ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА
«ИНДЕКС ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ»
Теоретический конструкт методики
Одним из основных приоритетов современного образования является сохранение здоровья учащихся. Здесь требуется не только решение собственно медицинских проблем, но и активная работа по изменению отношения и школьников, и педагогов к собственному здоровью и к здоровому образу жизни. Для этого необходим соответствующий диагностический инструмент, позволяющий, с одной стороны, определить исходный уровень и особенности существующего отношения к здоровью, а с другой- оценить эффективность проводимой в школе работы в области валеологии. Этим инструментом является тест «Индекс отношения к здоровью».
Психологический тест «Индекс отношения к здоровью», разработанный нами совместно с С.Д. Дерябо, направлен на диагностику двух важнейших параметров отношения к здоровью и здоровому образу жизни: интенсивности и доминантности.
Параметр интенсивности является показателем того, в какой степени и в каких сферах проявляется субъективное отношение. Одному человеку «просто хочется быть здоровым» и не больше — низкая интенсивность отношения. Другой, «фанат здоровья», занимается в спортивных секциях, следит за своим питанием, делает зарядку, посещает соответствующие лекции о здоровом образе жизни и т.д.,— высокий уровень интенсивности. Отношение к здоровью проявляется в различных «сферах»: один, в основном, любит читать литературу о здоровье, другой — заниматься различными оздоровительными процедурами, третий — пытается изменять отношение окружающих людей к здоровью и т.д., а кто-то делает и то, и другое, и третье.
Существующее у человека отношение к какому-то объекту определяет, что он чувствует, как думает, как действует и как поступает во всех ситуациях, связанных с этим объектом. Соответственно, интенсивность отношения к здоровью также включает в себя четыре компонента: эмоциональный, познавательный, практический и поступочный.
Параметр доминантности описывает субъективное отношение по оси «значимое — незначимое». Это показатель места данного отношения в системе, иерархии других отношений личности: чем большую роль играет определенное отношение в жизни человека, чем более высокое, главное место оно занимает во внутреннем мире, тем более оно доминантно. Человек может заботиться о своем здоровье, но оно в его жизни по значимости стоит после работы, семьи, друзей, какого-то хобби и т.д., — отношение к здоровью характеризуется низкой доминантностью. И наоборот, в заботе о своем здоровье может быть заключен весь смысл жизни человека — максимально доминантное отношение.
Психологический тест «Индекс отношения к здоровью» состоит из двух субтестов: первый диагностирует интенсивность отношения к здоровью, здоровому образу жизни, второй — доминантность этого отношения.
Субтест по интенсивности построен по принципу альтернативных полюсов. Испытуемому дается два высказывания (А и Б) и предлагается выбрать то из них, которое больше соответствует его мнению, тому, что он чувствует, думает в определенных ситуациях, как он обычно себя в них ведет. Он может выбрать или вариант А, или вариант Б, или поставить стрелку в сторону одного из вариантов ("скорее А, чем Б " и "скорее Б, чем А ").
Субтест, измеряющий интенсивность отношения к здоровью, состоит из четырех шкал: эмоциональной, познавательной, практической и поступочной.
Эмоциональная шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере. Она включает в себя вопросы, диагностирующие, насколько человек чувствителен к различным витальным проявлениям своего организма, насколько он восприимчив к эстетическим аспектам здоровья, насколько он способен получать наслаждение от своего здоровья и заботы о нем и т.д.
Вопросы разбиты на две группы: в первой степень выраженности эмоционального компонента определяется по ответам на вопросы о том, что сам испытуемый чувствует в определенных ситуациях, во второй — насколько он разделяет чувства других людей в тех или иных ситуациях.
Познавательная шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в познавательной сфере. Она включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов воспринимать получаемую от других людей или из литературы информацию по проблемам здорового образа жизни («пассивные» вопросы); вторая — насколько человек стремится сам получать информацию по этой теме («активные» вопросы).
Практическая шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в практической сфере. Она также включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов включаться в различные практические действия, направленные на заботу о своем здоровье, когда они предлагаются, организовываются другими людьми; вторая — насколько человек сам, по собственной инициативе стремится осуществлять эти действия.
Поступочная шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в сфере совершаемых им поступков, направленных на изменение своего окружения в соответствии с существующим у него отношением. Она включает три группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек стремится повлиять на членов своей семьи, чтобы они заботились о здоровье, вели здоровый образ жизни; вторая — насколько он стремится повлиять на своих знакомых; третья — на общество в целом.
Показатель интенсивности получается путем суммирования баллов по этим четырем шкалам. Он диагностирует, насколько в целом сформировано отношение к здоровью у данного человека, насколько сильно оно проявляется.
Субтест по доминантности отношения представляет собой список из семи жизненных ценностей, которые испытуемому предлагается проранжировать, отметив по три самых важных и наименее важных для него ценности. Ранг, который получает такая ценность, как «здоровье, здоровый образ жизни», является показателем доминантности отношения испытуемого к здоровью.
Проведение методики
Тест может проводиться с испытуемыми старше 10-11 лет. Данное возрастное ограничение обусловлено тем, что диагностические ситуации, использованные в тесте, требуют определенного уровня социального развития и социального опыта. В случае необходимости может быть разработан специальный детский вариант теста.
Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте, как устно, так и письменно. Предпочтительно: письменный индивидуальный вариант в неформальной обстановке.
Первым должен проводиться субтест по доминантности, причем обязательно (!) без объявления «истинной» цели тестирования — выявления отношения тестируемого к своему здоровью, поскольку иначе результаты данного субтеста окажутся существенно завышенными.
Инструкция 1.
Выразите степень значимости (важности) для Вас предложенных ценностей. Для этого выберите три наиболее важных и три наименее важных ценности из предлагаемого списка.
СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ
- материальные ценности (материальное благополучие)
- природа и животные
- окружающие люди (друзья, счастье других людей)
- любовь (секс, семейная жизнь)
- здоровье
- труд (профессия, учеба, интересная работа)
- духовность (нравственность, саморазвитие
Наиболее важные для меня | Наименее важные для меня |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
Инструкция 2.
Из двух предлагаемых высказываний (А и Б), которые описывают противоположные мнения, ситуации и т.д., выберите то, которое кажется более подходящим для Вас.
Если Вам полностью подходит вариант А, Вы зачеркиваете квадратик с буквой «А», нарисованный между двумя высказываниями.
Если Вы скорее склоняетесь к варианту «А», но не можете полностью с ним согласиться, то в среднем пустом квадратике Вы рисуете стрелку в сторону квадратика с буквой «А».
Если Вы скорее склоняетесь к варианту «Б», но тоже не можете полностью с ним согласиться, то в среднем пустом квадратике Вы рисуете стрелку в сторону квадратика с буквой «Б».
И наконец, если Вам полностью подходит вариант «Б», Вы зачеркиваете квадратик с буквой «Б».
Если Вы считаете какую-то ситуацию маловероятной для Вас, то все-таки постарайтесь сделать свой выбор. В этом тесте, естественно, не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно есть.
Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает Ваше мнение.
Форма 1
1. А.Я способен замечать даже небольшие отклонения в работе моих органов. 2. А. Когда по телевизору начинается очередная передача о профилактике какого-нибудь заболевания, я обычно переключаюсь на другую программу. 3. А. Если кто-то из знакомых предложит мне заниматься вместе оздоровительными процедурами, я с удовольствием приму в этом участие. 4. А. Я постоянно слежу за тем, чтобы мои близкие всерьез заботились о своем здоровье. 5. А. Когда я смотрю на руки другого человека, я, в первую очередь, обращаю внимание на их форму и размер. 6. А. Я «скачиваю» из интернета информацию, делаю выписки или вырезки из газет и журналов о здоровом образе жизни. 7. А. Если у меня от утомления болит голова, я выхожу немножко погулять или хотя бы открываю окно. 8. А. Я обычно сам не покупаю для членов семьи различные средства ухода за здоровьем. 9. А. После принятия ванны я всегда чувствую себя совсем другим человеком: бодрым и обновленным. 10. А.Когда в общественном транспорте, очереди и т.д. заводится разговор о способах сохранения здоровья, я совершенно не обращаю на это внимания. 11. А. Я обращаюсь к врачу, только когда мне становится уже невмоготу. 12. А.Мне приходилось предлагать знакомым рецепты или инструкции различных оздоровительных процедур. 13. А.С моей точки зрения, всякие моржи, которые наслаждаются купанием в своих прорубях на морозе, просто слегка чокнутые. 14. А.Когда это оказывалось возможным, я посещал лекции, курсы, семинары и т.п. о здоровом образе жизни. 15. А. Мне кажется странным человек, который вместо того, чтобы досмотреть поздно вечером интересный фильм, соблюдает свое правило "вовремя ложиться спать". 16. А. К сожалению, я не могу сказать, что стараюсь как-то улучшить отношение моих знакомых к своему здоровью. 17. А.Иногда мне кажется, что мой организм, как будто, даже обижается и упрекает меня, если я обращаюсь с ним необдуманно и жестоко. 18. А. Просматривая на улице книги у торговцев, я обычно, в первую очередь, обращаю внимание на литературу о сохранении здоровья. 19. А. Если мне на день рождения подарят лыжи, гантели, массажер и т.п., я, пожалуй, удивлюсь и растеряюсь такому подарку. 20. А. Мне приходилось выступать перед людьми и делиться с ними своим успешным опытом укрепления здоровья. 21. А. Мне непонятно состояние людей, которые мучаются за столом от того, что им не удалось вымыть руки перед едой. 22. А.Я никогда не писал в редакции журнала "Здоровья", телепередач "Исцели себя сам", "TV Аптека" и т.п. 23. А. Я трачу значительную часть своих доходов, порой даже в ущерб остальному, специально для поддержания здоровья. 24. А. Я никогда не вступал в конфликт с начальством и властями, если их действия наносили вред здоровью людей. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | Б.Я реагирую лишь на существенные расстройства. Б. Я откладываю свои дела, чтобы ее посмотреть. Б. Я найду способ вежливо отказаться. Б. Я не заставляю их это делать. Б. Я невольно вначале замечаю состояние и чистоту кожи. Б. Я никогда этим не занимался. Б. Чтобы снять эту головную боль, я просто выпиваю таблетку. Б. Все это, в основном, покупается по моей инициативе. Б. Приходится признаться, что такое чувство я испытываю очень редко. Б. Я невольно стараюсь прислушаться к нему. Б.Я стараюсь начать лечение при первых же признаках ухудшения своего самочувствия. Б. Я этого не делал, ведь каждый должен заботиться о своем здоровье сам. Б. Я полностью разделяю их стремление получать удовольствие от своего здоровья. Б. Я никогда не ходил на них, потому что эта тема мне безразлична. Б. Я тоже стараюсь следовать этому правилу, чтобы не наносить вред своему здоровью. Б. Я активно пропагандирую здоровый образ жизни. Б. Человеческий организм всего-лишьреагирует на отрицательные воздействия. Б. Меня привлекают книги на другие темы. Б. Этот подарок был бы очень кстати: он соответствует моему стилю жизни. Б. Я не готов давать советы людям по этой проблеме. Б.Я сам испытываю подобные ощущения. Б. Мне приходилось задавать им вопросы по интересующим меня темам. Б. Я трачу деньги на свое здоровье только в случае необходимости. Б. У меня бывали подобные конфликты. |
Форма 2
1. А.Если бы у меня на теле появилось какое-либо пятнышко или безболезненное вздутие, то я заметил бы это очень быстро. 2. А. Когда я от нечего делать пролистываю какой-нибудь журнал, различные статьи о здоровье я просто пропускаю. 3. А. Если мне предложат проводить свои выходные в группе здоровья или спортивном зале, я, конечно, этим воспользуюсь. 4. А. Я решительно вмешиваюсь, если кто-то из близких начинает совершать поступки, которые вредят его здоровью. 5. А. Я обычно не обращаю особого внимания, если у моего собеседника не совсем чистые зубы, не подстрижены ногти и т.д. 6. А. Я выписываю или покупаю газеты, журналы и книги по проблемам здоровья, постоянно просматриваю новости интернета по этой тематике. 7. А. Если позволяет время, я стараюсь пройти куда мне нужно пешком. 8. А. Когда я выбираю подарок кому-то из членов своей семьи, мне не приходит в голову купить что-либо из предметов личной гигиены. 9. А. Когда я выпиваю стакан свежего фруктового сока, я замечаю прилив бодрости, энергии во всем организме. 10. А.Когда знакомые в компании начинают говорить о различных процедурах по сохранению здоровья, мне становится просто скучно. 11. А. Я стараюсь уклоняться от различных обязательных профилактических обследований. 12. А. Мне удалось заинтересовать своих знакомых книгами, статьями и сайтами о здоровом образе жизни. 13. А.По-моему, те, кто находит удовольствие в том, чтобы в 5 утра бегать в трусах по улице,— это не совсем нормальные люди. 14. А. Я стараюсь знакомиться с людьми, которые много знают о том, как поддерживать свое здоровье на должном уровне. 15. А. Я редко задумываюсь о том, правильно ли я питаюсь. 16. А.Я никогда не писал о здоровье в блоги, журналы, газеты, стенгазеты и т.п. 17. А.Порой у меня возникает такое ощущение, что организм как будто хочет сказать мне, чем ему помочь, если в нем что-то разладилось. 18. А. Когда в гостях по предложению хозяев квартиры я просматриваю их библиотеку, мои глаза сами останавливаются на книгах о поддержании здоровья. 19. А.Когда я покупаю зубные пасты, кремы, жевательные резинки и т.п., я практически не ориентируюсь на их "оздоровительный эффект", подчеркиваемый в рекламе. 20. А. Мне приходилось обучать других людей способам улучшения своего самочувствия. 21. А.У меня не вызывают особой симпатии люди, которые из чувства некой брезгливости никогда не пользуются чужой тарелкой, кружкой и т.п. 22. А.Я никогда специально не разыскивал сайты и литературу, в которых описываются редкие методики оздоровления организма. 23. А. Я ежедневно подолгу занимаюсь оздоровлением своего организма, несмотря на другие важные дела. 24. А.Я никогда не принимал участие в работе различных движений, борющихся за здоровую окружающую среду. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | Б.Я обратил бы на него внимание, когда оно стало бы достаточно большим. Б. Я их просматриваю более внимательно в первую очередь. Б. Я предпочту оставаться дома и заниматься своими делами. Б. Пожалуй, я не всегда прилагаю к этому достаточно усилий и зачастую готов с этим смириться. Б. Мне это сразу же бросается в глаза. Б. Я не трачу на это свои деньги и время. Б. Я всего равно лучше спокойно подъеду на автобусе, троллейбусе и т.д. Б. Я часто делаю именно такие подарки, потому что они кажутся мне вполне подходящими. Б. Я прежде всего просто утоляю жажду. Б.Я с удовольствием включаюсь в беседу. Б.Они являются хорошим стимулом, чтобы позаботиться о состоянии своего организма. Б.Я не предпринимал таких попыток. Б. Я даже завидую им, ведь забота о своем здоровье это радостное и увлекательное занятие. Б. Такие люди для меня не более интересны, чем другие. Б. Я, в целом, придерживаюсь правил здорового питания. Б. В своей жизни я уже делал нечто подобное. Б. Любая боль в организме — это всего лишь определенная реакция нервной системы. Б. У меня вызывает интерес другая литература. Б.Для меня это очень важно, потому что я во всем стараюсь учитывать, как это повлияет на мое здоровье. Б. У меня недостаточно для этого собственного опыта. Б. Я полностью разделяю чувства таких людей. Б. Мне приходилось это делать. Б.Я уделяю время на свое здоровье только в случае необходимости. Б.Я состоял в таких движениях. |
Варианты методики № 1 и № 2 являются взаимозаменяемыми и могут использоваться, например, в процессе повторного тестирования, для увеличения надёжности полученных результатов и т.д.
Обработка результатов