Поправки о Государственном Совете нарушают Конституцию России




 

Среди множества поправок, внесенных Президентом России В.В. Путиным в Государственную Думу 20 января 2020 года, привлекает лишь одна, и, на мой взгляд, именно та, ради которой была инициирована вся «конституционная реформа».

Речь идет о дополнении статьи 83 Конституции пунктом «ж¹» следующего содержания: Президент Российской Федерации «формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом».

В пояснительной записке к законопроекту о поправке к Конституции какое-либо логичное обоснование целесообразности принятия данной поправки не приводится. Тогда возникает вопрос: кому и зачем она понадобилась?

Начнем с анализа содержания пункта «ж» статьи 83 действующей Конституции, а затем сравним его с предлагаемым пунктом «ж¹».

Пункт «ж» Конституции звучит так: Президент Российской Федерации «формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом».

При сравнении, на первый взгляд, ничего особенного. Президент Российской Федерации в равной мере формирует как Совет Безопасности Российской Федерации, так и Государственной Совет Российской Федерации, но лишь с одной очень существенной разницей. В первом случае Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности, во втором – только формирует Государственный Совет, но не возглавляет его.

Согласно пункту 6 Положения о Государственном совете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 года № 1602 (далее – Положение) Председателем действующего Государственного совета является Президент России. В ситуации с предлагаемым Государственным Советом это совмещение отсутствует.

Теперь сравним статус и цели создания действующего и предлагаемого государственных советов.

Согласно пункту 1 Положения Государственный совет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Статус предлагаемого Государственного Совета формально не определен, поскольку ни нового федерального закона, ни его проекта в настоящий момент времени не существует. Вместе с тем, опираясь на цели создания нового Государственного Совета, изложенные в пункте «ж¹», его ключевые функции вполне можно предугадать.

Рассмотрим и сравним цели создания действующего и предлагаемого государственных советов.

Согласно преамбуле Указа Президента РФ от 1 сентября 2000 года № 1602 действующий Государственный совет образован «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти».

Согласно же пункту «ж¹» в дополнение к имеющейся цели создания существующего Государственного совета (обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти), у предлагаемого Государственного Совета появляются две новые:

–определение основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации;

–определение приоритетных направлений социально-экономического развития государства.

Разница очень существенна! Так, согласно Конституции Российской Федерации, право определять основные направления внутренней и внешней политики государства относится к исключительной компетенции Президента России (ч. 3 ст. 80). Президент России является одновременно главой государства (ч. 1 ст. 80) и главой исполнительной власти, поскольку имеет право председательствовать на заседаниях Правительства (п. «б» ст.83), издавая указы и распоряжения, обязательные для исполнения Правительством (ч. 2 ст. 90). Таким образом, деятельность предлагаемого Государственного Совета дублирует деятельность Президента Российской Федерации, который без предварительного одобрения Государственного Совета будет не вправе самостоятельно определять основные направления внутренней и внешней политики государства.

Право определять приоритетные направления социально-экономического развития государства напрямую в Конституции нигде не прописано, но по своему изначальному смыслу оно относится к ведению Федерального Собрания. Так, в соответствии со статьей 105 Конституции России Государственная Дума принимает федеральные законы, а Совет Федерации их одобряет. Согласно статье 106 Конституции обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы, в том числе по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и пр., всего того, что, по сути, и является содержанием приоритетных направлений социально-экономического развития государства. И снова получается так, что деятельность предлагаемого Государственного Совета будет дублировать деятельность Федерального Собрания, вынужденного принимать только те федеральные законы, которые получат предварительное одобрение Государственного Совета.

В конечном итоге обновленный Государственный Совет РФ превратится в сверхмощный государственный орган с неограниченными конституционными полномочиями, решения которого станут обязательными для всей законодательной и исполнительной власти России.

В этих условиях, нарушенными оказываются сразу две статьи главы 1 Конституции России, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации:

– статья 10: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, и органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (в результате принятия поправки органы законодательной и исполнительной власти России свою самостоятельность потеряют);

– статья 11, часть 1: Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (в результате принятия поправки государственная власть в России будет осуществляться не уполномоченным Конституцией государственным органом).

Наконец пришла пора ответить на поставленный ранее вопрос: кому и зачем понадобилось дополнять статью 83 Конституции пунктом «ж¹», нарушающим основы конституционного строя России?

Очевидно тому, кто намерен занять должность Председателя обновленного Государственного Совета России - В.В.Путину.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: