Дайте краткую характеристику эмпирического этапа становления теории и технологии математического развития




Практическая работа № 1

По дисциплине: Теория и технология развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

Тема: Математическое развитие дошкольников в условиях вариативности образовательной системы и реализации идей развивающего обучения.

 

Выполнила работу:

студентка 3 курса

по направлению подготовки

«Дошкольное образование»

группы ПО д/б - 19-1- з

Яценко Юлия Михайловна

Приняла

Доцент Е.Н. Удина

 

Севастополь

2021г.

Практическое занятие №1

 

Тема: Математическое развитие дошкольников в условиях вариативности образовательной системы и реализации идей развивающего обучения

Вопросы для обсуждения:

1.Психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт в области теории и технологий математического развития дошкольников

2. Цель предматематической подготовки ребенка дошкольного возраста в русле идей развивающего обучения

3. Современное состояние методики математических представлений, проблемы логико-математического развития дошкольников на современном этапе

4. Содержание математического развития детей дошкольного возраста

5. Основные математические понятия в теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста

Вопросы, на которые нужно дать ответ в конце занятия:

1.Причины и предпосылки развития математической науки.

2. Перспективы развития математической науки.

3. Открытия и исследования наиболее значимые для математики в дошкольном период.

 

Литература для самостоятельного изучения:

1. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПБ, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008- 384с.

2. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия /Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., Полякова М.Н.- М.: Центр педагогического образования, 2008

3. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.

4. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. -М.: Академия, 2000

5. Щербакова Е.И Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников- М.: Академия, 2005

6. Шадрина И.В. Теория и методика математического развития: учебник и практикум для СПО / И.В. Шадрина. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 279с.

 

Практические задания

 

Сформулировать обоснование к высказыванию: «Настоящее в прошлом, будущее- в настоящем».

Настоящее - в прошлом, так как то, что ты есть сейчас - заслуги твоего прошлого (образование, опыт, умения,семья, друзья, отношенияи т. п.) Человек, проживая каждый момент своей жизни, ведет наблюдение за окружающим миром и эти наблюдения позволяют людям учиться. Все эти знания аккумулируются в опыт, что в свою очередь позволяет спрогнозировать грядущие события, на основании набранного опыта добытого эмпирическим и теоретическим путем.

Будущее - в настоящем, так как то, как ты живешь сейчас, к чему стремишься, что делаешь, о чем задумываешься в жизни и т. д. - от всего этого зависит твое будущее.

 

Дайте краткую характеристику эмпирического этапа становления теории и технологии математического развития

Педагоги той эпохи под влиянием требований развивающейся практики пришли к выводу о необходимости подготовки детей к усвоению математики в школе. Ими высказывались определенные предложения о содержании и методах обучения детей, в основном в условиях семьи. Надо сказать, что специальных пособий по подготовке детей к школе они не разрабатывали, а основные свои идеи включали в книги по воспитанию и обучению.

Так, мыслитель-гуманист и педагог Я.А. Коменский (1592-1670) в книге «Материнская школа» (1632) рекомендует еще до школы обучать ребенка счету в пределах двадцати, умению различать числа больше-меньшие, четные-нечетные, сравнивать предметы по величине, узнавать и называть некоторые геометрические фигуры, пользоваться в практической деятельности единицами изме­рения: дюйм, пядь, шаг, фунт и др.

И.Г. Песталоцци (1746-1827), швейцарский педагог-демократ, указывал на недостатки существующих в то время методов обучения, в основе которых лежит зубрежка, и рекомендовал учить детей счету конкретных предметов, пониманию действий над числами, умению определять время. Предложенные им методы обучения предполагали переход от простых элементов к более сложным, широкое использование наглядности, облегчающей усвоение детьми чисел. Идеи И.Г. Песталоцци послужили в дальнейшем (середина XIX в.) основой реформы в области обучения математике в школе.

Передовые идеи в обучении детей арифметике до школы высказывал русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824-1871). Он считал важным научить ребенка считать отдельные предметы и их группы, выполнять действия сложения и вычитания, формировать понятие о десятке как единице счета. Однако все это было лишь пожеланиями, не имеющими никакого научного обо­снования.

Писатель и педагог Л.Н. Толстой издал в 1872 году «Азбуку», одна из частей которой называлась «Счет». Критикуя существующие методы обучения, Л.Н. Толстой предлагал учить детей счету «вперед» и «назад» в пределах сотни и нумерации, основываясь при этом на детском практическом опыте, приобретенном в игре.

Методы развития у детей представлений о числе и форме нашли свое отражение и дальнейшее развитие в системах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф. Фребеля (1782-1852), итальянского педагога Марии Монтессори (1870-1952) и др.

В классических системах сенсорного обучения Ф. Фребеля и М. Монтессори представлена методика ознакомления детей с геометрическими фигура­ми, величинами, измерением и счетом, составлением рядов предметов по размеру, весу и т. д.

Ф. Фребель видел задачи обучения счету в усвоении детьми дошкольного возраста ряда чисел. Им созданы знаменитые «Дары» - специальное пособие для развития конструктивных навыков в единстве с познанием чисел, форм, размеров, пространственных отношений. Ф. Фребель был убежден в том, что развитие в дошкольном возрасте «пространственного» воображения и мышления создает условия для перехода к усвоению геометрии в школе. Созданные Ф. Фребелем «дары» и в настоящее время используются в качестве дидак­тического материала для ознакомления детей с числом, фор­мой, величиной и пространственными отношениями.

М. Монтессори, опираясь на идеи саморазвития и самообучения, признавала необходимым создание специальной среды для освоения чисел, форм, величин, а также письменной и устной нумерации. Она предлагала использовать для этого специальный материал: счетные ящики, связки цветных бус, нанизанных десятками, счеты, монеты и многое другое.

Наиболее результативно педагогическая деятельность М. Монтессори протекала в первой половине XX в. Использование в обучении и воспитании ребенка материалов по развитию у детей математических представлении строилось на определенном стиле взаимодействия взрослого с ребенком; необходимости наблюдения за поведением детей в условии специально созданной среды; организации совместной с ребенком свободной работы и др. Система М. Монтессори предусматривает развитие у ребенка сенсомоторной сферы и в дальнейшем - интеллекта. Особо выделяемый по своей значимости «золотой» математический материал сначала осваивается ребенком как набор бус в разной количественности, затем - в символах (цифрах), после этого - как средство освоения умений сравнивать числа. Таким образом, десятичная система счисления представляется ребенку зримо и осязаемо, что ведет к успешному овладению арифметикой.

Обширно представлен в системе М. Монтессори раздел «Логика и счет»: изучение фигур, размеров, способов измерения, проекции, моделирования множеств.

В целом обучение математике по системе М. Монтессори начиналось с сенсорного впечатления, затем осуществлялся переход к пониманию символа (т.е. от конкретного - к абстрактному), что делало математику привлекательной и доступной даже для 3-4-летних детей.

Итак, передовые педагоги прошлого, русские и зарубежные, признавали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы, выделяли при этом счет в качестве средства умственного развития и настоятельно рекомендовали обучать детей ему как можно раньше, примерно с трех лет. Обучение понималось ими как «упражняемость» в выполнении практических, игровых действий с применением наглядного материала, использование накопленного детьми опыта в различении чисел, времени, пространства, мер в разнообразных детских деятельностях.

 

 

3. Продолжите таблицу базовых теоретических направлений в методике развития математических представлений:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: