Основные научные направления в теории математического развития детей




 

№п\п Представители направления (авторы) Базовые положения
1. Ж Пиаже, Д. Эльконин, В Давыдов, Н. Поддъяков, А Столяр - наблюдательность, познавательные интересы детей; -умение сравнивать, выявлять зависимости, делать выводы; Осуществление действия в виде «умственного эксперимента»
  А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер - включение ребенка в активный процесс по выделению свойств объектов путем обследования, сравнения, результативного практического действия; - самостоятельное и осознанное использование сенсорных эталонов и эталонов мер в деятельности; - использование моделирования («прочтения» моделей и действий моделирования).
  П. Я. Гальперин, Л. С. Георгиев, В. В. Давыдов, Г. А. Корнеева, А. М. Леушина - обеспечение освоения отношений равенства и неравенства путем сопоставления; - овладение практическими способами выявления отношений по величине, для которых числа не требуются; - числа осваиваются вслед за упражнениями при сравнении величин путем измерения
  А. А. Столяр, Р. Ф. Соболевский, Т. М. Чеботаревская, Е. А. Носова - дети упражняются в абстрагировании свойств и выполнении логических операций над свойствами тех или иных подмножеств; -специально сконструированные игры помогают детям понять точный смысл логических связок и, или, если, то, смысл слов не, все, некоторые.
  Иван Федоров В 1574г. Создал печатную учебную книгу «Букварь», представил комплекс упражнений для обучения детей счету.
  Я.А. Коменский. И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский 18 – 19 вв. разрабатывали педагогическую систему воспитания, в которой отразились вопросы содержания и методов обучения дошкольников арифметике, развития временных и пространственных представлений, о размерах и мерах измерения
  А.Я. Коменский В 1632г разработал программу «Материнская школа», включающуюарифметику, для детей 4-6 лет: прохождение счета в пределах первых двух десятков, нахождения в них большего и меньшего, сопоставление геометрических фигур и предметов (по выбору, ознакомление с распространенными мерами (дюйм, пядь, шаг, фунт).
  И.Г. Пестолоцци Широкое применение метода наглядности. Переход от простых чисел к более сложным.Предложил учить детей не зазубриванию, а пониманию действий над числами, умению определять время, счету конкретных предметов.
  К.Д. Ушинский Высказывал идеи о необходимости обучения детей арифметике до школы. Рекомендовал формировать понимание десятка как единицы счета. Предлагал обучать детей счету отдельных предметов и групп, а так же действиям сложения и вычитания.
  Л.Н. Толстой Выпущена «Азбука», в которой одна из глав с названием «Счет». Рекомендовал учить детей счету «вперед» и «назад» в пределах сотни и нумерации, опираясь при этом на фактический детский опыт, который дети получали в игровой деятельности.
    Ф. Фребель, М. Монтесосори Развитие в методах сенсорного воспитания.Развитие у детей дошкольного возраста представлений о числе и форме.
  А.В. Грубе Развитие обучения арифметике методом «от числа к числу». Формирование знаний состава числа. Монографический метод получил определение метода, описывающего число.
  В.А. Лай Видоизменил монографический метод обучения арифметике. Книга «Руководство к первоначальному обучению арифметике, основанное на результатах педагогических опытов» применялась в начальной школе и для приготовительных классов женских гимназий, детских учреждений и обучения на дому.
  Д.Л. Волковский Приверженец монографического метода, выпустил книгу «Детский мир в числах» с иллюстрациями и числовыми фигурами В.А. Лая для детских образовательных учреждений.
  Н. Н. Аменицкий, В. Арене, А. П. Доморяд В. А. Латышев, И. П. Сахаров Разрабатывали математические игры и развлечения, они составили и издали сборники задач на сообразительность, изменение фигур, решение головоломок. Старались придать незаурядность задачам-шуткам, арифметическим ребусам, задачам-головоломкам, задачам на деление целого на части и т. д. В ходе решения таких задач развивается логика и градация, острый ум и сметливость, способности к логическому мышлению, смекалка и сообразительность,способствовали выработке у детей самостоятельности в поисках решения.
  Н. Н. Аменицкий, И. П. Сахаров Издание «Забавной арифметики», направленной на развитие математических способностей детей дошкольного возраста. Предлагали решение разнообразных практических задач и вопросов в живом и забавном ключе, что с подвигало детей на демонстрацию самостоятельности.
  Е.И. Тихеева Разработаны уникальные методы и приемы вырабатывания у детей дошкольного возраста основ математических представлений. Она уточнила сущность обучения, создала дидактические средства, такие как наглядные материалы, учебные пособия, методические пособия для воспитателей.
  Л. В. Глаголева Создание методических пособий «Преподавание арифметики лабораторным методом» 1919, «Сравнение величин предметов в нулевых группах школ» 1930, «Математика в нулевых группах»1930 было изложено о предмете, способах и средствах развития у детей дошкольного возраста элементарных представлений о числах, величинах и их измерении, делении целого на равные части.
  А.М. Леушина Разработала методику развития количественных представлений у дошкольников. Разработаны основы дидактической системы формирования элементарных математических представлений, а также она разработала программу, содержание, методов и приемы работы с детьми от 3 до 6 лет.
  П.Я. Гальперный Разработана линия, которая основывалась на введении мерки и определении единицы через отношение к мерке на формирование начальных математических понятий и действий. При таком воздействии число воспринимается детьми как результат измерения, как отношение измеряемой величины к избранной мерке. На основании этих и других проведенных исследований в программу обучения детей была включена тема «Освоение величин ».
  В.В. Давыдов Раскрыл психологический механизм счета как умственной деятельности, также им было намечено формирование понятия числа через овладение детьми дошкольного возраста действий уравнивания, комплектования и измерения. Происхождение понятия числа воспринималось на основе кратного отношения любой величины (непрерывной и дискретной) к ее части.
  Ж.Папи Создана методика развития у дошкольников представлений об отношениях, функциях, отображении, порядке с использованием многоцветных графов
  Р. Л. Березина, З. Е. Лебедева, Р. Л. Непомнящая, Т. В. Тарунтаева В своих педагогических работах выясняли альтернативу формирования у детей дошкольного возраста представлений о величине, установления взаимосвязанности между счетом и измерением, а также шло апробирование приемов обучения.
  В. В. Данилова, Л. И. Ермолаева, Е. А. Тарханова В своих трудах изучали возможности развития количественных представлений у детей раннего возраста и пути их модернизации у дошкольников.
  Т.А.Мусейибова, К.В. Назаренко, Т.Д. Рихтерман В своих трудах определили содержание и методы овладения пространственно-временных отношений
  З.А. Грачева, Т.Н. Игнатова, А.А. Смоленцева Разработали методы и приемы математического развития детей дошкольного возраста с помощью игры.
  Н.И. Непомнящая Анализировала возможности применения наглядного моделирования в процессе обучения арифметических задач.
  Л. Н. Бондаренко, А. И. Кириллова, Р. Л. Непомнящая Рассматривали в своих трудах познания дошкольниками количественных и функциональных зависимостей
  Р. И. Говорова, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, Л. М. Хализева Изучались способности к наглядному моделированию у дошкольников при освоении пространственных отношений.
  Л.С. Метлина В своих конспектах занятий по формированию математических представлений и методических рекомендациях по их использованию были изложены результативные дидактические методы и приемы, целостный подход в обучении.
       

4. Проанализировать в современных программах развития и воспитания детей дошкольного возраста блок математического развития детей и выделить характерные направления, данные занести в таблицу:

№ п/п Название программы Характерные направления в блоке математического развития детей в разных возрастных группах
  Детство Математический блок программы «Детство» разработан известными учеными в области теории и методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников З.А. Михайловой и Т.Д. Рихтерман. Программный материал представлен по каждой отдельной возрастной группе и имеет своеобразное название «Первые шаги в математику». Вместо традиционных тематических разделов в математическом блоке выделены такие разделы: «Свойства», «Отношения», «Числа и цифры», «Сохранение (неизменность) количества и величин», «Алгоритмы». По каждому из разделов сформулированы «представления», «познавательные и речевые умения». Кроме того, по каждой возрастной группе определены основные задачи развития математических знаний и уровни освоения программы. С позиции гуманистической педагогики авторы программы дают советы воспитателю: "не спешить на помощь ребенку, побуждать его к самостоятельному решению, при необходимости оказывать минимальную помощь, подталкивать к решению советом, наводящими вопросами, активизировать имеющийся прошлый опыт ребенка, нацеливать его на поиск вариантов решения задачи, поддерживать детскую инициативу, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости за успешные самостоятельные действия".
  От рождения до школы Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)-одна из образовательных областей «Познавательного развития» программы. На первом и втором году жизни предусматривается создание развивающей среды, позволяющей создавать базовые математические представления. Программа предполагает занятия по ФЭМП у детей, начиная с первой младшей группы (от 2 до 3 лет). Основные цели и задачи программы по ФЭМП - это формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Задачи по математическому развитию по группам: Вторая группа раннего развития. Количество. Привлекать к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один-много). Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой мяч-маленький мяч). Форма. Учить различать предметы по форме и называть их. Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать опыт практического освоения окружающего пространства, расширять опыт ориентировки в частях собственного тела учить двигаться за воспитателем в определенном направлении. Младшая группа. Совершенствовать и развивать умения, расширять представления данные детям во второй группе раннего развития. Добавляются задачи: Количество. Развивать умение видеть общий признак предметов группы. Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы, находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке, понимать вопрос «сколько?», пользоваться словами «много», «один», «ни одного». Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)». Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы. Величина. При сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами. Форма. Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание. Ориентировка в пространстве. Различать пространственные направления от себя вверху- внизу и др., различать правую и левую руку. Ориентировка во времени. Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер. Средняя группа. Совершенствовать и развивать умения, расширять представления данные детям в младшей группе. Добавляются задачи: Количество и счет. Дать представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов, учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов. Вводить в речь выражения: «Здесь много кружков, одни- красного цвета, а другие- синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну». Учить считать до «5»,сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2,2-2,2-3,5-5. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы: «Который по счету», «На котором месте?». Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета, учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один предмет или убирая из большей группы один предмет. На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, отличаются по размерам, форме, расположению в пространстве. Величина. Учить сравнивать предметы по двум признакам величины. Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины и др., располагать их в определенной последовательности. Вводить в речь понятия, обозначающий размерные отношения предметов. Форма. Развивать представления о фигурах, добавляется шар и куб. Учить выделять особые признаки. Познакомить с прямоугольником. Формировать представление о разных размерах фигур. Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами. Ориентировка в пространстве. Познакомить с пространственными отношениями: далеко-близко. Ориентировка во времени. Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра». Старшая группа. Совершенствовать и развивать умения, расширять представления данные детям в средней группе. Добавляются задачи: Количество и счет. Учить создавать множества, разбивать на части, воссоединять устанавливать соотношения между целым множеством и каждой его частью, сравнивать части множества. Учить считать до 10,знакомить с образование каждого числа, сравнивать рядом стоящие числа, формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел, отсчитывать предметы по образцу, совершенствовать умение считать в прямом и обратном направлении, познакомить с цифрами от 0 до 9,с порядковым счетом в пределах 10. Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5. Величина. Формировать понятие о делении предмета на несколько равных частей. Учить называть части, полученные от деления,сравнивать целое и части. Форма. Познакомить с овалом. Дать понятие о четырехугольнике. Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться на листе бумаги. Ориентировка во времени. Дать представление о сутках. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий. Подготовительная к школе группа. Совершенствовать и развивать умения, расширять представления данные детям в старшей группе. Добавляются задачи: Количество и счет. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами, знакомить с числами второго десятка. Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее, предыдущее, пропущенное число. Знакомить с составом чисел в пределах 10. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее. Познакомить с монетами. Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, при решении задач пользоваться знаками действий. Величина. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета понимается не один, а несколько предметов или часть предмета. Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания, используя условную меру, правильно обозначать части. Формировать первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, высоту, ширину. Учить измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Дать представление о весе и способах его измерения. Форма. Дать представление о многоугольнике, прямой линии, отрезке. Учить распознавать фигуры в пространстве, располагать на плоскости, упорядочивать, классифицировать. Моделировать геометрические фигуры, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их свойств, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Анализировать форму предметов в целом и отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению. Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение. Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. Ориентировка во времени. Дать элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года. Учить пользоваться понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени»,учить определять по часам с точностью до часа. Особенность программы. В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка косновным компонентам человеческой культуры.
  Истоки В программе нет отдельного блока по формированию математических представлений детей. Формирование математических представлений дошкольников составляет содержание блока познавательного развития ребенка. В раннем возрасте оно осуществляется через освоение основ сенсорной культуры (развитие элементарных представлений о величине, форме, цвете). В дошкольном возрасте содержание программы представлено разделами: количество и счет, величина, форма, пространство, время. В процессе работы с детьми по освоению заданного содержания упор делается на интеллектуальное развитие ребенка, более свободную форму подачи материала через специфически детские виды деятельности, включение математических знаний в контекст повседневной деятельности ребенка. В старшем дошкольном возрасте, наряду со счетом, пространственными и временными ориентировками, определением величины и формы, появляются новые моменты: деление целого на части, измерение с помощью условной мерки, понимание инвариантности, составление и решение простых и сложных арифметических задач, в ходе которых осваивается новый вид деятельности - вычислительный. Для реализации данного содержания используются занятия, развивающие игры, самостоятельная деятельность детей со специальными пособиями.
  Детский сад – дом радости Специфика работы по математике в группе «Детский сад – Дом радости» заключается в том, что программа математического развития (для всех возрастных групп) построена на объединении нескольких программ в одно единое целое: «Типовой программы…» (под редакцией Р.А. Курбатовой, Н.Н. Поддьякова), «Развитие», «Детство», «Истоки», «Математика» (Н.Г. Салминой, И. ФорероНавас). Это содержание включает в себя: логическую и символическую пропедевтику; начальные математические понятия; количество и счет; ориентацию в величине, в форме, в пространстве и во времени. Благодаря именно разработанной технологии «Детский сад - дом радости», впервые целенаправленно создаются и обеспечиваются межпредметные связи математики с программами развития игры, труда, речи, ознакомления с окружающим, с продуктивными и многими другими видами деятельности, что и обеспечивает интегрированный подход к реализации программы в целом. У воспитателя и детей появляется возможность для обогащения развития и саморазвития разнообразных интеллектуальных способностей, в том числе, к предметному, графическому и даже мысленному моделированию не только математических отношений, но и взаимоотношений между разными компонентами труда, видами труда, между объектами экологических систем, и т.д. Специфика технологии заключена еше и в том, что работа по всем направлениям математического развития осуществляется, начиная с младшей группы, не только и не столько на специальных занятиях, сколько через разнообразные житейские ситуации в ходе умывания, одевания, питания, прогулки, то есть в любых моментах распорядка жизни группы, а также и в семье.Широкое включение знаков и символов (цифры, буквы, знаки отношений, действий и др.) в разнообразнейшую предметную деятельность детей для решения задач, близких к жизненным (в конструировании, в ролевой игре, в формы речи, в дежурстве и т.д.), направлено, прежде всего, на развитие символической функции, что является необходимым для перехода детей к систематическому обучению. Работа с геометрическим материалом содействует тому, что дети учатся видоизменять геометрические фигуры, составляя из несколькихтреугольников четырехугольник, пятиугольник и т.д., из частей круга составлять целый круг. Они учатся находить в окружающих их предметах знакомые геометрические фигуры и формы: овал, круг, цилиндр, прямоугольник, квадрат, треугольник, куб, шар. Дети определяют расположения предметов в помещении; находят левую, правую, верхнюю, нижнюю стороны листа бумаги, его середину, левый верхний, правый нижний угол и т.д. Особое место в этом процессе придается системе, основанной на использовании игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. К семи годам у детей появляется новый вид деятельности - вычислительный. Дети должны уметь считать до 100, обозначать числа цифрами; решать арифметические задачи на сложение и вычитание, считать со сменой основания счета; измерять протяженные, жидкие и сыпучие тела, научиться понимать инвариантность; определять время на часах с точностью получаса, называть дни недели и имя текущего месяца. Они владеют логическими операциями (сохранение, классификация, сериация), устанавливать отношения («больше-меньше», «равно-не равно», уравнивать величины.) Решение задач, предлагаемое в подготовительной группе имеет основополагающее значение для развития мышления шестилеток: через задачи дети знакомятся с различными сторонами жизни, с зависимостями между изменяющимися величинами; решение задач связано с рассуждениями, построением цепи силлогизмов. «Задача - это основной вход во врата логики и диалектики» (П.М. Эрдниев)
5. Тропинки Программа разработана по конкретным направлениям образовательного процесса, каждое из которых содержит подразделы («тропинки»). Блок по математическому представлению детей выделен подразделом «Тропинка в мир математики».Содержание данного блока нацелено на создание предпосылок теоретического мышления у детей 3-7 лет методом замены математических понятий математическими образами с последующим оперированием этими образами в форме исследования и преобразования. При этом правильно подобранные математические образы объясняют многие математические понятия. Программа подразумевает особую форму общения как между ребёнком и взрослым, так и между ребёнком и его сверстниками. Основная форма работы с дошкольниками – игровая. Дидактическая игра с математическим содержанием, даёт возможность сделать процесс обучения занимательным и наиболее доступным для дошкольников. Любое занятие становится самобытным совместным синтетическим произведением взрослого (педагога) и детей (принцип событийного оформления деятельной жизни ребёнка). Занятия строятся таким образом, что дети каждый раз узнают что-то новое. Это и различные сказки с математическим содержанием, исследовательско-экспериментальная деятельность, решение проблемных задач. Например, дети среднего возраста прослушивают сказку о волшебнике Путалке, который украл число, а в подготовительной к школе группе на занятии дети «садятся в ракету» и попадают на математическую планету, где их встречают различные геометрические фигуры. Помимо этого, дети выполняют различные двигательные упражнения: («Зарядка по карточкам», «Изобрази фигуру»), играют (в том числе предлагаются двигательные игры:«Спрячь лягушат от цапли», «Телефоны», «Соедини вагоны»), выполняют творческие задания («Выложи палочками», «Как можно поиграть», «Дорисуй картинку»). Во время занятий дети не только общаются с педагогом, но и взаимодействуют друг с другом. Прежде всего, это осуществляется во время проведения дидактических игр. Например, дети младшего возраста выкладывают на полу домино. Игры их носят пока характер совместного действия. Дети среднего возраста, получают карточки с изображением телефонов, которые нужно соединить в пары, найти одинаковые по форме. Дидактические игры для детей старшего и подготовительного возраста часто носят соревновательный характер. В программе предлагаются многофункциональные и компактные игры. Например, игры «В какую сторону крутится колесо?», «Карусель», «Помоги сыщику правильно задать вопрос», состоят из карточек с однотипными заданиями. В образовательный процесс включены игры коррекционного вида. Например, на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной и волевой сферы или способствующие гармонизации полушарий головного мозга. Помимо дидактических игр в программу включено много игровых элементов. Игровой элемент очень напоминает игру, но в нём не устанавливаются правила, зато предлагается ребёнку образ, помогающий выполнить задание. Таким образом, при помощи различных методических приёмов развиваются предпосылки теоретического и творческого мышления ребёнка, при котором он получает способность к самостоятельному мышлению и саморазвитию
  На крыльях детства В данной программе математический блок отсутствует, идет акцент на познавательное развитие в общем виде. Познавательное развитие предполагает: — развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; — формирование познавательных действий, становление сознания; — развитие воображения и творческой активности; — формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), времени и пространстве, планете Земля, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. В тематическом модуле «Формирование целостной картины мира» в разных возрастных группах, представленного в таблице, можно выделить задачи по формированию математических представлений: Ранний возраст Развитие способностей: — развивается способность к объединению предметов в родовые категории (одежда, мебель, посуда). Вторая младшая группа Формирование культуры личности: имеет представление о свойствах предметах (цвет, размер, форма и др.), активно действует с ними, используя их свойства и называя их в виде эталонов-названий. Формирование детского коллектива: — активно пользуется в практике общения со взрослыми и сверстниками математическими понятиями (больше, меньше, поровну и др.) Средняя группа Формирование культуры личности: — знает название сенсорных эталонов; Развитие способностей: — интересуется математикой, любит решать математические задачи, соответствующие возрасту. Выполняет задания на развитие наглядно-образного и образно-логического мышления. — активно пользуется в практике общения со взрослыми и сверстниками математическими понятиями (больше, меньше, поровну и др.) Старшая группа Формирование культуры личности: — интересуется математикой. Понимает основные математические термины (в том числе меры, единицы измерения), может ими пользоваться при осуществлении практической деятельности, применяя математические навыки и умения. Математические действия свернуты и совершаются при этом в уме; — пространственные и временные представления систематичны и включены в общую картину мира. Подготовительная к школе группа Формирование культуры личности: — понимает основные математические термины (в том числе, меры, единицы измерения), может ими пользоваться при осуществлении практической деятельности, применяя математические навыки и умения; — пространственные и временные представления систематичны и включены в общую картину мира. — имеет представление об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, благотворительность и т.д.) Развитие способностей: — математические действия свернуты и совершаются при этом «в уме».Умеет решать математические задачи, передавая основные отношения между элементами проблемной ситуации с помощью наглядной модели, пользоваться разными стратегиями мышления (левополушарной и правополушарной). Хорошо решает логические задачи и находит несоответствие в «нелепицах».
7. Березки Программа “Березка” удачно сочетает принципы и методы вальдорфской педагогики с требованиями ФГОС ДО. Вальдорфская педагогика является уникальной общепризнанной гуманистической педагогической системой. Безусловное преимущество данной системы для дошкольного образования заключается в ее направленности на развитие целостной личности ребенка, на становление фундаментальных человеческих способностей - воображения, инициативности, коммуникативных способностей, познавательной активности и пр. В программе выделен отдельный блок «Формирование элементарных математических представлений». Ориентировка в пространстве Первым шагом в формировании элементарных математических представлений является ориентировка ребенка в пространстве. Начальный этап - это освоение детьми ближайшего для них «пространства» - знакомство с географией собственного тела. Многочисленные жестовые и музыкально-ритмические игры, игры на развитие осязания (в которые воспитатель играет индивидуально с каждым ребенком) включают в себя элементы знакомства с частями тела. Следующий этап в освоении пространства - развитие умения ориентироваться в группе, в других помещениях детского сада, на участке для прогулок. В ходе игры, разнообразной деятельности воспитатель обращает внимание детей на определение направлений относительно себя и предметов относительно друг друга, на положение предметов и людей в пространстве, используя предлоги «в», «за», «над», «под», «справа», «слева» и др., знакомит с пространственными соотношениями (далеко-близко, высоко-низко и др.). Например, большим подспорьем для таких упражнений может быть игра в прятки на улице или уборка игрушек в группе, когда воспитатель вместе с детьми проговаривает, где должна находиться каждая вещь. Большую роль в развитии пространственного восприятия детей играют музыкально-ритмическая игра, эвритмия. Освоение более крупных пространств (улицы, района, города) происходит во время пеших прогулок за территорию детского сада, походов и экскурсий с детьми. Ориентировка во времени Формирование у детей представлений о времени естественным образом происходит в ходе ритмической организации жизни в детском саду. Повторяющийся ритм дня дает детям возможность пережить, а затем перевести в сознание такие понятия, как утро, день, вечер, ночь. Углубление этих понятий происходит в играх, при рассказывании сказки и др. Так как каждый день недели в вальдорфской группе отмечен особыми событиями и занятиями, дети, даже не зная еще названий каждого дня, хорошо ориентируются в неделе. Например, маленький ребенок говорит: «Сегодня мы делаем винегрет, значит, завтра – выходной». Традиционный годовой круг природных эпох и праздников способствует переживанию детьми времен года и ориентировке в них.Дети учатся определять временные соотношения в объеме бытовых представлений (день, неделя, месяц, время суток, дни недели, вчера, сегодня, завтра, времена года). Знакомство с понятиями «час, минута» может также происходить в ходе режимных моментов. Например, в раздевалке детского сада висят большие часы, и воспитатель, собирая детей на прогулку, показывает, где будет находиться часовая стрелка через десять минут, – к моменту, когда все уже должны быть готовы. Это становится не только стимулом для медлительных детей, чтобы быстрее одеться, но и упражнением в определении времени по часам. Во время утреннего круга, перед тем как поприветствовать друг друга, воспитатель вместе с детьми вспоминает, какое сегодня число, месяц, день недели, время года. Чтобы детям было легче запомнить названия дней недели, месяцев, могут быть использованы специальные календари с подвижными картинками или пальчиковые игры. Представление о форме и величине Представления о разнообразии форм складываются у детей благодаря насыщенной и разнообразной предметно-пространственной среде. Сначала на эмпирическом уровне они познают, что предметы имеют различную форму и размер. Например, строя башню из чурбачков, ребенок видит, что если в ее основание положить чурбачок меньшего диаметра, чем остальные, или чурбачок, который не стоит прямо, то башня упадет. Этот пример говорит о том, какой игровой материал может дать детям более богатый опыт. Полезными для познания разнообразных форм и величины являются народные детские игрушки, которые широко используются в вальдорфских детских садах: матрешки, пирамидки, бирюльки, «волшебные мешочки», шкатулки, короба и корзины, стеклянные шарики, деревянные бусины разных форм и размеров и др. В игре, в хозяйственно-бытовой и художественной деятельности у детей происходит формирование представлений о прямых и круглых формах, о соотношениях различных форм, они знакомятся с названиями геометрических фигур. Например, делая с детьми фонарики из бумаги к празднику, воспитатель говорит ребенку: «Смотри, у тебя получилось четыре прямоугольника и четыре квадрата. Теперь склей квадраты между собой. Это будет дно фонарика». В подобной деятельности ребенок на собственном опыте познает, что квадраты имеют одинаковый размер и совпадают при наложении друг на друга, что при изготовлении фонарика плоская бумажная форма преобразуется в объемную. Большие возможности для формирования у детей представлений о параметрах величины и размера (длина, ширина, высота, толщина, объем, масса (в<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: