Общение с достойными людьми.





Поскольку Дхамма состоит в основном из качеств ума, любая письменная фиксация Дхаммы — это лишь бледная тень описываемого. То есть чтобы прочувствовать истинный масштаб Дхаммы, вы должны отыскать людей, в чьих мыслях, словах и поступках воплощается Дхамма, и общаться с ними так, чтобы перенять от них столько Дхаммы, сколько возможно. Отрывки, объясняющие этот фактор, дают советы в двух областях: как распознать достойных людей и как общаться с ними, когда вы их нашли.

Прямой знак достойности — благодарность.

«Достойный человек благодарен и признателен за помощь, оказанную ему. Благодарность и признательность — вторая натура хороших людей.

— AN 2.31

Благодарность является необходимым признаком достойности, потому что люди, которые не признают и не ценят доброту и честность в других, вряд ли приложат усилия, чтобы стать достойными. Тем не менее, достойность не заключается в одной благодарности. Сущность достойности заключается в трех качествах: правдивости, безвредности и различении.

«Бывает, монах живёт на иждивении некоего города или деревни. Тогда домовладелец или сын домовладельца идёт к нему и наблюдает в нём три психических качества — качества, основанные на жадности, качества, основанные на отвращении, качества, основанные на заблуждении: «Есть ли в этом достопочтенном такие качества, основанные на жадности… отвращении… заблуждении, что обуянный ими, он может сказать «Я знаю», когда не знает, или сказать «Я вижу», когда не видит; или, что он может призвать других совершать такие поступки, что принесут им долговременный вред и боль?» Когда он наблюдает за ним, он узнает «В этом достопочтенном нет таких качеств… Телесно и словесно он ведет себя как тот, кто не жаден… не враждебен… не невежественен. И Дхамма, которой он учит — глубока, трудна для понимания, трудна в осуществлении, исполнена покоя, беспримесна, вне досягаемости домыслов, должна быть освоена мудрым.»

— MN95

Как показывает этот отрывок, знание о праведности человека требует такого наблюдения за его поведением, чтобы можно было с уверенностью сделать вывод о качестве его ума. В свою очередь, такой уровень уверенности требует не только наблюдательности, но и способности различать и готовности уделить время, ведь, как отмечается в другом отрывке, видимость духовной чистоты легко подделать.

«В то время царь Пасенади Косала пришёл к Благословенному, прибыв, поклонился ему, сел в стороне. Затем семеро аскетов со скрученными волосами, семеро аскетов-джайнов, семеро обнажённых аскетов, семеро аскетов, носящих одну одежду и семеро странников — их ногти сильно отрасли, волосы на их телах сильно отрасли — прошли мимо, неподалеку от Благословенного… Увидев их, царь Пасенади переложил свою верхнюю одежду на одно плечо, склонился, припав правым коленом к земле, приветствовал аскетов, сложив руки у сердца, и трижды объявил им своё имя: «Я царь, достопочтенные господа, Пасенади Косала. Я царь, достопочтенные господа, Пасенади Косала. Я царь, достопочтенные господа, Пасенади Косала «. Затем, вскоре после того, как аскеты прошли, он вернулся к Благословенному и приблизившись, поклонился ему, сел в стороне. Сидя так, он сказал Благословенному: «Из тех ли они, кто в этом мире арахант или на пути к арахантству?»

«Ваше величество, как мирянину, наслаждающемуся чувственными удовольствиями, живущему в окружении жён и детей, использующему ткани из Каси и сандаловое дерево, украшенному гирляндами, благовониями и притираниями, обращающемуся с золотом и серебром, трудно тебе узнать араханты ли они и на пути ли к арахантству.

[1] «Это благодаря совместной жизни нравственность человека может стать известна, и только после длительного периода времени, не после короткого; и тому, кто внимателен, не тому, кто невнимателен; тому, кто различает, не тому, кто не различает.

[2] «Это при ведении дел с человеком его чистота может стать известна….

[3] «Это через невзгоды стойкость того человека может стать известна…

[4] «Это через общение с ним мудрость того человека может стать известна, и только после длительного периода времени, не после короткого; тому, что внимателен, не тому, кто невнимателен; тому, что различает, не тому, что не различает.»

«Как удивительно, владыка! Как восхитительно! Как хорошо это изложено Благословенным! … Те люди, владыка, мои лазутчики, мои разведчики, что возвращались, пройдя по окраинам. Они шли впереди, я за ними. Сейчас, когда они отёрли с себя пыль и грязь, хорошо выкупались и надушились, остригли волосы и бороды и надели белые одежды, они будут наделены и обеспечены пятью видами чувственных удовольствий».

— Ud 6,2

AN 4.192 дополняет эти положения, указывая, что способность распознать достойного человека требует, чтобы и вы имели стойкое ощущение собственной чистоты. В самом деле, MN 110 настаивает на том, что в своих действиях, воззрениях и дружеских отношения вы сами должны быть достойными людьми, если хотите распознать достойность в других.





Читайте также:
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...
Какие слова найти родителям, чтобы благословить молодоженов?: Одной из таких традиций является обязательная...
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.011 с.