Среди множества поправок, внесенных Президентом России В.В. Путиным в Государственную Думу 20 января 2020 года, привлекает лишь одна, и, на мой взгляд, именно та, ради которой была инициирована вся «конституционная реформа».
Речь идет о дополнении статьи 83 Конституции пунктом «ж¹» следующего содержания: Президент Российской Федерации «формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом».
В пояснительной записке к законопроекту о поправке к Конституции какое-либо логичное обоснование целесообразности принятия данной поправки не приводится. Тогда возникает вопрос: кому и зачем она понадобилась?
Начнем с анализа содержания пункта «ж» статьи 83 действующей Конституции, а затем сравним его с предлагаемым пунктом «ж¹».
Пункт «ж» Конституции звучит так: Президент Российской Федерации «формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом».
При сравнении, на первый взгляд, ничего особенного. Президент Российской Федерации в равной мере формирует как Совет Безопасности Российской Федерации, так и Государственной Совет Российской Федерации, но лишь с одной очень существенной разницей. В первом случае Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности, во втором – только формирует Государственный Совет, но не возглавляет его.
Согласно пункту 6 Положения о Государственном совете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 года № 1602 (далее – Положение) Председателем действующего Государственного совета является Президент России. В ситуации с предлагаемым Государственным Советом это совмещение отсутствует.
Теперь сравним статус и цели создания действующего и предлагаемого государственных советов.
Согласно пункту 1 Положения Государственный совет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Статус предлагаемого Государственного Совета формально не определен, поскольку ни нового федерального закона, ни его проекта в настоящий момент времени не существует. Вместе с тем, опираясь на цели создания нового Государственного Совета, изложенные в пункте «ж¹», его ключевые функции вполне можно предугадать.
Рассмотрим и сравним цели создания действующего и предлагаемого государственных советов.
Согласно преамбуле Указа Президента РФ от 1 сентября 2000 года № 1602 действующий Государственный совет образован «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти».
Согласно же пункту «ж¹» в дополнение к имеющейся цели создания существующего Государственного совета (обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти), у предлагаемого Государственного Совета появляются две новые:
–определение основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации;
–определение приоритетных направлений социально-экономического развития государства.
Разница очень существенна! Так, согласно Конституции Российской Федерации, право определять основные направления внутренней и внешней политики государства относится к исключительной компетенции Президента России (ч. 3 ст. 80). Президент России является одновременно главой государства (ч. 1 ст. 80) и главой исполнительной власти, поскольку имеет право председательствовать на заседаниях Правительства (п. «б» ст.83), издавая указы и распоряжения, обязательные для исполнения Правительством (ч. 2 ст. 90). Таким образом, деятельность предлагаемого Государственного Совета дублирует деятельность Президента Российской Федерации, который без предварительного одобрения Государственного Совета будет не вправе самостоятельно определять основные направления внутренней и внешней политики государства.
Право определять приоритетные направления социально-экономического развития государства напрямую в Конституции нигде не прописано, но по своему изначальному смыслу оно относится к ведению Федерального Собрания. Так, в соответствии со статьей 105 Конституции России Государственная Дума принимает федеральные законы, а Совет Федерации их одобряет. Согласно статье 106 Конституции обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы, в том числе по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и пр., всего того, что, по сути, и является содержанием приоритетных направлений социально-экономического развития государства. И снова получается так, что деятельность предлагаемого Государственного Совета будет дублировать деятельность Федерального Собрания, вынужденного принимать только те федеральные законы, которые получат предварительное одобрение Государственного Совета.
В конечном итоге обновленный Государственный Совет РФ превратится в сверхмощный государственный орган с неограниченными конституционными полномочиями, решения которого станут обязательными для всей законодательной и исполнительной власти России.
В этих условиях, нарушенными оказываются сразу две статьи главы 1 Конституции России, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации:
– статья 10: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, и органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (в результате принятия поправки органы законодательной и исполнительной власти России свою самостоятельность потеряют);
– статья 11, часть 1: Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (в результате принятия поправки государственная власть в России будет осуществляться не уполномоченным Конституцией государственным органом).
Наконец пришла пора ответить на поставленный ранее вопрос: кому и зачем понадобилось дополнять статью 83 Конституции пунктом «ж¹», нарушающим основы конституционного строя России?
Очевидно тому, кто намерен занять должность Председателя обновленного Государственного Совета России - В.В.Путину.