Мир человеческих ценностей невероятно многообразен. Классифицировать ценности возможно по многим основаниям. Критерием их классификации могут быть объективные характеристики явлений, выступающих ценностями.
Дифференцируя ценности по субъектам и носителям, выделяют ценности общества в целом, социальной группы, коллектива, индивида. По сферам жизнедеятельности ценности можно объединить в такие группы, как моральные ценности, экономические, политические, религиозные, гражданские и т.д.
Одной из самых распространенных и обобщающих типологий ценностей является их разделение на ценности-цели и ценности-средства.
Классификация ценностей
1. Традиционные - ориентированы на сохранение и воспроизводство сложившихся норм и целей жизни. Современные - возникают под влиянием изменений в общественной жизни.
2. Базовые - характеризуют основные ориентации людей в жизни и основных сферах деятельности. Формируются в процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно стабильными и второстепенные.
3. Терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни) и инструментальные (одобряемые в данном общества средства достижения целей).
4. Возможна иерархия от низших ценностей к высшим.
Исследование ценностей и ценностных ориентиров у старших подростков МБОУ«СОШ-ДС №37»
На глазах современного поколения происходят колоссальные перемены, затрагивающие все сферы жизнедеятельности общества, влияющие на весь уклад жизни современного человека.
Для данного исследования было важно выявить факторы, которые влияют на развитие ценностных ориентаций подростков. Среди учащихся 9-х классов было проведено анкетирование, в котором участвовали около сорока учащихся. Анкетирование должно показать насколько ученики уверены в себе, ответственные, целеустремлённые и общительные.
|
Анкета
№ | Вопрос | Да | Нет |
Правда ли, что мелкие неудобства не способны помешать вам получить удовольствие? | |||
Вы можете вспомнить имена тех, с кем вы дружили в детском саду, в школе? | |||
У вас есть мечта, осуществить которую вы намерены во что бы то ни стало? | |||
Вы считаете, что вам повезло в жизни с друзьями, любимыми, вы счастливы? | |||
Вы считаете себя целеустремленным и волевым человеком, явным лидером? | |||
Поддадитесь ли вы на уговоры друзей пойти повеселиться, если у вас не закончена работа? | |||
От любимой работы вы получаете удовольствие не меньше, чем от общения с друзьями? | |||
Вы можете так увлечься книгой или заболтаться с другом, что забываете о важном деле? | |||
Окружающие часто интересуются вашей точкой зрения? | |||
Вы верите в свои силы и способности и никогда не падаете духом в тяжелые минуты? |
Рисунок 1
Из диаграммы (см. рис. 1) мы можем увидеть, что у 20% опрошенных проявляется больше уверенность в себе, у 20% проявляется ответственность, 25% учащихся склонны к целеустремлённости, и 35% учеников больше близки к общению.
Итак, мною были проанализированы анкеты учащихся 9-х классов в количестве 40 человек Средней общеобразовательной школы-детский сад №37 г. Симферополя и выполнено заключения о том, то что разделение ценностей нынешних подростков можно толковать как неоднородное. Однако заметна некоторая тенденция доминирования ценностей личностного характера над социально ориентированными. Видно, что ученики больше любят общение между собой, но ещё у них проявляется большая целеустремлённость. Заметно, что большинство учащихся готовы отложить работу ради общения с друзьями, что не очень хорошо, хотя к работе они относятся ответственно.
|
Заключение
3.1 Выводы
На сегодняшний день признано то, что ценность не существует "сама по себе", но проявляется как элемент действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться абсолютными, в виде материальных и нематериальных вещей, либо заключаются в его биологических потребностях.
Я считаю, что подросткам нужно предоставить самостоятельность, ведь они не смогут сформироваться как личности. От того, какие ценности современных подростков, зависит не только их будущее, но и будущее всего общества, поэтому важно закладывать такие общественно-полезные ценности. А недоверие к юности, её ценностям – это недоверие к своему будущему.
3.2 Перспективы
Анкетирование показало, что ученики самостоятельные, но они не сильно задумываются о своём будущее. Но надеюсь, что моё исследование позволит подросткам обдумать свои жизненные ценности, а также позволит им изменится в лучшую сторону.
3.3 Список используемой литературы
Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М. – 1978
Михайлева Е.Г. Ценности и ценностные ориентации в современной образовательной среде.- М.-2004.
Лежнина Ю.П. «Семья в ценностных ориентациях», журнал «Социс» №12, 2009г.