Рекреационные потребности




Необходимость в психофизиологическом и духовно-интеллектуальном развитии сил индивида. Потребности психофизиологические реализуются через питание, сон и движение; духовно-интеллектуальные – через познание, общение и оздоровление. Питание и сон являются естественной основой рекреации, обеспечивают простое воспроизводство затраченных физических и нервных сил человека. Движение воздействует через мышцы на уровень обмена веществ и на деятельность важнейших функциональных систем организма. Познание – потребность человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, накоплении и углублении знаний. Общение – удовлетворение коммуникативной потребности человека, т.е. потребности в физической, психологической, материальной и духовной связи с другими людьми. Оздоровление – сознательная деятельность, направленная на восстановление сил индивида. Есть общее правило – только занятия, сопровождающиеся положительными эмоциями, выполняют восстановительную функцию, в то время как отрицательные эмоции, даже если они связаны с занятиями, нарушающими монотонность обыденной жизни, не выполняют рекреационной функции.

Духовно-интеллектуальные потребности менее стабильны и подвержены изменениям из-за меняющейся социально-экономической среды. Например, возможности познания благодаря новым информационным носителям (телевидению, радио, ЭВМ и т.п.) изменились за 40-50 лет коренным образом. В современном обществе ощущается и нарастает дефицит в удовлетворении рекреационных потребностей, связанных с рациональным питанием и сном, активным движением и т.д. Именно эта ситуация обостряет кризис здоровья населения, снижает уровень стрессоустойчивости. Выход из кризисной ситуации требует поиска эффективных способов рекреации, главным из которых является активный туризм. Современные концепции тризма характеризуются доминированием в экономике туризма идей неокейнсианства и институционализма. Эти концепции в центр экономической системы ставят человека с его сложным миром потребностей, в том числе и рекреационные потребности, в расширенном воспроизводстве физических, интеллектуальных и духовных сил.

 

Туристские потребности

Специфические потребности, по форме определяющие «охоту к перемене мест», тягу к путешествиям, познанию нового. По содержанию туристские потребности равны потребностям рекреационным. Потребность для ее удовлетворения требует известного арсенала средств. Согласно австрийской политэкономической школе средства, которыми располагает человек для удовлетворения его потребностей, называют благами. Благо обычно выступает, как правило, в виде услуг.

Туристские блага – 1) туристский продукт или туристская услуга, которые удовлетворяют потребности людей; 2) туристский объект, имеющий положительную общественную полезность.

Материальные туристские блага, которые представлены на рынке, по характеру потребления делятся, в свою очередь, на блага розового потребления (продукты питания и некоторые промышленные товары); предметы длительного пользования; туристские услуги, духовные блага; капитальные блага; природные блага.

Блага в зависимости от характера объекта их потребления подразделяют на блага личного пользования; блага коллективного пользования; блага общественного пользования. Будучи присвоенными экономическими объектами, они становятся соответственно личной, коллективной и общественной собственностью.

В зависимости от характера использования полезности блага подразделяют на блага конкурентные (если такое благо получил один хозяйствующий субъект, оно уже не достанется другому); блага неконкурентные (ими пользуются все потребители в равной мере); блага смешанного пользования (используются как лицами, которые их присвоили, так и коллективами в целом).

В зависимости от редкости туристские блага подразделяются на следующие виды:

Блага неэкономические – общедоступные блага, которые имеются в природе в достаточном количестве;

Блага экономические – редкие и ограниченные блага.

Согласно П. Хейне, развившему теорию общественного богатства («богатство есть высшая форма блага»), экономический рост состоит не в увеличении производства вещей, а в росте богатства, поскольку богатство – это все, что люди ценят. К. Маркс называл свободное время истинным общественным богатством, поскольку именно в свободное время происходит расщиренное воспроизводство живых сил человека – главной производительной силы общества. И как качественно новая производительная сила человек затем вступает в процесс общественного производства.

Богатство как экономическая категория существует только в структуре оценок и суждений человека о ценности того или иного блага.

В туризме средствами удовлетворения потребностей выступают различные блага – туристские продукты и услуги, ценность которых проявляется благодаря обладанию субъектом некоторым запасом богатств (денег, свободного времени и т.п.), позволяющих ему удовлетворить потребности.

Мотивы туризма.

Туризм давно стал насущной необходимостью и неотъемлемой частью жизни человека. Рано или поздно он ощущает потребность отправиться в путешествие. Стремление человека к разнообразию впечатлений приобретает четкие очертания, когда он приходит к решению провести свободное время вне дома, рассчитывая с переменой мест снять нервное напряжение и усталость, порождаемые работой. Чем человек руководствуется при выборе поездки, места туристского назначения, характера деятельности во время путешествия? Что заставляет его сделать так, а не иначе? Одним из ключевых моментов, позволяющих ответить на эти вопросы, является мотивация путешествия и выбора туристского продукта.

Туристская мотивация может быть определена как побуждения человека, направленные на удовлетворение рекреационных потребностей, в зависимости от его индивидуальных физиологических и психологических особенностей, системы взглядов, ценностей, склонностей, образования и т. д.

Мотивов, которыми руководствуется турист, много. Причем у туриста всегда присутствует целая гамма побудительных мотивов, из которых лишь определенные могут иметь существенную значимость и влиять на механизм и результат принятия окончательного решения. Однако любой мотив в конкретной ситуации под воздействием определенных обстоятельств способен оказывать влияние на поведение потребителя в процессе принятия им решения о путешествии и выбор турпродукта.
В мире насчитывается свыше 300 видов и подвидов путешествия, которые постоянно дополняются новыми разновидностями, способными удовлетворить самые разнообразные желания и потребности туриста. Туристская поездка имеет в своей основе мотивацию, которая является одним из важнейших факторов принятия решения о путешествии и выбора туристского продукта и его составных элементов. Мотивация выбора туристского путешествия (время, продолжительность, направление, вид, затраты, характер деятельности) - важнейшая характеристика, влияющая на поведенческие инициативы туриста при планировании им отдыха, выборе, приобретении и свершении тура.

Туристские мотивы - важнейшие составные элементы системы туристской деятельности, которые можно рассматривать как определяющие компоненты спроса, основу выбора поездки и программы отдыха.

Мотивы человека в определенной степени формируют его поведение в качестве покупателя и потребителя товаров и услуг, особенно в туризме. Нет такого продукта, который может быть реализован на рынке, если он не произведен в соответствии с потребительским спросом. Адресность туристского продукта является залогом его продажеспособности. Понимание мотивов потенциального туриста имеет огромное значение при планировании, формировании и организации процесса реализации туристского продукта. Это дает возможность производить и предлагать на рынок тот туристский продукт, который в наибольшей степени соответствует потребительским ожиданиям.
Туристская мотивация - это та необходимая база, на которой должна строиться эффективная система планирования, разработки и реализации туристского продукта.
В экономике туризма часто употребляется понятие «мотив». Под термином «мотивы туризма» понимают те побудительные причины, которые определяются биологическими и социальными потребностями и заставляют людей удовлетворять их, приобретая туристский продукт. Существует множество туристских мотивов, зависящих от специфических особенностей субъектов туристской деятельности. Специальные исследования, основанные на признании приоритета «принципа деятельности», объясняют мотивацией не только выбор, но и само поведение людей во время путешествия, а значит, и тот опыт, который развивает туристские потребности.

Культурные туристские мотивы. К этой категории мотивов принадлежат те элементы, которые охватывают все культурное наследие страны, предлагаемое туристам для обозрения, - исторические места, археологические памятники, музеи, картинные галереи, народные промыслы и т.д.

Природные туристские мотивы чрезвычайно привлекательны для туристов, например, море, горы, растительность, солнце и т.д. Все они играют существенную роль в создании определенных форм туризма, особенно зимнего, спортивного, морского, горного туризма и т.д. Необходимо заметить, что природные элементы с точки зрения туризма очень полезны, так как удовлетворяют психологические и биологические потребности населения урбанизированных областей, которое ищет в туризме отдых, развлечение и смену окружающей обстановки.

Психологические туристские мотивы. К этой категории относят мотивы туристов, которые побуждают их путешествовать и которые отвечают психологическим потребностям человека. Доказано, что только немногие туристы повторно выбирают тур для посещения мест, где они уже были, исключая случаи, если при этом присутствуют сентиментальные причины или сильный экономический мотив туризма. Психологические мотивы по мере увеличения доходов влияют на большое количество решений, принимаемых туристами для путешествий по новым туристским маршрутам.

Экономические туристские мотивы. К этой категории принадлежат все те экономические элементы, которые охватывают стоимость жизни в туристских центрах, стоимость путешествия и т.д. Экономические мотивы играют существенную роль в формировании недорогостоящих пакет-туров, существенно влияют на поведение туристов со средними доходами. Из-за этого они представлены особым способом в коммерческих объявлениях (рекламе), которые издают фирмы, принимающие туристов, а также туристские офисы и агентства, обслуживающие клиентов, желающих путешествовать индивидуально и недорого. Мотивы обусловливают совершенствование, развитие и внедрение новых туристских программ.

При выборе турпродукта турист, как правило, руководствуется целой гаммой мотивов, из которых лишь определенные имеют существенную значимость. Эти мотивы часто объединяются в многокомпонентные комплексы ощущений и желаний, в значительной мере усиливающих свое влияние на механизм и результат принятия потребителем окончательного решения. Таким образом, потенциальным туристом может быть принято решение о выборе путешествия, соответствующего одновременно нескольким мотивационным исходам.

Таким образом, актуальность и практическая значимость мотивационных аспектов в туризме очевидны. Понимание, знание и использование туристских мотивов, влияющих на выбор конкретного туристского продукта и принятие решения о путешествии, могут стать залогом успешного функционирования туристского предприятия, продвижения и популяризации туристского направления. Выявив мотивы, можно вырабатывать эффективные приемы, способствующие привлечению туриста и придания ему статуса постоянного, что, в конечном итоге, прямым или косвенным образом может повлиять на характер и объем спроса и сбыта.

Выявление, знание и использование туристских мотивов должны стать важнейшей стратегией туристского предприятия, ориентированной на определение рыночных потребностей и создание таких видов турпродукта, которые отражают требования определенных сегментов рынков. Туристские мотивы как определяющий компонент спроса должны быть положены в основу деятельности турфирмы с расчетом, что производимый туристский продукт сможет обеспечивать туристский спрос. При этом важен двуединый и взаимодополняющий подход: с одной стороны, тщательное, всестороннее изучение и использование мотивов потребителя, ориентация на них производства, адресность турпродукта; с другой - активное воздействие на существующие мотивы, их формирование. Понимание туристских мотивов позволяет обеспечивать соответствие спроса и предложения и, как результат, повышение конкурентоспособности предприятия за счет удовлетворения потребностей туриста в конкретном туристском продукте. Первоначальное отличие туристских мотивов предопределяет не только решение о путешествии и выбор конкретного туристского продукта, но и многочисленные возможности появления и развития новых мест туристского назначения, а также новых форм и видов туризма. Четкое знание того, что именно побуждает человека к путешествию и выбору конкретной поездки, является залогом успешного продвижения туристского направления.

 

Иерархия потребностей – распределение потребностей индивида в порядке убывания значимости их воздействия на мотивацию. Выделяются пять крупных категорий потребностей, которую образуют индивидуальные иерархические структуры для каждого человека в разные периоды его жизни: 1) физиологические потребности (удовлетворение чувства голода, жажды, сон и т.п.); 2) потребность в безопасности; 3) социальные потребности – потребность в принадлежности (удовлетворяются через союз с другими людьми, общение, дружбу и т.п.); 4) потребность в признании (уважение, статус, власть и т.п.); 5) потребность в самовыражении (творчество, свобода, независимость, знания, понимание).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: