Один человек (созависимый) полностью сосредоточен, если не сказать зациклен, на интересах другого и на его жизни.




Тема 1. Психодиагностика как наука и практическая деятельность.

План.
1. Социальная и практическая значимость психодиагностики.
2. Общее представление о психодиагностике.
3. Предмет и задачи психодиагностики.
4. Многоаспектность психологической диагностики.
5. Методологические основы и принципы психодиагностики.

1. Социальная и практическая значимость психодиагностики.


В развитии любой науки существуют закономерные периоды подъема и спада. Они обусловлены как логикой развития самой науки, так и
конкретным историческим моментом становления или преобразования
общества. В настоящее время имеются веские основания говорить об
очередном все возрастающем интересе к психологической диагностике.
На сегодняшний день психодиагностика привлекается к решению
широкого круга задач в образовании, производстве, бизнесе, медицине,

спорте и т.д.

Причины существующего интереса к психодиагностике.


1.Естественная для человека потребность в познании, прежде всего – в
познании самого себя.
Обладая специальными методическими средствами, психодиагност
способен глубоко проникнуть во внутренний мир человека, вскрыть часто
неосознаваемые или даже отрицаемые, внутриличностные проблемы и тем
самым включиться в их решение.

2. Необходимость творческой реализации себя как личности, как
субъекта профессиональной карьеры и социальных отношений.

Профессиональный, личностный и
деловой успех все больше начинает зависеть от самого человека, от его
активности и способности адаптироваться в новых, во многом
неопределенных жизненных ситуациях.

3.Необходимость профилактики деструктивных социально-психологических явлений (алкоголизм, наркомания и др.)
С помощью психодиагностики можно вскрыть индивидуальные факторы
риска наркозависимостей и созависимостей, определить эффективные пути
реабилитации. В данном случае психодиагностика выступает инструментом
психологической помощи.

  • Созависимость – это эмоциональное и поведенческое состояние, которое препятствует налаживанию здоровых, взаимно удовлетворяющих отношений.

Один человек (созависимый) полностью сосредоточен, если не сказать зациклен, на интересах другого и на его жизни.

(Когда один человек старается контролировать его действия и поведение, каким бы то ни было способом манипулировать им, пытаться оказать на него воздействие с целью его «перевоспитать», испытывает навязчивую потребность заботиться о другом человеке и переживает сильное беспокойство по поводу его благополучия, одновременно при этом чувствует себя жертвой и в душе, тайно обвиняет другого человека во всех своих жизненных несчастьях.)


4. Доступность тестовых средств.

Обширный рынок не всегда высококачественных изданий, открывший
всем желающим возможность тестировать себя и ближайшее окружение,
явно способствует увлечению психодиагностикой.

2. Общее представление о психодиагностике.


Психологическая диагностика как отрасль психологического знания
предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а также
выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо
признаку.
Эти функции выполняются для решения практических задач и
объединяются понятием «постановка психологического диагноза».

 

Слово «диагноз» (от греч. diagnosis) означает «распознавание», «обнаружение».
Согласно современному общенаучному преставлению, под термином
«психодиагностика» подразумевает распознавание состояния определенного
объекта путем быстрой регистрации его существенных параметров и
последующего отнесения к определенной диагностической категории с
целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях
воздействия на это поведение в желательном направлении.

 

Психодиагностика ( от греч. ψυχή — душа, и греч. διαγνωστικός — способный распознавать) — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

 

Современное понятие «психодиагностика» тесно связано с понятием
«психологическое тестирование», однако не сводится к нему, т.к. кроме
тестовых существуют экспертные (клинические) психодиагностические
методики.
Определение «психодиагностики» включает две ее
стороны теоретическую и практическую.

Так, психодиагностика является сферой практической деятельности
психолога только с одной стороны, а с другой – она выступает теоретической дисциплиной.


Практическая психодиагностика

предполагает свод правил
применения психодиагностических инструментов, основанных на знании
свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании
этических и профессиональных норм психодиагностической работы.


Психодиагностика как теоретическая дисциплина

рассматривает
закономерности вынесения валидных и надежных диагностических
суждений (диагнозов), с помощью которых осуществляется переход от
признаков или индикаторов определенного состояния, процесса к
констатации этих психологических «переменных».


Теоретическая психодиагностика включает три области знания:


1.Предметную область психологии,
изучающей соответствующее
явление (память – общая психология, статусное положение человека в группе
– социальная психология и т.д.).

2.Психометрику – науку об измерении индивидуальных различий в

диагностируемых переменных, а также технология конструирования методик.

3.Практику использования психологического знания (профориентация –

практическая сфера применения)

 

Таким образом, рассмотрев общее представление о психодиагностике,

мы плавно перешли к определению ее предмета. Как любая наука,

психодиагностика имеет свои предмет, задачи, функции и категориальный

аппарат.

3. Предмет и задачи психодиагностики.


Предмет психодиагностики очень обширен и включает:


1.Методологические и конкретные методические (практические)
принципы построения диагностических методик и формулирования
психодиагностических заключений.


2.Методы и конкретные психодиагностические методики.


3.Психометрику – математическую методологию обнаружения
индивидуальных различий.


4.Нормативные требования к методикам, их разработчикам и их
пользователям.


Общие задачи психодиагностического исследования.


1.Психодиагностика позволяет установить и определить у человека те
или иные психические свойства или особенности поведения.


2.Психодиагностика устанавливает развитость данного свойства, его
выражение в качественных и количественных единицах.


3.Психодиагностика позволяет проводить описание диагностических
особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.


4. Психодиагностика позволяет сравнивать степень развитости
изучаемых свойств у разных людей.


Психодиагностические задачи могут различаться в зависимости от того,
в каких частных областях психологом ставится диагноз. Задачи
определяются также ограничениями в использовании методов и
характеристиками ситуации.
Выделяют два типа ситуаций: ситуация клиента и ситуация экспертизы.
Задачи могут также дифференцироваться с точки зрения дальнейшего
использования результатов диагностики.

 


4. Многоаспектность психологической диагностики

· Аспект (от лат. aspectus — вид, облик, взгляд, точка зрения) — одна из сторон рассматриваемого объекта, то, как он видится с определённой точки зрения.


В современной психологии сложилось несколько взаимодополняющих
подходов к пониманию сущности психодиагностики, которые можно
обозначить как: инструментальный, конструирующий, гностический и
интегральный (выделение условное).

Внимание к психологической диагностике, возникшее сегодня в разных
сферах жизнедеятельности человека, объясняется тем, что ее считают
совокупностью методов и средств для измерения психических состояний и
свойств, т.е. инструментом.


1.Инструментальный подход.
Психодиагностика понимается как процесс выявления и измерения
индивидуально-психологических особенностей человека с помощью
специальных методов: наблюдения, тестирования, беседы и т.д.
Поэтому ключевые задачи психодиагностики сводятся к следующим.
1.Выбор и непосредственное применения диагностических средств для
выявления индивидуального своеобразия конкретного человека или
установления различий психологической организации разных групп людей.
2.Расширение сфер практического использования имеющихся
психодиагностических средств.


2.Конструирующий подход.


Психодиагностика признается самостоятельной научной дисциплиной,
главное назначение которой разработка методов выявления и изучения
индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей
человека.
С позиций конструирующего подхода, наиболее важные задачи
психодиагностики следующие.
1.Конструирование новых психодиагностических средств и
модификация уже имеющихся.
2.Разрабока методов прогнозирования психического развития и
поведения в зависимости от разных природных и специальных факторов и
условий существования.
3.Создание методических приемов выявления и измерении интегральных
психических образований – таких как психическое здоровье, психическое
развитие, индивидуальность и т.д.


3.Гностический подход.


Его суть – признание за психодиагностикой способности в распознании
психической реальности. Его особенность заключается в том, что акцент
делается на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости
внутреннего мира каждого человека.
В рамках данного подхода решаются следующие задачи.


1 .Определение общих закономерностей становления и развития
психических образований.
2.Установление связи между единичными проявлениями психического
феномена и знанием его сущности.
3.Распознание индивидуальных особенностей в общих проявлениях
психики человека.
4.Соотнесение индивидуальной картины поведения или состояния
конкретного человека с известными типами и установленными ранее
среднестатистическими нормами.
В психологической диагностике выделяют преимущественно два
направления к распознанию, а затем и к измерению психологических
особенностей человека: номотетический и идеографический.
1.Номотетический
(от лат. norma – образец). Этот подход
подразумевает выяснение индивидуальных особенностей и соотнесение их с
нормой.
2.Идеографический (от греч. idea+gramma – идеограмма, письменный
знак, означающий целое понятие.). Этот подход основан на распознании
индивидуальных особенностей человека и их описание.


4.Интегральный подход.


Суть – ориентация на теоретические аспекты психодиагностики. Он обобщает длительную историю развития теории и культуры
психодиагностики и рассматривает ее в виде самостоятельной научной
дисциплины, занимающейся проблемами постановки психологического
диагноза.
В данном направлении решаются следующие задачи.
1.Анализ исторической обусловленности возникновения и эволюции
психодиагностических идей.
2.Изучение структурных элементов и направлений современной
психодиагностики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: