Музыкально-драматические произведения




1866–1867. «Богатыри». Музыкально-историческая драма из времен доисторических в пяти бытовых картинах. Автор текста — писатель и театральный деятель В. А. Крылов.

1867–1868. Хоры из незаконченной оперы «Царская невеста» (на сюжет Л. А. Мея).

1869–1887. «Князь Игорь». Опера в четырех действиях с прологом. Либретто А. П. Бородина (на основе переработанного сценарного плана В. В. Стасова). Закончена и доинструментована Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым.

1872. Четвертый (заключительный) акт оперы-балета «Млада», писавшейся совместно с Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргским и Н. А. Римским-Корсаковым. Либретто С. А. Гедеонова. Партитура финала издана после смерти автора в инструментовке Н. А. Римского-Корсакова.

 

Симфонические произведения

1862–1866. Первая симфония (Es-dur|.

I. Adagio. Allegro.

II. Scherzo (Prestissimo).

III. Andante.

IV. Allegro molto vivo.

1869–1876. Вторая симфония (h-moll)).

I. Allegro.

II. Scherzo.

III. Andante.

IV. Allegro.

1880. «В Средней Азии». Музыкальная картина.

1886–1887. Третья симфония (a-moll)) («неоконченная»).

I. Moderato assai — Дописана по эскизам и инструментована А. К. Глазуновым.

II. Scherzo (vivo). — Дописана по эскизам и инструментована А. К. Глазуновым.

III. Тема с вариациями. Не сохранилось

IV. Финал. Не сохранилось.

 

Камерно-инструментальные ансамбли

1847. Концерт для флейты с сопровождением фортепьяно (d-moll). Не сохранилось.

1848. Трио для двух скрипок и виолончели на темы из «Роберта-Дьявола» Мейербера. Не сохранилось.

1855. Трио на тему русской песни «Чем тебя я огорчила» для двух скрипок и виолончели (g-moll). Впервые опубликовано в 1946 г. в полном собрании сочинений Бородина (том V, вып. 4), под ред. П. А. Ламма.

1860. Секстет (незаконченный) для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей (d-moll).

I. Allegro.

II. Andante.

Впервые опубликован в 1938 г. (Собр. соч., том V, вып. 3).

1862. Квинтет для двух скрипок, альта и виолончели

(с-moll).

I. Andante.

II. Scherzo (Allegro non troppo).

III. Finale.

Впервые опубликован в 1938 г. (Собр. соч., том V, вып. 5).

1874–1879. Первый квартет для двух скрипок, альта и виолончели (A-dur).

I. Moderato (Allegro}.

II. Andante con moto.

III. Scherzo (Prestissimo).

IV. Andante (Allegro resoluto).

1881–1882. Второй квартет для двух скрипок, альта и виолончели (D-dur).

I. Allegro moderato.

II. Scherzo (Allegro).

III. Nocturne (Andante).

IV. Andante. Vivace.

1886. Serenata alla Spagnola. Andante из струнного квартета, написанного Бородиным совместно с Римским-Корсаковым, Лядовым и Глазуновым и посвященного М. П. Беляеву.

 

Фортепьянные произведения

1843. Полька «Hélène». Впервые опубликована в 1946 г.

Юношеские фуги, вариации и др. Не сохранились.

1853. Скерцо (b-moll). Не сохранилось.

 

1861. Тарантелла для фортепьяно в четыре руки.

1880. Полька, Похоронный марш, Реквием и Мазурка из «Парафраз» на шуточную детскую тему, сочиненных Бородиным совместно с Римским-Корсаковым, Кюи, Лядовым и Листом.

1885. Маленькая сюита:

1. В монастыре.

2. Интермеццо.

3. Мазурка.

4. Мазурка.

5. Грезы.

6. Серенада.

7. Ноктюрн.

1885. Скерцо (As-dur). В первом издании указано, что это оркестровое произведение. Однако Бородиным оно было написано только для фортепьяно.

 

Вокальные произведения

1854–1855(?) Что ты рано, зоренька.

Разлюбила красна девица.

1854–1855(?) Слушайте, подруженьки, песенку мою.

1854–1855. Красавица рыбачка (слова Г. Гейне).

1867. Спящая княжна (слова А. Бородина).

1868. Морская царевна (слова А. Бородина).

1868. Песня темного леса (слова А. Бородина)'.

1868. Фальшивая нота (слова А. Бородина).

1868. Отравой полны мои песни (слова Г. Гейне).

1870. Море (слова А. Бородина).

Начало 70-х гг. Из слез моих (слова Г. Гейне).

1881. Для берегов отчизны дальной (слова А. Пушкина).

1881. Арабская мелодия (слова А. Бородина).

1882. У людей-то в дому (слова Н. Некрасова).

1884–1885. Спесь (слова А. К. Толстого).

1885. Чудный сад. Septain (семистишие на слова бельгийского поэта G. Collin).

Серенада четырех кавалеров одной даме. Вокальный квартет (слова А. Бородина).

 

III. СТАТЬИ А. П. БОРОДИНА О МУЗЫКЕ И МУЗЫКАНТАХ

 

 

Концерты Русского музыкального общества («С.-Петербургские Ведомости», 11 декабря 1868 года). См.: Письма А. П. Бородина, вып. IV, М., 1950.

Концерт Бесплатной музыкальной школы («С.-Петербургские Ведомости», 8 февраля 1869 года)'. См.: Письма А. П. Бородина, вып. IV, М., 1950.

Концерт Бесплатной музыкальной школы. Концерты Русского музыкального общества («С.-Петербургские Ведомости», 20 марта 1869 года). См, Письма А. П. Бородина, вып. IV, М., 1950.

Воспоминания о Мусоргском. См.: Письма А. П. Бородина, вып. IV, М., 1950.

Лист у себя дома в Веймаре. Из личных воспоминаний А. П. Бородина («Искусство» № 11 и 12 за 1883 г.). См.: Письма

A. П. Бородина, вып. IV, М., 1950.

 

IV. ПИСЬМА А. П. БОРОДИНА

 

 

Письма А. П. Бородина с предисловием и примечаниями С. А. Дианина, вып. I, М., 1927–1928 гг.

То же, вып. II, вступ. статья Г. Хубова, ред. комментарии и примечания С. А. Дианина. М., 1936.

То же, вып. III, с примечаниями С. А. Дианина. М., 1949.

Тоже, вып. IV, с примечаниями С. А. Дианина. М., 1950.

 

V. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА О А. П. БОРОДИНЕ

 

 

Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи. (Предисловие и биография написаны B. В. Стасовым.) Спб, 1889.

A. П. Дианин. А. П. Бородин. Биографический очерк и воспоминания. «Журнал Русского физико-химического общества», т. XX, вып. 4, 1888.

H. А. Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни, изд. 5-е., М., 1935.

М. П. Мусоргский. Письма и документы (собрал и обработал А. Н. Римский-Корсаков). М., 1932.

Переписка М. А. Балакирева и В. В. Стасова (под ред. Влад. Каренина), т. I. М., 1935.

B. В. Стасов. Избранные сочинения в 2-х томах, т. II, «Статьи об искусстве». М.—Л., 1937.

И. Репин. Далекое близкое. М. — Л., 1944.

Влад. Каренин. Владимир Стасов, ч. I и II. 1927.

А. Н. Римский-Корсаков, Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, вып. 1–5. М.—Л., 1933–1946.

М. М. Ипполитов-Иванов. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. М., 1934.

Г. Я. Ломакин. Автобиографические записки с примечаниями В. В. Стасова. «Русская старина», 1886.

Л. И. Шестакова. Мои вечера. «Ежегодник императорских театров», 1895.

И. М. Сеченов. Автобиографические записки. М.—Л., АН СССР, 1945.

М. Н. Младенцев и В. Е. Тищенко. Д. И. Менделеев, его жизнь и деятельность, т. I, ч. 1 и 2. М.—Л., АН СССР, 1938.

Н А. Белоголовый. Воспоминания и другие статьи. М., 1897.

История Императорской Военно-Медицинской Академии за сто лет (1798–1898). СПБ, 1898.

Е. И. Лихачева. Материалы для истории женского образования в России. СПБ. 1901.

Е. М. Браудо. Бородин. Петроград, 1922.

Проф. Б. В. Асафьев (Игорь Глебов). Русская музыка от начала XIX столетия. М.—Л., 1930.

Ю. Келдыш. История русской музыки, ч. I и II. М.—Л., 1947.

Б. В. Асафьев (Игорь Глебов). Через прошлое к будущему. «Советская музыка» № 2. М., 1944.

Игорь Бэлза. А. П. Бородин. Музгиз, 1947.

Игорь Бэлза. Вторая («Богатырская») симфония Бородина. Музгиз, 1951.

Н. А. Фигуровский и Ю. И. Соловьев. Александр Порфирьевич Бородин. М.—Л., АН СССР, 1950.

С. А. Дианин. Бородин в селе Давыдове. Лит. худ. сб. «Владимир», кн. третья, 1954.

С. А. Дианин. Бородин, Жизнеописание, материалы и документы, под общей редакцией И. Ф. Бэлзы и В. А. Киселева, Музгиз, 1955.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]Место и время рождения А. П. Бородина, а также происхождение его родителей и обстоятельства, при которых они встретились, выяснены С. А. Дианиным.

 

[2]В. И. Ленин. Соч., т. 20, стр. 237.

 

[3]Там же, т. 33, стр. 284.

 

[4]«Павловские среды». T. III, изд. Академии наук СССР, М. —Л., 1949, стр. 109.

 

[5]Бишоп — портвейн с лимонным соком, сахаром и теплой водой.

 

[6]Вторая виолончель.

 

[7]«Трубадур», «Травиата».

 

[8]«Очаровательно», «прелестно».

 

[9]В. И. Ленин. Соч., т. 5, стр. 26.

 

[10]Входить во вкус.

 

[11]Илья Григорьевич Борщов стал потом известным ботаником и химиком.

 

[12]Название гостиницы — «Баденское подворье».

 

[13]В. И. Ленин. Соч., т. 2, стр. 472.

 

[14]Лаго Маджиоре — озеро у южного подножья Альп.

 

[15]«Но она поет!»

 

[16]Карловы ворота.

 

[17]Фердинанд Лауб был много лет профессором Московской консерватории. Чайковский посвятил ему Третий струнный квартет.

 

[18]Господина профессора.

 

[19]Часть церковной службы.

 

[20]Я был глубоко тронут!

 

[21]В. И. Ленин. Соч., т. 5, стр. 27.

 

[22]Первый.

 

[23]Второй.

 

[24]То есть подвергаем обработке.

 

[25]Примечание Л. И. Шестаковой: «Они жили очень далеко друг от друга, и им было удобно сходиться у меня».

 

[26]Примечание Л. И. Шестаковой: «Слова из «Женитьбы» Гоголя, которого он обожал и даже начинал сочинять на эту пьесу музыку».

 

[27]Музыку будущего.

 

[28]То есть усиление звука до громкого и потом ослабление до самого тихого.

 

[29]Известия.

 

[30]Профессор И. Ф. Бэлза пишет: «Стасов ничего не говорит нам о программе этой части, но мы легко догадываемся по характеру музыки, что здесь композитор нарисовал картину богатырских игр и забав, часто встречающихся в русских былинах».

 

[31]Влад. Каренин (псевдоним В. Д. Стасовой). Владимир Стасов, стр. 569.

 

[32]А. В. Прибылев пишет в своих «Записках народовольца», как он, по поручению одного студента-медика, ожидавшего ареста, «очистил от нелегальщины его ящик в химической лаборатории Академии».

 

[33]Сверх обыкновения.

 

[34]Эдуард Францевич Направник был выдающимся дирижером и композитором Чех по происхождению, он нашел в России свою вторую родину.

 

[35]С этими воспоминаниями нам дал возможность ознакомиться С. А. Дианин. Они были написаны М. В. Доброславиной по его просьбе.

 

[36]Площадь Виланда.

 

[37]Улица Амалии.

 

[38]Улица Марии.

 

[39]Как видно из приведенного выше письма Бородина, это был М. Р. Щиглев, с которым Бородин был, как и прежде, в дружеских отношениях.

 

[40]К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXII, стр. 122.

 

[41]«Вальпургиеву ночь» Грига.

 

[42]Свендсена.

 

[43]Извините за такой пустяк.

 

[44]Правильнее сказать, что верхняя педаль звучит в значительной части пьесы.

 

[45]Ипполитов-Иванов, очевидно, имеет здесь в виду не «часть» — район города, а полицейский участок, при котором содержались арестованные студенты.

 

[46]Так с 1881 года стала называться Медико-хирургическая академия.

 

[47]С возрастающей силой звука.

 

[48]Помни о смерти.

 

[49]Анемоны.

 

[50]По словам С. А. Дианина, Александр Порфирьевич оделся тогда в малиновую шерстяную рубашку и темно-синие шаровары.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: