Практическая работа № 1
По дисциплине: Теория и технология развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
Тема: Математическое развитие дошкольников в условиях вариативности образовательной системы и реализации идей развивающего обучения.
Выполнила работу:
студентка 3 курса
по направлению подготовки
«Дошкольное образование»
группы ПО д/б - 19-1- з
Яценко Юлия Михайловна
Приняла
Доцент Е.Н. Удина
Севастополь
2021г.
Практическое занятие №1
Тема: Математическое развитие дошкольников в условиях вариативности образовательной системы и реализации идей развивающего обучения
Вопросы для обсуждения:
1.Психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт в области теории и технологий математического развития дошкольников
2. Цель предматематической подготовки ребенка дошкольного возраста в русле идей развивающего обучения
3. Современное состояние методики математических представлений, проблемы логико-математического развития дошкольников на современном этапе
4. Содержание математического развития детей дошкольного возраста
5. Основные математические понятия в теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста
Вопросы, на которые нужно дать ответ в конце занятия:
1.Причины и предпосылки развития математической науки.
2. Перспективы развития математической науки.
3. Открытия и исследования наиболее значимые для математики в дошкольном период.
Литература для самостоятельного изучения:
1. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПБ, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008- 384с.
|
2. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия /Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., Полякова М.Н.- М.: Центр педагогического образования, 2008
3. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.
4. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. -М.: Академия, 2000
5. Щербакова Е.И Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников- М.: Академия, 2005
6. Шадрина И.В. Теория и методика математического развития: учебник и практикум для СПО / И.В. Шадрина. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 279с.
Практические задания
Сформулировать обоснование к высказыванию: «Настоящее в прошлом, будущее- в настоящем».
Настоящее - в прошлом, так как то, что ты есть сейчас - заслуги твоего прошлого (образование, опыт, умения,семья, друзья, отношенияи т. п.) Человек, проживая каждый момент своей жизни, ведет наблюдение за окружающим миром и эти наблюдения позволяют людям учиться. Все эти знания аккумулируются в опыт, что в свою очередь позволяет спрогнозировать грядущие события, на основании набранного опыта добытого эмпирическим и теоретическим путем.
Будущее - в настоящем, так как то, как ты живешь сейчас, к чему стремишься, что делаешь, о чем задумываешься в жизни и т. д. - от всего этого зависит твое будущее.
Дайте краткую характеристику эмпирического этапа становления теории и технологии математического развития
Педагоги той эпохи под влиянием требований развивающейся практики пришли к выводу о необходимости подготовки детей к усвоению математики в школе. Ими высказывались определенные предложения о содержании и методах обучения детей, в основном в условиях семьи. Надо сказать, что специальных пособий по подготовке детей к школе они не разрабатывали, а основные свои идеи включали в книги по воспитанию и обучению.
|
Так, мыслитель-гуманист и педагог Я.А. Коменский (1592-1670) в книге «Материнская школа» (1632) рекомендует еще до школы обучать ребенка счету в пределах двадцати, умению различать числа больше-меньшие, четные-нечетные, сравнивать предметы по величине, узнавать и называть некоторые геометрические фигуры, пользоваться в практической деятельности единицами измерения: дюйм, пядь, шаг, фунт и др.
И.Г. Песталоцци (1746-1827), швейцарский педагог-демократ, указывал на недостатки существующих в то время методов обучения, в основе которых лежит зубрежка, и рекомендовал учить детей счету конкретных предметов, пониманию действий над числами, умению определять время. Предложенные им методы обучения предполагали переход от простых элементов к более сложным, широкое использование наглядности, облегчающей усвоение детьми чисел. Идеи И.Г. Песталоцци послужили в дальнейшем (середина XIX в.) основой реформы в области обучения математике в школе.
Передовые идеи в обучении детей арифметике до школы высказывал русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824-1871). Он считал важным научить ребенка считать отдельные предметы и их группы, выполнять действия сложения и вычитания, формировать понятие о десятке как единице счета. Однако все это было лишь пожеланиями, не имеющими никакого научного обоснования.
|
Писатель и педагог Л.Н. Толстой издал в 1872 году «Азбуку», одна из частей которой называлась «Счет». Критикуя существующие методы обучения, Л.Н. Толстой предлагал учить детей счету «вперед» и «назад» в пределах сотни и нумерации, основываясь при этом на детском практическом опыте, приобретенном в игре.
Методы развития у детей представлений о числе и форме нашли свое отражение и дальнейшее развитие в системах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф. Фребеля (1782-1852), итальянского педагога Марии Монтессори (1870-1952) и др.
В классических системах сенсорного обучения Ф. Фребеля и М. Монтессори представлена методика ознакомления детей с геометрическими фигурами, величинами, измерением и счетом, составлением рядов предметов по размеру, весу и т. д.
Ф. Фребель видел задачи обучения счету в усвоении детьми дошкольного возраста ряда чисел. Им созданы знаменитые «Дары» - специальное пособие для развития конструктивных навыков в единстве с познанием чисел, форм, размеров, пространственных отношений. Ф. Фребель был убежден в том, что развитие в дошкольном возрасте «пространственного» воображения и мышления создает условия для перехода к усвоению геометрии в школе. Созданные Ф. Фребелем «дары» и в настоящее время используются в качестве дидактического материала для ознакомления детей с числом, формой, величиной и пространственными отношениями.
М. Монтессори, опираясь на идеи саморазвития и самообучения, признавала необходимым создание специальной среды для освоения чисел, форм, величин, а также письменной и устной нумерации. Она предлагала использовать для этого специальный материал: счетные ящики, связки цветных бус, нанизанных десятками, счеты, монеты и многое другое.
Наиболее результативно педагогическая деятельность М. Монтессори протекала в первой половине XX в. Использование в обучении и воспитании ребенка материалов по развитию у детей математических представлении строилось на определенном стиле взаимодействия взрослого с ребенком; необходимости наблюдения за поведением детей в условии специально созданной среды; организации совместной с ребенком свободной работы и др. Система М. Монтессори предусматривает развитие у ребенка сенсомоторной сферы и в дальнейшем - интеллекта. Особо выделяемый по своей значимости «золотой» математический материал сначала осваивается ребенком как набор бус в разной количественности, затем - в символах (цифрах), после этого - как средство освоения умений сравнивать числа. Таким образом, десятичная система счисления представляется ребенку зримо и осязаемо, что ведет к успешному овладению арифметикой.
Обширно представлен в системе М. Монтессори раздел «Логика и счет»: изучение фигур, размеров, способов измерения, проекции, моделирования множеств.
В целом обучение математике по системе М. Монтессори начиналось с сенсорного впечатления, затем осуществлялся переход к пониманию символа (т.е. от конкретного - к абстрактному), что делало математику привлекательной и доступной даже для 3-4-летних детей.
Итак, передовые педагоги прошлого, русские и зарубежные, признавали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы, выделяли при этом счет в качестве средства умственного развития и настоятельно рекомендовали обучать детей ему как можно раньше, примерно с трех лет. Обучение понималось ими как «упражняемость» в выполнении практических, игровых действий с применением наглядного материала, использование накопленного детьми опыта в различении чисел, времени, пространства, мер в разнообразных детских деятельностях.
3. Продолжите таблицу базовых теоретических направлений в методике развития математических представлений: