Возникновение психики в дородовой период




Психоэмоциональные предпосылки ребенка на последнем триместре беременности и во время родов


План

 

Введение

. Возникновение психики в дородовой период

. Проблема психоэмоциональной уязвимости плода

. Психоэмоциональные переживания ребенка в родах

Заключение

Список литературы

 

 


Введение

В настоящее время одной из самых важных задач, стоящих перед обществом, является формирование и развитие перинатальной культуры, или культуры Родительской (в самом широком смысле этого слова), которая поможет вырастить поколение, способное к зачатию, вынашиванию и рождению здорового ребенка, владеющее достаточным количеством знаний относительно физиологии и психологии беременности и родов, относящееся к рождению ребенка как к естественному, радостному событию в своей жизни, а не как к заболеванию, требующему обязательного медицинского вмешательства.

Актуальность: Исследование материнства на этапе беременности, родов и младенчества, психотерапевтическая работа с родителями, а в дальнейшем с младенцами имеет важное значение в вопросе сохранения здоровья нации. Годы перестройки экономики и общества, негативные экологические факторы, приводят к тому что ухудшается качество жизни населения страны, увеличивается количество психически больных, курящих и пьющих людей. Статистика последних лет показывает негативный процесс сокращения и старения населения страны. Решение всех этих глобальных проблем должно лежать в самом начале. Необходимо уделять огромное внимание вопросу здоровья женщины и будущего ребенка. В настоящее время это стало вопросом выживания нации.

Направление под названием «перинатальная психология» зародилось и развивается с середины прошлого века в русле трансперсональной психологии (С. Гроф, Ф.Лэйк, А. Хантер, В.Эмерсон). Большинство работ отечественых психологов по данной тематике имеют исследовательский характер и направлены на разработку методов диагностики различных аспектов материнской сферы в русле отечественной возрастной психологии (Е.О. Смирнова, С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Ю.И. Шмурак, О.В. Баженова, Е.И. Захарова, Е.И. Исенина), онтогенетической концепции материнства Г.Г. Филипповой, биопсихосоциальной концепции девиантного материнства В.И. Брутмана..

Цель настоящего исследования: изучение монографический, специальной и периодической литературы по психоэмоциональным предпосылкам ребенка на последнем триместре беременности и во время родов и выработка собственного, научно обоснованного мнения по указанной теме.

Для выполнения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть проблему возникновения психики в дородовой период;

- выявить проблемы психоэмоциональной уязвимости плода;

- изучить психоэмоциональные переживания ребенка в родах.

 


Возникновение психики в дородовой период

В настоящее время высказываются диаметрально противоположные взгляды на пренатальное развитие ребенка: либо решающим считается генетическая предопределенность, либо - влияние окружающей среды с подчеркиванием тератогенных (вредящих) факторов [9]. Так, Д. Винникот [6] пишет: редко находится доктор, который верит, что опыт рождения важен для ребенка и имеет определенное значение в его эмоциональном развитии, а памятные следы могут сохраняться и проявлять себя во взрослой жизни. Некоторые ученые подчеркивают решающую роль генетической составляющей в эмбриональном развитии ребенка, но отмечают, что мозг реагирует на тактильные, звуковые, вкусовые раздражители, формируя ряд рефлекторных реакций.

К настоящему времени накоплена масса фактов, свидетельствующих о том, что поведение матери во время беременности, ее эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых состояний, как неврозы, тревожные состояния, различные аллергии, отставание в умственном развитии, и других форм патологии.

В генетических программах мозга уже закодировано опережающее отражение действительности. Значит, существует строго научное биологическое основание для формирования зарождающейся психики в период внутриутробного развития плода. С точки зрения исследователей нормальное психическое развитие закладывается еще до рождения ребенка, о чем могут свидетельствовать хотя бы нередко встречающиеся отклонения, зафиксированные у нежеланных детей.

Сегодня убедительно показано, что при стрессе надпочечники матери выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны стресса), а во время положительных эмоций (радости, успокоения) гипоталамические структуры вырабатывают эндорфины (гормоны радости), которые, проникая через плацентарный барьер, непосредственно воздействуют на плод [9].

Следовательно, мать и ребенок представляют собой единый нейрогуморальный организм икаждый из них в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которой записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю последующую жизнь ребенка.

Д. Винникот [6] пришел к выводу о том, что уже в пренатальный период проявляются психические свойства, которые позволяют сохранить в памяти определенные признаки, защищающие от предстоящей родовой травмы.

Многое изменилось в наших представлениях o плоде за десятилетия, прошедшие с момента появления самых ранних работ по дородовой психологии. Нейробиологи достигли значительных успехов в понимании того, как мозг развивается в пренатальный период, экспериментальные психологи описали картину того, как плод обучается; педиатры применили аспекты этих проблем к дистрессу плода.

Действительно, плод обладает избирательно чувствительностью к окружающей его среде, что позволяет рассматривать ранние ощущения младенцев как сенсорно-эмоциональную память [4, 14]. Нервная система плода настолько хорошо развита, что к концу первого триместра он отвечает даже на легкое прикосновение реакцией! «схватывания», его губы делают сосательные движения, а глазные яблоки двигаются. Ко второму триместру развития плод не только видит и слышит, но и активно ощущает вкус, исследует окружающую его «среду, то спокойно плавая, то кувыркаясь, хватает пупочный канатик, гладит свою плаценту, отвечает из прикосновение и разговор, услышанный через стенку матки [11].

Плод чувствителен к широкому набору материнских эмоций. Когда мать переживает тревожность, ритм ее сердца ускоряется, усиливается экспрессивная речь, что ведет к дополнительному выделению гормонов плода. Ее тахикардия, спустя секунды вызывает тахикардию плода, когда она чувствует страх в течение 50 с, плод испытывает гипоксию.

Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста, спокойствие и возрастание уровня интеллекта плода [46]. Ее дистресс и химические токсины приводят к низкому весу плода, увеличению процента смертности, респираторных инфекций, астмы, ослаблению когнитивного развития [23, 53].

Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики [13]. Ее эмоциональный стресс статистически коррелирует с преждевременными родами, большой детской психопатологией, более частыми возникновениями шизофрении, низким IQ, нередко со школьными неудачами, высоким уровнем правонарушений, склонностью к наркомании, попыткам суицида. Исследователи показали, что мальчики матерей, которые не хотели иметь детей, характеризуются склонностью к криминальным действиям.

Доказано, что травма плода сохраняется в эмоциональных впечатлениях взрослой жизни [4]. Дети, травмированные еще в утробе матери, остаются гиперсензитивными к стрессу, боязливыми, замкнутыми и злыми.

Результаты проведенных экспериментов и наблюдений, а также данные клинических исследований показали что, система памяти возникла не только для того, чтобы плод обучался в утробе матери, но и в дальнейшем использовал пренатальный и родовой опыт.

Новорожденные могут вспоминать колыбельные песни, напетые им пренатально [9], и различать с рождения голос своей матери, выделяя его из других женских голосов [16, 3, 8]. Доказательством более сложной памяти является эксперимент Де Каспера [7], который исследовал 16 беременных женщин. Они читали «The Cat in the Hat» или другое стихотворение с различного расстояния от своего плода дважды в день последние 6 недель беременности. У младенцев определялась степень предпочтения, которое они отдавали знакомым или неизвестным текстам. Для этого у детей сразу после их рождения регистрировались изменения сосательных движений. Они слушали магнитофонную запись любимых стихов, определяя их исполнителя, вспоминая сложные речевые формы, «выученные» в утробе матери.

Учитывая последние эксперименты, демонстрирующие успехи плода в обучении [10], некоторые родители начали передавать ему «память семьи», играя с ним, при этом массировали и успокаивали, постукивали легкими толчками в ответ на его толчки. Они называли это «игрой в толчки» [1].

Современные взгляды на обучение плода привели к ряду впечатляющих исследований, выявивших для него роль обогащенной среды. Было показано, что пренатальная стимуляция вызывает усиление моторных способностей и свойств интеллекта, которые сохраняются годами. Группу беременных женщин, участвовавших в пренатальной интенсивной стимуляции, исследовали параллельно с тщательно подобранной контрольной группой, не участвовавшей ни в каких дородовых программах. Постнатальная оценка обеих групп по стандартным тестам развития показала значительное усиление моторного развития, зрительных навыков, эмоциональных выражений и ранней речи у детей с пренатальной сенсорной стимуляцией. Эти показатели закрепляются постнатально обогащенным опытом среды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: