Теоретический конструкт методики




ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

«ИНДЕКС ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ»

 

Теоретический конструкт методики

Одним из основных приоритетов современного образования является сохранение здоровья учащихся. Здесь требуется не только решение собственно медицинских проблем, но и активная работа по изменению отношения и школьников, и педагогов к собственному здоровью и к здоровому образу жизни. Для этого необходим соответствующий диагностический инструмент, позволяющий, с одной стороны, определить исходный уровень и особенности существующего отношения к здоровью, а с другой- оценить эффективность проводимой в школе работы в области валеологии. Этим инструментом является тест «Индекс отношения к здоровью».

Психологический тест «Индекс отношения к здоровью», разработанный нами совместно с С.Д. Дерябо, на­прав­лен на диагностику двух важнейших параметров отно­шения к здоровью и здоровому образу жизни: интенсивности и доминантности.

Параметр интенсивности является показателем того, в какой степени и в каких сферах проявляется субъективное отношение. Одному человеку «просто хочется быть здоровым» и не больше — низкая интенсивность отношения. Другой, «фанат здоровья», занимается в спортивных секциях, следит за своим питанием, делает зарядку, посещает соответствующие лекции о здоровом образе жизни и т.д.,— высокий уровень интенсивности. Отношение к здоровью проявляется в различных «сферах»: один, в основном, любит читать литературу о здоровье, другой — за­ниматься различными оздоровительными процедурами, третий — пытается изменять отношение окружающих людей к здо­ро­вью и т.д., а кто-то делает и то, и другое, и третье.

Существующее у человека отношение к какому-то объекту определяет, что он чувствует, как думает, как действует и как по­ступает во всех ситуациях, связанных с этим объектом. Соот­вет­ственно, интенсивность отношения к здоровью также включает в себя четыре компонента: эмоциональный, познавательный, прак­ти­ческий и поступочный.


Параметр доминантности описывает субъективное отношение по оси «значимое — незначимое». Это показатель места данного отношения в системе, иерархии других отношений личности: чем большую роль играет определенное отношение в жизни человека, чем более высокое, главное место оно занимает во внутреннем мире, тем более оно доминантно. Человек может заботиться о своем здоровье, но оно в его жизни по значимости стоит после работы, семьи, друзей, какого-то хобби и т.д., — отношение к здоровью харак­тери­зу­ется низкой доминантностью. И наоборот, в заботе о своем здо­ро­вье может быть заключен весь смысл жизни человека — мак­симально доминантное отношение.

Психологический тест «Индекс отношения к здоровью» со­сто­ит из двух субтестов: первый диагностирует интенсивность отно­шения к здоровью, здоровому образу жизни, второй — доми­нан­тность этого отношения.

Субтест по интенсивности построен по принципу альтернативных по­лю­сов. Испытуемому дается два высказывания (А и Б) и предлагается выбрать то из них, которое больше соответствует его мнению, тому, что он чувствует, думает в определенных ситуациях, как он обычно себя в них ведет. Он может выбрать или вариант А, или вариант Б, или поставить стрелку в сторону одного из вариантов ("скорее А, чем Б " и "скорее Б, чем А ").

Субтест, измеряющий интенсивность отношения к здоровью, состоит из четырех шкал: эмоциональной, познава­тель­ной, практической и поступочной.

Эмоциональная шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере. Она включает в себя вопросы, диаг­ностирующие, насколько человек чувствителен к различным витальным проявлениям своего организма, насколько он вос­приимчив к эстетическим аспектам здоровья, насколько он способен получать наслаждение от своего здоровья и заботы о нем и т.д.

Вопросы разбиты на две группы: в первой степень вы­ра­жен­ности эмоционального компонента определяется по ответам на вопросы о том, что сам испытуемый чувствует в определенных ситу­ациях, во второй — насколько он разделяет чувства других людей в тех или иных ситуациях.

Познавательная шкала измеряет, в какой степени про­является отношение человека к здоровью, здоровому образу жиз­ни в познавательной сфере. Она включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов воспринимать по­лу­чаемую от других людей или из литературы информацию по про­блемам здорового образа жизни («пассивные» вопросы); вторая — насколько человек стремится сам получать информацию по этой теме («активные» вопросы).

Практическая шкала измеряет, в какой степени про­является отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в практической сфере. Она также включает две группы во­про­сов: первая диагностирует, насколько человек готов включаться в различные практические действия, направленные на заботу о своем здоровье, когда они предлагаются, организовываются другими людьми; вторая ­— насколько человек сам, по собственной инициативе стремится осуществлять эти действия.

Поступочная шкала измеряет, в какой степени про­­является отношение человека к здоровью, здоровому образу жиз­ни в сфере совершаемых им поступков, направленных на изме­нение своего окружения в соответствии с существующим у него от­ношением. Она включает три группы вопросов: первая диагно­сти­рует, насколько человек стремится повлиять на членов своей семьи, чтобы они заботились о здоровье, вели здоровый образ жизни; вторая — насколько он стремится повлиять на своих знакомых; третья — на общество в целом.

Показатель интенсивности получается путем суммирования бал­лов по этим четырем шкалам. Он диагностирует, наско­лько в целом сформировано отношение к здоровью у данного человека, насколько сильно оно проявляется.

Субтест по доминантности отношения представляет собой список из семи жизненных ценностей, которые испытуемому предлагается проранжировать, от­метив по три самых важных и наименее важных для него цен­ности. Ранг, который получает такая ценность, как «здоровье, здоровый образ жизни», является показателем доминантности от­­ношения испытуемого к здоровью.

 

Проведение методики

Тест может проводиться с ис­пытуемыми старше 10-11 лет. Данное возрастное ограничение обусловлено тем, что диагностические ситуации, использованные в тесте, требуют определенного уровня социального развития и соци­ального опыта. В случае необходимости может быть разработан специальный детский вариант теста.

Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в груп­повом варианте, как устно, так и письменно. Предпочтительно: пись­менный индивидуальный вариант в неформальной обстановке.

Первым должен проводиться субтест по доминантности, причем обязательно (!) без объявления «истинной» цели тестиро­вания — выявления отношения тестируемого к своему здоровью, поскольку иначе результаты данного субтеста окажутся суще­ст­венно завышенными.

Инструкция 1.

Выразите степень значимости (важности) для Вас пред­ло­жен­ных ценностей. Для этого выберите три наиболее важных и три наименее важных ценности из предлагаемого списка.

СПИСОК ЦЕННОСТЕЙ

  • материальные ценности (материальное благополучие)
  • природа и животные
  • окружающие люди (друзья, счастье других людей)
  • любовь (секс, семейная жизнь)
  • здоровье
  • труд (профессия, учеба, интересная работа)
  • духовность (нравственность, саморазвитие

 

Наиболее важные для меня Наименее важные для меня
  1.   2.   3.   1.   2.   3.

 


Инструкция 2.

Из двух предлагаемых высказываний (А и Б), которые опи­сывают противоположные мнения, ситуации и т.д., выберите то, которое кажется более подходящим для Вас.

Если Вам полностью подходит вариант А, Вы зачеркиваете квад­ратик с буквой «А», нарисованный между двумя выска­зыва­ниями.

Если Вы скорее склоняетесь к варианту «А», но не можете полностью с ним согласиться, то в среднем пустом квадратике Вы рисуете стрелку в сторону квадратика с буквой «А».

Если Вы скорее склоняетесь к варианту «Б», но тоже не можете полностью с ним согласиться, то в среднем пустом квадратике Вы рисуете стрелку в сторону квадратика с буквой «Б».

И наконец, если Вам полностью подходит вариант «Б», Вы зачеркиваете квадратик с буквой «Б».

Если Вы считаете какую-то ситуацию маловероятной для Вас, то все-таки постарайтесь сделать свой выбор. В этом тесте, естественно, не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно есть.

Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает Ваше мнение.

 

Форма 1

 

 

1. А.Я способен замечать даже неболь­шие отклонения в работе моих органов. 2. А. Когда по телевизору начинается очередная передача о профи­лак­ти­ке какого-нибудь заболевания, я обы­чно переключаюсь на другую программу.     3. А. Если кто-то из знакомых пред­ло­жит мне заниматься вместе оздо­ро­вительными процедурами, я с удо­вольствием приму в этом уча­стие.     4. А. Я постоянно слежу за тем, чтобы мои близкие всерьез заботились о своем здоровье.     5. А. Когда я смотрю на руки другого че­ловека, я, в первую очередь, обра­щаю внимание на их форму и размер.   6. А. Я «скачиваю» из интернета информацию, делаю выписки или вырезки из газет и журналов о здоровом обра­зе жизни.     7. А. Если у меня от утомления болит голова, я выхожу немножко по­гу­лять или хотя бы открываю окно.     8. А. Я обычно сам не покупаю для чле­нов семьи различные средства ухо­да за здоровьем.   9. А. После принятия ванны я всегда чув­ствую себя совсем другим че­ло­веком: бодрым и обновленным.     10. А.Когда в общественном тран­спор­те, очереди и т.д. заводится раз­го­вор о способах сохранения здо­ро­вья, я совершенно не обращаю на это внимания.     11. А. Я обращаюсь к врачу, только ког­да мне становится уже невмоготу.     12. А.Мне приходилось предлагать зна­ко­мым рецепты или инструкции раз­личных оздоровительных про­це­дур.   13. А.С моей точки зрения, всякие мор­жи, которые наслаждаются купа­ни­ем в своих прорубях на морозе, просто слегка чокнутые.     14. А.Когда это оказывалось возмож­ным, я посещал лекции, курсы, семинары и т.п. о здоровом образе жизни.     15. А. Мне кажется странным человек, ко­торый вместо того, чтобы до­смо­треть поздно вечером инте­рес­ный фильм, соблюдает свое пра­вило "вовремя ложиться спать".     16. А. К сожалению, я не могу сказать, что стараюсь как-то улучшить от­но­шение моих знакомых к своему здоровью. 17. А.Иногда мне кажется, что мой ор­га­низм, как будто, даже обижается и упрекает меня, если я обращаюсь с ним необдуманно и жестоко. 18. А. Просматривая на улице книги у тор­говцев, я обычно, в первую оче­редь, обращаю внимание на ли­тературу о сохранении здо­ро­вья. 19. А. Если мне на день рождения по­да­рят лыжи, гантели, массажер и т.п., я, пожалуй, удивлюсь и рас­теряюсь такому подарку. 20. А. Мне приходилось выступать перед людьми и делиться с ними своим ус­пешным опытом укрепления здо­ровья. 21. А. Мне непонятно состояние людей, которые мучаются за столом от того, что им не удалось вымыть руки перед едой.   22. А.Я никогда не писал в редакции жур­нала "Здоровья", телепередач "Исцели себя сам", "TV Аптека" и т.п. 23. А. Я трачу значительную часть своих доходов, порой даже в ущерб ос­та­льному, специально для под­дер­жа­ния здоровья.   24. А. Я никогда не вступал в конфликт с начальством и властями, если их действия наносили вред здоровью людей.                                                               Б.Я реагирую лишь на су­­щественные рас­стро­й­ства.   Б. Я откладываю свои дела, чтобы ее посмо­треть.     Б. Я найду способ веж­ли­во отказаться.     Б. Я не заставляю их это делать.   Б. Я невольно вначале за­мечаю состояние и чи­с­тоту кожи.   Б. Я никогда этим не за­ни­мался.   Б. Чтобы снять эту го­лов­­ную боль, я просто выпиваю таблетку. Б. Все это, в основном, по­купается по моей ини­циативе.   Б. Приходится при­знать­ся, что такое чувство я испытываю очень ред­ко. Б. Я невольно стараюсь при­слушаться к нему. Б.Я стараюсь начать ле­че­ние при первых же при­знаках ухудшения сво­его самочувствия. Б. Я этого не делал, ведь каждый должен забо­ти­ться о своем здо­ро­вье сам. Б. Я полностью разделяю их стремление полу­чать удовольствие от своего здоровья.   Б. Я никогда не ходил на них, потому что эта тема мне безразлична. Б. Я тоже стараюсь сле­до­вать этому правилу, что­бы не наносить вред своему здоровью. Б. Я активно пропа­ган­ди­­рую здоровый образ жизни. Б. Человеческий орга­низм всего-лишьреа­ги­­рует на отри­ца­тель­ные воз­дей­ствия. Б. Меня привлекают кни­ги на другие темы. Б. Этот подарок был бы очень кстати: он соот­ветствует моему стилю жизни. Б. Я не готов давать со­веты людям по этой про­блеме. Б.Я сам испытываю по­добные ощущения. Б. Мне приходилось за­да­вать им вопросы по ин­тересующим меня те­мам.   Б. Я трачу деньги на свое здоровье только в слу­чае необходимости. Б. У меня бывали по­доб­ные конфликты.    

 

Форма 2

 

 

1. А.Если бы у меня на теле появилось какое-либо пятнышко или без­бо­лез­ненное вздутие, то я заметил бы это очень быстро.     2. А. Когда я от нечего делать про­лис­тываю какой-нибудь журнал, раз­личные статьи о здоровье я просто пропускаю.     3. А. Если мне предложат проводить свои выходные в группе здоровья или спортивном зале, я, конечно, этим воспользуюсь.     4. А. Я решительно вмешиваюсь, если кто-то из близких начинает совершать поступки, которые вре­дят его здоровью.   5. А. Я обычно не обращаю особого вни­мания, если у моего собе­сед­ни­ка не совсем чистые зубы, не под­стрижены ногти и т.д.   6. А. Я выписываю или покупаю газеты, журналы и книги по проблемам здоровья, постоянно просматриваю новости интернета по этой тематике. 7. А. Если позволяет время, я стараюсь пройти куда мне нужно пешком. 8. А. Когда я выбираю подарок кому-то из членов своей семьи, мне не при­ходит в голову купить что-либо из предметов личной гигиены. 9. А. Когда я выпиваю стакан свежего фруктового сока, я замечаю при­лив бодрости, энергии во всем ор­ганизме. 10. А.Когда знакомые в компании на­чи­нают говорить о различных про­цедурах по сохранению здоровья, мне становится просто скучно. 11. А. Я стараюсь уклоняться от различ­ных обязательных профилакти­че­ских обследований. 12. А. Мне удалось заинтересовать своих знакомых книгами, статьями и сайтами о здо­ровом образе жизни. 13. А.По-моему, те, кто находит удо­воль­ствие в том, чтобы в 5 утра бегать в трусах по улице,— это не совсем нормальные люди. 14. А. Я стараюсь знакомиться с людь­ми, которые много знают о том, как поддерживать свое здоровье на должном уровне. 15. А. Я редко задумываюсь о том, пра­ви­льно ли я питаюсь. 16. А.Я никогда не писал о здоро­вье в блоги, журналы, газеты, стенгазеты и т.п. 17. А.Порой у меня возникает такое ощу­щение, что организм как буд­то хочет сказать мне, чем ему по­мочь, если в нем что-то разла­дилось.   18. А. Когда в гостях по предложению хо­зяев квартиры я просматриваю их библиотеку, мои глаза сами ос­танавливаются на книгах о под­дер­жании здоровья. 19. А.Когда я покупаю зубные пасты, кре­мы, жевательные резинки и т.п., я практически не ориен­ти­руюсь на их "оздоровительный эф­фект", подчеркиваемый в рекламе. 20. А. Мне приходилось обучать других людей способам улучшения своего самочувствия. 21. А.У меня не вызывают особой сим­патии люди, которые из чувства некой брезгливости никогда не по­ль­зуются чужой тарелкой, круж­кой и т.п. 22. А.Я никогда специально не разыс­ки­вал сайты и литературу, в которых описы­ваются редкие методики оздо­ров­ления организма. 23. А. Я ежедневно подолгу занимаюсь оздоровлением своего организма, несмотря на другие важные дела. 24. А.Я никогда не принимал участие в работе различных движений, бо­рю­щихся за здоровую окружа­ю­щую среду.                                                                             Б.Я обратил бы на него внимание, когда оно ста­ло бы достаточно большим.     Б. Я их просматриваю бо­­лее внимательно в первую очередь.     Б. Я предпочту оста­вать­ся дома и заниматься своими делами. Б. Пожалуй, я не всегда прилагаю к этому до­статочно усилий и за­ча­стую готов с этим сми­риться.   Б. Мне это сразу же бро­сается в глаза. Б. Я не трачу на это свои деньги и время. Б. Я всего равно лучше спо­койно подъеду на ав­тобусе, троллейбусе и т.д.   Б. Я часто делаю именно такие подарки, потому что они кажутся мне впол­не подходящими. Б. Я прежде всего просто утоляю жажду. Б.Я с удовольствием вклю­чаюсь в беседу. Б.Они являются хоро­шим стимулом, чтобы позаботиться о состоя­нии своего организма. Б.Я не предпринимал та­ких попыток. Б. Я даже завидую им, ведь забота о своем здо­ровье ­это радостное и увлекательное заня­тие.   Б. Такие люди для меня не более интересны, чем другие. Б. Я, в целом, придер­жи­ваюсь правил здоро­во­го питания.   Б. В своей жизни я уже де­лал нечто подобное. Б. Любая боль в орга­низ­ме — это всего лишь определенная реакция нер­в­ной системы. Б. У меня вызывает ин­терес другая лите­ра­тура. Б.Для меня это очень важ­но, потому что я во всем стараюсь учи­ты­вать, как это повлияет на мое здоровье. Б. У меня недостаточно для этого собственного опыта. Б. Я полностью разделяю чувства таких людей. Б. Мне приходилось это делать. Б.Я уделяю время на свое здоровье только в случае необходимости. Б.Я состоял в таких дви­жениях.

Варианты методики № 1 и № 2 являются взаимозаменяемыми и могут использоваться, например, в процессе повторного тестирования, для увеличения надёжности полученных результатов и т.д.

Обработка результатов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: