Антимонопольное регулирование




ЛЕКЦИЯ 7 «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

План

Направления и методы государственного регулирования

Антимонопольное регулирование

Регулирование цен на товары, работы и услуги

Регулирование качества продукции, работ и услуг

Регулирование внешнеэкономической деятельности

 

Направления и методы государственного регулирования

 

В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ важнейшие признаки предпринимательской деятельности – ее инициатив­ный и самостоятельный характер. Предприниматель самостоя­тельно прогнозирует деятельность, распоряжается полученной продукцией и прибылью. Законода­тельство запрещает необоснованное вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя.

Однако самостоятельность предпринимателя не беспредельна, она регулируется органами государственного управления в пределах полномочий, предусмотренных законода­тельством.

Государственное регулирование осуществляется в различных направлениях с использованием определённых методов. В частности, государство осуществляет антимонопольное регулирование, применяя различные ограничения для организаций-монополи­стов в ценовой, налоговой и кредитной сферах. Одновременно го­сударство оказывает поддержку малому и среднему бизнесу, для которого предусмот­рены налоговые льготы, а также право на первоочередное креди­тование.

Один из методов воздействия государства на развитие пред­принимательства – это лицензирование, или разрешение на ведение определённой предпринимательской деятельности. На государственном уровне утвержден не только перечень видов лицензируемой дея­тельности, но и порядок лицензирования, который включает в себя оформление, подачу заявления с просьбой о разрешении той или иной предпринимательской деятельности. Решение о выдаче лицензии принимается органами, уполно­моченными на ведение лицензионной деятельности, в течение 30 дней с момента поступления заявления со всеми необходимыми документами.

Государство влияет на формирование и применение цен на то­вары, работы и услуги, устанавливая регули­руемые и фиксированные цены, осуществляет контроль за ценами органи­заций-монополистов.

С учетом уровня развития той или иной отрасли народного хозяйства оно использует льготное кредитова­ние, предоставляет дотации и субсидии отдельным отраслям, ор­ганизациям, малым формам хозяйствования в первую очередь для осуществления конкретных и эффективных целевых программ. Государство осуществляет также контроль качества продукции, регулирует внешнеэкономическую деятельность предпринимателей и т. д.

Антимонопольное регулирование

 

В условиях рынка большое значение приобретает антимонопольное регулирование, которое основывается на ряде законодательных нормативных документах. Важнейшие из них: Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарном рынке»; новый Федеральный Закон «О конкуренции»; Положение «О государственном реестре предприятий-монополистов».

В соответствии с действующим законодательством, монополистической деятельностью признаются действия хозяйствующих субъектов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, направленные на ограничение или устранение конкуренции.

В перечень нарушений включены следующие действия:

1. Злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирую­щим положением на рынке, которые включают в себя следующие нарушения:

- создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) дру­гим хозяйствующим субъектам;

- навязывание контрагенту невыгодных условий договора;

- внесение в договор дискриминирующих условий, которые ста­вят партнёра в неравное положение по сравнению с други­ми субъектами;

- сокращение или прекращение производства товаров, на кото­рые имеются спрос;

- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками);

- изъятие товаров из обращения, с целью создания дефицита на рынке или повыше­ния цен;

2. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъ­ектов, ограничивающие конкуренцию:

- ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов;

- раздел рынка по территориальному признаку, объему продаж, ассортименту реализуемых товаров, кругу продав­цов или покупателей;

- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;

- установление (поддержание) цен, тарифов, скидок, надбавок, наценок;

- повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах.

3. Акты и действия органов исполнительной вла­сти:

- препятствие созданию новых хозяйствующих субъектов в ка­кой-либо сфере деятельности, осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

- запреты на осуществление определенных видов деятельности хозяйствующими субъектами, за исключением случаев, преду­смотренных законом;

- запреты на продажу (закупку) товаров хозяйствующих субъек­тов, в том числе из одного региона в другой;

- указания о первоочередной поставке товаров (выполнении ра­бот, услуг) определенному кругу покупателей или о приоритет­ном заключении с ними договоров;

- предоставление отдельным хозяйствующим субъектам налого­вых или иных льгот, ставящих их в преимущественное положе­ние по отношению к другим хозяйствующим субъектам, и др.

4. Соглашения (согласованные действия) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ограничивающие конкуренцию. Запрещаются и признаются не­действительными полностью или частично соглашения (согласо­ванные действия) этих органов, направленные на:

- ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйст­вующих субъектов;

- раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, ассортименту реализуемых товаров либо кругу продавцов или покупателей;

- повышение, снижение или поддержание цен (тарифов) и др.

В целях ограничения монополизма должностным лицам запрещено заниматься самостоя­тельной предпринимательской деятельностью, иметь в собствен­ности предприятия, участвовать в управлении деятельностью хозяйствую­щего субъекта.

Запрет монополистической деятельности относится к хозяйст­вующим субъектам (предпринимателям), занимающим доминирую­щее положение на товарном рынке (организациям-монополистам).

Установлено, что положение хозяйствующего субъекта должно быть признано доминирующим, если его доля на рынке опреде­ленного товара составляет 65% и более. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

Законодательством определены также признаки недоб­росовестной конкуренции:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведе­ний, способных причинить убытки хозяйствующему субъекту или нанести вред его репутации;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

- самовольное использование товарного знака, фирменного на­именования или маркировки товаров, копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствую­щего субъекта;

- введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, каче­ства товара;

- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Для осуществления антимонопольной политики, контроля за применением антимонопольного законодательства создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ). При определении задач антимонопольных органов учитывались две стороны их деятельности - репрессивная и созидательная. В рамках репрессивных задач антимонопольные органы осущест­вляют контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, го­сударственных органов, должностных лиц, привлекают нарушителей к ответственности. К созидательным относятся задачи содействия формированию рыночных отноше­ний на основе конкуренции и предпринимательства, развития ма­лого и среднего бизнеса.

Антимонопольные органы используют такие средства воздей­ствия, как выдача хозяйствующим субъектам предписаний о прекращении нарушений антимоно­польного законодательства, растор­жении или изменении договоров, противоречащих антимонополь­ному законодательству, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства. Федеральный антимонопольный орган вправе вносить предложения о вве­дении или отмене лицензирования, предоставлении нало­говых льгот, льготных кредитов и иных видов государственной поддержки.

На Федеральную антимонопольную службу возложено ведение Государственно­го реестра организаций-монополистов. Включение организации в Реестр влечет за собой ряд неблаго­приятных для нее последствий, в том числе государственный кон­троль за ценами. Организации обязаны декларировать повышение цен на продукцию, по которой они признаны монополистами на федеральном или региональном рынке.

При подаче заявления об исключении из Реестра организация должна представить документы, подтверждающие отсутствие признаков доминирующего положения на рынке, а также про­грамму осуществления демонополизации.

Закон «О конкуренции» устанавливает различные санкции за нарушение его запретов. Основная санкция – возмещение убытков, причиненных монополистической деятельностью и не­добросовестной конкуренцией. Наряду с этим предусмотрено на­ложение на коммерческие и некоммерческие организации и ин­дивидуальных предпринимателей штрафов. Штраф налагается за уклонение от выполнения предписаний антимонопольного орга­на.

Штраф, наложенный федеральным антимонопольным органом на организацию взыскивается в безвозмездном порядке в 30-тидневный срок со дня получения решения. При уклонении от штрафа предприниматели уплачивают пени в размере 1 % от суммы штрафа.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: