Современное состояние комплекса




Следует отметить большую роль национального транспортно-дорожного комплекса (ТДК) не только как инфраструктуры внешнеэкономических связей Украины, но и как важной составляющей глобальной транспортно-коммуникационной системы, обеспечивающей динамическое развитие мировой торговли (наше государство находится в зоне разветвленной системы международных транспортных коридоров - МТК). Вместе с тем в Украине растущий спрос на транспортное обслуживание сопровождается повышением требований к его качественным характеристикам.

За годы независимости в Украине значительно (почти на 5%) уменьшилась протяженность эксплуатируемых железнодорожных путей, однако выросла доля электрифицированных (с 35,6% в 1990 г. до 44,9% в 2009 г.). С более чем 4 тыс. км водных путей до 2,15 тыс. км уменьшилась протяженность речных водных артерий, используемых для перевозки грузов и пассажиров. В настоящее время они представлены преимущественно протяженностью русел Днепра и Дуная. Растут общая протяженность автомобильных дорог и доля дорог с твердым покрытием. Между тем очень медленно увеличивается протяженность автомобильных дорог, отнесенных к автобанам, или тех, которые имеют I или II категории. На сегодня в Украине есть лишь 280 км скоростных автомобильных дорог, отвечающих всем международным нормам: это автомагистраль Киев - Борисполь и (на отдельных участках) дорога Киев - Одесса. Наличие автомобильных дорог I и II категорий составляет около 9%, и лишь 2,2 тыс. км из них построены по параметрам I категории. В условиях возрастающих темпов автомобилизации страны это является одной из причин большого количества ДТП, вследствие которых государство ежегодно несет экономические потери на уровне 9 млрд. долларов и гибнут около 8 тыс. чел. (что превышает смертность от онкологических, сердечно-сосудистых и инфекционных заболеваний). К сожалению, эта проблема еще не стала предметом надлежащего внимания соответствующих государственных органов власти.

За годы независимости объемы грузовых перевозок сократились в 2-4 раза (по разным видам транспорта), причем наибольшим спадом отличаются 1996-2000 гг., а с 2001 г. (в основном, до 2007 г.) наблюдался некоторый рост, сменившийся новым сокращением. Грузооборот составил 238,1 млрд. т. км (или 76,7% показателя 2008 г.). При этом грузооборот железнодорожного транспорта сократился на 23,7%, что наблюдалось на всех железных дорогах. Уменьшение грузооборота произошло также на автомобильном транспорте (на 9,5%), авиационном (на 7,5%), речном (на 39,9%) и морском (на 53,9%). Финансово-экономический кризис, который начал ощущаться в Украине со второй половины 2008 г. и продолжался практически в течение всего 2009 г., существенно повлиял на структуру грузовых перевозок: в 2009 г. (по сравнению с 2008 г.) почти на треть сократились объемы импорта (ввоза) и транзита грузов, тогда как экспорта (вывоза) - только на 6,9%.

Вследствие недостаточного развития нормативно-правовой базы и низкого инвестиционного потенциала ТДК повышается изношенность технических средств, ухудшается их структура, не обеспечивается надлежащая безопасность движения. В условиях жесткой конкуренции все это приводит к вытеснению украинских перевозчиков с международных рынков транспортных услуг, снижает качество обслуживания отечественных предприятий и населения, создает реальную угрозу экономической безопасности государства.

Основной проблемой авиационного транспорта, требующей скорейшего решения, является техническое несоответствие отечественных аэропортов стандартам Международной организации гражданской авиации (IKAO) и Международной ассоциации авиационного транспорта (IATA). Пропускная способность терминалов и количество мест для парковки воздушных судов не достаточны. Капитальные здания и сооружения (в том числе взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и перронно-вокзальные комплексы) нуждаются в немедленной реконструкции для обеспечения требований УЕФА во время проведения финальной части чемпионата Европы 2012 г. по футболу. Одновременно следует отметить, что по результатам контроля безопасности полетов в европейских аэропортах по программе SAFA самолеты отечественных авиакомпаний неоднократно попадали в "черный список", а из-за неудовлетворительной системы управления безопасностью судоходства Государственный Флаг Украины включен в "черный список" Парижского меморандума.

Отсутствует государственная программа обновления подвижного состава отечественных авиакомпаний, хотя о необходимости ее разработки речь шла еще в 2008 г. в соответствующем Решении СНБОУ. До сих пор во властных структурах изучают вопрос об отмене НДС при ввозе новых иностранных самолетов, аналоги которых не производит отечественное авиастроение; рассматривают проект закона по ратификации Кейптаунской конвенции (Украина подписала ее еще в 2004 г.), которая позволит эффективнее использовать лизинговые схемы приобретения техники; пытаются обеспечивать выполнение Стратегии развития отечественной авиационной промышленности на период до 2020 года. Вместе с тем постепенный посткризисный экономический рост в Украине выдвигает новые требования к ее транспортной инфраструктуре.

Отсутствует государственная программа обновления подвижного состава отечественных авиакомпаний, хотя о необходимости ее разработки речь шла еще в 2008 г. в соответствующем Решении СНБОУ. До сих пор во властных структурах изучают вопрос об отмене НДС при ввозе новых иностранных самолетов, аналоги которых не производит отечественное авиастроение; рассматривают проект закона по ратификации Кейптаунской конвенции (Украина подписала ее еще в 2004 г.), которая позволит эффективнее использовать лизинговые схемы приобретения техники; пытаются обеспечивать выполнение Стратегии развития отечественной авиационной промышленности на период до 2020 года (одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2008 г. № 1656-р). Вместе с тем постепенный посткризисный экономический рост в Украине выдвигает новые требования к ее транспортной инфраструктуре.

Возрождение национальной экономики подтверждают статистические данные за первые три квартала 2010 г.: индекс промышленного производства составил 110,8% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.; грузооборот увеличился на 8,7% и достиг 293164,3 млн. т. км; растет ВВП страны (за январь - июнь - на 5,9%); увеличивается объем производственной деятельности отрасли "Транспорт и связь" (в первом квартале - до 28095 млн. грн. (или почти 13% ВВП), во втором - до 30141 млн. грн. (или 11,5% ВВП). За январь - сентябрь 2010 г. по заказу растущей экономики предприятиями ТДК перевезено 548,6 млн. т грузов (или 110,4% по сравнению с соответствующим периодом 2009 г.). При этом перевозки грузов по железной дороге выросли на 12,6%, в том числе отправки грузов - на 12,7% (на Одесской железной дороге - на 24,9%, на Львовской - на 19,1%, на Приднепровской - на 18,6%, на Юго-Западной - на 14% и на Донецкой - на 8,2%; на Южной железной дороге отправки грузов снизились на 1%). Рост объемов отправок (перевозок) грузов железнодорожным транспортом наблюдался по всем их основным группам (исключение составили зерно и продукты перемола). Перевозки грузов предприятиями речного транспорта увеличились на 40,2%, зарубежные перевозки - на 37,5%, аморским транспортом - на 10,7%. Существенно вырос грузооборот при перевозках грузов всеми видами транспорта. Переработка импортных грузов выросла на 53,3%, тогда как экспортных - на 0,4%. Количество обработанных судов увеличилось на 2,5% и составило 12,6 тыс.

Обращает на себя внимание постепенное возрождение спроса на авиационные перевозки, где возрастает доля внутренних полетов граждан. Этому способствуют обновление государственных аэропортов, а также открытие авиационного сообщения в нескольких областных центрах Украины (например, в Виннице, что связано также с ростом численности паломников в святые места еврейского народа в Черкасской области). В июне 2010 г., после 19 лет перерыва, возобновлено авиасообщение между двумя областными центрами, которые должны принять Евро-2012, - Львовом и Донецком. Рейсы дважды в неделю выполняет "Боинг-737" компании "Международные авиалинии Украины". Разрабатывается вопрос открытия вертолетного движения.

такие показатели отражают реальное экономическое положение населения Украины, которое существенно ухудшилось во время финансово-экономического кризиса и только сегодня постепенно улучшается, что должно позитивно повлиять на спрос на транспортные услуги по перевозке граждан. Вместе с тем значительным остается нереализованный потенциал как наземного и водного, так и воздушного видов транспорта. Укрепление и обновление материально-технической базы транспортной отрасли, доведение ее до европейских и мировых стандартов должны сопровождаться модернизацией соответствующей нормативно-правовой базы, адаптацией действующих законов и подзаконных актов к требованиям ЕС, что, в свою очередь, будет способствовать не только дальнейшему росту объемов грузовых и пассажирских перевозок (по прогнозам, до 2020 г. возможен ежегодный рост спроса на транспортные услуги на 4-5%, в силу чего в перспективе объемы перевозок грузов могут вырасти в 1,5-2 раза, а пассажиров - в 1,3-1,5 раза), но и постепенной интеграции транспортной системы Украины в международные сети.

Для реализации задач по повышению эффективности функционирования отечественной транспортной системы и улучшению качества транспортных услуг необходимо:

· создать законодательно закрепленные экономические условия, которые бы стимулировали приток отечественных и иностранных инвестиций в транспортные инфраструктурные проекты; повысить инвестиционную привлекательность транспорта путем обеспечения развития конкурентной среды (путей сообщения, терминалов, портов, аэропортов, мостов);

· создать условия для устойчивой экономической и технологической интеграции ТДК с основными грузоотправителями для притока на транспорт капитала из секторов национальной экономики, обслуживаемых транспортом;

· обеспечить развитие транспорта, согласованное с отраслями судо-, автомобиле - и авиастроения, с производителями средств погрузки, пакетирования и контейнеризации, а также применение взаимовыгодных схем поставки транспортных средств и оборудования;

· усовершенствовать нормативно-правовое регулирование с целью обеспечения участникам транспортно-логистического рынка равных и благоприятных условий, функционирования логистических центров, использования в сфере грузового транспорта электронных документов и сопровождения транспортных средств путем внедрения систем спутниковой радионавигации;

· наладить эффективное взаимодействие с частным сектором и местными органами для определения оптимальных мест расположения стратегических логистических центров, которые бы объединяли разные виды транспорта, и обеспечить их практическое создание;

· осуществить развитие и модернизацию транспортной и складской инфраструктур.

Таким образом, модернизация транспортной инфраструктуры Украины является важным средством активизации ее внешнеэкономической деятельности, создания условий для ускоренной интеграции отечественной транспортной сети в европейскую, укрепления международного авторитета нашей страны как надежного транзитного государства.

В работе было рассмотрено состояние транспортной инфраструктуры Украины по самым важным составляющим; проанализирована роль транспорта в оживлении экономического роста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: