Виктор Франкл — психолог, пережившего концлагерь




Виктор Франкл - Доктор медицины (1930), доктор в области нейрологии и психиатрии (1949), 25.03.1905 – 02.09.1997.

Создатель направления «логотерапия и экзистенциальный анализ», известного в психологии как «третья венская школа психотерапии». Автор определил логотерапию как «терапию в поисках смысла». Основные составляющие концепции - смысл, дух, ценности, свобода, воля, совесть.

Родился 26 марта 1905 года в Вене в семье еврейских служащих. Во время Второй мировой войны он провел три года в Освенциме, Дахау и других концлагерях. После окончания войны написал книгу «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере», разошедшуюся по всему миру миллионными тиражами. В течение 25 лет Франкл возглавлял Венскую неврологическую клинику. Он занимал профессорские должности в Гарварде, Стэнфорде, Даллас, и Питтсбурге, и был заслуженным профессором логотерапии в американском Международном университете в Сан-Диего, штат Калифорния.

Виктор Франкл прошел пусть в поисках смысла, начиная от нигилизма образованной молодежи 30-ых гг XX века до обретения смысла и помощи в нахождении смысла другим в стенах концлагеря, после чего Франкл говорил о принятии страданий и прощения нацистов как о необходимом этапе развития души.

В своей концепции логотерапии Франкл отразил потребности европейской молодежи 30-ых гг XX века. В то время вечная проблема «отцов и детей» сделала очередной виток. От религии большая часть населения Европы уже отошло. Однако, потребность в ответах на жизненные вопросы осталась. Человек, думающий о жизни, мог обратить свой взор только к медицине с направлением неврологии и психиатрии. Виктор Франкл предложил путь «человека осознанного», обладающего свободой воли делать выбор, искать и находить смыслы жизни. Большое влияние на его обучение и развитие оказали идеи З.Фрейда и А.Адлера.

 

Начало пути

Еще обучаясь в гимназии он заинтересовался психологией и написал письмо великому Фрейду. Впоследствии он изучал медицину в Венском университете, специализировался в области неврологии и психиатрии, стал учеником З. Фрейда, основателя концепции психоанализа. В дальнейшем он отошел от своего учителя, поскольку считал, что человеком движет что-то еще кроме стремления к удовлетворению своих потребностей с биологической точки зрения. Еще один ученик Фрейда А. Адлер организовал свою школу психотерапии. В рамках школы Адлер работал над направлением индивидуальной психологии. Основная идея Адлера - человек как личность имеет потребности реализации в обществе. Успешность или неуспешность человека в группе влияет на степень его удовлетворенности своей жизнью в одной случае, и на развитие комплексов или душевных болезней в другом крайнем случае. Франкл с интересом подключился к работе кружка Адлера. Постепенно у Франкла стала формироваться идея о том, что только социального статуса человека явно не достаточно, чтобы быть гармоничной, целостной личностью. Существует еще что-то. Это «еще что-то» стало определяющим.

 

От психотерапии пациентов к практике поддержки обычных людей

В те годы стратегия психотерапевтической помощи была симптоматическая. Было принято обращаться за помощью в случае, когда человек уже ощущал проблемы. Франк предложил создавать превентивную психотерапевтическую помощь.

Работая с 1924 г президентом школы Sozialistische Mittelschüler Österreich, Франкл был инициатором создания специализированной программы поддержки для студентов в период получения аттестатов. За время работы этого проекта самоубийств среди студентов Вены не было. В 30-ых гг Франкл специализировался на оказании психотерапевтической помощи женщинам, подверженным риску самоубийств.

Тема самоубийств безусловно связана с темой поиска смысла: кто я? зачем я? что будет, если меня не будет? В результате психотерапевтической практики Виктор Франкл пришел к целостному пониманию человека: человек – это не только его тело, потребности в еде, удовольствии и т.п., но еще и духовная составляющая, стремящаяся к поиску смысла. В таком понимании, человек становится целостным в том случае, когда понимает смысл своих действий, желаний, мыслей.

 

Проверка практикой

В результате аншлюса к власти в Австрии пришли нацисты. Виктору Франклу запретили практику врача, поскольку он был евреем. Разрешено было лечить только евреев. В тот период он руководил неврологическим отделением Ротшильдской больницы.

Совместно с главным раввином Франкл организовал лекции для евреев, попавших в гетто в Вене. Лекции были основаны на авторской концепции логотерапии – о смысле жизни, о ценностях, о совести, свободе воли и выбора человека. В результате Франклу с единомышленниками удалось снизить число самоубийств в гетто на 80%.

Сама жизнь подтвердила правоту Франкла. Человек как личность в понимании Фрейда и Адлера был уничтожен полностью (голод, холод, побои, издевательства, порядковый номер, выколотый на теле вместо имени). Однако, оставался дух, сильный, несокрушимый оставалась вера, духовные ценности и смысл. Для каждого человека смысл индивидуален. Франкл нашел смысл для себя (опубликовать книгу по логотерапии, рукопись которой у него отобрали нацисты) и помогал в поисках смысла другим (увидеть рожденного недавно сына, оставшегося на воле, увидеть семью, прочитать лекцию о своей новой научной теории)

 

Развитие через опору на корни, традиции, предков

У Виктора Франкла было приглашение на выезд в Америку из оккупированной Вены. Приглашение не распространялось на членов его семьи. В случае выезда в США Франкл смог бы опубликовать книгу о его новой концепцией психологии - логотерапией. На отъезде настаивали родители. Однако, в этом случае вся его семья лишалась бы неприкосновенности от отправки в концлагерь как семья врача гетто. Он мучительно думал, что же делать, волновался за жизни родных. Принять решение помог такой случай. Однажды, придя домой с работы, он увидел на столе кусочек камня с вырезанными на нем буквами. Отец сказал, что это – камень от разрушенной во время хрустальной ночи синагоги Вены. На каменной стене были высечены 10 заповедей Торы. Специфика алфавита языка Торы такова, что в этих 10 предложениях ни одна буква не повторятся. Поэтому, даже по обрывкам этого слова можно узнать, какая заповедь была написана на этом куске камня. Виктор Франкл спросил, какая же это заповедь, и отец ответил, что это «Чти отца и мать свою». Услышанная заповедь помогла принять решение – остаться в Вене. Таким образом, Виктор Франкл на некоторое время отдалил отправку своей семьи в концлагерь. Выжить удалось только ему и его сестре, которой все-таки удалось уехать.

 

Суть антропологии человека согласно В.Франклу: трехмерная модель личности

В. Франкла называют основателем 3-ей школы психотерапии в Вене. Он продолжил 2 основных в то время подхода в понимании человека:

- подход З. Фрейда, основанный на том, что человеком движет стремление к удовольствию. Человек - это существо, стремящееся к удовольствию (физиологический, биологический уровень модели личности по Франклу)

- подход Адлера, в рамках которого человек рассматривается как стремящийся к власти для компенсации своих комплексов (психологический уровень модели личности по Франклу).

Франкл говорит о том, что физиология и психология в понимании человека – это важно, но, это еще не все. Рассматривать человека только исходя из этих 2-х подходов, означает сужать, детерминировать его, игнорировать его целостность. Формулируя свою концепцию, Франкл вводит следующие понятия:

1) Дух индивидуальный, духовная личность, противостоящая психо-физиологическому организму. Эта личность обладает свободой выбора мыслей, чувств, поступков и полной ответственностью за свой выбор.

2) Сверхсмысл (лежащий за пределами самого человека, как нечто трансцендентное. Основная идея – смысл не нужно изобретать, его нужно открыть / осознать. Открыть смысл человек может, используя свои ресурсы, а именно 2 основные духовные способности:

1. способность к самодистанцированию (умение выйти за пределы себя, посмотреть на себя, свои мысли, чувства, поступки) и

2. способность к самотрансценденции (возможность по результатам внутренней работы через самодистанцирования выйти из своего устойчивого состояния личности, измениться, выйти на новый уровень развития в поисках смысла бытия, обретения свободы, целостности).

 

В рамках своей концепции логотерапии Виктор Франкл ввел 3-компонентную модель личности, включающую следующие уровни: физический, душевный (психологический) и духовный уровень, применительно к которому Франкл использовал еще один термин «ноэтический уровень».

Таким образом, модель человека по Франклу гармонично включила в себя идеи Фрейда и Адлера, добавив новый уровень, выходящий за пределы биологии и психики человека.

Физический уровень – это человек как представитель биологического вида, обладающий психофизиологическими характеристиками.

Пихологический уровень – это личность душевная, обладающая психическими качествами, способностями и т.п.

Ноэтический или духовный уровень – это личность духовная, обладающая стремлением к поиску смысла, свободой выбора на основе совести. «Личность уникальна, а значит, набор внутренних свойств тоже уникален, а значит, любое внешнее по отношению к моей личности событие (в том числе и личная биогенетическая составляющая) может влиять на меня ровно настолько, насколько я сам позволю это» («Введение в логотерапию», 10). В духовное измерение автор включил следующие понятия: свобода, совесть, свобода смысла (смыслоориентированность), способность к самодистанцированию, юмор.

 

Что человек делает, таков он есть

92-х летний Виктор Франкл согласился с предложением врачей сделать операцию на больное сердце, хотя был уверен процентов на 90, что операция закончится неудачно. До того, как отправится в больницу, Виктор Франкл тепло попрощался со своей семьей, написал сердечное письмо жене, которое спрятал среди книг, которое его жена Элеонора, друг и соратник, обязательно должна была бы найти. Он сумел самодистанцироваться от своей болезни, и, в тот момент, когда болезнь на земле победила его тело, его душа говорила с любимой и любящей супругой через письмо.

«Что человек делает, таков он и есть», - этими словами Гегеля можно проиллюстрировать процесс самотрансценденции как образа жизни Виктора Франкла. С собой в больницу он взял самое дорогое и ценное, что наполнено для него символическим смыслом - сборник иудейских молитв, подаренный Франклу американским солдатом. Вера и традиции предков стали опорой во всех ключевых точках жизни Виктора Франкла: в момент его прихода в эту жизнь, во время мучительного выбора – уезжать из Вены, оккупированной нацистами или остаться и в момент ухода его из этой жизни.

Логотерапия Виктора Франкла как мировоззрение, концепция и техники находит применение в разных областях психологии и психотерапии: в работе с наркотической и алкогольной зависимостями, психотерапевтическом сопровождении медикаментозного лечения, в кризисных службах, паллиативной помощи, в работе с детьми, в бизнес- консультировании. Одно из перспективных направлений - использование концепции логотерапии в педагогической деятельности.

Из книг В.Франкла

В.Франкл: «Любая попытка вновь поднять дух людей в концлагере предполагала, что нам удастся направить их на какую-то цель в будущем. Тот же, кто уже не мог больше верить в будущее, в своё будущее, был потерян. Вместе с будущим он утрачивал и духовный стержень, внутренне ломался и деградировал как телесно, так и душевно… Однако мужество жить или соответственно усталость от жизни оказывались всякий раз зависящими единственно лишь от того, имел ли человек веру в смысл жизни, его жизни. Девизом всей психотерапевтической работы в концлагере могли бы служить слова Ницше: «У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как»?

 

· Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но, если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо.

· Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеческим существом, которое страстно его ждет, или перед незаконченной работой, уже не сможет бросаться своей жизнью. Он знает, «зачем» ему жить, и будет способен вынести почти любое «как».

· Счастье — это когда худшее обошло стороной.

· Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим.

· Нам опять и опять приказывается и предписывается быть счастливыми. Но счастье не может быть объектом стремления, погони; оно должно быть результатом чего-то другого. Надо иметь основание быть счастливым.

· Только любовь есть то конечное и высшее, что оправдывает наше здешнее существование, что может нас возвышать и укреплять!

· Утрата смысла жизни — основная проблема современного общества, все остальные проблемы из нее проистекают.

· У каждого есть свое особое призвание. Каждый человек незаменим, а жизнь его неповторима. И поэтому задача каждого человека настолько же уникальна, насколько уникальна и его возможность выполнить эту задачу.

· Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос.

· Стремление найти смысл жизни является главной мотивирующей силой в человеке... Я не побоюсь сказать, что в мире не существует более действенной помощи для выживания даже в самых ужасных условиях, чем знание, что твоя жизнь имеет смысл.

·



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: