ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2016 г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Экономическая теория»

 

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 38.03.02 Менеджмент

 

 

Екатеринбург

РГППУ


Учебно-методический комплекс дисциплины «Экономическая теория ». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 27 с.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент.

 

 

Авторы: к.э.н., доцент О.В.Комарова
  к.фил.н. доцент Н.В.Каменских
     
     

Рецензент: к.э.н., доцент С.И.Пономарева

 

 

Одобрен на заседании кафедры экономики. Протокол от 05.02. 2016г. № 7.

 

 

Заведующий кафедрой экономики   А.Г.Мокроносов

 

 

Рекомендован к печати методической комиссией Института гуманитарного и социально-экономического образования РГППУ. Протокол от 15.02. 2016 г. № 7.

 

Председатель методической комиссии Института ГСЭО   В.П.Фалько

 

 

Зам. директора Н.Б   Е.Н. Билёва
     
Директор Института ГСЭО   Н.В. Третьякова
     

 

  © ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016
  © О.В.Комарова, Н.В.Каменских 2016

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью освоения учебной дисциплины«Экономическая теория» является формирование компетенций, направленных на освоение базовых экономических категорий и терминов, актуализацию прагматического экономического знания; анализ взаимосвязи экономической практики и экономической науки.

Задачи дисциплины:

- усвоение основ категориального аппарата экономической теории;

- ознакомление с историей формирования объекта, предмета экономической теории и методов анализа экономической науки;

- овладение инструментарием экономического анализа экономического поведения экономических субъектов

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

 

Дисциплина «Экономическая теория» (Б1.Б.1.6) относится к базовой части Гуманитарного, социально и экономического модуля (М1)

Экономическая теория не может существовать отдельно от других наук и одновременно служит для них фундаментом. Экономическая теория тесно граничит с историей развития общества, экономической географией, демографией. Она стала основой всех отраслевых наук и фундаментальных.

 

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

1.1. Из курса «Основы экономики»:

Знания: Все виды деятельности, позволяющие людям создавать материальные условия для жизни

Умения: На базе знаний разрабатываются конкретные принципы и способы управления производством

Владения: Экономические связи и отношения, складывающиеся в обществе, экономическое поведение людей.

 

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· Экономика предприятия

· Микроэкономика;

· Макроэкономика;

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина является базовой для формирования следующих компетенций:

общекультурные компетенции:

- способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

 

профессиональные компетенции:

- способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-9);

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

 

Знать:

· основные категории экономической теории;

· методы и подходы экономической теории, используемые в процессе анализа функционирования экономической системы;

· ценообразование в условиях рынка;

· формирование спроса и предложения на рынках факторов производства.

 

Уметь:

· определять специфику производства в рыночных условиях;

· использовать приемы и методы для оценки экономической ситуации;

· оценивать экономические факторы развития предприятия.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· навыками оценки деятельности предприятия с позиции внутреннего состояния и внешнего окружения, ориентируясь на макро- и микроэкономические показатели.

 

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов (3 зачетные единицы).

Аудиторная – 50 часов

Самостоятельная – 58часа

 

 

4.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Формы обучения
  Очная   Заочная  
Семестры      
Общая трудоемкость дисциплины 108 (3) 108(3) 108(3)
Аудиторные занятия      
лекции      
практические занятия      
семинарские занятия      
лабораторные работы      
другие виды аудиторных занятий    
Самостоятельная работа      
изучение теоретического курса      
контрольная работа      
домашние задания      
подготовка к диф. зачету      
Вид итогового контроля Зачет с оценкой Зачет с оценкой Зачет с оценкой

 

4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Экономика и экономическая наука: практика и теория хозяйственно-экономической деятельности   1,2       Еженед. Эссе – 1; Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 1,2.
2. Своеобразие экономического образа мышления. Принципы экономической теории   2,3       Еженед. Собесед. – 2; Участие в практ. занятии – 3.
3. Методы и инструменты экономического анализа   3,4       Еженед. Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 4.
4. Теория экономического блага   5,6       Еженед. Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 6.
5. Воспроизводство: фазы и их экономическое содержание. Простое и расширенное воспроизводство   7,8       Еженед. Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 8.
6. Типы хозяйства и экономические системы   9,10       Еженед. Собесед. – 9; Участие в практ. занятии – 10.
7. Домохозяйство, фирма, государство как экономические субъекты   11,12       Еженед. Собесед. – 11; Участие в практ. занятии – 12.
8. Рынок и деньги как основные институты современной экономики   12,13, 14       Еженед. Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 13; Поверочная работа – 14.
9. Отношения собственности: социально-экономическое содержание и организационно-правовые формы.   14,15       Еженед. Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15.
  Подготовка к зачету             зачет
Всего за курс         Зачет с оценкой
 
                   

 

Содержание разделов (тем) дисциплин

Тема 1. Экономика и экономическая наука: практика и теория хозяйственно-экономической деятельности

Экономика и её роль в создании условий жизнеобеспечения человека и общества. Технологический и социально-экономический подходы. Структура национального хозяйства. Материальное и нематериальное производство. Материальное и нематериальное благо (услуга). Производственная и социальная инфраструктура. Генезис предмета экономической теории как науки о выборе в экономических учениях (меркантилизм, школа физиократов, классическая политическая экономия, марксизм, маржинализм, кейнсианство, монетаризм и институционализм). Современная трактовка предмета экономической теории. Структура современной экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая теория. Экономика ex post и ex ante. Функции экономической теории.

Тема 2. Своеобразие экономического образа мышления. Принципы экономической теории

Принципы как правила мышления. Принцип ограниченности ресурсов. Понятие ресурсов. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов. Экономические ресурсы. Редкость ресурсов. Понятие ренты. Эффективность использования ресурсов. Оптимум Парето.

Принцип рациональности поведения человека экономического в классической теории политической экономии А. Смита. Модели поведения человека в экономиксе. Ограниченная рациональность, органическая рациональность, предельная склонность к потреблению, иррациональность экономического поведения, ожидания адаптивные и рациональные как свойства экономического поведения. Принцип альтернативности использования ограниченных ресурсов как основа принятия экономического решения. Альтернативные издержки как «издержки упущенных возможностей». Альтернативная стоимость как цена выбора. Кривая производственных возможностей и её экономические смыслы. Принцип приращения предельных единиц. Эффективность и оптимизация экономического решения. Принцип равновесногоанализа.

Тема 3. Методы и инструменты экономического анализа

Общенаучные методы экономического анализа: методы формальной логики, методы диалектической логики, математические методы исследования, статистические методы исследования, моделирование, эксперимент. Инструменты экономического анализа: общие, предельные, средние величины, доли, темпы роста и прироста, номинальные и реальные величины, агрегированные величины. Эластичность и её применение в экономическом моделировании. Мультипликационный эффект и его анализ в экономической теории. Функции и графики в экономическом моделировании.

Тема 4. Теория экономического блага

Потребности человека и их классификация. Иерархия потребностей по Маслоу. Закон возвышения потребностей. Понятие потребительской корзины и прожиточного минимума. Минимальная оплата труда. Спрос как платежеспособная потребность. Блага как средства удовлетворения потребностей. Классификации благ: частные, общие, общественные; конечные и промежуточные, взаимозаменяемые и взаимодополняемые и др.

Продукт труда и товар. Товар и его свойства в трудовой теории стоимости: меновая, потребительная стоимость и стоимость. Двойственность характера труда, воплощенного в товарах. Абстрактный и конкретный труд. Общественная и индивидуальная стоимость. Цена товара. Маржиналистская концепция товара. Полезность товара (ценность). Законы Госсена. Классификация товаров по форме присвоения и по взаимодействию на рынке.

Тема 5. Воспроизводство: фазы и их экономическое содержание. Простое и расширенное воспроизводство

Значение производства в жизни общества. Факторы производства и их особенности. Труд как первичный фактор производства. «Труд», «рабочая сила», «способность к труду» как аспекты анализа труда в экономической теории. Производительность труда. Земля как первичный фактор производства. Абсолютная неэластичность предложения земли. Капитал как производный фактор производства. Промышленный, торговый, ссудный капитал. Основной и оборотный капитал. Амортизация. Предпринимательские способности как фактор производства. Предпринимательские риски. Виды факторных доходов: заработная плата, прибыль, экономическая рента, процент на финансовый капитал, доход на собственность некорпоративного сектора. Воспроизводство как процесс возобновления производства. Фазы воспроизводства: производство, обмен, распределение, потребление.

Простое и расширенное воспроизводство. Экономический рост и его типы (экстенсивный и интенсивный). Взаимосвязь потребностей и производства. Современная структура и особенности производства. Единицы измерения национального продукта: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход; номинальный и реальный валовой национальный продукт, дефлятор ВНП.

Тема 6. Типы хозяйства и экономические системы

Натуральное и товарное хозяйство. Условия возникновения товарного хозяйства. Общественное разделение труда и его эволюция. Понятие экономической системы. Структурные элементы экономической системы: экономические субъекты, собственность, хозяйственный механизм. Критерии деления экономических систем на типы. Открытая и закрытая экономическая система. Экономические системы доиндустриального, индустриального, постиндустриального обществ. Традиционная, рыночная, административно-командная, смешанная экономические системы. Современные модели смешанной экономики. Фундаментальные проблемы функционирования экономических систем: что производить, как производить, в каком количестве и для кого.

Тема 7. Домохозяйство, фирма, государство как экономические субъекты

Понятие об экономическом субъекте. Домохозяйство как экономический субъект. Жизнеобеспечение как цель экономической деятельности; рабочая сила как фактор производства; виды экономической активности (участие в производстве благ и услуг, потребление, сбережение, инвестиции), функции домохозяйств в экономической системе (воспроизводство рабочей силы, налогоплательщик, потребитель, инвестор и пр.),Фирма как экономический субъект. Удовлетворение общественных потребностей и прибыль как цель экономической деятельности, капитал как собственность фирм, функции в экономической системе (производство благ услуг, потребление ресурсов, инвестиции, обеспечение технического прогресса).

Государство как экономический субъект. Обеспечение стабильности, справедливости и эффективности экономики как цель деятельности. Понятие. Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика государства как механизм реализации целей. Заграница как экономический субъект. Экспорт и импорт как формы экономической активности. Домохозяйства, фирмы, государство, заграница в кругообороте «расходы-доходы». Компромисс общества между эффективностью и равенством. Компромисс индивида между потреблением и досугом.

Тема 8. Рынок и деньги как основные институты современной экономики

Понятие рынка и рыночной экономической системы. Общественное разделение труда, конкуренция, частная собственность как условия возникновения рынка. Субъекты и объекты рыночных отношений. Конкуренция как основа функционирования рынка Виды конкуренции: совершенная и несовершенная, ценовая и неценовая, внутриотраслевая и межотраслевая. Рыночные структуры. Классификация рынков. Функции рынка. Рыночная инфраструктура. «Фиаско» рынка: асимметричность информации, монополизация экономики, проблема производства общественных благ. Необходимость государственного вмешательства в экономику и его границы. Трансакционные издержки и пути их минимизации.

Необходимость возникновения и эволюция денег. Сущность денег. Виды денег: товарные и нетоварные, полноценные и неполноценные, наличные и безналичные, квазиденьги. Стоимость денег. Ликвидность денег. Денежные агрегаты. Денежная масса. Функции денег (деньги как мера стоимости, средство обращения, средствонакопления, средство платежа, мировые деньги). Законы денежного обращения. Теории денег: товарная, количественная, современная. Понятие цены. Виды цен. Функции цен в экономике. Теории ценообразования: различия в подходах к ценообразованию в разных экономических школах.

Тема 9. Отношения собственности: социально-экономическое содержание и организационно-правовые формы

Экономическое содержание и правовая форма собственности. Объекты и субъекты собственности. Понятие физического и юридического лица. Система экономических отношений собственности: присвоение, хозяйственное использование, экономическая реализация собственности. Правовая форма реализации отношений собственности: владение, пользование, распоряжение. Р. Коуз о правах собственности. Теория «пучка прав собственности». Эволюция отношений собственности. Типы собственности: личная, частная, коллективно-долевая, общественная. Процессы трансформации собственности: национализация и приватизация. Цели приватизации и способы ее проведения. Особенности приватизации в России. Собственность и мотивация хозяйственной деятельности. Доходы от собственности на факторы производства: заработная плата, прибыль, процент, рента.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Дисциплина представляет собой курс с использованием как традиционных форм обучения (лекции и семинарские занятия), так и инновационных, направленных на формирование и закрепление практических навыков, развитие способности анализа экономических процессов и явлений. К ним можно отнести групповые дискуссии по наиболее актуальным экономическим проблемам, обсуждения, доклады. Для контроля знаний студентов используются тестовые задания по темам дисциплины.

Необходимой формой выступает консультирование студентов по вопросам учебного материала, подготовке докладов и сообщений.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ

6.1.Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Занятие 1. Экономика и экономическая наука: практика и теория хозяйственно-экономической деятельности

 

Контрольные вопросы:

1) Виды экономической деятельности в учениях экономистов прошлого и настоящего: торговля, сельскохозяйственное производство, промышленное производство, менеджмент.

2) Генезис объекта изучения экономической науки (экономия, политическая экономия, экономикс).

3) Структура современного национального хозяйства (технологический подход).

4) Позитивная и нормативная экономическая теория.

5) Функции экономической науки: познавательная, методологическая, практическая.

 

Задания:

1) Изучите основные понятия данной темы: объект и предмет изучения экономической науки; ресурс; экономия, политическая экономия, экономикс, меркантилизм, школа физиократов, классическая политическая экономия, марксизм, маржинализм, монетаризм, институционализм; микроэкономика, макроэкономика.

2) Рассмотрите генезис предмета экономической науки. Как менялось представление об объекте экономических исследований?

3) Какова структура национального хозяйства? Какую роль играет материальное производство в жизни общества?

4) Заполните таблицу:

 

  № Название экономической школы   Период существования   Основные представители   Основные идеи Вклад в развитие предмета экономической теории
           

 

Темы сообщений:

1) Лауреаты нобелевской премии в области экономики.

2) Развитие отечественной экономической теории.

Занятие 2. Своеобразие экономического образа мышления. Принципы экономической теории

 

Контрольные вопросы:

1) Проблема ограниченности ресурсов в теории и практической деятельности человека.

2) Рациональность и иррациональность в поведении человека экономического.

3) Альтернатива выбора в моделях поведения экономических субъектов.

 

Задания:

1) Изучите основные понятия данной темы: ресурс, благо, рента, рациональность поведения человека экономического, иррациональность, альтернатива, издержки упущенных возможностей, предельные величины, равновесная цена.

2) Проанализируйте основные принципы экономической науки.

3) Рассмотрите понятие альтернативной стоимости и альтернативных издержек. Приведите примеры экономического выбора.

 

Темы сообщений

1) Эффективность по Парето и проблема ограниченности ресурсов.

2) Модели поведения человека в экономической науке.

3) Предельные величины: их происхождение и использование в экономическом анализе.

Занятие 3. Методы и инструменты экономического анализа

 

Контрольные вопросы:

1) Общие и специфические методы экономических исследований.

2) Инструменты экономического анализа.

3) Функциональный метод анализа и графические построения в экономической теории.

4) Ключевые экономические показатели (эластичность, мультипликатор) и их практическое значение.

Задания:

1) Изучите основные понятия темы: эмпирические и теоретические методы; формальная логика, диалектическая логик;, метод функционального анализа, балансовый метод, метод предельного анализа, метод сравнительной статистики; экономическое моделирование, эксперимент; общие, предельные, средние величины, доли, темпы роста и прироста, номинальные и реальные величины, агрегированные величины; эластичность.

2) Назовите специфические методы экономического анализа. Какие методы использует микроэкономика, а какие – макроэкономика?

3) Рассмотрите сущность математических и графических методов. Какую роль они играют в современном экономическом анализе?

 

Темы сообщений

1) Балансовый метод исследования в экономической теории и практика его использования.

2) Метод сравнительной статистики в экономической теории.

 

Занятие 4. Теория экономического блага

 

Контрольные вопросы:

1) Потребности и их влияние на развитие экономики. Закон возвышения потребностей

2) Богатство, ресурс, благо как экономические понятия

3) Товар и его свойства в трудовой теории стоимости (меновая, потребительная стоимость, стоимость). Цена товара.

4) Маржиналистская концепция товара. Полезность товара и его стоимость.

 

Задания:

1) Изучите основные понятия темы: благо, товар, стоимость, полезность, цена, товары-субституты, комплиментарные товары, несопряженные товары, частные, общие, общественные; конечные и промежуточные, взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага; потребности, экономические интересы, потребительская корзина, и прожиточный минимум, минимальная оплата труда

2) Ответьте на вопросы: Что такое экономическая потребность? Попробуйте составить личную иерархию потребностей. Дайте классификацию потребностей. В чем отличие понятия «экономические интересы» от понятия «экономические потребности»?

3) Проанализируйте соотношение понятий «потребительская корзина», «прожиточный минимум», «потребительский бюджет», "минимальный размер оплаты труда». Как рассчитывается потребительская корзина? Попробуйте составить личную потребительскую корзину. С какой целью рассчитывается показатель минимальной заработной платы?

 

Темы сообщений

1) Потребности человека и их классификация. Пирамида потребностей Маслоу.

2) Структура экономических целей и их взаимосвязь.

3) Модели потребления в экономической теории.

Занятие 5. Воспроизводство: фазы и их экономическое содержание. Простое и расширенное воспроизводство

 

Контрольные вопросы:

1) Факторы производства и их особенности: труд, земля, капитал, предпринимательские способности, информация.

2) Марксистская теория производства. Производительные силы и производственные отношения.

3) Обмен как фаза воспроизводства: сущность, исторические стадии обмена, формы обмена.

4) Распределение ресурсов и доходов как фаза воспроизводства: сущность, принципы и формы распределения.

5) Потребление как фаза воспроизводства. Модели потребления в экономической теории.

6) Виды экономического роста и его показатели.

 

Задания:

1) Изучите основные понятия темы: ресурс, богатство фактор производства;, общественное производство, общественный продукт, простое и расширенное воспроизводство; производство, обмен, распределение, потребление; экономический рост, экономический прогресс, национальное благосостояние; валовой национальный продукт; валовой внутренний продукт.

2) Ответьте на вопросы: Что такое воспроизводство? Опишите его фазы. Какие виды воспроизводства Вам известны? Каким образом можно достичь эффективности в распределении благ?

3) Изучите модель кривой производственных возможностей. Ответьте на следующие вопросы: Что означает понятие "граница производственных возможностей"? Достигается ли Парето-эффективность на границе производственных возможностей? Каким образом можно выйти на границу производственных возможностей? Как отражается экономический рост в модели производственных фозможностей?

 

Темы сообщений

1) Предпринимательские способности как фактор производства.

2) Виды факторных доходов.

3) Принципы оптимальности и эффективности в использовании экономических ресурсов.

4) Показатели эффективности общественного производства.

5) Национальное богатство общества и его показатели.

6) Модель производственных возможностей экономики и её экономические смыслы.

 

Занятие 6. Типы хозяйства и экономические системы

 

Контрольные вопросы:

1) Натуральное хозяйство и его особенности.

2) Товарное хозяйство и его особенности.

3) Экономическая система и ее свойства. Классификация экономических систем.

4) Современные модели рыночной экономики.

 

Задания:

1) Изучите основные понятия темы: натуральное и товарное хозяйство; специализация и кооперация труда, простое и капиталистическое товарное хозяйство, экономическая система, открытая и закрытая экономическая система; традиционная, рыночная, командная, смешанная экономические системы.

2) Изучите концепции постиндустриального общества. Попробуйте охарактеризовать современное информационное общество.

3) Приведите примеры различных национальных экономических систем. Какие критерии разделения стран по уровню экономического развития Вам известны? Какие современные модели рыночной экономики реализованы в различных странах?

 

Темы сообщений

1) Возникновение и эволюция товарного хозяйства.

2) Классификация товаров по форме присвоения и по взаимодействию на рынке

3) Модели рыночной экономики.

4) Проблемы социальной защиты в России.

 

Занятие 7. Домохозяйства, фирма, государство как экономические субъекты

 

Контрольные вопросы:

1) Домохозяйство как экономический субъект: понятие, интересы, цели, функции, формы экономической активности.

2) Фирма: понятие, интересы, цели, функции, формы экономической активности.

3) Государство: понятие, интересы, цели, функции, формы

4) Заграница: понятие, цели, функции, формы экономической активности.

Задания:

1) Изучите основные понятия темы: экономический субъект, домашнее хозяйство, предпринимательство, товарищество, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, унитарное общество, протекционизм, государство, заграница, экспорт, импорт

2) Ответьте на вопросы: Чем обусловлена необходимость государственного вмешательства в экономику? Какие экономические школы выступали за активизацию государственного регулирования экономики? Какие методы и инструменты государственного регулирования экономики Вам известны? Что относится к государственному сектору в экономике? В чем особенности и проблемы его функционирования?

3) Рассмотрите основные организационно-правовые формы предприятий в России. Ответьте на вопросы: Какие организационно-правовые формы наиболее распространены? Почему?

4) Заполните таблицу

Организационно-правовая форма предприятия   Участники предприятия   Принцип Ответственности Преимущество данной организационно-правовой формы Недостаток данной организационно-правовой формы
         

 

Темы сообщений

1) Эффективность экономики и равенство потребления благ, справедливость и распределение как альтернатива выбора государства.

2) Потребление или сбережения как альтернатива выбора домохозяйства.

3) Потребление или инвестиции как альтернатива выбора фирмы.

4) Экспорт или импорт как альтернатива открытой экономики.

Занятие 8. Рынок и деньги как основные экономические институты

 

Контрольные вопросы:

1) Рынок. Механизм функционирования рынка.

2) Функции рынка. Преимущества и недостатки рыночного механизма.

3) Трансакционные издержки и пути их снижения

4) Конкуренция: сущность и виды.

5) Современные модели рыночных структур.

6) Необходимость возникновения и эволюция денег.

7) Сущность и виды денег.

8) Функции денег. Закон денежного обращения.

9) Понятие цены. Виды цен. Функции цен в экономике.

 

Задания:

1) Изучите основные понятия темы: экономическая обособленность, общественное разделение труда, рынок, конкуренция, экономические барьеры, рыночные структуры, деньги, денежная масса, денежное обращение, ликвидность, денежные агрегаты, денежная единица, масштаб цен, свободные цены, регулируемые цены, трансакционные издержки.

2) Дайте определение рынку. Какие функции выполняет рынок? Назовите основные элементы рыночного механизма. Дайте классификацию рынков. В чем недостаток рыночного механизма? Что такое «фиаско» рынка? Назовите виды «фиаско» рынка. Что такое трансакционные издержки? Каковы пути их минимизации? В чем причина существования теневой экономики? Какие способы учета теневой экономики Вам известны? Что такое рыночная инфраструктура. Назовите элементы рыночной инфраструктуры на рынках: труда, товаров, ресурсов, ценных бумаг.

3) Проанализируйте функции денег в разных теоретических трактовках (номиналистическая, металлическая, количественная, товарная, современная). Как изменилась природа денег? Почему?

4) Дайте характеристику конкурентным структурам и заполните таблицу:

 

  № Вид конкурентной рыночной структуры   Порядок ценообразования   Особенности товара   Количество продавцов   Вид отрасли Наличие входных барьеров
             

 

Темы сообщений

1) Конкуренция и рынок.

2) Поведение монополии. Антимонопольная политика государства

3) Денежные системы различных стран: сравнительная характеристика

4) Эволюция денежной системы.

Занятие 9. Отношения собственности: социально-экономическое содержание и организационно-правовые формы

 

Контрольные вопросы:

1) Экономическое содержание понятия «собственность». Структура отношений собственности.

2) Право собственности. Теория «пучка прав собственности».

3) Классификация форм собственности.

4) Процессы трансформации собственности: национализация и приватизация. Эволюция отношений собственности на землю.

5) Доходы от собственности на факторы производства: заработная плата, прибыль, процент, рента.

 

Задания:

1) Изучите основные понятия темы: присвоение, отчуждение, хозяйственное использование, право собственности, экономические интересы, личная, частная, государственная, коллективная собственность, национализация, приватизация

2) Каковы различия экономической и юридической трактовок собственности? Какую роль в определении собственности сыграла экономическая теория прав собственности

3) Изучите взаимосвязь между формами присвоения и формами собственности.

4) Заполните таблицу

Организационно-правовая форма предприятия   Участники предприятия   Принцип Ответственности Преимущество данной организационно-правовой формы Недостаток данной организационно-правовой формы
         

 

Темы сообщений

1) Собственность и мотивация хозяйственной деятельности.

2) Многообразие форм собственности как условие эффективного развития экономики.

3) Цели приватизации и способы ее проведения. Особенности приватизации в России.

4) Теневая экономика и её негативное влияние на развитие национальной экономики.

5) «Эффективный собственник»: теоретические модели и реальная практика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: