«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
Одной из первых «игрушек» у ребенка являются его собственные руки. С их помощью ребенок постепенно начинает изучать окружающий мир. Первые прикосновения еще не осознаются ребенком, но, по мере того как взрослеет ребенок, он начинает контролировать движения своих рук и пальчиков. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Что же такое мелкая моторика?
Это способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.
Кроме того, ученые доказали, что развитие мелкой моторики очень тесно связаны и с развитием речи. А объясняется это тем, что в головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на формирование ловкости, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Почему так важна мелкая моторика рук?
Рассмотрим на примере: в раннем детстве малыш перекладывает игрушку из руки в руку, далее (по нарастающей) малыш держит ложку, карандаш, может застегнуть сандалии, пуговицы, зашнуровать ботинки и т.д. Этот пример демонстрирует основное правило: каждый новый навык имеет под собой основу в виде предшествующего (в достаточной мере усвоенного) навыка. То есть происходит постепенное усложнение. В этом выражается суть процесса развития мелкой моторики. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, речь, формируются навыки самообслуживания и происходит подготовка ребенка к письму.
|
В ситуациях, когда предыдущий навык не усвоен либо усвоен недостаточно, у ребенка возникают определенные трудности. Именно поэтому некоторым деткам достаточно сложно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации и не успевают за ребятами на занятиях. То есть, трудностей становится все больше («снежный ком»). В таких случаях важным является уточнение причин, т.е. помощь специалистов! Только они смогут определить основную причину и дадут соответствующие рекомендации.
К сожалению, сейчас при современном ритме жизни родители часто забывают обо всей важности тренировки движения пальчиков рук у своих детей. На одежде и обуви вместо пуговиц или шнурков - липучки, мало кто из детей вышивает, шьет или вяжет, выпиливает или выжигает, помогает маме перебирать крупу, мыть игрушки или стирать кукольные принадлежности. Однако, упрощая себе задачу и экономя свое время, мы лишаем ребенка навыков, которые ему понадобятся в его взрослой жизни. Такая смена жизненной ситуации развития детей дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики руки, которая ранее развивалась в быту, незаметно, без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с малышами. Однако в силу возраста самостоятельно малыш не сможет выполнять упражнения. Функция родителя, в данном случае, заключается в том, чтобы обратить упражнения в интересные и полезные игры.
|
Как же развивать мелкую моторику у ребенка?
Начинать необходимо уже с самого рождения малыша, делая массаж и оставляя акцент на пальчиках ребенка.
Когда ребенок подрастет, можно начинать давать ему игрушки с различной текстурой поверхностей (шершавая, в пупырышках, гладкая, с шуршащим материалом внутри и т.д.).
Не стоит забывать о безопасности малыша! Игрушки должны соответствовать возрасту и не иметь мелких деталей, которые могут попасть в ротик малышу.
В полугодовалом возрасте желательно приобрести специальные игрушки, предназначенные для развития мелкой моторики. В основном они выглядят как горки из проволоки, на которой навешаны мелкие шарики. Ребенок, должен переставлять эти шарики с места на место.
Ближе к году, ребенка можно ознакомить с матрешками. Или поиграть в пирамидку, которую из разноцветных колец, различающихся по размерам. А после года ребенку можно купить конструктор, но только из крупных деталей.
Развитие мелкой моторики у детей до 3-х лет происходит посредством хватательных движений, развития соотносящих действий и развития движений пальчиков рук. Хватательные движения подразумевают: захватывание предмета разной формы всей ладонью одной руки или двумя руками (погремушки, мяча и т. д.); з ахватывание предмета или вещества щепотью (тремя пальцами); з ахватывание предмета двумя пальчиками: указательным и большим (пинцетный захват). К развитию соотносящих действий относится умение совмещать два предмета или две части одного предмета (вкладыши, пирамидки, матрешки и другие подобные предметы). Развитие движений пальчиков рук означает выполнение разнообразных фигур и движений пальчиками (зайчик, домик, волк и другие).
|
Пальчиковые игры и упражнения — это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка!
Сначала эти движения неуклюжие, с ошибками, а со временем становятся все более тонкими и четкими. Поэтому, родителям в этот момент особенно важно отнестись к ребенку с пониманием и терпением.
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения.
Уже с раннего возраста можно поиграть с ребенком в такие игры как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п.
Во время купания малыша можно поиграть с ним в игры с использованием резинового мяча с шипами (с помощью такого упражнения вместе с увлекательной игрой ребенок будет делать и массаж рук). Так же после мытья рук у малыша можно выполнять не хитрое упражнение, вытирать как бы массируя каждый пальчик по отдельности полотенцем.
Когда ребенок подрастет можно постепенно вводить игры с более сложными заданиями. Например, нанизывание пуговиц, крупных бусин на шнурок; сортировка бобов, фасоли, гороха, а так же крупы (пшено, гречку, рис); завинчивание крышки у баночек; надевание и снимание колечка на пальчик (массаж пальцев); игра в переодевание кукол; сминание носового платка (носовой платок берем за уголок одной рукой и прячем в ладошке, используя пальцы только одной руки); прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке, на коробку; поиск спрятанных предметов в «сухом бассейне) с горохом или фасолью (в небольших пластиковых емкостях); лепка из пластилина или соленого теста (сушки, баранки, печенье); рисование пальчиковыми красками; игры с конструкторами, мозаиками; застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков и т. д.
Игры на развитие мелкой моторики рук (играем вместе с ребенком ):
«Делай как я» — Из своих пальцев взрослому нужно изобразить какую-нибудь фигуру. Ребенок должен делать точно такую же фигуру своими пальчиками.
«Повтори за мной» — В этой игре нужна помощь разноцветных пуговиц. Мама или папа из пуговиц на столе выкладывают любой узор. Ребенок должен на столе выложить такой же узор. Если у него получится, следующий узор придумывает уже ребенок, а мама или папа повторяют за ребенком.
«Золушки» — Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику. Нужно смешать на столе два виды крупы, например, горох и рис. И далее нужно отобрать горох от риса. Чтобы было увлекательней, ребенку можно предложить посоревноваться в этой игре.
«Дорога из прищепок» — Цветные прищепки так же могут быть использованы в игре на развитие моторики. Кучу прищепок необходимо разделить на две части. Одна часть прищепок будет предназначена ребенку, а вторая маме. И далее в соревновательном духе предложить ребенку собрать из них дорогу, для этого нужно цеплять одну прищепку за хвостик другой прищепки.
«Улыбка колобка» — Для начала маме на двух альбомных листках нужно нарисовать два колобка с глазками и носиком (улыбку рисовать не надо). Далее ребенку нужно дать два кусочка пластилина и предложить ему приготовить из них улыбки для колобков. Для этого эти кусочки нужно будет раскатать в длинную колбаску. Когда колбаски будут готовы нужно их прикрепить к рисункам колобков в виде одной радостной улыбки и одной грустной. Постепенно задание нужно усложнять, например, делать сразу две колбаски двумя руками, или катать колбаску только одним пальчиком.
«Найди игрушку» — В песочнице прячете игрушки, а затем ваш ребенок должен их отыскать. Игра рассчитана на детей 1-2 лет.
Придумать игр можно очень много, для этого нужно всего лишь оглянуться. Ведь в доме очень много интересных вещей (непознанных объектов — с точки зрения малыша), с помощью которых можно развивать мелкую моторику рук ребенка. Побольше фантазии родителям, и тогда обязательно все получится!
Однако не стоит забывать, что все эти игры и упражнения с детьми дошкольного возраста следует проводить под контролем взрослого, чтобы исключить риск попадания мелких предметов в рот и нос ребенка и так же нельзя использовать в игре острые и колкие предметы во избежание получения ребенком травмы. Также при проведении пальчиковых игр важно сделать небольшую разминку (предложите похлопать в ладоши или потереть их).
И самое главное - мы все должны помнить, что дети гораздо лучше развиваются, когда чувствуют, что у них самих все получается! Ну и когда родные взрослые рядом!
Хвалите детей (даже за самые маленькие их достижения) и поддерживайте маленьких чемпионов!