Теория Раскольникова («Тварь ли я дрожащая или право имею?)




История создания, сюжет романа

Роман был написан в 1866 году, в период спада общественного движения, после разгрома революционных организаций в России. Достоевский создал социально-психологический роман, в котором изобразил жизнь современной ему России, исследовал не только внутренний мир отдельного человека, но и психологию различных социальных групп: бедных городских людей, образованных бедняков, преуспевающих дельцов.

«Все сердце моё с кровью положится в этот роман, - писал Достоевский. – Я задумал его в каторге, лёжа на нарах, в тяжёлую минуту грусти…».

Сюжет романа, по замыслу Достоевского заключается в следующем: «Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, живущий в крайней бедности, по легкомыслию… поддавшись некоторым странным идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу[1], дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», «Для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» Эти вопросы сбивают с толка молодого человека. Он совершает убийство, чтобы сделать счастливыми мать и сестру, чтобы окончить учение, а потом всю жизнь быть честным и загладить преступление «тысячей добрых дел». Но убив старуху, он вынужден был убить и её сестру, добрую и кроткую Лизавету… После убийства его терзают нравственные муки, происходит его разъединенность с людьми, даже с родными. Божия правда, совесть берут своё, и он вынужден сам на себя донести, чтобы «хоть погибнуть, но опять примкнуть к людям».

Таков был первоначальный замысел романа. Постепенно он разрастался, охватывал всё более широкий круг проблем. Роман ставит сложные социальные, философские, нравственные вопросы, остро актуальные для эпохи Достоевского и имеющие общечеловеческое значение.

Композиция романа

В романе шесть частей. Только первая часть посвящена преступлению, остальные – наказанию. В первой части раскрывается внутренняя борьба студента Родиона Раскольникова, шаг за шагом прослеживается его путь к преступлению. Завершается первая часть незабываемо страшной сценой убийства. Остальные пять частей повествуют о том, что произошло после этого события. Т.о. главное место в романе занимает рассказ о наказании Раскольникова.

Достоевский мастерски описывает состояние своего героя, его мысли, чувства, переживания, проникает в самые сокровенные уголки его измученной, истерзанной души.

Теория Раскольникова («Тварь ли я дрожащая или право имею?)

На формирование теории Раскольникова большое влияние оказала личность великого французского императора и полководца Наполеона Бонапарта, которая в середине 60-х годов XIX века в России вызывала острый общественный интерес. Следует отметить, что после войны 1812 года пыл поклонения этому кумиру несколько охладел, однако в 60-е годы XIX века «идея сильной личности, способной подчинять себе людей», оказала большое влияние на развитие общественной мысли и имела большой успех у русской молодежи.

В романе «Преступление и наказание» Наполеон упоминается не раз. Умный и наблюдательный следователь Порфирий Петрович замечает: «Ну, полноте, кто же у нас на Руси себя Наполеоном не считает?»

Ещё Пушкин подметил черты появившихся в России многочисленных «маленьких наполеонов», философия которых и породила теорию Раскольникова:

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно…

Выражение «тварь дрожащая» также использует Пушкин в своем стихотворении «Подражание Корану».

Герой романа – сын своего трудного времени. Начальная мысль его теории принадлежит к числу тех, которые «витают в воздухе». В услышанном случайно разговоре студента и молодого офицера Раскольников улавливает идею, поразительно совпадающую с его собственной: убить «глупую, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять её деньги, «обреченные на монастырь», и загладить это «крохотное преступленьице тысячами добрых дел». Но в разговоре остается спорным вопрос о том, справедливо ли это и можно ли, оставаясь человеком, решиться на убийство…

Под низким потолком каморки, напоминающей гроб, рождается чудовищная по своей сути теория Раскольникова. Он приходит к убеждению, что человечество испокон веков делится на два разряда: на людей «обыкновенных, составляющих большинство, и на людей «необыкновенных», таких, например, как Наполеон, которым подчиняются «твари дрожащие» и разрешается «кровь по совести».. И это, по мнению Раскольникова, является вечным и непреложным законом: «…Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может посягнуть, тот у них и законодатель… Так доселе велось и так всегда будет!»

Герой, естественно, спрашивает себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Он мучительно размышляет над этим вопросом и хочет доказать себе и окружающим, что он не «дрожащая тварь, а прирожденный властелин судьбы».

Так созревает индивидуалистический [2] бунт Родиона Раскольникова.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: