Примеры заданий на основе одного текста




ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ГРАФИКИ

Современная русская графика отличается рядом особенностей, складывавшихся исторически и представляющих определенную графическую систему.

1. Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, т. е. могут иметь несколько звуковых значений. Так, например, буква «эс» может обозначать такие звуки: [с] — суда, сад, [с’] — сюда, сядь, [з] — сдача, сбор, [з’] — косьба, [ш] — сшить, [.ж] — сжать.

Значение буквы с в каждом из шести случаев различно: в словах суда, сюда буква с не может быть заменена никакой иной буквой, такая замена привела бы к искажению слова. В этом случае она употреблена в своем основном значении. В остальных случаях буква с выступает во второстепенных значениях.

Таким образом, при многозначности букв русская графика различает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом буква о употребляется в главном значении, а в слове домй — во второстепенном значении.

2. Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы:

а) буквы, лишенные звукового значения. Это буквы ъ и ь, не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и др.;

б) буквы, обозначающие два звука, — е[р], ё [jo], ю [jy], я [ja];

в) буквы, обозначающие один звук. Это все буквы русского алфавита за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.

3. Третья особенность русской графики — наличие в ней однозначных и двузначных букв. К первым относятся буквы, имеющие одно основное значение: а, о, у, э, ы; ж, ц, ч, ш, щ, й. Так, например, буквы ч, ц относятся к числу однозначных, так как буква ч во всех положениях обозначает один о тот же мягкий звук [ч’1 а буква ц — твердый звук [ц].

Ко вторым, т. е. двузначным, буквам относятся:

• все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости;

• буквы, обозначающие гласные звуки: е, ё, ю, я.

 

Например, буква б может обозначать как твердый, так

и мягкий звук — [б] и [б’]: был — бил; буква я в одних случаях обозначает звук [а] после мягкого согласного, в других — сочетание [ja], например: [ваз] — об[]а]тъ, [д’а]дя — []а]ма.

Буква и может обозначать звуки [и], [ы]: [ч’и]сто — [жы\р, [в’и]д — [цы]нк.

Двузначность указанных букв русского алфавита обусловлена спецификой русской графики — ее слоговым принципом. Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог.

Такой слог, т. е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных.

 

4. Четвертая Наличие печатной и прописной форм букв, при этом некоторые буквы в прописной форме значительной отличаются от своей печатной формы.

 

С чего начать

Знакомство с алфавитом предполагается во вводно-фонетическом курсе, когда учащиеся знакомятся со звуками изучаемого языка и буквами, которыми эти звуки обозначаются (печатные и рукописные, прописные и строчные).

На этом этапе перед преподавателем стоит «несколько задач:

1. Познакомить с алфавитом

2. Помочь овладеть звукобуквенными отношениями.

3. Установить связи между разными вариантами произношения каждой буквы.

 

На что нужно обратить внимание иностранца при демонстрации прописных букв:

· сравнение букв по высоте,

· способы соединения букв,

· сравнение написания сходных букв в родном языке

· рекомендуется также наклонный почерк, так как он удобен при движении пишущей руки.

 

Последовательность обучения графике:

· 1 этап Демонстрация и чтение прописной буквы в изолированном положении

При обучении графике может помочь анимированный плакат Чулихиной Е. А., использование которого особенно эффективно в больших группах, так как на огромном экране появляется ручка, которая показывает, как правильно написать букву, и это видят даже те учащиеся, которые сидят в последних рядах.

· 2 этап Написание буквы на классной доске с объяснением написания буквы

Для этого желательно, чтобы доска имела специальную разлиновку в виде двух линий с косой чертой под углом 65˚

· 3 этап Объяснение различий между отдельными элементами буквы и похожими на них элементами букв родного языка (итальянского)

· 4 этап Чтение буквы в изолированном виде и в контексте слова.

· 5 этап Запись буквы учащимися в тетради и их чтение.

· 6 этап Тренировка в воспроизведении буквы в контексте слова с целью формирования навыка.

· 7 этап Рекомендуется также наклонный почерк, так как он удобен при движении пишущей руки.

 

Для подготовки учебного материала, решающего конкретные учебные задачи в конкретной группе, существует несколько способов.

1 можно написать от руки текст и отсканировать его для копирования учащимися, но можно также написать текст помощью графического редактора.

2 можно и установить на собственном компьютере шрифты: Mistral, Segol Script или Primo. Работа с шрифтом Primo в редакторе Microsoft Word (операционная система Windows) позволяет подготовить учебные тексты и учебные упражнения, написанные образцовым каллиграфическим почерком, за считанные минуты.

 

Примеры заданий на основе одного текста

1 Спишите текст

2. Напишите прописные буквы

 

3. Чтобы поддержать интерес учащихся к выработке красивого и понятного почерка, можно провести в группе конкурс каллиграфии.

 

https://www.eduneo.ru/obuchenie-russkoj-grafike-kak-sdelat-obuchenie-interesnym/

 

Преподаватели-практики нередко сталкиваются с тем, что теоретические положения методики (в частности, тезис о необходимости обучения графике иностранного языка) разбиваются о непреодолимые, на первый взгляд, препятствия:

• многие студенты не хотят учиться писать письменными буквами, так как в повседневной жизни все пользуются клавиатурой.

• бессмысленно, так как мало где используется.

В настоящее время в учебных пособиях уделяется мало внимания обучению русской графике. Многие авторы учебников видят задачу обучения иностранным языкaм лишь в практическом овладении устной иноязычной речью. Следовательно, на занятиях учащиеся не выполняют почти никаких письменных упражнений, так как современный человек всё реже прибегает к письму от руки, потому что все можно напечатать. Исключением являются жалобы, благодарности, некоторые анкеты и др. Но даже в анкетах просят писать печатными буквами.

Конечно, когда речь идёт о краткосрочных интенсивных курсах, мы не можем тратить драгоценное время на обучение русской графике. Но в пролонгированном обучении, когда цель студентов – освоение русского языка в полном объеме, полноценное обучение русской каллиграфии является настоятельной необходимостью

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: