Порядок работы в микробиологической лаборатории: требования к размещению, окружающей среде, коммуникациям.




– расстояние от здания лаборатории до жилых и общественных зданий, мест отдыха населения, детских игровых площадок д. б. не менее 50 м;

– лаборатории должны располагаться в отдельном здании или в изолированной части здания;не допускается размещение и строительство лабораторий в подвальных и цокольных этажах зданий;

– для организации работы лаборатории должны быть обеспечены необходимый набор и количество помещений;

– на каждое рабочее место специалиста д. б. не < 6 кв.м помещения; при одном рабочем месте в помещении его площадь д. б. не менее 12 кв.м;

– при размещении лаборатории в качестве структурного подразделения она должна быть изолирована от других помещений, функционально не связанных с проведением микробиологических исследований;

– в составе лаборатории обязательным д. б. наличие след. производственных и вспомогательных помещений: для приема и регистрации проб, для проведения исследований, бокс(ы) с предбоксником, моечная, автоклавная для обеззараживания отработанного материала ("грязная автоклавная"), автоклавная для стерилизации посуды и питательных сред ("чистая автоклавная"), средоварочная с боксом для розлива пит. сред, гардеробы для дом. и раб. одежды персонала, комната для персонала, туалет, кладовые для лабораторной посуды и бактерийных препаратов;

– в лабораториях планировочно выделяют "чистую" зону, и "заразную" зону, где проводятся все работы;

– в "чистой" зоне располагаются: комната (гардероб) для верхн. одежды персонала; помещения для проведения подготовит. работ (препараторская, моечная, средоварочная с боксами д/розлива сред; стерилизационная); помещение с холодильной камерой или холодильниками д/ хранения пит. сред и диагностических препаратов; комната отдыха и приема пищи; комната для работы с док-цией и лит-рой; кабинет заведующего; комната для надевания раб. одежды; подсоб. помещения; туалет;

– в "заразной зоне" - помещение для приема, регистрации проб и выдачи результатов; боксированные помещения или помещения, оснащенные боксами биологической безопасности; комнаты для проведения бактериологических исследований; термостатная комната; автоклавная;

– расположение помещений "чистой" и "заразной" зон относительно друг друга должно обеспечивать поточность движения исследуемого материала, неперекрещиваемость потоков "заразного" и "чистого" материалов, а также выполнение требований настоящих Правил;

– высота помещений лаборатории должна быть не менее 3,0 м;

– уборные для сотрудников лаб-рии д. размещаться в "чистой" зоне лаб-рии;

– двери в помещениях лаб-рии д. открываться в сторону вых. из помещений;

– д/создания асептич. условий при проведении м/б исследований и др. работ, а также предотвращения м/б загрязнения внеш. среды в составе лаб-рии предусматривается устр-во боксированных помещений (боксов);

– внутренняя отделка помещений лаб-рии выполняется в соотв. с их функциональным назначением; поверхность пола, стен и потолка в лабораторных помещениях "заразной" зоны д. б. гладкой, без щелей, легко обрабатываемой, устойчивой к действию моющих и дезинфицирующих средств, полы не д. б. скользкими; окна и двери д. б. герметичными;

– пов-ть стен исследовательских помещений лаб-рии на высоту 1,5 м от пола, а помещениях автоклавных на всю высоту д. покрываться влагостойкими матер-лами с гладкой пов-тью, устойчивыми к действию дезинфицир. ср-ств;

– стены, пол и потолок помещений бокса должны быть облицованы материалом, устойчивым к действию дезинфицирующих средств; не допускается в помещениях лабораторий применение подвесных потолков;

– системы отопления, вент-ции и кондиционир-ия воздуха д. обеспечивать нормативное кач-во воздушной среды помещений лаб-рии, исключ. загрязнение наружного воздуха и помещений лаб-рии вредными в-вами, м/о и запахами, исключ. потоки воздушных масс из помещений "грязной" зоны в помещения "чистой" зоны, не создавать шума, превышающего доп. уровни, быть удобными для текущего обслуживания и ремонта;

– лаборатория должна иметь самостоятельную систему вентиляции, изолированную от других вентиляционных систем;

– при размещении лаб-рий в многоэт. общественных зданиях удаление воздуха системами вытяжной вентиляции д. производиться через воздуховоды, выведенные на кровлю здания выше на 1 м от конька крыши;

– лаборатории должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, горячим водоснабжением с подключением к действующим в населенном пункте инженерным коммуникациям;

– производственные помещения лаборатории (комната приема проб, посевная, исследовательские, автоклавные, моечная, препараторская, средоварочная) должны оборудоваться водопроводными раковинами с подводкой горячей и холодной воды для мытья рук сотрудников;

– нагревательные приборы центрального отопления д. иметь гладкую легкодоступную д/уборки пов-ть и располагаться без ограждений у наружных стен под окнами; в помещениях боксов наличие отопит. приборов не доп-тся;

Мероприятия при аварийных ситуациях, регистрационно-учетные документы, управление ИО и СИ в м/б лаборатории, оформление результатов микробиологических испытаний.

Мероприятия при локализации и ликвидации последствий аварий:

– при авариях работу немедленно прекращают, ставят в известность руководителя лаборатории или лицо, его замещающее;

– все открытые части тела обрабатывают дезраствором или 70-% спиртом; при попадании инфекционного материала на слизистые оболочки их немедленно обрабатывают: глаза - 1-% р-ром борной кислоты, несколькими каплями 1-% р-ра азотнокислого серебра или струей воды; в нос закапывают, а рот и горло прополаскивают 0,05-% р-ром борной кисл-ты;

– при аварии, связанной с ранением или др. повреждением кожных покровов, перчатки (если работа проводилась в них) обрабатываются дезраст-ром, снимаются, из ранки выдавливается кровь, руки обрабат. 70-% спиртом, затем моются водой с мылом, ранка смазывается р-ром йода;

– проводится обеззараживание места аварии; по окончании работ защитная одежда замачивается в дезинфицирующем растворе; все сотрудники, находившиеся в зоне аварии, должны принять душ;

– при аварии во время работы на центрифуге крышку медленно открывают только через 30–40 мин (после оседания аэрозоля); центрифужные стаканы и разбитое стекло помещают в дезраствор, пов-ть крышки, внутренние части центрифуги, ее наружную пов-ть дезинфицируют; дезинфекция центрифуги проводится после отключения ее от электросети;

– в лаб-риях для ликвидации последствий аварии, а также профилактики возможного поражения персонала необходимо иметь аптечку для оказания экстренной мед. помощи, запас дез.средств, СИЗ, емкости для замачивания СИЗ, гидропульт или автомакс, кот. хранятся в спецю отведенном месте; в лаб-риях НИИ, проводящих исследования с м/о III - IV групп патогенности с измененными св-вами, д. б. запас средств для проведения экстренной профилактики и лечения (антибиотики, сыворотки, иммуноглобулины и др.) на 2–4 чел-ка; ответственным за комплектование аптечки экстренной мед. помощи является руководитель подразделения;

– любое повреждение кожи, слизистых, загрязнение их биологическими материалами д. квалифицироваться как возможный контакт с материалом, содержащим возбудителей определенной группы патогенности;

– за лицами, находившимися в помещении, где произошла авария, устанавливается медицинское наблюдение на срок инкубационного периода;

– о происшедшей аварии и проведенных мероприятиях лаб-рии направляют докладную записку на имя руководителя орг-ции и председателя комиссии по контролю за соблюдением требований биологической безопасности, в которой указывают час и дату происшедшей аварии, ее характер, перечисляют сотрудников, находившихся на месте аварии, в том числе лиц, проводивших мероприятия, а также принятые меры;

– в лаборатории д. б. журнал регистрации аварий, где отмечаются дата, время, место, хар-р аварии, ФИО лиц, находившихся непосредственно в зоне ее воздействия, а также проведенные мероприятия.

– лабораторное оборудование должно соответствовать номенклатуре проводимых в лаборатории исследований.

– расстановка лаб. оборудования д. обеспечивать свободный доступ к нему при его эксплуатации и обслуживании, не создавать аварийности при работе; каждый сотрудник лаб-рии д. б. обеспечен раб. местом;

– лаб. оборудование и мебель (столы, стеллажи, шкафы, стулья и другое) д. б. прочными, без острых краев и шероховатостей, изготовленными из устойчивых к действию дезинфектантов материалов; лабораторные столы, на кот. проводят работу д. б. покрыты пластиком или др. материалом, устойчивым к действию дезинфицирующих средств и фламбированию горящим спиртовым факелом, не д. иметь швов и трещин;

– не разрешается устанавливать в помещении бокса лабораторное оборудование, кроме рабочего стола, бактерицидной лампы, необходимых инструментов для посева; в предбокснике допускается размещение термостатов для выращивания соответствующих данному боксу посевов;

– приборы, оборудование и СИ, используемые в работе лаб-рии, д. б. аттестованы, технически исправны, подвергаться метрологическому контролю в установленные сроки и иметь технический паспорт; на каждый прибор (установку) должны быть разработаны правила (инструкция) по его эксплуатации с учетом требований биологической безопасности;

– обеззараживание спец. одежды персонала, другого мягкого инвентаря проводится в соответствии с настоящими Санитарными Правилами.

Рез-ты испытаний оформляютя протоколами испытаний. Расчет резу-тов осущ. в соотв с инструкцией привед в методике испытаний. В протоколе осущ идентиф образца поступившего на испытания, ответственного за испытания время и место проведения испытаний. Поступившие образцы для испытаний, рез-ты испытаний заносятся в журналы учета.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: