Факторы и методы рыночного ценообразования




 

Из процесса производства товар выступает как носитель стоимости и потребительной стоимости. Стоимость товара — это количественная определенность воплощенного в нем овеществленного и живого труда. Важной ее составляющей являются издержки производства, которые определяются после завершения производственного процесса. Выходя с товаром на рынок, производитель достоверно знает, сколько он стоил ему как производителю.

Для потребителя на рынке товар представлен его потребительной стоимостью. Полезные качества товара являются движущей силой заинтересованности покупателя в приобретении товара. Ориентируясь на предварительно предложенную продавцом цену товара, покупатель определяет, стоит ли он тех потребительных качеств, которые в нем воплощены, и смогут ли они удовлетворить запросы покупателя.

На этапе выхода товара из сферы производства действует закон стоимости, устанавливающий предварительное стоимостное предложение будущего рыночного обмена в зависимости от его рыночной стоимости. Доминирующим законом ценообразования в обращении становятся закон спроса и предложения, который корректирует стоимость в соответствии с потребительной стоимостью товара. Цена предложения и цена спроса, формирующиеся под действием отмеченных законов, встречаются на рынке, чтобы найти некоторую среднюю величину цены — рыночную цену товара. Колебания рыночной цены в зависимости от спроса и предложения объективно ограничены в диапазоне, где для производителя нижняя граница определяется стоимостью средних издержек производства, а верхняя — предельным количеством денег у потребителя, т. е. уровнем его платежеспособности.

Значение цены как денежного выражения стоимости товара не является исчерпывающим: рыночная цена фокусирует сложные экономические связи между средними общественными условиями производства товара и возможностями его потребления. Как индикатор нормальной обратной связи между производством и потреблением в процессе воспроизводства продукта цена должна устанавливать соответствие количества и качества потребительных стоимостей с платежеспособным спросом, активно влиять на уровень и масштабы производства товара в пределах средних условий эффективности.

Таким образом, определяющими факторами рыночной экономики являются: 1) стоимость товара; 2) соотношение спроса и предложения, обусловленное прежде всего потребительной стоимостью товара. Такая двойная зависимость колебаний рыночной цены приведена на рис. 4.

 

Рис. 4. Механизм взаимодействия факторов, определяющих колебания рыночной цены

 

Движение кривой цены товара Ц происходит вокруг значений общественной стоимости товаров — прямой В. Значение отклонений кривой Ц от прямой В (+А или -А), т. е. отклонений цены от стоимости товара, обусловливается отклонением количественного объема потребительных стоимостей на рынке (кривая С) относительно прямой П, которая определяет платежеспособный спрос на этот товар. Величина отклонений от цены товара устанавливается в обратно пропорциональной зависимости от соответствующих значений предложения товара относительно спроса.

Значением количественного излишка потребительных стоимостей на рынке (+Д на кривой С) отвечают значения цены товара, ниже его стоимости (-Д на кривой С), и наоборот. Точка совпадения цены товара с его общественной стоимостью О отвечает рыночному равновесию спроса и предложения. Именно при этих условиях сумма цен товаров равняется сумме их стоимостей в обществе в целом.

Кроме приведенных определяющих факторов формирования рыночной цены важным является также фактор развития инфляции. Она вызывает рост цен на все товары.

Современная теория и практика ценообразования — это продукт длительной эволюции социально-экономических отношений общества. Безусловным достижением в ходе этой эволюции в свое время была марксистская трудовая теория стоимости, которая систематизировала и развила соответствующие взгляды А. Смита и др. Прагматизм рыночных отношений в их предпринимательской форме XIX в. требовал расширения анализа факторов ценообразования как в сфере производства, так и вне его. Возникла теория "предельной производительности факторов производства", в которой рассматривалось участие в формировании стоимости товара всех факторов производственного процесса — капитала, труда и земли (природных факторов). По утверждению Дж. Б. Кларка, участие каждого фактора производства в формировании стоимости определяется "предельным продуктом". Последний показывает, какую именно часть производимого продукта (его стоимости) можно создать с помощью фиксированного дополнительного количества отдельного фактора при неизменном значении других. В соответствии с "предельным продуктом" должно происходить распределение доходов по факторам.

Существенное значение для объяснения корректирующего влияния на цену факторов, лежащих вне производства, имеет теория "предельной полезности", возникшая в последней трети XIX в. Не отрицая зависимости рыночной цены товара от платежеспособного спроса и потребительских характеристик товара, эта теория несколько гиперболизировала влияние психологических факторов, субъективной оценки полезности товара на ценообразование. Полезной была ее ведущая идея — зависимость конечной рыночной цены товара от потребителя и тех экономических условий, в которых происходит купля-продажа. Ценность благ, обращающихся та рынке, находится в непосредственной зависимости от объема наличных ресурсов у производителя и доходов у потребителя. Лимитированность ресурсов и доходов играет роль дополнительного фактора движения цены товара. При ограничении ресурсов "предельная полезность" дефицитного товара повышается при условии конкуренции покупателей, возрастает его относительная ценность для потребителя, а следовательно, и цена. "Низкая граница" доходов уменьшает "предельную полезность", устанавливает рамки потребления путем приведения цены и потребительной стоимости товаров в соответствие с платежеспособным спросом. В отличие от трудовой теории стоимости теория "предельной полезности" делает ударение на потребительной стоимости товара как факторе ценообразования.

На практике в современной смешанной экономике развитых стран используются различные методы формирования цен. Функция ценообразования реализуется самим хозяйствующим субъектом — производителем (фирмой, акционерной компанией, монополистическим объединением, государственным предприятием и т. п.) или посредническими структурами (торговыми, маркетинговыми), доставляющими товар на рынок. Наиболее распространенным и простым является метод, по которому рыночная цена определяется двумя количественными параметрами: себестоимостью производства товара плюс средней величиной прибыли. Этот метод получил условное название "себестоимость и прибыль".

Технически более сложным является метод "контрольной точки", базирующийся на производственной функции Кобба — Дугласа (Cobb-Douglas Production Function). Она основана на допущениях, что предельная отдача ресурсов уменьшается, а коэффициенты эластичности производства по затратам остаются неизменными. При этом эластичность замещения ресурсов в любой точке равняется 1. Алгебраическое выражение функции, описывающей общеэкономический уровень, следующее:

N=ALKabЪ,

где N — национальный доход; А — коэффициент размеренности; L, К — соответствующие объемы примененного труда и капитала; a, b — неизменные коэффициенты эластичности производства соответственно по труду и капиталу.

Рассматриваемая функция дает возможность определить уровень дохода в соответствии с характером переменных. Если а + Ъ = 1, существует линейная зависимость; во всех других случаях эффект масштаба положительный, когда а + b > 1, и отрицательный, когда а + b < 1. Аналогично можно определить стоимостные значения производства на локальных уровнях.

Иногда применяют метод "потребительной стоимости", когда с помощью экспортных оценок потребительских свойств товара определяют ценовую политику на рынке определенного товара.

Ценообразование в рыночных условиях реализуется через ценовую стратегию продавца товара. Общими направлениями ценовой стратегии являются:

1) определение места цены в системе средств конкурентной борьбы на рынке;

2) выбор метода расчета цены;

3) характер ценовой адаптации новых товаров на рынке;

4) связь цены с жизненным циклом товара;

5) моделирование отношения покупателя к цене товара;

6) анализ ограничений рыночного и внерыночного характера на цену.

Общие принципы и методы ценообразования могут использоваться в зависимости от конкретной формы рыночных отношений, характера и места применения цен, а также способа их использования (табл. 4).

Таблица 4. Видовая специфика цен, используемых в рыночной практике

№ п/п Цена Назначение или содержание
  Базовая Для определения сорта или качества основного товара (модели)
  Номинальная Ориентированная в прейскурантных справочниках и биржевых котировках
  Справочная По фактически заключенным сделкам на определенный период (месяц, неделю)
  Фактурная Цена купли-продажи при определенных условиях снабжения
  Производства Сумма издержек производства и средней прибыли на авансированный капитал
  Предложения Указывается в оферте — официальном предложении продавца без каких-либо скидок
  Спроса Складывается на рынке покупателя
  Оптовая Для продажи товара большими партиями, как правило, с некоторой скидкой
  Розничная Для продажи товара отдельным покупателям поштучно, складывается как сумма издержек производства, обращения, прибыли производственных и сбытовых организаций и налога с оборота
  Рыночная Для осуществления актов купли-продажи в определенное время на конкретном рынке определенного товара
  Монопольная Устанавливается монополиями выше или ниже цены производства
  Мировая Экспорт-импорт товаров на мировом рынке

 


Список литературы

1. Беляєв О.О. Економічна політика: Навч. посіб. – К.: КНЕУ, 2006. – 288с.

2. Базилевич В.Д. Політекономія. – К.: Знання-Пресс, 2007. – 719 с.

3. Степура О.С. Політична економія: Навч. посіб. К.: Кондор, 2006;

4. Економічна теорія: Підручник / за ред.. В.Н.Тарасевича. – К.: Центр навчальної літератури, 2006.

5. Башнянин ГЛ., Лазур П.Ю., Медведєв B.C. Політична економія. - К.: Ніка-Центр: Ельга, 2002.

6. Політекономія. Навчальний посібник / За ред. Ніколенко Ю.В. - К.: Знання,2003.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: