Слушание Истинной Дхаммы.




Когда вы, насколько позволяют ваши способности, определили, что некие люди являются воплощением чистоты, сутты советуют слушать их Дхамму — и чтобы узнать о них, для дальнейшего испытания их чистоты, и чтобы учиться у них, чтобы получить представление о том, какой может быть Дхамма. И опять же, сутты рекомендуют и как слушать Дхамму, и как распознать истинную Дхамму, когда вы её слышите.

MN 95 советует вам проводить время рядом с достойными людьми, вырабатывать уважением к ним, а также обращать пристальное внимание на их Дхамму.

SN 6.2 и AN 8.2 объясняют цель уважения: оно является предварительным условием для обучения. Нигде это подробней не раскрывается, но истина достаточно очевидна. Вы обнаруживаете, что легче учиться у того, кого вы уважаете, а не у того, кого не уважаете. Уважение раскрывает ум и уменьшает действие предубеждений, освобождая тем самым пространство для новых знаний и умений. В то же время, человек, который может преподать ценные уроки, будет с большей охотой учить того, кто проявляет к нему уважением, чем того, кто этого не делает. Тем не менее, уважение не обязательно подразумевает полное принятие наставлений. Всё же отчасти цель слушания Дхаммы заключается в испытании достойности воззрений учителя. Полное принятие может придти только тогда, когда вы претворили наставления в практику и отведали её результатов. Вот почему Виная, монашеская дисциплина, никогда не требует, чтобы ученик принимал обет подчинения учителю. Здесь уважение означает, по словам Sn 2.9, отсутствие упрямства. Или, словами AN 6.99, «терпение в следовании наставлениям»: готовность слушать с открытым умом, уделять время и прилагать усилия, необходимые, чтобы всерьез опробовать наставления, которые кажутся разумными.

Разумность наставления можно поверять основным принципом достойных воззрений, как это объясняется в MN 110. Этот принцип — убежденность в камме, результативности человеческих поступков: люди ответственны за свои поступки, их намерения определяют качество их поступков — умелость и неумелость, поступки дают результат, и качество поступка определяет качество результата. Человеку, который не верит в эти принципы, нельзя доверять.

Поскольку различение умелого и неумелого занимает центральное место в принципе каммы — а также и во всём деле прекращения страдания и напряжения — MN 135 советует начинать общение с возможным учителем вопросом:

«Что является умелым? Что является неумелым? Что предосудительно? Что неосуждаемо? Что следует развивать? Чего не следует развивать? Что, будучи совершенным мною, принесет мне долговременный вред и страдание? И, что, будучи совершенным мною, принесет мне долговременное благополучие и счастье»?

Тексты дают несколько примеров того, что можно назвать наименьшим общим знаменателем при суждении о том, что ответы воплощают в себе достойность. В сущности, эти наставления представляют собой «то, что работает» при устранении явного уровня страдания и напряжения в жизни человека.

«Итак, что является неумелым? Отнятие жизни — неумело; присвоение того, что не дано… сексуальные проступки… ложь… оскорбления… сплетни, вызывающие рознь… пустая болтовня — неумела. Жадность … враждебность … неправильные воззрения — неумелы. Вот что называется неумелым.»

«А каковы корни неумелого? Жадность — корень неумелого, отвращение — корень неумелого, заблуждение — корень неумелого. Их называют корнями неумелого.»

«А что является умелым? Воздержание от отнятия жизни — умело, воздержание от присвоения того, что не дано… от сексуальных проступков… от лжи… от сплетен, вызывающих рознь… воздержание от пустой болтовни — умело. Отсутствие жадности… отсутствие враждебности… правильные воззрения — умелы. Вот называется умелым.»

«А каковы корни умелого? Отсутствие жадности — корень умелого, отсутствие отвращения — корень умелого, отсутствие заблуждения — корень умелого. Их называют корнями умелого «.

— MN9

«Эти три вещи провозглашены мудрыми людьми, теми, кто действительно добродетелен. Какие три? Щедрость … уход [из жизни домовладельца] … и служение своей матери и отцу. Эти три вещи провозглашены мудрыми людьми, теми, кто действительно добродетелен».

— AN 3.45

Однако истинная Дхамма имеет измерения, выходящее далеко за пределы того наименьшего общего знаменателя. Повторяя слова MN 95, она «глубока, трудна для понимания, трудна в осуществлении, исполнена покоя, беспримесна, вне досягаемости домыслов, должна быть освоена мудрым.». Принцип умелости — принцип причин и следствий, который может быть проверен нашими собственными поступками — всё ещё применим в этом измерении, но нормы «того, что работает» на этом уровне, соответственно, более тонки. Два известных отрывка показывают каковы эти нормы.

«Готами, дхаммы о которых ты знаешь «Эти дхаммы ведут к страсти, не к бесстрастию; к скованности, не к нескованности; к накоплению, не к избавлению; к самовозвеличиванию, не к скромности; к неудовлетворенности, не к удовлетворенности; к впутанности, не к уединению; к лени, не к упорству; к обремененности, не к необремененности», их уверенно можешь рассматривать, как «Это не Дхамма, это не Виная, это не наставления Учителя.

А что касается дхамм, о которых ты знаешь «Эти дхаммы ведут к бесстрастию, не к страсти; к нескованности, не к скованности; к избавлению, не к накоплению; к скромности, не к самовозвеличиванию; к удовлетворенности, не к неудовлетворенности; к уединению, не к впутанности; к возникновению упорства, не к лени; к необремененности, не к обремененности», их уверенно можешь рассматривать как «Это Дхамма, это Виная, это наставления Учителя.»

— AN 8.53

«Упали, дхаммы, о которых ты знаешь: «Эти дхаммы не ведут к полному раз-очарованию, к бесстрастию, к прекращению, к успокоению, к непосредственному знанию, к самопробуждению, к Несвязанности», их уверенно можешь рассматривать как «Это не Дхамма, это не Виная, это не наставления Учителя.»

А что касается дхамм, о которых ты знаешь,» Эти дхаммы приводят к полному раз-очарованию, к бесстрастию, к прекращения, к успокоению, к непосредственному знанию, к самопробуждению, к Несвязанности», из уверенно можешь рассматривать, как «Это Дхамма, это Виная, это наставления Учителя».

— AN 7.83

AN 8.30 несколько расширяет принципы первого, из этих двух отрывков. Но сейчас мы сосредоточимся на положениях, в которых два эти отрывка совпадают — в условии, что Дхамма ведет к бесстрастию и к несвязанности — ведь стандартный критерий подлинного переживания Освобождения состоит в возникновении бесстрастия и отсечении пут ума.

«Есть десять пут … Воззрения об индивидуальности, неуверенность, привязанность к практикам и предписаниям, чувственное желание и враждебность. Это пять низших пут. А каковы пять высших пут? Страсть к форме, страсть к бесформенному, самомнение, беспокойство и неведение. Вот пять высших пут».

— AN 10.13

Как объясняется в MN 118, вхождение в поток отсекает первую тройку пут; возвращение однажды, второй уровень Пробуждения, ослабляет страсть и заблуждение; невозвращение, третий уровень, отсекает путы чувственного желания и враждебности; и араханство, окончательный уровень Пробуждения, отсекает оставшиеся пять.

В конечном счете, единственное доказательство того, что наставление ведет в этом направлении возможно, когда вы претворяете это наставление в практику, действительно начинаете отсекать путы ума. Но, в качестве предварительного упражнения, вы можете размышлять о наставлении, чтобы увидеть есть ли в нём смысл, есть ли веская причина верить, что оно ведёт в правильном направлении.

«Услышав Дхамму, человек запоминает её. Помня её, он проникает в смысл этой Дхаммы. Проникая в смысл, он приходит к согласию с Дхаммой посредством обдумывания. Когда есть согласие, возникшее при обдумывании, возникает желание. С возникновением желания, в нём возникает готовность. Будучи готов, он созерцает (букв. «взвещивает», «сравнивает»).

— MN9

Процесс обдумывания, взвешивания и сравнения наставлений основывается на усвоении правильного отношения и задавании правильных вопросов о них. Как указано в AN 2.25, смысл некоторых наставлений нужно истолковывать, тогда как смысл других — не нужно, и ошибочно понимать, какое из конкретных наставлений к какой классу принадлежит — это серьезная ошибка. Здесь начинается действие следующего фактора вхождения в поток.

Надлежащее внимание

MN 2 разграничивает надлежащее и ненадлежащее внимание на основе вопросов, которые вы решаете исследовать, размышляя о Дхамме.

«Когда необученный, заурядный человек не различает, какие идеи стоят внимания или какие идеи не стоят внимания… Вот как он обращает внимание ненадлежащим образом: «Существовал ли я в прошлом? Или не существовал в прошлом? Кем я был в прошлом? Каким образом я существовал в прошлом? Кем быв, кем я стал в прошлом? Буду ли я существовать в будущем? Или не буду существовать в будущем? Кем я буду в будущем? Каким образом я буду существовать в будущем? Кем быв, кем я стану в будущем? Или же он внутренне смущен настоящим: «Существую ли я? Или я не существую? Кто я есть?» Каким образом я существую? Откуда возникло это существо? Куда оно направится?»

«Когда он таким ненадлежащим образом обращает внимание, у него возникает одно из шести воззрений: Воззрение у меня есть «я» возникает у него как истинное и признанное, или воззрение у меня нет «я» … или воззрение именно посредством «я» я воспринимаю «я» … или воззрение именно посредством «я» я воспринимаю «не-я» … или воззрение именно посредством «не-я» я воспринимаю «я» возникает у него как истинное и признанное, или же у него возникает воззрение: Вот моё «я» — знаток, воспринимающий здесь и там созревание добрых и злых поступков — и это моё «я» постоянно, бессмертно, непреходяще, не подвержено изменениям и пребудет на вечные времена.» Это называется зарослями воззрений, чащей воззрений, искривлением воззрений, корчами воззрений, путами воззрений. Связанный путами воззрений, необученный заурядный человек не освобождается от рождения, старения и смерти, от печали, плача, боли, горя и отчаяния. Говорю вам, он не освобождается от напряжения»

«Хорошо обученный последователь благородных… различает, какие идеи стоят внимания и какие идеи не стоят внимания… Он обращает внимание надлежащим образом: Вот напряжениеВот возникновение напряжения… Вот прекращение напряжения… Вот путь, ведущий к прекращению напряжения. Когда он так надлежащим образом обращает внимание, у него устраняются трое пут: воззрения об индивидуальности, сомнение, привязанность к предписаниям и практикам»

— MN 2

От пренебрежения наставлением о том, что является или не является подходящим предметом для внимания, в истории Буддистской мысли возникло изрядное число разногласий. О том, как определить личность человека — об ответе на вопрос «Кто я есть?», или о существовании или несуществовании «я» — об ответе на вопросы «Существую ли я? Или я не существую?» буддисты безуспешно спорили веками, этот спор продолжается и сейчас. Бесплодность же этого спора лишь снова и снова подтверждает мысль, высказанную в том отрывке: любой ответ на эти вопросы приводит к опутанности теми путами, которые Дхамма призвана отсечь.

Чтобы избежать этих противоречий, в отрывке рекомендуется сосредоточиться на четырех истинах, которые являются подходящим предметом для внимания — напряжении, его возникновении, его прекращении и пути практики, который ведет к прекращению напряжения. Эти истины напрямую связаны с вопросом умелости, который раскладывает действительность на два набора переменных: причина и следствие, умелое и неумелое. Возникновение напряжения — это неумелая причина, её следствие — напряжение. Путь, ведущий к прекращению напряжения — умелая причина, её следствие — прекращение напряжения. Рассматривать опыт с этой точки зрения — значит обращать внимание надлежащим образом, это помогает отсечь путы, лежащие в основе неумелости ума.

Например, SN 56.11 определяет истину напряжения как пять совокупностей привязанностей — привязанность к форме, чувствам, восприятию, конструкциям и сознанию — и утверждает, что эту истину следует осмыслять таким образом, чтобы она приводила к бесстрастию относительно привязанности. Это также является функцией надлежащего внимания.

Добродетельному монаху следует надлежащим образом рассматривать эти пять совокупностей привязанностей как непостоянные, приносящие страдание, как болезнь, бедствие, стрелу, как болезненные, как несчастье, как чуждые, как разрушение, как пустые, как безличные. Ведь возможно, что добродетельный монах, надлежащим образом рассматривая эти пять совокупностей привязанностей как непостоянные… безличные, осуществит плод вхождения в поток»

— SN 22.122

Итак, надлежащее внимание требует исследовать Дхамму не только такой, какой она представлена в наставлениях, но и такой, какой она предстаёт в непосредственных переживаниях ума.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: