этому учимся, задуматься над тем, что для нас в этой жизни ценно и важно, кто для нас другой человек, как я хочу прожить эту жизнь, для чего я коплю свои знания, любовь, тепло и что меня останавливает, чтобы начать полноценно жить прямо сейчас.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: