Объем (продолжительность) программы определяется в зависимости от состава обучающихся и содержания учебного материала. Содержание и материал программы дифференцируется по уровням сложности, предусматривая задания разного уровня по каждой теме программы. Каждый участник программы имеет право на стартовый доступ к любому из уровней сложности, реализуемых через создание условий и оценку изначальной готовности участника (определение степени готовности к освоению материала).
Срок реализации программы зависит от уровня сложности содержания:
· Стартовый – 1 (максимум 2) год
· Базовый – 1-2 года (если программа выходит далее на продвинутый уровень, то может быть и 3 года, но не более)
· Продвинутый – 1-3 года
Формы обучения – очная, заочная, очно-заочная, дистанционная.
Формы организации занятий: групповые, индивидуальные, парные.
Формы организации деятельности обучающихся: круглые столы, практические занятия, лабараторные работы, экспериментальные и проектные площадки, открытые занятии, экскурсии и т.п.
Цель и задачи ДООП
Цель – это конечный результат. Для этого необходимо ответить на вопрос, каким вы хотите видеть ребенка по окончании программы.
Цель - это стратегия, фиксирующая желаемый планируемый конечный результат, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как: "всестороннее развитие личности", "создание возможностей для творческого развития детей", "удовлетворение образовательных потребностей" и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы объединения. Кроме того, цель должна быть связана с темой и названием программы, отражать основное направление образовательной деятельности в ней.
|
Цель не должна расходиться с актуальностью, понятийным аппаратом, содержанием программы.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач. Задачи раскрывают последовательность выполненных действий и примененных механизмов по достижению цели.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования ДООП должна быть направлена на:
- Формирование….
- Воспитание……..
- Развитие………..
Задачи – это пути достижения цели, и они должны быть связаны с конкретными результатами. Их не должно быть много, и они должны быть измеряемыми.
Цель зависит от уровня сложности содержания и уровня усвоения программы.
Задачи должны быть логически соотнесены с прогнозируемыми р езультатами):
- Формировать познавательный интерес к данной области знаний
- Способствовать формированию устойчивого интереса к данной области знаний
- Способствовать формированию устойчивой мотивации к самоопределению в …
- Расширить информированность в области…
- Расширить спектр специальных знаний в области…
- Формировать потребность в творческой деятельности в области…
- Познакомить с элементарными понятиями в области…
- Сформировать умения в области…
- Сформировать навыки в области…
- Учить правилам общения в совместной деятельности
- Развивать коммуникативные умения
- Способствовать применению коммуникативных навыков в совместной творческо-продуктивной деятельности
Требования к содержанию программы:
|
Содержание программы должно соответствовать целеполаганию и планируемым результатам освоения программы. Содержание учебного материала должно быть разной степени сложности, предусматривать дифференцированные практические задания, в разной форме подачи материала.
Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. В нем приводится краткое описание тем по схеме:
- наименование раздела (темы);
- теоретические сведения;
- практическая работа;
- форма организации деятельности;
- дифференцированные практические задания.
Планируемый результат – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладевает учащийся. Он должен соотноситься с целями и задачами.
Результаты расписываются по годам обучения. Результаты должны отражать предметные, метапредметные и личностные достижения учащихся:
Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами:
- мотивационно-ценностной (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации, уровень притязаний, самооценка);
- когнитивной (знания о себе как участнике деятельности, о собственных возможностях и перспективах развития в рамках этой предметной сферы, рефлексия деятельности);
- операциональной (умения, связанные с поведением в обществе и отношениями с другими людьми);
- эмоционально-волевой (эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
|
Метапредметные результаты: развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п., коммуникативные, исследовательские, проектные, культурологические и т.д.;
Метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Предметные (образовательные): развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, связаны с различными компетенциями в данной области.
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, умений и навыков, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать:
- теоретические знания по программе;
- практические умения, предусмотренные программой.
Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение: перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы;
- информационное обеспечение: аудио, видео, фото, интернет источники, литература;
- кадровое обеспечение: перечислить педагогов, занятых в реализации программы (если их несколько), указать их квалификацию.
Формы аттестации разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы.
Перечисляются согласно учебному плану (зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.).
Методическое обеспечение разноуровневой программы:
Методическое обеспечение – это:
- описание методов и технологий преподавания, форм организации учебного занятия;
- обеспечение программы методическими видами продукции (инструкциями, технологическими картами, дидактическими материалами, комплексами заданий, образцами работ, КИМами, стендами и и т.п.).
Может также содержать:
-методы обучения;
- формы организации образовательного процесса:
- формы организации занятия;
- педагогические технологии;
-алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;
- дидактические материалы;
- индивидуальные учебные планы,например, для работы с одаренным ребенком, с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- рекомендации и технологические карты проведения занятий и другое.
Следует обратить внимание, что методическое обеспечение, которое уже разработано в программах, перенести в Приложения.
Рабочие программы составляются на каждый год обучения (так как разноуровневая программа предполагает разработку не одногодичных программ) на каждую группу. Если программа рассчитана на один год, то к ней прилагается:
- календарный учебный график (КУГ) на 36 учебных недель;
- план воспитательной работы с детьми (в том числе и в каникулярное время), где необходимо указать, на какие формы работы будут заменены учебные занятия в период летних каникул (профильный лагерь, профессиональные пробы, экспедиция, походы и т.п.), а также включающий работу с родителями.