ЛЕКЦИЯ 7 «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
План
Направления и методы государственного регулирования
Антимонопольное регулирование
Регулирование цен на товары, работы и услуги
Регулирование качества продукции, работ и услуг
Регулирование внешнеэкономической деятельности
Направления и методы государственного регулирования
В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ важнейшие признаки предпринимательской деятельности – ее инициативный и самостоятельный характер. Предприниматель самостоятельно прогнозирует деятельность, распоряжается полученной продукцией и прибылью. Законодательство запрещает необоснованное вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя.
Однако самостоятельность предпринимателя не беспредельна, она регулируется органами государственного управления в пределах полномочий, предусмотренных законодательством.
Государственное регулирование осуществляется в различных направлениях с использованием определённых методов. В частности, государство осуществляет антимонопольное регулирование, применяя различные ограничения для организаций-монополистов в ценовой, налоговой и кредитной сферах. Одновременно государство оказывает поддержку малому и среднему бизнесу, для которого предусмотрены налоговые льготы, а также право на первоочередное кредитование.
Один из методов воздействия государства на развитие предпринимательства – это лицензирование, или разрешение на ведение определённой предпринимательской деятельности. На государственном уровне утвержден не только перечень видов лицензируемой деятельности, но и порядок лицензирования, который включает в себя оформление, подачу заявления с просьбой о разрешении той или иной предпринимательской деятельности. Решение о выдаче лицензии принимается органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, в течение 30 дней с момента поступления заявления со всеми необходимыми документами.
Государство влияет на формирование и применение цен на товары, работы и услуги, устанавливая регулируемые и фиксированные цены, осуществляет контроль за ценами организаций-монополистов.
С учетом уровня развития той или иной отрасли народного хозяйства оно использует льготное кредитование, предоставляет дотации и субсидии отдельным отраслям, организациям, малым формам хозяйствования в первую очередь для осуществления конкретных и эффективных целевых программ. Государство осуществляет также контроль качества продукции, регулирует внешнеэкономическую деятельность предпринимателей и т. д.
Антимонопольное регулирование
В условиях рынка большое значение приобретает антимонопольное регулирование, которое основывается на ряде законодательных нормативных документах. Важнейшие из них: Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарном рынке»; новый Федеральный Закон «О конкуренции»; Положение «О государственном реестре предприятий-монополистов».
В соответствии с действующим законодательством, монополистической деятельностью признаются действия хозяйствующих субъектов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, направленные на ограничение или устранение конкуренции.
В перечень нарушений включены следующие действия:
1. Злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке, которые включают в себя следующие нарушения:
- создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
- навязывание контрагенту невыгодных условий договора;
- внесение в договор дискриминирующих условий, которые ставят партнёра в неравное положение по сравнению с другими субъектами;
- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос;
- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками);
- изъятие товаров из обращения, с целью создания дефицита на рынке или повышения цен;
2. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию:
- ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов;
- раздел рынка по территориальному признаку, объему продаж, ассортименту реализуемых товаров, кругу продавцов или покупателей;
- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;
- установление (поддержание) цен, тарифов, скидок, надбавок, наценок;
- повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах.
3. Акты и действия органов исполнительной власти:
- препятствие созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
- запреты на осуществление определенных видов деятельности хозяйствующими субъектами, за исключением случаев, предусмотренных законом;
- запреты на продажу (закупку) товаров хозяйствующих субъектов, в том числе из одного региона в другой;
- указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, услуг) определенному кругу покупателей или о приоритетном заключении с ними договоров;
- предоставление отдельным хозяйствующим субъектам налоговых или иных льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, и др.
4. Соглашения (согласованные действия) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ограничивающие конкуренцию. Запрещаются и признаются недействительными полностью или частично соглашения (согласованные действия) этих органов, направленные на:
- ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов;
- раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, ассортименту реализуемых товаров либо кругу продавцов или покупателей;
- повышение, снижение или поддержание цен (тарифов) и др.
В целях ограничения монополизма должностным лицам запрещено заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия, участвовать в управлении деятельностью хозяйствующего субъекта.
Запрет монополистической деятельности относится к хозяйствующим субъектам (предпринимателям), занимающим доминирующее положение на товарном рынке (организациям-монополистам).
Установлено, что положение хозяйствующего субъекта должно быть признано доминирующим, если его доля на рынке определенного товара составляет 65% и более. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.
Законодательством определены также признаки недобросовестной конкуренции:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки хозяйствующему субъекту или нанести вред его репутации;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
- самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товаров, копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;
- введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Для осуществления антимонопольной политики, контроля за применением антимонопольного законодательства создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ). При определении задач антимонопольных органов учитывались две стороны их деятельности - репрессивная и созидательная. В рамках репрессивных задач антимонопольные органы осуществляют контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, государственных органов, должностных лиц, привлекают нарушителей к ответственности. К созидательным относятся задачи содействия формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства, развития малого и среднего бизнеса.
Антимонопольные органы используют такие средства воздействия, как выдача хозяйствующим субъектам предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, расторжении или изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства. Федеральный антимонопольный орган вправе вносить предложения о введении или отмене лицензирования, предоставлении налоговых льгот, льготных кредитов и иных видов государственной поддержки.
На Федеральную антимонопольную службу возложено ведение Государственного реестра организаций-монополистов. Включение организации в Реестр влечет за собой ряд неблагоприятных для нее последствий, в том числе государственный контроль за ценами. Организации обязаны декларировать повышение цен на продукцию, по которой они признаны монополистами на федеральном или региональном рынке.
При подаче заявления об исключении из Реестра организация должна представить документы, подтверждающие отсутствие признаков доминирующего положения на рынке, а также программу осуществления демонополизации.
Закон «О конкуренции» устанавливает различные санкции за нарушение его запретов. Основная санкция – возмещение убытков, причиненных монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией. Наряду с этим предусмотрено наложение на коммерческие и некоммерческие организации и индивидуальных предпринимателей штрафов. Штраф налагается за уклонение от выполнения предписаний антимонопольного органа.
Штраф, наложенный федеральным антимонопольным органом на организацию взыскивается в безвозмездном порядке в 30-тидневный срок со дня получения решения. При уклонении от штрафа предприниматели уплачивают пени в размере 1 % от суммы штрафа.