РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ




МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО

 

 


С реди источников правового регулирования интеллектуальной собственности весьма заметное - и по значимости, и по количеству - место занимают международные правовые акты. Данный факт объясняется тем, что права на результаты интеллектуальной деятельности обладают свойством “территориальной ограниченности”, т.е. при отсутствии международных соглашений признаются и охраняются лишь на территории того государства, где они изначально возникли. В то же время указанные права являются предметом интенсивного экономического, научного и культурного обмена между различными странами, что обусловлено самой природой интеллектуальной деятельности. Именно на стремлении преодолеть указанное противоречие основана международная система нормативно-правового регулирования различных аспектов общественных отношений, возникающих в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности. Данная система в соответствии с известными принципами и правилами взаимодействует с национальными правовыми системами регулирования интеллектуальной собственности. Не является исключением и российская правовая система: Конституция РФ объявляет общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ частью правовой системы РФ и закрепляет приоритет международно-правовых норм (ст.15).[1]

Таким образом, знание источников международно-правового характера для российских юристов перешло в практическую плоскость.

Действующие на сегодня международно-правовые акты в области интеллектуальной собственности представляют собой обширную, “разветвленную” систему: входящие в нее источники различны по целям, содержанию, а также субъектам их принятия. Соответственно, классифицировать указанные акты также можно по самым разным основаниям. Традиционной является классификация по характеру правовых норм, содержащихся в тех или иных актах.

По данному критерию выделяют: 1) “декларативные”; 2) “регулятивные”; 3) “охранительные” правовые акты. Примером первой группы могут служить Всеобщая Декларация прав человека и гражданина, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., ст.27 которой торжественно провозглашает: “ Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.”2, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. (ст.ст.6 и 15 ч.3)3, Итоговый документ Венской встречи4 и др. Указанная группа источников содержит нормы, основная функция которых состоит в провозглашении официального признания института интеллектуальной собственности государствами-участниками данных актов и необходимости его законодательного обеспечения.

Что касается второй и третьей из вышеназванных групп, то грань между ними довольно условна, поскольку в большинстве случаев регулятивные и охранительные нормы включаются в единый правовой акт (можно говорить лишь о большем или меньшем “удельном весе” тех или иных норм в конкретном акте). Представляется более целесообразным использовать для классификации всех иных, кроме декларативных, источников правового регулирования интеллектуальной собственности такой критерий, как “уровень принятия”.

В соответствии с данным критерием система источников нормативно-правового регулирования интеллектуальной собственности может быть представлена тремя уровнями: 1) международно-правовые акты, принятые в рамках ООН, 2) международно-правовые акты, принятые в рамках межгосударственных объединений (ЕС, СНГ и др.), 3) двусторонние соглашения.

Источники первого уровня носят принципиально важный характер, закрепляют основополагающие правила, действующие для всех стран-участниц. К данной группе относят, в частности, Конвенцию об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г. (Стокгольмская Конвенция)5, Парижскую Конвенцию по охране промышленной собственности 1883-84 гг.6, Бернскую Конвенцию об охране литературных и художественных произведений 1886 г.7

Значение первой из названных Конвенций заключается в том, что она впервые ввела в мировую законодательную практику понятие интеллектуальной собственности и дала его легальное определение (ст.2). Помимо этого, в соответствии со Стокгольмской Конвенцией была учреждена ВОИС как межправительственная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН (Конвенция одновременно является Уставом ВОИС), которая осуществляет самые разнообразные мероприятия по реализации договоров и соглашений в области интеллектуальной собственности в целях содействия экономическому и культурному развитию различных стран.

Парижская и Бернская Конвенция являются “старейшими” фундаментальными источниками, закрепляющими основы патентного и авторского права соответственно. “Краеугольным камнем” в содержании указанных документов принято считать установление принципа национального режима в отношении объектов промышленной собственности и объектов авторского права в каждой из стран-участниц Конвенции. Кроме того, данные Конвенции закрепляют “минимальные стандарты” охраны авторских и патентных прав (перечень правомочий правообладателя, срок охраны, возможные ограничения и т.п.). Страны-участницы Конвенции обязаны соблюдать эти стандарты, принимая национальное законодательство. Однако они вправе также повышать уровень защиты авторских и патентных прав путем установления более длительных сроков охраны, расширения круга охраняемых объектов и т.д.

Международные правовые акты второго уровня имеют более ограниченную сферу действия и должны соответствовать основным началам, зафиксированным в источниках первого уровня. Таковыми являются, в частности, Конвенция о выдаче европейских патентов 1973 г.8, Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г9. и др.

Наконец, источники третьего уровня, как следует из их наименования, представляют собой соглашения между отдельными государствами (например, Соглашение СССР и США о сотрудничестве в области базовых научных исследований от 8 января 1989 г.)10. Двусторонние соглашения действуют на взаимной основе, позволяют более гибко подойти к регулированию определенных вопросов, учесть особенности отдельных государств и в этом качестве являются эффективным инструментом правового воздействия на те или иные общественные отношения. Россия заключила подобные соглашения с Австрией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Швецией и другими странами.

По “направленности” (основным целям) правового регулирования международные акты в области интеллектуальной собственности могут быть подразделены на: 1) устанавливающие международную охрану объектов интеллектуальной собственности (Парижская и Бернская Конвенция, Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения товаров, Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения товаров и др.); 2) способствующие такой охране (Договор о патентной кооперации, Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков, Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры, Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов); 3) устанавливающие системы классификации и процедуры их обновления (Страсбургское соглашение о международной патентной классификации, Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, Венское соглашение об учреждении международной классификации изобразительных элементов товарных знаков, Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов).11

В последнее десятилетие определяющей тенденцией в развитии законодательства отдельных стран об интеллектуальной собственности является его максимальная унификация, в связи с чем заметно активизировалась работа по принятию так называемых “эталонных” международных актов, призванных служить своеобразным ориентиром для национальных законодателей. Так, например, 21 декабря 1988 г. Совет ЕС принял “Первые директивы Совета о сближении законодательств стран-участниц, относящихся к товарным знакам”, 14 мая 1991 г. - “Директивы Совета по правовой охране компьютерных программ”, в процессе разработки находятся “Директивы по правовой охране баз данных”. В рамках ВОИС подготовлены проекты договоров о гармонизации патентного законодательства и об интеллектуальной собственности в отношении топологий интегральных микросхем. Бернским Союзом подготовлен на межправительственном уровне проект специального приложения к Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений, предусматривающий правовую охрану ряда новых объектов интеллектуальной собственности (в частности, связанных с информацией как таковой).

24 июня 1994 г. между РФ и Европейским Сообществом подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), в котором стороны подтвердили обязательства, вытекающие из таких многосторонних конвенций, как Парижская Конвенция (Стокгольмский Акт 1967 г. с дополнениями 1979 г.), Мадридское Соглашение о международной регистрации знаков (Стокгольмский Акт 1967 г. с дополнениями 1979 г.), Ниццкое Соглашение (Женева, 1977 г. с дополнениями 1979 г.), Будапештский Договор (1977 г. с изменениями 1980 г.), Договор о патентной кооперации (Вашингтон, 1970, с дополнениями и изменениями 1979 и 1984 гг.), Протокола к Мадридскому Соглашению о международной регистрации знаков (Мадрид, 1989). Соглашение предусматривает также, что Россия будет продолжать совершенствование механизма охраны прав на интеллектуальную собственность с тем, чтобы обеспечить к концу пятого года после вступления СПС в силу уровень защиты, аналогичный существующему в Сообществе. В течение этого же срока Россия должна была присоединиться к многосторонним конвенциям по охране прав на интеллектуальную собственность, участниками которых являются государства-члены Сообщества, либо которые применяются ими de facto, а именно: Бернской Конвенции, Международной Конвенции по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 1961 г.), Международной Конвенции по охране новых видов растений (Женева, 1978 г,).12 С сожалением приходится отметить, что на сегодня из указанных обязательств выполнено лишь одно: с 13 марта 1995 г. на территории России вступила в действие Бернская Конвенция.

 

 

Можно констатировать, что первоочередными задачами в рассматриваемой сфере для РФ являются: 1) присоединение к международно-правовым актам в области интеллектуальной собственности во исполнение взятых на себя обязательств; 2) обеспечение эффективного применения действующих международных источников правового регулирования интеллектуальной собственности; 3) активизация профессионального изучения международного законодательства.

Решение данных задач возможно в результате объединения усилий законодательных и правоприменительных органов, научных и образовательных учреждений.

 

 

  

 

 


[1] Конституция РФ. - М.: Юрид. лит., 1995.

2 См.: Международное право в документах. - М., 1982.

3 Там же.

4 Итоговый документ Венской встречи. - М.: Политиздат, 1989.

5 См.: Права на результаты интеллектуальной деятельности: Cб. норм. актов. - М., Де-юре,1994.

6 См.: Вестн. Высшего Арбитражного Суда РФ. - 1996. - № 2.

7 См.: Интеллектуальная собственность. - М.: Олимп, 1998.

8 Там же.

9 См.: Вестн. Высшего Арбитражного Суда РФ. - 1994. - № 2.

10 См.: Вестн. МИД СССР. - 1991. - № 8.

11 International Burea of WIPO: What It Is and What It Does. - TMP/ KL/ 4. - d 10-15.

12 Смирнов В. Международное сотрудничество расширяется. - Интеллектуальная собственность. - 1995. - № 1-2. - С.78-79.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: