№п\п | Представители направления (авторы) | Базовые положения | |
1. | Ж Пиаже, Д. Эльконин, В Давыдов, Н. Поддъяков, А Столяр | - наблюдательность, познавательные интересы детей; -умение сравнивать, выявлять зависимости, делать выводы; Осуществление действия в виде «умственного эксперимента» | |
А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер | - включение ребенка в активный процесс по выделению свойств объектов путем обследования, сравнения, результативного практического действия; - самостоятельное и осознанное использование сенсорных эталонов и эталонов мер в деятельности; - использование моделирования («прочтения» моделей и действий моделирования). | ||
П. Я. Гальперин, Л. С. Георгиев, В. В. Давыдов, Г. А. Корнеева, А. М. Леушина | - обеспечение освоения отношений равенства и неравенства путем сопоставления; - овладение практическими способами выявления отношений по величине, для которых числа не требуются; - числа осваиваются вслед за упражнениями при сравнении величин путем измерения | ||
А. А. Столяр, Р. Ф. Соболевский, Т. М. Чеботаревская, Е. А. Носова | - дети упражняются в абстрагировании свойств и выполнении логических операций над свойствами тех или иных подмножеств; -специально сконструированные игры помогают детям понять точный смысл логических связок и, или, если, то, смысл слов не, все, некоторые. | ||
Иван Федоров | В 1574г. Создал печатную учебную книгу «Букварь», представил комплекс упражнений для обучения детей счету. | ||
Я.А. Коменский. И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский | 18 – 19 вв. разрабатывали педагогическую систему воспитания, в которой отразились вопросы содержания и методов обучения дошкольников арифметике, развития временных и пространственных представлений, о размерах и мерах измерения | ||
А.Я. Коменский | В 1632г разработал программу «Материнская школа», включающуюарифметику, для детей 4-6 лет: прохождение счета в пределах первых двух десятков, нахождения в них большего и меньшего, сопоставление геометрических фигур и предметов (по выбору, ознакомление с распространенными мерами (дюйм, пядь, шаг, фунт). | ||
И.Г. Пестолоцци | Широкое применение метода наглядности. Переход от простых чисел к более сложным.Предложил учить детей не зазубриванию, а пониманию действий над числами, умению определять время, счету конкретных предметов. | ||
К.Д. Ушинский | Высказывал идеи о необходимости обучения детей арифметике до школы. Рекомендовал формировать понимание десятка как единицы счета. Предлагал обучать детей счету отдельных предметов и групп, а так же действиям сложения и вычитания. | ||
Л.Н. Толстой | Выпущена «Азбука», в которой одна из глав с названием «Счет». Рекомендовал учить детей счету «вперед» и «назад» в пределах сотни и нумерации, опираясь при этом на фактический детский опыт, который дети получали в игровой деятельности. | ||
Ф. Фребель, М. Монтесосори | Развитие в методах сенсорного воспитания.Развитие у детей дошкольного возраста представлений о числе и форме. | ||
А.В. Грубе | Развитие обучения арифметике методом «от числа к числу». Формирование знаний состава числа. Монографический метод получил определение метода, описывающего число. | ||
В.А. Лай | Видоизменил монографический метод обучения арифметике. Книга «Руководство к первоначальному обучению арифметике, основанное на результатах педагогических опытов» применялась в начальной школе и для приготовительных классов женских гимназий, детских учреждений и обучения на дому. | ||
Д.Л. Волковский | Приверженец монографического метода, выпустил книгу «Детский мир в числах» с иллюстрациями и числовыми фигурами В.А. Лая для детских образовательных учреждений. | ||
Н. Н. Аменицкий, В. Арене, А. П. Доморяд В. А. Латышев, И. П. Сахаров | Разрабатывали математические игры и развлечения, они составили и издали сборники задач на сообразительность, изменение фигур, решение головоломок. Старались придать незаурядность задачам-шуткам, арифметическим ребусам, задачам-головоломкам, задачам на деление целого на части и т. д. В ходе решения таких задач развивается логика и градация, острый ум и сметливость, способности к логическому мышлению, смекалка и сообразительность,способствовали выработке у детей самостоятельности в поисках решения. | ||
Н. Н. Аменицкий, И. П. Сахаров | Издание «Забавной арифметики», направленной на развитие математических способностей детей дошкольного возраста. Предлагали решение разнообразных практических задач и вопросов в живом и забавном ключе, что с подвигало детей на демонстрацию самостоятельности. | ||
Е.И. Тихеева | Разработаны уникальные методы и приемы вырабатывания у детей дошкольного возраста основ математических представлений. Она уточнила сущность обучения, создала дидактические средства, такие как наглядные материалы, учебные пособия, методические пособия для воспитателей. | ||
Л. В. Глаголева | Создание методических пособий «Преподавание арифметики лабораторным методом» 1919, «Сравнение величин предметов в нулевых группах школ» 1930, «Математика в нулевых группах»1930 было изложено о предмете, способах и средствах развития у детей дошкольного возраста элементарных представлений о числах, величинах и их измерении, делении целого на равные части. | ||
А.М. Леушина | Разработала методику развития количественных представлений у дошкольников. Разработаны основы дидактической системы формирования элементарных математических представлений, а также она разработала программу, содержание, методов и приемы работы с детьми от 3 до 6 лет. | ||
П.Я. Гальперный | Разработана линия, которая основывалась на введении мерки и определении единицы через отношение к мерке на формирование начальных математических понятий и действий. При таком воздействии число воспринимается детьми как результат измерения, как отношение измеряемой величины к избранной мерке. На основании этих и других проведенных исследований в программу обучения детей была включена тема «Освоение величин ». | ||
В.В. Давыдов | Раскрыл психологический механизм счета как умственной деятельности, также им было намечено формирование понятия числа через овладение детьми дошкольного возраста действий уравнивания, комплектования и измерения. Происхождение понятия числа воспринималось на основе кратного отношения любой величины (непрерывной и дискретной) к ее части. | ||
Ж.Папи | Создана методика развития у дошкольников представлений об отношениях, функциях, отображении, порядке с использованием многоцветных графов | ||
Р. Л. Березина, З. Е. Лебедева, Р. Л. Непомнящая, Т. В. Тарунтаева | В своих педагогических работах выясняли альтернативу формирования у детей дошкольного возраста представлений о величине, установления взаимосвязанности между счетом и измерением, а также шло апробирование приемов обучения. | ||
В. В. Данилова, Л. И. Ермолаева, Е. А. Тарханова | В своих трудах изучали возможности развития количественных представлений у детей раннего возраста и пути их модернизации у дошкольников. | ||
Т.А.Мусейибова, К.В. Назаренко, Т.Д. Рихтерман | В своих трудах определили содержание и методы овладения пространственно-временных отношений | ||
З.А. Грачева, Т.Н. Игнатова, А.А. Смоленцева | Разработали методы и приемы математического развития детей дошкольного возраста с помощью игры. | ||
Н.И. Непомнящая | Анализировала возможности применения наглядного моделирования в процессе обучения арифметических задач. | ||
Л. Н. Бондаренко, А. И. Кириллова, Р. Л. Непомнящая | Рассматривали в своих трудах познания дошкольниками количественных и функциональных зависимостей | ||
Р. И. Говорова, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, Л. М. Хализева | Изучались способности к наглядному моделированию у дошкольников при освоении пространственных отношений. | ||
Л.С. Метлина | В своих конспектах занятий по формированию математических представлений и методических рекомендациях по их использованию были изложены результативные дидактические методы и приемы, целостный подход в обучении. | ||
4. Проанализировать в современных программах развития и воспитания детей дошкольного возраста блок математического развития детей и выделить характерные направления, данные занести в таблицу:
№ п/п | Название программы | Характерные направления в блоке математического развития детей в разных возрастных группах | |||
Детство | Математический блок программы «Детство» разработан известными учеными в области теории и методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников З.А. Михайловой и Т.Д. Рихтерман. Программный материал представлен по каждой отдельной возрастной группе и имеет своеобразное название «Первые шаги в математику». Вместо традиционных тематических разделов в математическом блоке выделены такие разделы: «Свойства», «Отношения», «Числа и цифры», «Сохранение (неизменность) количества и величин», «Алгоритмы». По каждому из разделов сформулированы «представления», «познавательные и речевые умения». Кроме того, по каждой возрастной группе определены основные задачи развития математических знаний и уровни освоения программы. С позиции гуманистической педагогики авторы программы дают советы воспитателю: "не спешить на помощь ребенку, побуждать его к самостоятельному решению, при необходимости оказывать минимальную помощь, подталкивать к решению советом, наводящими вопросами, активизировать имеющийся прошлый опыт ребенка, нацеливать его на поиск вариантов решения задачи, поддерживать детскую инициативу, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости за успешные самостоятельные действия". | ||||
От рождения до школы | Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)-одна из образовательных областей «Познавательного развития» программы. На первом и втором году жизни предусматривается создание развивающей среды, позволяющей создавать базовые математические представления. Программа предполагает занятия по ФЭМП у детей, начиная с первой младшей группы (от 2 до 3 лет). Основные цели и задачи программы по ФЭМП - это формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Задачи по математическому развитию по группам: Вторая группа раннего развития. Количество. Привлекать к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один-много). Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой мяч-маленький мяч). Форма. Учить различать предметы по форме и называть их. Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать опыт практического освоения окружающего пространства, расширять опыт ориентировки в частях собственного тела учить двигаться за воспитателем в определенном направлении. Младшая группа. Совершенствовать и развивать умения, расширять представления данные детям во второй группе раннего развития. Добавляются задачи: Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов группы. Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы, находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке, понимать вопрос «сколько?», пользоваться словами «много», «один», «ни одного». Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)». Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы. Величина. При сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами. Форма. Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание. Ориентировка в пространстве. Различать пространственные направления от себя вверху- внизу и др., различать правую и левую руку. Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер. Средняя группа. Совершенствовать и развивать умения, расширять представления данные детям в младшей группе. Добавляются задачи: Количество и счет. Дать представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов, учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов. Вводить в речь выражения: «Здесь много кружков, одни- красного цвета, а другие- синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну». Учить считать до «5»,сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2,2-2,2-3,5-5. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы: «Который по счету», «На котором месте?». Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета, учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один предмет или убирая из большей группы один предмет. На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, отличаются по размерам, форме, расположению в пространстве. Величина. Учить сравнивать предметы по двум признакам величины. Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины и др., располагать их в определенной последовательности. Вводить в речь понятия, обозначающий размерные отношения предметов. Форма. Развивать представления о фигурах, добавляется шар и куб. Учить выделять особые признаки. Познакомить с прямоугольником. Формировать представление о разных размерах фигур. Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами. Ориентировка в пространстве. Познакомить с пространственными отношениями: далеко-близко. Ориентировка во времени. Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра». Старшая группа. Совершенствовать и развивать умения, расширять представления данные детям в средней группе. Добавляются задачи: Количество и счет. Учить создавать множества, разбивать на части, воссоединять устанавливать соотношения между целым множеством и каждой его частью, сравнивать части множества. Учить считать до 10,знакомить с образование каждого числа, сравнивать рядом стоящие числа, формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел, отсчитывать предметы по образцу, совершенствовать умение считать в прямом и обратном направлении, познакомить с цифрами от 0 до 9,с порядковым счетом в пределах 10. Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5. Величина. Формировать понятие о делении предмета на несколько равных частей. Учить называть части, полученные от деления,сравнивать целое и части. Форма. Познакомить с овалом. Дать понятие о четырехугольнике. Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться на листе бумаги. Ориентировка во времени. Дать представление о сутках. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий. Подготовительная к школе группа. Совершенствовать и развивать умения, расширять представления данные детям в старшей группе. Добавляются задачи: Количество и счет. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами, знакомить с числами второго десятка. Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее, предыдущее, пропущенное число. Знакомить с составом чисел в пределах 10. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее. Познакомить с монетами. Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, при решении задач пользоваться знаками действий. Величина. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета понимается не один, а несколько предметов или часть предмета. Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания, используя условную меру, правильно обозначать части. Формировать первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, высоту, ширину. Учить измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Дать представление о весе и способах его измерения. Форма. Дать представление о многоугольнике, прямой линии, отрезке. Учить распознавать фигуры в пространстве, располагать на плоскости, упорядочивать, классифицировать. Моделировать геометрические фигуры, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их свойств, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Анализировать форму предметов в целом и отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению. Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение. Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. Ориентировка во времени. Дать элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года. Учить пользоваться понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени»,учить определять по часам с точностью до часа. Особенность программы. В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка косновным компонентам человеческой культуры. | ||||
Истоки | В программе нет отдельного блока по формированию математических представлений детей. Формирование математических представлений дошкольников составляет содержание блока познавательного развития ребенка. В раннем возрасте оно осуществляется через освоение основ сенсорной культуры (развитие элементарных представлений о величине, форме, цвете). В дошкольном возрасте содержание программы представлено разделами: количество и счет, величина, форма, пространство, время. В процессе работы с детьми по освоению заданного содержания упор делается на интеллектуальное развитие ребенка, более свободную форму подачи материала через специфически детские виды деятельности, включение математических знаний в контекст повседневной деятельности ребенка. В старшем дошкольном возрасте, наряду со счетом, пространственными и временными ориентировками, определением величины и формы, появляются новые моменты: деление целого на части, измерение с помощью условной мерки, понимание инвариантности, составление и решение простых и сложных арифметических задач, в ходе которых осваивается новый вид деятельности - вычислительный. Для реализации данного содержания используются занятия, развивающие игры, самостоятельная деятельность детей со специальными пособиями. | ||||
Детский сад – дом радости | Специфика работы по математике в группе «Детский сад – Дом радости» заключается в том, что программа математического развития (для всех возрастных групп) построена на объединении нескольких программ в одно единое целое: «Типовой программы…» (под редакцией Р.А. Курбатовой, Н.Н. Поддьякова), «Развитие», «Детство», «Истоки», «Математика» (Н.Г. Салминой, И. ФорероНавас). Это содержание включает в себя: логическую и символическую пропедевтику; начальные математические понятия; количество и счет; ориентацию в величине, в форме, в пространстве и во времени. Благодаря именно разработанной технологии «Детский сад - дом радости», впервые целенаправленно создаются и обеспечиваются межпредметные связи математики с программами развития игры, труда, речи, ознакомления с окружающим, с продуктивными и многими другими видами деятельности, что и обеспечивает интегрированный подход к реализации программы в целом. У воспитателя и детей появляется возможность для обогащения развития и саморазвития разнообразных интеллектуальных способностей, в том числе, к предметному, графическому и даже мысленному моделированию не только математических отношений, но и взаимоотношений между разными компонентами труда, видами труда, между объектами экологических систем, и т.д. Специфика технологии заключена еше и в том, что работа по всем направлениям математического развития осуществляется, начиная с младшей группы, не только и не столько на специальных занятиях, сколько через разнообразные житейские ситуации в ходе умывания, одевания, питания, прогулки, то есть в любых моментах распорядка жизни группы, а также и в семье.Широкое включение знаков и символов (цифры, буквы, знаки отношений, действий и др.) в разнообразнейшую предметную деятельность детей для решения задач, близких к жизненным (в конструировании, в ролевой игре, в формы речи, в дежурстве и т.д.), направлено, прежде всего, на развитие символической функции, что является необходимым для перехода детей к систематическому обучению. Работа с геометрическим материалом содействует тому, что дети учатся видоизменять геометрические фигуры, составляя из несколькихтреугольников четырехугольник, пятиугольник и т.д., из частей круга составлять целый круг. Они учатся находить в окружающих их предметах знакомые геометрические фигуры и формы: овал, круг, цилиндр, прямоугольник, квадрат, треугольник, куб, шар. Дети определяют расположения предметов в помещении; находят левую, правую, верхнюю, нижнюю стороны листа бумаги, его середину, левый верхний, правый нижний угол и т.д. Особое место в этом процессе придается системе, основанной на использовании игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. К семи годам у детей появляется новый вид деятельности - вычислительный. Дети должны уметь считать до 100, обозначать числа цифрами; решать арифметические задачи на сложение и вычитание, считать со сменой основания счета; измерять протяженные, жидкие и сыпучие тела, научиться понимать инвариантность; определять время на часах с точностью получаса, называть дни недели и имя текущего месяца. Они владеют логическими операциями (сохранение, классификация, сериация), устанавливать отношения («больше-меньше», «равно-не равно», уравнивать величины.) Решение задач, предлагаемое в подготовительной группе имеет основополагающее значение для развития мышления шестилеток: через задачи дети знакомятся с различными сторонами жизни, с зависимостями между изменяющимися величинами; решение задач связано с рассуждениями, построением цепи силлогизмов. «Задача - это основной вход во врата логики и диалектики» (П.М. Эрдниев) | ||||
5. | Тропинки | Программа разработана по конкретным направлениям образовательного процесса, каждое из которых содержит подразделы («тропинки»). Блок по математическому представлению детей выделен подразделом «Тропинка в мир математики».Содержание данного блока нацелено на создание предпосылок теоретического мышления у детей 3-7 лет методом замены математических понятий математическими образами с последующим оперированием этими образами в форме исследования и преобразования. При этом правильно подобранные математические образы объясняют многие математические понятия. Программа подразумевает особую форму общения как между ребёнком и взрослым, так и между ребёнком и его сверстниками. Основная форма работы с дошкольниками – игровая. Дидактическая игра с математическим содержанием, даёт возможность сделать процесс обучения занимательным и наиболее доступным для дошкольников. Любое занятие становится самобытным совместным синтетическим произведением взрослого (педагога) и детей (принцип событийного оформления деятельной жизни ребёнка). Занятия строятся таким образом, что дети каждый раз узнают что-то новое. Это и различные сказки с математическим содержанием, исследовательско-экспериментальная деятельность, решение проблемных задач. Например, дети среднего возраста прослушивают сказку о волшебнике Путалке, который украл число, а в подготовительной к школе группе на занятии дети «садятся в ракету» и попадают на математическую планету, где их встречают различные геометрические фигуры. Помимо этого, дети выполняют различные двигательные упражнения: («Зарядка по карточкам», «Изобрази фигуру»), играют (в том числе предлагаются двигательные игры:«Спрячь лягушат от цапли», «Телефоны», «Соедини вагоны»), выполняют творческие задания («Выложи палочками», «Как можно поиграть», «Дорисуй картинку»). Во время занятий дети не только общаются с педагогом, но и взаимодействуют друг с другом. Прежде всего, это осуществляется во время проведения дидактических игр. Например, дети младшего возраста выкладывают на полу домино. Игры их носят пока характер совместного действия. Дети среднего возраста, получают карточки с изображением телефонов, которые нужно соединить в пары, найти одинаковые по форме. Дидактические игры для детей старшего и подготовительного возраста часто носят соревновательный характер. В программе предлагаются многофункциональные и компактные игры. Например, игры «В какую сторону крутится колесо?», «Карусель», «Помоги сыщику правильно задать вопрос», состоят из карточек с однотипными заданиями. В образовательный процесс включены игры коррекционного вида. Например, на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной и волевой сферы или способствующие гармонизации полушарий головного мозга. Помимо дидактических игр в программу включено много игровых элементов. Игровой элемент очень напоминает игру, но в нём не устанавливаются правила, зато предлагается ребёнку образ, помогающий выполнить задание. Таким образом, при помощи различных методических приёмов развиваются предпосылки теоретического и творческого мышления ребёнка, при котором он получает способность к самостоятельному мышлению и саморазвитию | |||
На крыльях детства | В данной программе математический блок отсутствует, идет акцент на познавательное развитие в общем виде. Познавательное развитие предполагает: — развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; — формирование познавательных действий, становление сознания; — развитие воображения и творческой активности; — формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), времени и пространстве, планете Земля, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. В тематическом модуле «Формирование целостной картины мира» в разных возрастных группах, представленного в таблице, можно выделить задачи по формированию математических представлений: Ранний возраст Развитие способностей: — развивается способность к объединению предметов в родовые категории (одежда, мебель, посуда). Вторая младшая группа Формирование культуры личности: имеет представление о свойствах предметах (цвет, размер, форма и др.), активно действует с ними, используя их свойства и называя их в виде эталонов-названий. Формирование детского коллектива: — активно пользуется в практике общения со взрослыми и сверстниками математическими понятиями (больше, меньше, поровну и др.) Средняя группа Формирование культуры личности: — знает название сенсорных эталонов; Развитие способностей: — интересуется математикой, любит решать математические задачи, соответствующие возрасту. Выполняет задания на развитие наглядно-образного и образно-логического мышления. — активно пользуется в практике общения со взрослыми и сверстниками математическими понятиями (больше, меньше, поровну и др.) Старшая группа Формирование культуры личности: — интересуется математикой. Понимает основные математические термины (в том числе меры, единицы измерения), может ими пользоваться при осуществлении практической деятельности, применяя математические навыки и умения. Математические действия свернуты и совершаются при этом в уме; — пространственные и временные представления систематичны и включены в общую картину мира. Подготовительная к школе группа Формирование культуры личности: — понимает основные математические термины (в том числе, меры, единицы измерения), может ими пользоваться при осуществлении практической деятельности, применяя математические навыки и умения; — пространственные и временные представления систематичны и включены в общую картину мира. — имеет представление об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, благотворительность и т.д.) Развитие способностей: — математические действия свернуты и совершаются при этом «в уме».Умеет решать математические задачи, передавая основные отношения между элементами проблемной ситуации с помощью наглядной модели, пользоваться разными стратегиями мышления (левополушарной и правополушарной). Хорошо решает логические задачи и находит несоответствие в «нелепицах». | ||||
7. | Березки | Программа “Березка” удачно сочетает принципы и методы вальдорфской педагогики с требованиями ФГОС ДО. Вальдорфская педагогика является уникальной общепризнанной гуманистической педагогической системой. Безусловное преимущество данной системы для дошкольного образования заключается в ее направленности на развитие целостной личности ребенка, на становление фундаментальных человеческих способностей - воображения, инициативности, коммуникативных способностей, познавательной активности и пр. В программе выделен отдельный блок «Формирование элементарных математических представлений». Ориентировка в пространстве Первым шагом в формировании элементарных математических представлений является ориентировка ребенка в пространстве. Начальный этап - это освоение детьми ближайшего для них «пространства» - знакомство с географией собственного тела. Многочисленные жестовые и музыкально-ритмические игры, игры на развитие осязания (в которые воспитатель играет индивидуально с каждым ребенком) включают в себя элементы знакомства с частями тела. Следующий этап в освоении пространства - развитие умения ориентироваться в группе, в других помещениях детского сада, на участке для прогулок. В ходе игры, разнообразной деятельности воспитатель обращает внимание детей на определение направлений относительно себя и предметов относительно друг друга, на положение предметов и людей в пространстве, используя предлоги «в», «за», «над», «под», «справа», «слева» и др., знакомит с пространственными соотношениями (далеко-близко, высоко-низко и др.). Например, большим подспорьем для таких упражнений может быть игра в прятки на улице или уборка игрушек в группе, когда воспитатель вместе с детьми проговаривает, где должна находиться каждая вещь. Большую роль в развитии пространственного восприятия детей играют музыкально-ритмическая игра, эвритмия. Освоение более крупных пространств (улицы, района, города) происходит во время пеших прогулок за территорию детского сада, походов и экскурсий с детьми. Ориентировка во времени Формирование у детей представлений о времени естественным образом происходит в ходе ритмической организации жизни в детском саду. Повторяющийся ритм дня дает детям возможность пережить, а затем перевести в сознание такие понятия, как утро, день, вечер, ночь. Углубление этих понятий происходит в играх, при рассказывании сказки и др. Так как каждый день недели в вальдорфской группе отмечен особыми событиями и занятиями, дети, даже не зная еще названий каждого дня, хорошо ориентируются в неделе. Например, маленький ребенок говорит: «Сегодня мы делаем винегрет, значит, завтра – выходной». Традиционный годовой круг природных эпох и праздников способствует переживанию детьми времен года и ориентировке в них.Дети учатся определять временные соотношения в объеме бытовых представлений (день, неделя, месяц, время суток, дни недели, вчера, сегодня, завтра, времена года). Знакомство с понятиями «час, минута» может также происходить в ходе режимных моментов. Например, в раздевалке детского сада висят большие часы, и воспитатель, собирая детей на прогулку, показывает, где будет находиться часовая стрелка через десять минут, – к моменту, когда все уже должны быть готовы. Это становится не только стимулом для медлительных детей, чтобы быстрее одеться, но и упражнением в определении времени по часам. Во время утреннего круга, перед тем как поприветствовать друг друга, воспитатель вместе с детьми вспоминает, какое сегодня число, месяц, день недели, время года. Чтобы детям было легче запомнить названия дней недели, месяцев, могут быть использованы специальные календари с подвижными картинками или пальчиковые игры. Представление о форме и величине Представления о разнообразии форм складываются у детей благодаря насыщенной и разнообразной предметно-пространственной среде. Сначала на эмпирическом уровне они познают, что предметы имеют различную форму и размер. Например, строя башню из чурбачков, ребенок видит, что если в ее основание положить чурбачок меньшего диаметра, чем остальные, или чурбачок, который не стоит прямо, то башня упадет. Этот пример говорит о том, какой игровой материал может дать детям более богатый опыт. Полезными для познания разнообразных форм и величины являются народные детские игрушки, которые широко используются в вальдорфских детских садах: матрешки, пирамидки, бирюльки, «волшебные мешочки», шкатулки, короба и корзины, стеклянные шарики, деревянные бусины разных форм и размеров и др. В игре, в хозяйственно-бытовой и художественной деятельности у детей происходит формирование представлений о прямых и круглых формах, о соотношениях различных форм, они знакомятся с названиями геометрических фигур. Например, делая с детьми фонарики из бумаги к празднику, воспитатель говорит ребенку: «Смотри, у тебя получилось четыре прямоугольника и четыре квадрата. Теперь склей квадраты между собой. Это будет дно фонарика». В подобной деятельности ребенок на собственном опыте познает, что квадраты имеют одинаковый размер и совпадают при наложении друг на друга, что при изготовлении фонарика плоская бумажная форма преобразуется в объемную. Большие возможности для формирования у детей представлений о параметрах величины и размера (длина, ширина, высота, толщина, объем, масса (в<
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |