Правила дорожного движения для велосипедистов




Правила дорожного движения для велосипедиста

Автор статьи: PNL

Взято из книги ВелоПитера

Правила дорожного движения для велосипедиста

Глава 6. Езда по городу

Собранная нами статистика гласит, что одно из самых опасных занятий - езда по крупным городам на велосипеде. Конечно, травмы можно получить и во время падения на тех или иных соревнованиях, однако по числу серьезных травм (переломы, сотрясения мозга) и даже смертей езда по городу - вне всякой конкуренции.

Правила дорожного движения для велосипедистов

Да, правила существуют, хотя о них частенько наш брат байкер забывает. Правда, выполнение правил не гарантирует вас от попадания в аварию, но, тем не менее, заметно снижает ее вероятность. Кроме того, знание правил весьма помогает при "разборе полетов" с участниками Дорожно-транспортного происшествия (ДТП). У автомобилистов есть весьма глубокое заблуждение, что при столкновении автомобиля с велосипедистом виноват всегда велосипедист. Чтобы доказать свою правоту и, возможно, получить компенсацию за разбитый байк, также необходимо знать "Правила".

6.2 Велосипед и его "водитель"

Согласно действующим на момент издания нашей книги "Правилам дорожного движения", "Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем". Отметим, что под понятие "велосипед" попадают и веломобили, и трехколесные велосипеды, и тандемы. Обратите внимание: велосипед не является "механическим транспортным средством" - транспортным средством (кроме мопеда), приводимым в движение двигателем. Это важно понимать, так как в правилах часто даются указания именно для механических транспортных средств (автомобилей да тракторов), что, как вы понимаете, к нам велосипедистам, отношения не имеет.

Итак, велосипед - транспортное средство. А велосипедист? Велосипедист подпадает под понятие "водитель транспортного средства". "Водитель" - лицо управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. Заметим: велосипедист, который не едет на велосипеде, а ведет его рядом, является не "водителем", а пешеходом. "Пешеход" - лицо, находящееся на дороге вне транспортного средства и не производящее на ней (дороге) работу. К пешеходам приравниваются лица,... ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки..."

Коли велосипедист на самом деле является "водителем транспортного средства", то он отвечает на дороге и за свое поведение и за... техническое состояние своего байка.

Итак, водитель велосипеда обязан: "Проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние в соответствии с требованиями документа "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения". Этот документ по отношению к велосипедистам гласит (пункт 6): "Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади - световозвращателями или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны световозвращателями оранжевого или красного цвета". Как говорят в Одессе, "есть две большие разницы между наличием фонаря спереди и сзади". Фонарь спереди на велосипеде должен быть только при езде в темное время суток или в тумане, а вот задние катафоты или фонари - постоянно.

"Водителю велосипеда" запрещается (пункт правил 2.7): "...управлять транспортным средством (или передавать управление транспортным средством) лицам, находящимся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих внимание и реакцию, в болезненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения"

Пункт 24.1 определяет и возраст "водителя велосипеда": "Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет (по решению отдельных субъектов РФ возраст может быть снижен до 12 лет). Обратите внимание: запрещено движение только по дороге, а во дворах и подворотнях, на пустырях и помойках разрешено.

Что делать, если вам или вашему ребенку меньше 14 лет? Ребенка (до 7 летнего возраста) можно перевозить на велосипеде, если существует специально оборудованное дополнительное сиденье с прочными подножками. Что делать ребенку с 7 до 12-14 лет? Увы, правила предписывают детям в этом возрасте по дорогам не ездить.

На Дороге

Если мы, как указано выше, содержим велосипед в порядке, нам больше 14 лет, и мы при этом не пьяны, то можем выехать на улицы города.

Пункт 24.2: «Велосипеды... должны двигаться только в крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам». Обратим внимание на то, что нам, «водителям двухколесных коней», двигаться по тротуару запрещено. Хорошо это или плохо? С одной стороны, слезший с байка байкер считается пешеходом и может сколько угодно разгуливать по тротуару. С другой стороны, есть на дороге «умники» в лице водителей механических транспортных средств, которые верят, что дорога - это место для автомобилей, а велосипедисту надо бы ездить по тротуару, вместе с пешеходами. Это заблуждение. Но первое, что зачастую автомобилист говорит байкеру после ДТП: «Куда ты вылез на дорогу, тротуара тебе мало?». Ничуть не бывало: велосипедист ОБЯЗАН ехать по дороге, и никак иначе.

Еще нюанс: в одном из старых выпусков правил был пункт о том, что «велосипедист должен ехать от правой бровки дороги на...скажем, определенном расстоянии» (чтобы цифра не путалась у вас в голове, мы ее не упомянем). Ныне это не действует и вам предписывается «Правилами» ехать «в крайней правой полосе возможно правее».

Наибольшее число запретов и ограничений для велосипедиста таит в себе пункт «Правил» 24.3. Водителям велосипеда запрещается:

· Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.

· Перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками.

· Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению.

Обратите внимание: ехать на велосипеде, держась одной рукой за руль - можно, а ехать на велосипеде, держась одной рукой за руль, а в другой везти авоську с продуктами - нельзя, ибо авоська эта есть предмет, мешающий управлению велосипедом. Читаем дальше:

· Велосипедистам запрещается двигаться по дорогам при наличии рядом велосипедной дорожки.

· Запрещается двигаться по автомобильным магистралям.

· Запрещается поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Последний пункт «Правил» выполнять тяжелее всего. Большинство современных дорог насчитывают две и более полос, и далеко не на всех из них сильное движение. Что же делать для того, чтобы повернуть по правилам? Для поворота налево можно проехать перекресток прямо, развернуться в правом ряду пересекаемой дороги и по разрешающему сигналу светофора вновь проехать перекресток прямо. Можно прикинуться пешеходом, слезть с байка и перейти перекресток по пешеходному переходу. "А что делать, если повернуть налево надо вне перекрестка? Правила разрешают только один маневр (на дорогах с трамвайными путями и имеющих более одной полосы в каждом направлении): опять по-пешеходному! Пешеход может пересекать дорогу вне перехода под прямым углом, если в зоне видимости нет пешеходного перехода или перекрестка, а на самой дороге нет разделительных полос и ограждений. И, наконец, «Правилами» запрещается: Буксировка велосипедов и велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом; Пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без рук. Для байкера последний пункт «Правил» означает: либо надо иметь телефон с аксессуарами, либо надо остановиться и говорить, стоя на месте.

Многие из вас читали о велодорожках, а некоторым даже посчастливилось их видеть! В нашей стране их почти нет, но в «Правилах» есть пункты, которые нам надо выполнять, в случае если мы все-таки попадем на велодорожку. Например, надо уступать дорогу транспорту в местах пересечения велодорожек с дорогами. Каверзный вопрос: а как велодорожку отличить от тротуара? Например, вдоль дороги идет полоса асфальта. Это что - тротуар или велодорожка? Ответ таков: если вдоль дорожки установлен знак «Велодорожка» или есть соответствующая разметка («белый байкер с велосипедом», по которому как бы каток проехал), то перед нами - велодорожка. В противном случае это - не более чем тротуар, двигаться по которому нам, кстати, запрещено.

Итак, если мы едем по велодорожке и пересекаем автомобильную трассу, то должны уступить дорогу транспорту, движущемуся по ней, или слезть с велосипеда, превратившись в пешехода. Тогда, согласно пункту 14.1: «водитель должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному перекрестку». Как видите, достаточно корректное правило! Одно дело, если пешеход подходит к переходу со скоростью 5 км/ч, и водитель, конечно, видит его издалека. Другое дело, когда летит байкер со скоростью 32 км/ч по велодорожке, вылетает на проезжую часть... «Правила» заставляют байкера самого подумать о своей безопасности.

Если же речь идет не просто о пересечении велосипедной дорожки и автомобильной дороги, а о перекрестке, рядом с которым проходят тротуар и велодорожка, то ситуация в корне меняется! Пункт правил 13.1: «При повороте направо или налево водитель должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке». В чем разница? Разница лишь в том, «кто кого пересекает»... ну, в хорошем смысле этого слова. Также, согласно пункту правил 8.3: «При съезде с дороги водитель должен уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает».

Кто кому помеха

Рассмотрим нерегулируемый и равнозначный перекресток, к которому подъезжает различный транспорт.

Вопрос: кто имеет право ехать первым? Понятное дело - тот, у кого нет помехи справа. С одной стороны, все ясно: если справа от КАМАЗа велосипедист, то КАМАЗ должен подождать, а велосипедист проехать. С другой стороны, ну какая там помеха небольшой велосипедист для груженого кирпичом КАМАЗа? Смешно: переедет и не заметит! Отсюда следует неписаный закон: «На «Правила» надейся, а сам не плошай».

Следование правилу помехи справа не должно быть «слепым». Это не тот случай, когда велосипедист должен выполнять требования закона безусловно: законов много, а жизнь, к сожалению, одна. Если надо - пропускайте помехи слева, справа, снизу, сверху, откуда угодно, ибо водители весьма часто либо просто игнорируют велосипедиста, либо действительно его не замечают, следя за «более достойными помехами». В такой ситуации «спасение утопающего - дело рук самого утопающего». И, как говорили классики: «жизнь дана человеку один раз, и прожить ее надо...».

Чтобы действия велосипедиста на дороге были более ясны окружающим, существует система предупреждающих жестов, которая изложена в пункте правил 8.1: «водитель велосипеда должен предупреждать жестами остальных участников дорожного движения, если он захочет остановиться (поднятая вверх левая или правая рука), повернуть направо или налево». Помните знаки? Левый поворот - левая рука вытянута горизонтально влево или правая рука вытянута вправо, но согнутая в локтевом суставе с поднятой кверху кистью. Для правого поворота - аналогично. Я все-таки не рекомендую использовать «согнутые» руки - водитель может неправильно вас понять, принять ваш сигнал за «стоп».

Последний пункт «Правил», на который стоит обратить внимание в данном разделе - это пункт 12.7. Он гласит: «Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения». Своих дверей, конечно, у велосипедистов нет, но зато они частенько встречаются с внезапно открываемыми им навстречу дверями автомобилей. Кстати, пункт «Правил» не сообщает, что нельзя открывать двери только с левой стороны, со стороны движения. Если вас сбивают правой дверью при объезде транспортного средства справа, то это тоже игра «не по правилам».

Короткой строкой:

· При движении по велодорожке следует также придерживаться правой стороны.

· При движении по дворам и пустырям также действует правило помехи справа.

· При пересечении с пешеходным переходом велосипедист должен уступить дорогу пешеходам. Строгое звучание правила: «если на переходе находятся люди, то продолжать движение дальше можно лишь в том случае, если это не создает им помех или опасности».

· Запрещается ездить под «кирпич», то есть навстречу потоку машин. Интересно что в ряде стран велосипедистам и пешеходам предлагается идти навстречу потоку!

· Запрещается ездить там, где установлен знак 3.9 «Движение на велосипедах запрещено», а также под знаки 4.4 «Движение легковых автомобилей» и 5.3 «Дорога для автомобилей».

ДТП (дорожно-транспортные происшествия) с велосипедистами периодически происходят. Что особенно неприятно: независимо от того, виноват ли сам байкер или водитель сбившей его машины, практически в любом случае велосипедист, не защищенный металлическим корпусом, страдает сильнее.

Что делать при ДТП? Предположим: на перекрестке байкер врезается в автобус, тот переворачивается на бок, есть пострадавшие. Что нужно делать согласно «Правилам»? Первое требование: остановиться или не трогать с места свой транспорт, выставить знак аварийной остановки... Будем ближе к жизни: вместо знака аварийной остановки можно положить на дорогу какие-нибудь вещи, лучше - яркие. Расстояние, согласно пункту 7.2, от знака до места ДТП должно быть в городе — 15 метров, а за городом - 30 метров. Далее «Правила» предписывают оказать доврачебную (первую) помощь пострадавшему, вплоть до доставки его в медицинское учреждение, или вызвать помощь по телефону.

Если ДТП мешает движению машин, то следует составить схему ДТП вместе со свидетелями и освободить проезжую часть. Более приемлемый вариант: организовать объезд места ДТП до приезда «стражей порядка». Затем надо сообщить в милицию о происшедшем, переписать данные свидетелей ДТП и ждать прибытия милиции.

Зачем все эти формальности? Кому все это надо? Оказывается, в первую очередь - нам самим. Если в процессе ДТП виноват был водитель, а ваш велосипед получил повреждения, то вы имеете право на компенсацию. Давно прошли те времена, когда стоимость велосипеда была 120 рублей. Сегодняшняя техника стоит дорого, а рамы с вмятинами годятся разве что на выброс.

Попав в ДТП, необходимо мобилизовать свои силы и действовать по следующей схеме: Немедленно после попадание в ДТП остановиться, и подумать (несмотря на шоковое состояние), насколько безопасно ваше положение на дороге. Велосипедист, валяющийся на проезжей части, может быть плохо заметен, поэтому вновь может стать объектом аварии.

Очень тщательно осмотреть себя (или попросить товарища) на предмет повреждений. Человек так устроен, что при стрессе он может неадекватно воспринимать ситуацию и, к тому же, не чувствовать боли. Сбитый байкер может не заметить не только ссадины и царапины, но и куда более серьезные повреждения.

Проанализировать ситуацию в целом: с кем произошло столкновение, кто был свидетелем, попробовать восстановить картину произошедшего. При необходимости записать данные свидетелей и переписать номера машины

Провести технический осмотр вашего велосипеда на предмет выявления полученных повреждений. Часто человек видя, что отделался легким испугом не замечает, что, например, рама байка немного погнута! Ломаные колеса сразу бросаются в глаза, а вот проблемы с рамой уходят на задний план.

Перейти к «организационным мероприятиям». Здесь поле деятельности широко. «Правила» гласят, что надо вызывать милицию. Жизнь учит несколько другому, сначала надо попытаться решить проблемы самостоятельно. Если участники столкновения в состоянии придти к общему мнению о том, кто виноват в ДТП, то лучше договориться о возмещении убытков самостоятельно. Если приходится прибегать к услугам ГИБДД, то найти правду становится сложнее. Дело в том, что вы рискуете меньше, чем водитель - права на велосипед у вас отнять нельзя. А вот водитель машины, если по его вине произошло ДТП, может иметь неприятностей куда больше, чем, скажем, компенсация ущерба за сломанные, к примеру, колеса. Практика последних лет показывает, что представители ГИБДД прибывающие на разбор ДТП, имеют свои интересы, и не прочь «склонить дело» в пользу человека, способного «дать на лапу». Итак, водитель, если он не прав, будет стремиться откупиться либо от ГИБДД, либо от вас. Назовите реальную сумму, не завышая стоимость ремонта вашей техники. Во-первых, никогда не надо наживаться на чужой беде. Во-вторых, если аппетит сотрудника ГИБДД меньше, то и «правду в закоулках власти вы не найдете» (таких случаев в нашей практике не было). Следует отметить, что в России введено обязательное страхование ответственности за причиненный в результате ДТП ущерб. Вероятно, это несколько снизит остроту проблемы в будущем, а пока все равно «разбор полетов» на месте встречается чаще всего.

После того, как не слишком приятные дела по выявлению виновных и получению компенсаций завершены, вновь стоит заняться самооценкой. Подумайте, способны ли вы ехать? Нет ли у вас ран или сотрясения мозга, с которыми тряска на колдобинах не рекомендуется? Не нанесете ли вы себе урон, заново сев в седло? Немаловажный вопрос: способны ли вы адекватно реагировать на дорожную обстановку в условиях, когда вы еще неадекватно воспринимаете окружающий мир? Если вы ощущаете, что у вас есть проблемы со здоровьем, не усугубляйте их. Попросите водителя, виновного в ДТП, отвезти вас домой или позвоните другу на мобильный телефон, чтобы она вас забрал.

Последнее: в ДТП есть две стороны. Как правило, в моральном плане, обе стороны - потерпевшие. Часто водитель переживает, что он явился (обычно не желая этого) причиной ваших проблем. То есть его состояние тоже приближено к «шоковому». Постарайтесь уладить дела по-человечески. По нашей статистике, только 20% водителей в случае ДТП с велосипедистами скрываются с места происшествия. Бывают случаи, когда несмотря на то, что виноват сам байкер, они подвозят пострадавшего велосипедиста домой и не берут с него компенсацию. Это приятно, когда «люди остаются людьми», даже в экстремальных ситуациях. Не будем думать изначально плохо обо всех людях и предполагать, что в сбившей нас машине сидел злоумышленник.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: