Тема 2. История развития и современное состояние психодиагностики





План
1. Психологическая диагностика в мифах и легендах.
2. Наивная психологическая диагностика.
3. Зарождение научной психологической диагностики
4. История возникновения тестирования
5. История проективного метода
6. Актуальные проблемы психодиагностики.


1. Психологическая диагностика в мифах и легендах.


В истории развития человечества существует давняя и богатая традиция
познания психики человека. Корни психологической диагностики и
психодиагностического метода уходят в глубь веков. В концентрированной
форме знания о психодиагностике представлены в народной мудрости.
Известна «психодиагностическая» притча о крестьянине, который для
определения профессиональной пригодности своего единственного сына
применил своеобразный тест.

Он дал сыну книгу, яблоко и монету и подумал
так: если сын начнет читать книгу, то он станет ученым, если прежде возьмет
яблоко, то будет заниматься сельским хозяйством, если он заинтересуется
монетой, то станет торговцем. Однако сын поступил несколько неожиданно:
взял книгу и стал ее читать, при этом жуя яблоко и играя монетой.
Крестьянин задумался и решил отправить ребенка учиться дипломатии. По
сути, народная мудрость запечатлела один из принципов тестов
предпочтения, которые широко применяются в современной
психологической диагностике.


Одно из первых упоминаний о применении психодиагностических
процедур для решения актуальных проблем практики можно найти в
литературе о Древнем Египте.

Оказалось, что в жрецы посвящался лишь тот,
кто способен был выдержать ряд длительных проверочных процедур.
На первом этапе диагностики большое внимание уделялось внешнему
виду кандидатов. С помощью беседы выяснялись не только важные
биографические сведения, но и уровень культуры, общий уровень развития,
кругозор, оценивалось также умение говорить.
На втором этапе следовало испытание смертью. Если сознание новичка
сохранялось в норме и если желание посвятить себя тайнам жреческого
искусства не пропадало, то следовало испытание умением трудиться,
слушать и молчать. Затем претендента испытывали водой, огнем и полным
одиночеством.
Решающим этапом было испытание красивой женщиной. Тот, кто
поддавался соблазну, лишался свободы и под страхом смерти оставался в
храме в качестве раба. Если же кандидат в жрецы отталкивал
искусительницу, то вступал на путь долгого обучения.


За много лет до нашей эры в Древнем Китае существовала система
тестирования способностей и отбора правительственных чиновников.
Каждые три года сам император экзаменовал чиновников по шести видам
искусства: музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению читать, умению
писать, знанию ритуалов и церемоний.

Кроме того, оценивалось поведение
чиновников в быту. Подобная система профессиональной диагностики
просуществовала довольно долго, а затем была усложнена. В нее
дополнительно включили обязательные знания гражданского права, военного
дела, финансов, сельского хозяйства и географии.
Любопытна и в определенной мере поучительна система диагностики
религиозно-философского учений чань-буддизма.
Строгая система диагностики готовности к обучению в школе
существовала у Пифагора.
О том, как происходило тестирование в России, отчасти можно узнать по
рассказу А.П. Чехова «Экзамен на чин».
Если проанализировать «прошлые» психодиагностические процедуры, то
можно увидеть в них признаки, которые использует современный диагност.
Своеобразная преемственность наблюдается в следующем.
1.Целостный подход к изучению человека. Человек воспринимался
диагностами в целом, включая внешний вид, личностные свойства и
профессионально важные качества. Сегодня психологическая диагностика
продолжает ориентироваться на целостность личности.
2.Создание экстремальных ситуаций. Напряженные условия экзаменов,
испытания, ставящие человека на грань между жизнью и смертью, ослабляли
психологические защиты и позволяли более точно диагностировать
личностные свойства и возможности человека. Современные
психодиагностические процедуры также включают в себя элементы
напряжения и стрессогенности.
3.Тестирование имело социальную направленность и никогда не
использовалось для развлечения. Психодиагностика всегда оперативно
реагировала на актуальные потребности общества и выступала одним из
возможных рычагов влияния на общественную и хозяйственную жизнь.
2. Наивная психологическая диагностика
Научной психологической диагностике предшествовала наивная
психологическая диагностика, содержание которой определяется
физиогномикой, френологией, графологией, хиромантией, дерматоглификой.
Физиогномика (от двух греч. слов «природа» и «знающий») – учение о
связи внешнего облика человека и его принадлежности к определенному типу
личности. Физиогномика основывается на представлении о том, что по
внешним признакам человека могут быть установлены его психологические
характеристики. В частности, в выражении лица отражаются некоторые
особенности личности. В течение длительного времени физиогномика
служила основой для многих типологий характера. Однако в первой
половине 19 века физиогномика была практически забыта.
Френология ( в переводе с греческого означает «нрав», «характер» и
«учение») – это учение Франца Йозефа (1758–1828) Галя о связи психических
особенностей человека с наружной формой черепа. Основная идея
френологии заключалась в том, что кора головного мозга состоит из ряда
центров, в каждом из которых локализована определенная способность
человека. При сильном развитии этой способности соответствующий цент
мозга также сильно развит, что отражается на конфигурации черепа. Это
позволяет составить с помощью специальных измерений френологическую
карту.
Таким образом, антропометрические замеры черепа, как считал Ф. Галь,
могут заменить анализ психических способностей человека.
Идеи Ф. Галя основывались на наблюдениях и умозрительных
заключениях.
Попытка же экспериментальной проверки френологии была предпринята
французским физиологом и врачом Ж. Флурансом (1794–1867). Ж. Флуранс
применял воздействие наркотиков на отдельные нервные центры и
использовал метод экстирпации (удаления) отдельных участков головного
мозга.

Результаты свидетельствовали о способности мозга восстанавливать
утраченные функции. Подводя итоги своих опытов, он пришел к выводу, что
мозг является целостным функциональным органом с выраженными
компенсаторными возможностями.
После работ Ж. Флуранса френология была в научных кругах
скомпрометирована, хотя многие продолжали ею увлекаться.


Графология (от двух греческих слов «пишу» и «учение») – это учение о
почерке, который признавался разновидностью выразительных движений,
отражающих психологические свойства и психофизиологические состояния
пишущего. Идея о связи почерка с душевными качествами человека возникла
давно. На их существование указывали Аристотель, Феофраст и многие
другие мыслители.

В 1622 году итальянский врач К. Вальдо опубликовал
работу с описанием способов определения особенностей личности по
почерку. Широкое распространение графология получила в 19 веке.
Сегодня наиболее достоверно установлена зависимость почерка от
эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей
нервной деятельности пишущего.

При некоторых психических заболеваниях
почерк приобретает специфические признаки. Например, почерк больных
шизофренией нередко отличается вычурностью, нарочитой
стилизованностью. В силу этого изучение почерка может иметь
диагностическое значение.

В криминалистике почерк анализируется с целью
выявления признаков, позволяющих идентифицировать преступников.
Существует судебное почерковедение. Отдельные приемы графологического
анализа в сочетании с другими методами применяются в исследованиях по
дифференциальной психологии и психофизиологии.


Хиромантия (от двух греческих слов «рука» и «пророчество») – одно из
наиболее древних учений об индивидуальных особенностях человека, чертах
его характера, пережитых им событиях, определяемых по кожному рельефу
ладоней. Рисунок на поверхности ладоней называется папиллярным (кончики
пальцев) и флексорным (ладонь). В своих истоках хиромантия тесно связана
с астрологией. Изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи
с наследственностью дало толчок к возникновению новой отрасли знаний –
дерматоглифики (от греческих слов «кожа» и «гравировать»). Папиллярный
рисунок индивидуален. Его уникальность, персональный характер
используются в криминалистике.
В середине прошлого, т.е. 20 века усилился интерес антропологов и
медиков к изучению дерматоглифики. Причиной этому послужили успехи в
области исследования хромосомных болезней человека. Появляются работы,
в которых указывается на связь между отдельными особенностями рисунков
кожных покровов и хромосомными аномалиями. Установлено типичное
расположение сгибательных борозд ладони при болезни Дауна.

Тем не менее,
уже сейчас психологи утверждают, что у здоровых людей разнообразие
папиллярных и ладонных рисунков очень велико. Г.И. Акинщикова в
комплексном лонгитюдном исследовании установила взаимосвязи между
некоторыми дерматоглифическими признаками и интеллектом, измеряемым
по тесту Векслера.


3. Зарождение научной психологической диагностики.


Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала
складываться на рубеже 19 и 20 веков под воздействием требований
практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями
в психологии.
1.Прикладная психология.
Собственно психологическая диагностика впервые появилась в рамках
психиатрического обследования. Первоначально она была представлена
обыкновенными вопросами относительно возраста, местожительства, даты
рождения, несложных математических операций. Таким образом, первым
предметом, к которому обратилась психодиагностика, были умственные
способности человека.
Более точным средством диагностики умственных способностей можно
считать задачи, чем-то похожие скорее на ребусы, требующие проявления
находчивости, критичности, предвидения, чем на задачи, связанные с
описанием предметов повседневной жизни, или задачи, направленные на
проверку памяти.
Одним из научных источников психологической диагностики считается
прикладная психология.
Те или иные аспекты прикладной психологии
прослеживаются во всех сферах производственной и общественной
деятельности человека. Медицинская, социальная, инженерная,
педагогическая психология, психология труда, безусловно, ставят перед
собой прикладные задачи. Задачи, которые решают названные
психологические области, социально значимы: отбор и подбор персонала,
определение готовности детей к обучению в школе, профессиональная
пригодность и т.п. Привлечение в область прикладных исследований
тестовых методик, построенных на теории тестов, считалось большим
прогрессом.
Начало психологической диагностике в качестве одной из дисциплин
прикладной психологии положит Ф. Гальтон. В 1883 году он опубликовал
работу «Исследование человеческих способностей и их развитие». Он
предложил проверять общие умственные способности человека с помощью
психометрического испытания.Понятие «тест» впервые применил для
быстрых и несложных проверок американский психолог Дж. Кэттелл.

В 1890 году вышла в свет его монография «Умственные способности, их
измерение», в которой предлагает примерно 50 простых испытаний.


Собственное развитие тестов интеллекта и способностей начинается
после 1905 года с изданием комплекса тестов для отбора детей в
специальные школы, которые составили А. Бине и Д. Симон.

 

Следует отметить возникновение другой крупной группы тестов. Речь
идет о так называемых проективных тестах, с помощью которых
предпринимается попытка выявить основные функции личности. Принцип
проекции появляется в словесно-ассоциативном методе К. Юнга в 1904-
1906г.
Тесты, основанные на вопросах, касающихся собственных переживаний
и поведения человека или его отношений начали возникать в 1930-х годах
под влиянием первого психологического вопросника, оставленного в 1917
году Р.С. Вудворсом с целью отличить призывников, страдающих неврозом,
от здоровых.
Г. Мюнстерберг закладывает основы психотехники – прикладного
направления, которое занималось преимущественно проблемами
профессионального отбора. В 1920-1930х годах психотехника интенсивно
развивалась в Советском Союзе. Однако позднее она была незаслуженно
забыта.
В настоящее время точная периодизация этапов становления
психологической диагностики отсутствует. Несмотря на это, целесообразно
рассмотреть психодиагностические идеи, сформированные в конце ХIХ и в
начале ХХ в.в. Именно в конце ХIХ века происходит становление научной и
практической психологической диагностики.
Это время ассоциируется с
зарождением экспериментального дифференциально-психологического
изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов и
потребностей практики. Введение в область психологических исследований
экспериментального метода, а также количественных (математических)
методов обработки и анализа результатов существенно изменило содержание
и смысл психологии вообще.
2.Экспериментальная психология.
Началом возникновения экспериментальной психологии условно
считается 1879 год, когда в Германии была открыта первая лаборатория
экспериментальной психологии. Ее основатель В.Вундт,
намечал
перспективы построения психологии как цельной науки, предполагал
разработку в ней двух непересекающихся направлений:
1.Естественно-научного, опирающегося на эксперимент;
2.Культурно-исторического, в котором главную роль призваны играть
психологические методы изучения культуры.
Одним из первых исследователей в экспериментальной психологии
считается Г. Фехнер.
Он ввел в психологию количественные меры, то есть
ввел измерение. Этот методологический принцип был положен в основу
дифференциальной психологии. Оттуда он перешел в психологическую
диагностику. До настоящего времени он используется при разработке и
апробации психодиагностических средств, доказательства надежности и
валидности методик.
Психологическая диагностика заимствовала у экспериментальной
психологии количественный принцип, превратившийся в методологический.
Он составляет основу всех процедур и оценок диагностических
возможностей тестов. Разработкой многочисленных процедур и приемов
экспериментальная психология фактически стимулировала развитие
психодиагностики.
3.Дифференциальная психология.
Другой, исторически не менее важный, источник психологической
диагностики заключен в дифференциальной психологии. Ее корни находятся,
как известно, в идеях дарвинизма, популярных в ХIХ в. и проникших в
психологию во многом благодаря исследованиям Ф. Гальтона. Именно он,
применяя экспериментально-психологические методики, впервые обратил
внимание на интериндивидуальные различия.
Тем не менее, основателем дифференциальной психологии
(индивидуальных различий) принято считать В. Штерна, который еще в
1900г. призывал психологов заниматься не только исследованием общих
психических закономерностей, но также и индивидуальностью.
Существенную роль в становлении дифференциальной психологии
сыграли А. Бине и В. Анри. В 1896 году докладом на тему «Индивидуальная
психология» они открыли новую предметную область психологических
исследований – индивидуальные различия. Переход от исследования
изолированных психических свойств к целостной индивидуальности
стимулировало возникновение особого предметного аспекта –
психодиагностики.
А. Бине теоретически обосновал и доказал практически возможность
диагностики высших психических процессов. Он впервые сконструировал
тест для измерения умственного развития детей.
После успеха А. Бине началась усиленная разработка
психодиагностических тестовых методик и быстрое внедрение их в практику
работы психологов.
4.Тестология.
Наиболее сильное влияние на становление психологической
диагностики как самостоятельной научной дисциплины оказала тестология –
направление в психологии, которое занимается теорией и методологией
разработки и проверки психологических тестов.
Интенсивное развитие
промышленности, вовлечение больших масс людей в процесс производства,
остро возникшая потребность общества в высококвалифицированных
рабочих побуждали к возникновению проблемы профессионального отбора и
профессиональной ориентации. Социально-экономическая ситуация
подталкивала к разработке и применению тестов. Тестология занималась
теорией и методологией разработки и проверки психологических тестов,
определением критериев качества тестов и их стандартизации.
Хотя история психологической диагностики насчитывает довольно
длительный срок, термин «психодиагностика» появился только в начале ХХ
века. Его распространение связано с именем швейцарского психолога,
ученого и врача Г. Роршаха.

В 1921 году вышла в свет его книга под
названием «Психодиагностика». Монография была посвящена возможности
распознания психических отклонений с помощью интерпретации
чернильных пятен, или как называл их сам Г. Роршах – клякс.
Можно заключить, что, несмотря на разнообразие источников, лежащих
в основе становления психологической диагностики, психодиагностика
сформировалась как самостоятельная прикладная психологическая
дисциплина. Развитию психологической диагностики способствовали
потребности в обществе, прежде всего развитие промышленности,
образования, медицины, военного комплекса в более точных количественных
методах оценки признаков свойств личности. Исходные позиции разных
авторов при построении психодиагностического инструментария различны.
В то же время общим для них служит цель психодиагностики.
4. История возникновения тестирования
Между теоретическими положениями, развиваемыми в рамках общей
психологии, и основами психодиагностики прослеживается тесная
внутренняя взаимосвязь. Представления о закономерностях развития и
функционирования психики являются отправным пунктом при выборе
психодиагностической методологии, конструировании
психодиагностических методик, их использовании в практике.
История психодиагностики — это и история появления основных
психодиагностических методик, и развитие подходов к их созданию на
основе эволюции взглядов о природе и функционировании психического
. В
этой связи интересно проследить, как формировались некоторые важные
психодиагностические методы в рамках основных школ психологии.
Первым исследователем, использовавшим в психологической
литературе термин интеллектуальный тест, был Дж. Кеттелл.
Первоначально в качестве тестов использовались обычные
экспериментально-психологические испытания. По форме они походили на
приемы лабораторного исследования, но смысл их применения был
принципиально иным.
Метод тестов получает широкое распространение. Новый шаг в его
развитии был сделан французским врачом и психологом А. Бине (1857-1911),
создателем самой популярной в начале XX в. серии интеллектуальных
тестов.
В 1904 г. Министерство образования Франции поручило А. Бине
заняться разработкой методик, с помощью которых можно было бы отделить
детей, способных к учению, от страдающих прирожденными дефектами и не
способных учиться в нормальной школе. Нужда в этом возникла в связи с
введением всеобщего образования. Одновременно потребовалось создание
специальных школ для умственно неполноценных детей. А. Бине в
сотрудничестве с Т. Симоном провел серию экспериментов по изучению
внимания, памяти, мышления у детей разного возраста (начиная с трех лет).
Проведенные на многих испытуемых экспериментальные задания были
проверены по статистическим критериям и стали рассматриваться как
средство определения интеллектуального уровня.
Первая серия тестов — Шкала Бине-Симона (Binet-Simon Intelligence
Development Echelle) появилась в 1905 г. Шкала А. Бине в последующих
редакциях (1908,1911) была переведена на немецкий и английский языки.
Самое широкое распространение получила вторая редакция шкалы, которая

отличалась тем, что в ней был расширен возрастной диапазон детей — до 13
лет, увеличено число задач и введено понятие умственного возраста.
Вторая редакция шкалы А. Бине послужила основой работы по
переводу, адаптации, проверке и стандартизации, проведенной в
Стэнфордском университете (США) коллективом сотрудников под
руководством Л.М. Термена (1877-1956). Первый вариант адаптации
тестовой шкалы был предложен в 1916 г. и имел так много серьезных
изменений по сравнению с основным, что был назван Шкалой интеллекта
Стэнфорд-Бине (Stanford-Binet Intelligence Scale). Основных нововведений по
сравнению с тестами Бине было два: введение в качестве показателя по тесту
коэффициента интеллектуальности и применение нового критерия оценки
тестирования, для чего вводится понятие статистической нормы.
Другим нововведением стэнфордских психологов явилось понятие
статистической нормы. Норма стала тем критерием, с которым можно было
сравнивать индивидуальные тестовые показатели и тем самым оценивать их,
давать им психологическую интерпретацию.
Шкала Стэнфорд-Бине рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет.
Она состояла из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным
критериям. Для каждого возраста наиболее типичный, средний показатель
выполнения был равен 100, а статистическая мера рассеяния, отклонения
индивидуальных значений от этого среднего (о) равнялась 16. Все
индивидуальные показатели по тесту, попадавшие в интервал х ± а, т. е.
ограниченные числами 84 и 116, считались нормальными,
соответствующими возрастной норме выполнения. Если тестовый показатель
был выше тестовой нормы (более 116), ребенок считался одаренным, а если
ниже 84, то умственно отсталым.
Шкала Стэнфорд-Бине получила популярность во всем мире. Она имела
несколько редакций (1937,1960,1972,1986). В последней редакции она
применяется и в настоящее время. Показатель IQ, получаемый по шкале
Стэнфорд-Бине, на долгие годы стал синонимом интеллекта. Вновь
создаваемые интеллектуальные тесты стали проверяться путем
сопоставления с результатами шкалы Стэнфорд-Бине.
Следующий этап развития психологического тестирования
характеризуется изменением формы проведения тестового испытания. Все
тесты, созданные в первом десятилетии XX в., были индивидуальными и
позволяли вести опыт только с одним испытуемым. Использовать их могли
лишь специально подготовленные психологи, имеющие достаточно высокую
квалификацию.
Эти особенности первых тестов ограничивали их распространение.
Практика же требовала диагностировать большие массы людей с целью
отбора наиболее подготовленных к тому или иному виду деятельности, а
также распределения людей по разным видам деятельности в соответствии с
их индивидуальными особенностями. Поэтому в США в период Первой
мировой войны появилась новая форма тестовых испытаний — групповое
тестирование.
Необходимость как можно быстрее отобрать и распределить
полуторамиллионную армию рекрутов по различного рода службам, школам
и училищам заставила специально созданный комитет поручить А.С. Отису
(1886-1963) разработку новых тестов. Так появились две формы армейских
тестов — Альфа (Army Alpha) и Бета (Army Beta). Первая из них
предназначалась для работы с людьми, знающими английский язык. Вторая
— для неграмотных и иностранцев.
Групповые (коллективные) тесты не только делали реальными
испытания больших групп, но наряду с этим допускали упрощение
инструктирования, процедуры проведения и оценки результатов тестирования. К тестированию начали привлекаться люди, не имеющие
настоящей психологической квалификации, а всего лишь обученные
Двадцатые годы прошлого столетия характеризовались настоящим
тестовым бумом. Быстрое и широкое распространение тестологии было
обусловлено прежде всего ее направленностью на оперативное решение
практических задач.
На протяжении первой половины XX в. специалистами в области
психологической диагностики было создано множество разнообразных
тестов. При этом, разрабатывая методическую сторону тестов, они доводили
ее до совершенства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: