Практическая работа № 9
Тема: Получение газов
Цель работы: получение и изучение некоторых свойств газообразных неорганических веществ, их идентификация с помощью качественных реакций, соблюдая правила ОТ и ТБ.
Оборудование: штативс пробирками, стеклянная газоотводная трубка с пробкой, спиртовка, спички, держатель для пробирок, лучина, реактивы (перманганат калия, гидроксид кальция, цинк, соляная кислота, карбонат кальция, гидроксид натрия, вода, индикатор универсальный, хлорид аммония).
Краткие теоретические сведения
Молекулы газообразных веществ находятся далеко друг от друга. Газы не имеют собственного объема и формы. Газы могут смешиваться друг с другом в любых отношениях. Газы легко сжимаются, при этом давление газа на стенки сосуда увеличивается.
Водород элемент с порядковым номером 1, его относительная атомная масса 1, 008. Электронная формула атома водорода: 1s². Молекулярная формула: Н2. Степень окисления +1, реже -1. Э.О.- 2,1. Водород – это газ без цвета и запаха, в 14 раз легче воздуха, трудно сжижаемый газ, плохо растворим в воде, хорошо растворим в некоторых металлах (никель, платина). Химически он мало активен из-за прочной химической связи в молекуле. В химических реакциях водород может быть как восстановителем, так и окислителем. Химическая активность водорода проявляется при нагревании, в присутствии катализаторов (никель, платина, палладия).
Получение водорода:
Лабораторные способы
а). Взаимодействие металлов, находящиеся в ряду напряжения до водорода, с кислотами (HCl, разб. H2SO4): Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
Водород собираем способом вытеснения воздуха, так как водород легче воздуха (пробирка вверх дном). Качественной реакцией на определения водорода: при поднесении пробирки с собранным водородом к открытому огню слышим хлопок.
|
б). Взаимодействие щелочных или щелочноземельных металлов с водой:
Ca + 2Н2О = Ca(ОН)2 + H2↑
в). Взаимодействие Zn, Si, Al с водными растворами щелочей:
Si + 2NaOH+ Н2О = Na2SiO3 + 2H2↑
Промышленное производство
Из газообразных, твердых, жидких горючих ископаемых, а также воды.
а). Конверсия метана с водяным паром: СН4 + Н2О =(эл-з, tºC, кат.)= СО+ 3H2↑
б). Газификация твердого топлива: С(уголь) + Н2О = СО+ H2 - «водяной пар»
в). Электролитическое разложение воды в присутствии щелочей:
2Н2О =(NaOH)= 2H2↑+ О2↑
Кислород элемент с порядковым номером 8, его относительная атомная масса 15, 999. Электронная формула атома кислорода: 1s²2s²2p. Молекулярная формула: О2.
Степень окисления чаще -2 (искл. Н2О2 пероксида водорода). Э.О.- 3,5.
Кислород – это газ без цвета и запаха, тяжелее воздуха, в воде малорастворим; он сильный окислитель, вступает в химические реакции со всеми элементами, кроме благородных газов.
Получение кислорода:
Лабораторный способ
Термическое окислительно-восстановительное разложение солей:
2КМnO4 =(tº)= O2↑+МnO2 + К2МnO4
Кислород собираем способом вытеснения воздуха, так как кислород тяжелее воздуха (пробирка вниз дном). Качественной реакцией на определения кислорода: тлеющая лучинка вспыхивает ярким пламенем, при поднесении её к пробирке с собранным кислородом.
Промышленное производство
а). Ректификация жидкого воздуха (отделение от N2);
б). Электролитическое разложение воды в присутствии щелочей:
2Н2О =(NaOH)= 2H2↑+ О2↑
|
Аммиак (NH3 ) – нитрид водорода, газ без цвета с характерным запахом, легче воздуха, хорошо растворим в воде (10%- 25% раствор – «нашатырный спирт»), ядовит. Аммиак химически очень активен, образует разнообразные органические и неорганические соединения. Аммиак обладает основными свойствами, так как способен присоединять ион водорода Н+. Поэтому окрашивает бумажный индикатор в синий цвет.
Получение аммиака:
Промышленный синтез в присутствии катализатора, при температуре и высоком давлении
(до 1000ат): 3Н2 + N2 = 2NH3 +Q;
Лабораторный способ. Действие щелочей на твердые соли аммония:
2NH4Cl + Ca(ОН)2 = 2NH3↑ + CaCl2 + 2H2O
NH4Cl + NaОН = NH3↑ + NaCl + H2O
Углекислый газ (СО2) – диоксид углерода, бесцветный, негорючий газ, значительно тяжелее воздуха, со слабым кисловатым запахом и вкусом. При низких температурах превращается в твёрдую снегообразную массу («сухой лёд»). Химически диоксид углерода – довольно инертное вещество. Основной тип взаимодействия СО2связан с проявлением свойств кислотного оксида.
Получение углекислого газа:
а). Разложение карбонатов и гидрокарбонатов при температуре:
СаСО3 = СаО + СО2 ↑; 2NаНСО3 = Nа2СО3 + СО2 ↑ + H2O
б). Сжигание угля и других видов топлива: СxHy + О2 = СО2 ↑ + H2O
в). Действие сильных кислот на карбонатов и гидрокарбонатов:
СаСО3 + 2НСl = СаСl2 + СО2 ↑ + H2O
г). Спиртовое брожение глюкозы: С6Н12О6 =(ферменты)= 2СО2↑ + 2С2Н5ОН
Качественной реакцией на определения углекислого газа- помутнение «известковой воды» Са(ОН)2: Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3↓ + H2O
Качественной реакцией называют химическую реакцию нахождения ионов реагентами, характеризующиеся изменением цвета (пламени, осадка, раствора).
|
Примеры: NН4Сl + NаОН → NН3↑ + H2O + NаСl (запах аммиака, посинение индикатора универсального – это качественная реакция на ионы аммонии NН4+);
ВаСl2 + Nа2SO4 → ВаSO4↓ + 2NаСl (белый осадок сульфата бария - это качественная реакция на ионы бария Ва²+);
NаСl + АgNO3→АgСl↓ + NаNO3 (белый осадок хлорида серебра - это качественная реакция на ионы хлора Сl-);
Nа2СО3 + 2НСl = 2NаСl + СО2 ↑ + H2O (выделение газа - это качественная реакция на ионы карбоната СО3² -).
Индикаторы – органические вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от pН среды.
Задание практической работы №9
Провести опыты и результаты оформить в таблицу №1.
Опыт №1. Получение водорода
- В пробирку поместить гранулу цинка и прилить 1-2 мл соляной кислоты.
Что наблюдаете? Запишите. Напишите уравнение реакции.
- Накройте пробирку с цинком пробиркой большего диаметра. Через 1-2 мин поднимите большую пробирку вверх и, не переворачивая её, закрыв пальцем, поднесите к пламени спиртовки, откройте пробирку.
Что наблюдаете? Запишите. Напишите уравнение реакции.
Почему водород собирали в перевернутую вверх дном пробирку? Запишите.
Опыт №2. Получение кислорода
- В пробирку с держателем насыпать 3-4 кристаллика перманганата калия (КМnO4), нагреть над огнем спиртовки.
Что наблюдаете? Запишите. Напишите уравнение реакции.
- Подготовьте тлеющую лучинку (подожгите её и, когда она загорится, взмахнув, погасите).
Поднесите тлеющую лучинку к пробирке с перманганата калия.
Что наблюдаете? Запишите. Напишите уравнение реакции.
Почему пробирку для сбора кислорода держали вниз дном? Запишите.
Опыт №3. Получение углекислого газа
- В сухую пробирку поместить кусочек мела и прилить 1-2 мл соляной кислоты.
Что наблюдаете? Запишите. Напишите уравнение реакции.
- Заткните пробирку с мелом и соляной кислотой пробкой со стеклянной газоотводной трубкой и опустите конец газоотводной трубки в пробирку с прозрачным раствором известковой воды
Что наблюдаете? Запишите. Напишите уравнение реакции.
Опыт №4. Получение аммиака
- В пробирку прилейте 1-2 мл раствора хлорида аммония и 1-2 мл раствора гидроксида натрия.
- Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте в пламене спиртовки.
Что наблюдаете? Запишите. Напишите уравнение реакции.
- Поднесите к отверстию пробирке универсальный индикатор. Что наблюдаете? Запишите.
- Осторожно понюхайте выделяющийся газ. Что ощущаете? Запишите.
Контрольные вопросы к теоретической части темы:
1. Почему платина и никель часто используются в качестве катализаторов реакций с участием водорода?
2. Каким способом собирают полученный водород, кислород?
3. Какие из полученных газов тяжелее воздуха (Мrвозд= 29г/моль)?
4. Как различить по запаху аммиак (NН3) и диоксид углерода (СО2)?
5. Почему необходимо кислоту лить в воду, а не наоборот? Правила работы с кислотами.
6. Почему, при работе с газоотводной трубкой, горелку из под пробирки с реакционной смесью убирают когда конец трубки, опущенный в жидкость, удален из неё? Правила работы с газоотводной трубкой.
7. Что такое качественная реакция, для чего нужен индикатор?
Удовлетворительно ставится при выполнении всех экспериментов, которые имеют полное оформление. Хорошо ставится при выполнении всех экспериментов, которые имеют полное оформление, и вывод по работе. Отлично ставится при выполнении всех экспериментов, которые имеют полное оформление, вывод и наличие ответов на контрольные вопросы.
! Практическую работу оформить на отдельном листке тетради, который можно будет вставить в тетрадь для практических работ, фото работы прислать по электронной почте natasha.klyueva.76@bk.ru
Письмо подписать фамилия, группа!!!
Записать: Практическая работа № 9
Тема: Получение газов
Цель: получение и изучение некоторых свойств газообразных неорганических веществ.
Оборудование: штативс пробирками, стеклянная газоотводная трубка с пробкой, спиртовка, спички, держатель для пробирок, лучина, реактивы.
Ход работы:
Провести опыты и результаты оформить в таблицу №1.
Вещества | Уравнения | Вывод |
Опыт1 гранула цинка и 1-2 мл соляной кислоты | Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑ | При поднесении к пробирке с полученным газом зажженную лучину слышим хлопок. Получили водород. |
Опыт2 3-4 кристаллика перманганата калия (КМnO4), нагреть над огнем спиртовки. | 2КМnO4 =(tº)= O2↑+МnO2 + К2МnO4 | Тлеющая лучина вспыхивает при опускании в пробирку с выделяющимся газом. Кислород поддерживает горение. Получили кислород. |
Опыт3 кусочек мела и соляная кислота | СаСО3 + 2НСl = СаСl2 + СО2 ↑ + H2O | Газ имеет кисловатый запах. Получили углекислый газ. |
Опыт4 хлорид аммония и гидроксид натрия | NН4Сl + NаОН → NН3↑ + H2O + NаСl | Газ с резким и неприятным запахом, индикаторная бумага синеет. Получили аммиак. |
Вывод:
Ответы на контрольные вопросы:
Контрольные вопросы к теоретической части темы:
1. Почему платина и никель часто используются в качестве катализаторов реакций с участием водорода?
2. Каким способом собирают полученный водород, кислород?
3. Какие из полученных газов тяжелее воздуха (Мrвозд= 29г/моль)?
4. Как различить по запаху аммиак (NН3) и диоксид углерода (СО2)?
5. Почему необходимо кислоту лить в воду, а не наоборот? Правила работы с кислотами.
6. Почему, при работе с газоотводной трубкой, горелку из под пробирки с реакционной смесью убирают когда конец трубки, опущенный в жидкость, удален из неё? Правила работы с газоотводной трубкой.
7. Что такое качественная реакция, для чего нужен индикатор?
!!!Ваша работа будет зачтена при полном оформлении работы, включая вывод и наличие ответов на контрольные вопросы.