РОМАН «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ». СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. ДОМ КАК ОСНОВА МИРОПОРЯДКА. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ НА СТРАНИЦАХ РОМАНА.




М.А.БУЛГАКОВ. СТРАНИЦЫБИОГРАФИИ (биографию лучше оформить в кластерах)

 

Андреевский спуск - одна из самых живописных киевских улиц, особенно если идти сверху – от прелестной, как бы от плывущей в небо Андреевской церкви, которую киевляне по традиции называют собором, к Подолу.

Улица петляет, пытаясь умерить свою крутизну, зажатая между возникающими слева и справа холмами, и приводит нас к дому №28 по Воздвиженской улице, в котором молодые супруги Булгаковы снимали квартиру, и в котором 3 мая по старому стилю (15 мая по новому) 1891 года родился их первенец, будущий писатель Михаил Афанасьевич Булгаков.

Родители Булгакова – выходцы из семей небогатых священников Орловской губернии – «колокольные дворяне». Бабушка со стороны отца, Олимпиада Ферапонтьевна, стала крёстной матерью своего внука. А фамилия бабушки со стороны матери, Анфисы Ивановны Турбиной, будет использована в «Белой гвардии». Обе семьи имели по 10 и 9 детей в каждой.

Отец писателя, Афанасий Иванович Булгаков, родился 21 апреля (17) 1859 года, обучался в Орловской духовной семинарии, затем в Киевской духовной академии. Знал языки – и древние, и новые. У него был живой, лёгкий слог, он много и с увлечением писал. В Духовной академии Афанасий Иванович работал до конца жизни, за 2 месяца до кончины получил звание ординарного профессора академии, что помогло обеспечить пенсией семью. По совместительству он служил в Киевской цензуре, получил чин статского советника, благодаря чему Булгаковы сделались потомственными дворянами.

Мать, Варвара Михайловна, урождённая Покровская в год замужества была учительницей Карачевской женской прогимназии. В 20 лет это достаточно почётная должность. Для своего поколения и для своей среды она была женщиной незаурядно образованной. «Мама, светлая королева»,- назвал её Михаил Афанасьевич. Белокурая, с очень светлыми глазами, приятно располневшая после семи родов (Вера 1892; Надежда-1893; Варвара-1895; Николай-1898; Иван-1900; Елена-1902) и вместе с тем очень подвижная (уже овдовев, охотно играла в теннис со своими старшими детьми), живая, она прекрасно управляла своим маленьким королевством, добрая королева с мягкой улыбкой и на редкость сильным, даже властным характером.

В доме Булгаковых жила музыка. Мать играла на рояле Шопена. Отец – на скрипке. Чаще Афанасий Иванович пел и пел «Нелюдимо наше море».

Мир семьи был прочен и радостен. И знакомые очень любили бывать у Булгаковых, а родственники – гостить. Но 14 марта 1907 года семью постигло несчастье: от наследственного гипертонического нефросклероза, не дожив до 50 лет, умер Афанасий Иванович.

Образование.

Варвара Михайловна все-таки сумела дать своему первенцу образование.

До осени 1900 года Михаил учился дома, затем поступил в 1 класс Александровской гимназии, в которой учился и будущий писатель Константин Паустовский. Уже здесь Булгаков проявил свои способности: писал стихи, рисовал карикатуры, играл на рояле, пел, сочинял рассказы, увлекался театром. 1905 год – это извещения, прокламации в коридорах гимназии.. На улицах – стачки… Революция…

В 1906 году семья Булгаковых переехала на Андреевский спуск в дом №13 –знаменитый дом «Турбиных». После окончания гимназии в 1909 году Михаил Афанасьевич становится студентом медицинского факультета Императорского университета святого Владимира.

Т.Н.Лаппа.

А в 1910 году Михаил Афанасьевич знакомится с юной Татьяной Лаппа, приехавшей из Саратова в Киев к своей тётке. В 1913 году молодые поженились.

Разразившаяся в 1914 г. Первая мировая война развеяла надежды Булгакова на мирное и благополучное будущее. Он вместе с женой работает в госпитале. Михаил научился так быстро ампутировать ноги, что Таня еле успевала переходить от одного больного к другому.

В 1916 году, получив диплом с отличием, Булгакова направили заведовать сельской земской больницей в Смоленской губернии. Принимал он до ста больных в день. Впечатления этих лет отзовутся в произведениях «Полотенце с петухом», «Крещение поворотом», «Записки юного врача», «Стальное горло», «Пропавший глаз», «Морфий».

Февральская революция застала Булгакова в Киеве. Позднее он писал, что с этой революцией «внезапно и грозно наступила история». 1919 год – получение распоряжения о демобилизации на фронт в качестве врача. Грозный… Беслан… «Чеченцы как черти дерутся с «белыми» чертями», - писал Михаил Афанасьевич. И далее: «В один год я перевидел столько, что хватило бы Майн Риду на 10 томов… Проклятие войнам и отныне и навеки».

Незадолго до отступления белых из Владикавказа Булгаков заболел тифом. Ухаживает за больным Татьяна Николаевна. Чтобы не умереть с голода, Михаилу Афанасьевичу пришлось сотрудничать с большевиками: работал в подотделе искусства, читал лекции, писал пьесы для местного театра. В мае 1921 года постановка пьесы «Сыновья муллы» дала ему возможность переехать в Тифлис, а потом в Батуми. «Запас сил имеет предел. Их больше нет. Я голоден, я сломлен! В мозгу у меня нет крови. Я слаб и боязлив. Но здесь я больше не останусь»… Булгаков мог бы эмигрировать, но он остался в России.

В сентябре 1921 года приехал в Москву после короткой остановки в Киеве. Со столицей связаны вся последующая жизнь и творчество Булгакова. Первые 2 месяца работал секретарём литературного отдела Главполитпросвета. Затем наступили тяжёлые месяцы безработицы. Писатель пытался сотрудничать с частными газетами, поступил даже в труппу бродячих актёров. С весны 1922года стал регулярно печататься в «Гудке», «Красной газете», «Рупоре», «Смехаче». В середине 20-х Булгаков сделался довольно популярным. В 1924году появляется «Дьяволиада». Автор описывает набирающую всё новые обороты бюрократическую машину, колёса которой перемалывают мелкого совслужащего делопроизводителя Варфоломея Короткова.

В апреле 1924 года Булгаков разошёлся с Татьяной Николаевной Лаппа. В жизни Михаила Афанасьевича появляется другая женщина – Любовь Евгеньевна Белозёрская. Она происходила из старинной аристократической семьи. Закончила знаменитую Демидовскую гимназию с серебряной медалью, а также частную балетную школу. Хорошо знала английский язык. В обыденной жизни была смела, решительна, находчива. На брак с Белозёрской пришлось самое лучшее время Булгакова – драматурга и писателя.

В 1925 году написан «Театральный роман», закончена пьеса «Зойкина квартира». Появляется повесть «Роковые яйца», в которой говорится о проникновении невежества в науку. Эту тему Булгаков продолжит и в повести «Собачье сердце». Рукопись этого произведения вместе с дневниками изъята сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года. Повесть будет опубликована лишь в 1987 году. Запрет на публикацию объяснял отзыв Л.Б.Каменева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя».

Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман «Белая гвардия». В 1925 году писателю удаётся опубликовать в московском журнале «Россия» две части из трёх своего романа «Белая гвардия» с посвящением Любови Евгеньевне Белозёрской, в котором писатель вновь обращается к драматическим событиям в Киеве на переломе 1918-1919 годов.

«Роман этот я люблю больше всех других моих вещей», - признавался Михаил Афанасьевич. Появление романа имело сенсационный успех. После публикации к Булгакову обратился Художественный театр с просьбой написать пьесу по мотивам романа. Так родились «Дни Турбиных», поставленные в 1926 году и сделавшие автора знаменитым. Пьеса не сходила с афиши. В октябре 1926 года (в месяц премьеры) спектакль давали 13 раз. В ноябре – 14. В декабре – 14. Каждый спектакль становился чудом. Зал смеялся и плакал, зал дышал вместе со сценой.

Мемуаристы утверждают, что это была любимая пьеса Сталина. Иосиф Виссарионович смотрел её 17 раз! «А человек он был, нужно думать, всё-таки занятой и театры не так уж баловал своим вниманием. Сталин любил кино… а вот что-то в «Турбиных» его захватывало и хотелось смотреть, скрывшись за занавеской правительственной ложи. Верность престолу, долгу, присяге – этого, что ли, ему не хватало, ему, человеку, не верившему никому и никогда, кроме Гитлера!» - вспоминал писатель В. Некрасов. Сталин не любил Булгакова, однако, пьесу защитил от критиков, считая, что она демонстрирует непобедимую силу большевизма.

А вот пьесу «Бег», написанную в 1927 году, осудил, поскольку она «была проявлением попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмиграции».

Весной 1929 года пьесы «Дни Турбиных», «Зойкина квартира» были сняты со сцен театров. В марте 1930 года была запрещена к подготовке и новая пьеса «Кабала святош» («Мольер»). Писателя фактически не печатали. Оставшись без средств к существованию, Булгаков обратился с письмом к Сталину.

18 апреля 1930 года, на другой день после похорон В.В. Маяковского (эти похороны поразили своей многолюдностью и, вероятно, в какой-то степени озадачили Сталина возможностью трагического исхода литературных судеб «его» писателей), Сталин позвонил Булгакову. Ободрённый звонком, Булгаков только потом понял, что взамен взятой им назад просьбы об отъезде он не получил ничего, кроме зарплаты советского служащего.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА ШИЛОВСКАЯ.

В феврале 1929 года Михаил Афанасьевич познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской. Женщина в это время состояла во втором браке и была матерью двух сыновей – Евгения (1921) и Сергея (1926).

В сентябре 1929 года писатель посвятил ей повесть «Тайному другу». Не сразу Елена Сергеевна решилась на развод. Лишь в октябре 1932 года она стала третьей официальной и последней женой Булгакова. «…Самой лучшей, незаменимой, очаровательной…» «Королевушка моя, моя царица, звезда моя, сиявшая мне всегда в моей жизни!»

В это время писатель работает над романом «Мастер и Маргарита». Елена Сергеевна послужила прототипом Маргариты. Пишет пьесу-притчу «Адам и Ева» (1931 год), в которой показывает опасность гибели человечества от оружия массового поражения.

В 1932 году наконец-то были возобновлены «Дни Турбиных». Больше ни одна пьеса не пошла на сцене при жизни Булгакова. Ни одной строчки своей не увидел он более в печати – даже роман о Мольере (1933) с согласия М.Горького (до этого не раз помогавшего Булгакову) был отклонён.

Велась работа над пьесой «Пушкин», а также сатирической комедией «Иван Васильевич» (1935-1936). По этой пьесе Леонид Гайдай снял фильм «Иван Васильевич меняет профессию», который до сих пор интересен и не одному поколению зрителей.

Осенью 1936 года Булгаков переходит на службу в Большой театр. Он пишет либретто для опер, но и их судьба оказывается неудачной. Весной 1937г. он долго размышлял над новым письмом к Сталину, но в атмосфере всё усиливавшегося террора так и не решился написать его.

В сентябре 1938г. руководство МХАТа просит Булгакова написать пьесу о Сталине. Грядет юбилейный год в жизни вождя, на что театр не мог не откликнуться. Личность Сталина магнетически привлекала к себе внимание многих творческих умов. Первоначально пьеса называлась «Пастырь», затем «Батум». Завершена была в июле 1939г. 27 июля Булгаков прочёл пьесу партийной группе МХАТа. «Слушали замечательно, после чтения очень долго, стоя, аплодировали», - вспоминала Елена Сергеевна. Однако главный герой пьесы категорически высказался против её постановки. В.Г.Сахновский (режиссёр несостоявшегося спектакля) так объяснил причину: «Нельзя такое лицо, как И.В.Сталин, делать романтическим героем, нельзя ставить его в выдуманные положения и вкладывать в его уста выдуманные слова».

Известие о запрете постановки пьесы, ожидание последствий, мучительные расчёты с самим собой – всё это, по-видимому, спровоцировало быстрое развитие наследственной болезни – гипертонического нефросклероза.

С середины 1939 года врачи уже считали положение Булгакова безнадёжным. Несмотря на это, писатель продолжает работать над романом «Мастер и Маргарита», оказавшимся последним в его творчестве.

В эпилоге романа появились знаменательные слова: «Он не заслужил света, он заслужил покой». Выбирая судьбу Мастеру, Булгаков выбирал судьбу себе. Это его измученная душа жаждала покоя. Михаил Афанасьевич скончался 10 марта 1940 года в 16 часов 39 минут, как записала в своём дневнике Елена Сергеевна. Похоронили Булгакова на Новодевичьем кладбище.

Михаил Афанасьевич безумно любил жизнь. Он никогда не претендовал на первое место, но невольно так получалось благодаря его остроумию, благодаря необычайной жизненной силе, бурлящей в нём. Характеризуя личность Булгакова, можно выделить такие качества, как независимость суждений, жизнестойкость в тяжёлых испытаниях, высокоразвитое чувство собственного достоинства, первоклассный юмор, искусство быть самим собой во всех ситуациях.

Ныне всё булгаговское до последней строчки опубликовано. Однако не всё осмыслено и освоено, поэтому именно вам предстоит открыть новые ценности, таящиеся в глубинах произведений Михаила Афанасьевича Булгакова.

РОМАН «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ». СУДЬБЫЛЮДЕЙ В ГОДЫГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. ДОМ КАК ОСНОВА МИРОПОРЯДКА. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫНА СТРАНИЦАХ РОМАНА.

История создания

Роман «Белая гвардия» создавался около 7 лет. Первоначально Булгаков хотел сделать его первой частью трилогии. Писатель начал работу над романом в 1921 г., переехав в Москву, к 1925 г. текст был практически закончен. Ещё раз Булгаков правил роман в 1917-1929 гг. перед публикацией в Париже и Риге, переработав финал.

Варианты названий, рассматриваемые Булгаковым, все связаны с политикой через символику цветов: «Белый крест», «Жёлтый прапор», «Алый мах».

Роман был опубликован в журнале Россия № 4,5 за 1925 г., но только 13 глав. В 1927 г. первая книга была издана в Париже, а в 1929 вторая книга в Париже и в Риге. На родине писателя роман опубликован в 1966 г.

В 1925-1926 гг. Булгаков написал пьесу, в окончательной редакции названную «Дни Турбиных», сюжет и герои которой совпадают с романными. Пьеса поставлена во МХАТе в 1926 г.

ЖАНР

Роман «Белая гвардия» написан в традициях реалистической литературы 19 в. Булгаков использует традиционный приём и через историю семьи описывает историю целого народа и страны. Благодаря этому роман приобретает черты эпопеи. Произведение начинается как семейный роман, но постепенно все события получают философское осмысление.

Роман «Белая гвардия» исторический. Автор не ставит перед собой задачу объективно описать политическую ситуацию в Украине в 1918-1919 гг. События изображены тенденциозно, это связано с определённой творческой задачей. Цель Булгакова – показать субъективное восприятие исторического процесса (не революции, но гражданской войны) определённым, близким ему кругом людей. Этот процесс воспринимается как катастрофа, потому что в гражданской войне нет победителей.

Булгаков балансирует на грани трагедийности и фарса, он ироничен и акцентирует внимание на провалах и недостатках, упуская из виду не только положительное (если оно было), но и нейтральное в жизни человека в связи с новыми порядками.

Проблематика

Булгаков в романе уходит от социальных и политических проблем. Его герои – белая гвардия, но к этой же гвардии принадлежит и карьерист Тальберг. Симпатии автора не на стороне белых или красных, а на стороне хороших людей, которые не превращаются в бегущих с корабля крыс, не меняют под влиянием политических перипетий своего мнения.

Таким образом, проблематика романа философская: как в момент вселенской катастрофы остаться человеком, не потерять себя.

Сюжет и композиция

В центре композиции – семья Турбиных. Их дом с кремовыми шторами и лампой с зелёным абажуром, которые в сознании писателя всегда ассоциировались с покоем, домашним уютом, похож на Ноев ковчег в бурном житейском море, в вихре событий. В этот ковчег со всего мира сходятся званые и незваные, все единомышленники. В дом вхожи боевые товарищи Алексея: поручик Шервинский, подпоручик Степанов (Карась), Мышлаевский. Здесь они находят морозной зимой кров, стол, тепло. Но главное не это, а надежда, что всё будет хорошо, так необходимая и самому молодому Булгакову, который оказывается в положении своих героев: «Жизнь им перебило на самом рассвете».

События в романе разворачиваются зимой 1918-1919 гг. (51 день). За это время в городе меняется власть: бежит вместе с немцами гетман и входит в город Петлюра, правящий 47 дней, а в конце бегут и петлюровцы под канонаду красноармейцев.

Символика времени очень важна для писателя. События начинаются в день Андрея Первозванного, покровителя Киева (13 декабря), а заканчиваются Сретеньем (в ночь со 2 на 3 декабря). Для Булгакова важен мотив встречи: Петлюры с красной армией, прошлого с будущим, горя с надеждой. Себя же и мир Турбиных он ассоциирует с позицией Симеона, который, взглянув на Христа, не принял участия в волнующих событиях, а остался с Богом в вечности: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко». С тем самым Богом, который в начале романа упоминается Николкой как печальный и загадочный старик, улетающий в чёрное, потрескавшееся небо.

Роман посвящён второй жене Булгакова, Любови Белозерской. У произведения два эпиграфа. Первый описывает буран в «Капитанской дочке» Пушкина, в результате которого герой сбивается с пути и встречается с разбойником Пугачёвым. Этот эпиграф объясняет, что вихрь исторических событий подробен снежному бурану, так что легко запутаться и сбиться с верного пути, не узнать, где хороший человек, а где разбойник.

Зато второй эпиграф из Апокалипсиса предостерегает: все будут судиться по делам. Если ты выбрал неверную дорогу, заблудившись в жизненных бурях, это тебя не оправдывает.

В начале романа 1918 г. называется великим и страшным. В последней, 20 главе Булгаков отмечает, что следующий год был ещё страшней. Первая глава начинается с предзнаменования: высоко над горизонтом стоят пастушеская Венера и красный Марс. Со смерти матери, светлой королевы, в мае 1918 г. начинаются семейные несчастья Турбиных. Задерживается, а потом уезжает Тальберг, появляется обмороженный Мышлаевский, приезжает из Житомира нелепый родственник Лариосик.

Катастрофы становятся всё более разрушительными, они грозят уничтожить не только привычные устои, покой дома, но и сами жизни его обитателей.

Николка был бы убит в бессмысленном сражении, если бы не бесстрашный полковник Най-Турс, сам погибший в таком же безнадёжном бою, от которого защитил, распустив, юнкеров, объяснив им, что гетман, которого они собираются защищать, ночью убежал.

Ранен Алексей, подстреленный петлюровцами, потому что ему не сообщили о роспуске защитного дивизиона. Его спасает незнакомая женщина Юлия Рейсс. Болезнь от ранения переходит в тиф, но Елена вымаливает у Богородицы, Заступницы жизнь брата, отдавая за неё счастье с Тальбергом.

Горе приходит и к Николке. И оно не в том, что бандиты, подсмотрев, как Николка прячет кольт Най-Турса, воруют его и им же угрожают Василисе. Николка сталкивается со смертью лицом к лицу и избегает её, а бесстрашный Най-Турс погибает, и на Николкины плечи ложится обязанность сообщить о гибели его матери и сестре, найти и опознать тело.

Роман заканчивается надеждой на то, что и новая сила, вступающая в Город, не разрушит идиллии дома на Алексеевском спуске 13, где волшебная печка, которая грела и растила детей Турбиных, теперь служит им взрослым, а единственная оставшаяся на её изразцах надпись сообщает рукой друга, что для Лены взяты билеты на Аид (в ад). Таким образом, надежда в финале смешивается с безнадёжностью для конкретного человека.

Выводя роман из исторического пласта во вселенский, Булгаков даёт надежду всем читателям, потому что пройдёт голод, пройдут страдания и муки, а звёзды, на которые и нужно смотреть, останутся. Писатель обращает читателя к истинным ценностям.

ГЕРОИ РОМАНА

Главный герой и старший брат - 28-летний Алексей.

Он слабый человек, а на его плечи ложится забота обо всех членах семьи. Он не имеет хватки военного, хотя и принадлежит к белой гвардии. Алексей – военный врач. Его душу Булгаков называет сумрачной, такой, которая любит больше всего женские глаза. Этот образ в романе автобиографичен.

Алексей рассеянный, за это чуть не поплатился жизнью, сняв с одежды все отличия офицера, но забыв о кокарде, по которой его и узнали петлюровцы. Кризис и умирание Алексея приходится на 24 декабря, Рождество. Пережив смерть и новое рождение через ранение и болезнь, «воскресший» Алексей Турбин становится другим человеком, глаза его «навсегда стали неулыбчивыми и мрачными».

Елене 24 года. Мышлаевский называет её ясной, Булгаков зовёт рыжеватой, её светящиеся волосы подобны короне. Если маму в романе Булгаков называет светлой королевой, то Елена больше похожа на божество или жрицу, хранительницу домашнего очага и самой семьи. Булгаков писал Елену со своей сестры Вари.

Николке Турбину 17 с половиной лет. Он юнкер. С началом революции училища прекратили своё существование. Их выброшенные ученики называются искалеченными, не детьми и не взрослыми, не военными и не штатскими.

Най-Турс представляется Николке человеком с железным лицом, простым и мужественным. Это человек, который не умеет ни приспосабливаться, ни искать личной выгоды. Он умирает, исполнив свой долг военного.

Капитан Тальберг – муж Елены, красавец. Он старался подстроиться к быстро меняющимся событиям: как член революционного военного комитета он арестовывал генерала Петрова, стал частью «оперетки с большим кровопролитием», выбирал «гетмана всея Украины», так что должен был убежать с немцами, предав Елену. В конце романа Елена от подруги узнаёт, что Тальберг предал её ещё раз и собирается жениться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: