Программа театрального кружка «Маски»




Программа

Театрального кружка «Маски»

 

Старшая группа

2016 – 2017 учебный год

 

Руководитель:

Силонова Евгения
Владимировна

 

 

Россошь

2016 год

Пояснительная записка

 

Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы; способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, развивает у детей фантазию, легкость и радость общения между собой и окружающими. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет им во время игры чувствовать себя более раскованно, свободно, естественно. Участвуя в театрализованной игре, дети познают мир через образы, краски, звуки. Работая над литературным произведением, они учатся думать, анализировать, делать выводы.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.

Театрализованное занятие включает в себя - разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок, беседы о театре, поход в театр, чтение художественной литературы, упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества, упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

 

Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности

 

Задачи:

1) Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).

2) Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

 

Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).

3) Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

4) Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Составление программы основывалось на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

Проектирование предметно-развивающей среды:

1. Учитывать индивидуальные социально – психологические особенности ребенка.

2. Особенности его эмоционально – личностного развития.

3. Интересы, склонности, предпочтения и потребности.

4. Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности.

Предположительные результаты детей:

– Дети должны владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

– Уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

– Проявлять интерес, желание к театральному искусству.

– Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.

– Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность

Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения. Объем – 1 занятие в неделю, продолжительностью 30 минут.

Возрастная группа: старшая, 5 – 6 лет

Направленность программы:

Данная программа направлена на художественно - эстетическое развитие детей средствами театрально-игровой деятельности:

-соответствует принципу развивающего образования, целью которого является художественно - эстетическое развитие ребенка;

-сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

-обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к творческому развитию детей дошкольного возраста.

Важнейшим условием эффективности программы является определение ее ценностных ориентиров.

 

Занятие по театрализованной деятельности строиться на принципах:

- постоянная обратная связь;

- диалогизация образовательного процесса;

- оптимизация развития (активная стимуляция);

- эмоциональный подъем;

- добровольное участие (свобода выбора);

- погружение в проблему;

- свободное пространство, гармонизация развития.

 

Примерная структура образовательной деятельности:

- ритмическая разминка: задания, способствующие эмоциональному настрою, развитию умения владеть своим телом;

- речевая разминка: упражнения на дикцию и артикуляцию;

-упражнения, этюды на развитие речевой интонации (по одному, диалоги, с использованием кукол, шапочек-масок и др.);

- упражнения на мимику и жесты;

- этюды на развитие воображения, фантазии, творчества;

- поэтапное разучивание спектакля (отдельные сценки, диалоги и т.д.)

 

Основными методами являются:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Программа кружка затрагивает следующие области ФГОС ДО: речевое, социально – коммуникативное, познавательное, физическое развитие. Перспективное планирование программы кружка разработано на основании парциальной программы «Театр – творчество – дети» (Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович)

Формы подведения итогов реализации программы:

1.Участие в муниципальном смотре – конкурсе театральных постановок «Безопасность на дороге» - спектакль «Безопасный колобок» (октябрь 2016 г.)

2. Неделя безопасности в детском саду - театрализованная деятельность по ОБЖ сказка «Веселый теремок» (ноябрь 2016 г.)

3.Участие в районном методическом объединении «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» - театрализованное представление «Рождественский праздник» (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев») (январь 2017 г.)

4. Участие в заседании проблемной группы «Математические встречи» - сказка Страна Математики» старшая группа (по мотивам р. н. сказки «Теремок») (февраль 2017 г.)

5. Участие в районном методическом объединении «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» - театрализованное представление «Сказка о пасхальном яичке» (апрель 2017 г.)

 

Образовательная деятельность в театральном кружке состоят из пяти разделов:

 

1. Театральная игра. Не столько приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях. Игры этого раздела условно делятся на развивающие, специальные, театральные.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размешаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в чётком произношение слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

 

2. Ритмопластика. Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.

 

3. Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В раздел включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие игры со словом.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие ритмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать чёткое произношение согласных в конце слова. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять словарный запас ребёнка.

 

4. Основы театральной культуры. Овладение детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Основные темы раздела: особенности театрального искусства; виды театрального искусства; рождение спектакля; театр снаружи и изнутри; культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

 

5. Работа над спектаклем – вспомогательный раздел, базирующийся на авторских сценариях, включает темы: знакомство с пьесой; от этюдов к спектаклю.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхитительно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

 

Программа театрального кружка «Маски»

(разработана на основе парциальной программы

«Театр – творчество – дети»)

(Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: