Специальных района Токио




Основная статья: Специальные районы Токио

Каждый из 23 специальных районов — самостоятельное муниципальное образование с собственным мэром и районным советом. Как уже отмечалось, по статусу специальные районы приравнены к обычным городам, однако отличаются от них тем, что некоторые их управленческие функции выполняет столичное правительство округа Токио.

По состоянию на 1 октября 2005 года общее население всех 23 специальных районов составляло около 8,457 млн человек, а плотность населения — 13 603 человека на км².

  • Адати
  • Аракава
  • Бункё
  • Итабаси
  • Кацусика
  • Кита
  • Кото
  • Минато
  • Мэгуро
  • Накано
  • Нэрима
  • Ота
  • Сибуя
  • Синагава
  • Синдзюку
  • Сугинами
  • Сумида
  • Сэтагая
  • Тайто
  • Тиёда
  • Тосима
  • Тюо
  • Эдогава

Западный Токио

Спутниковая фотография Токио, полученная НАСА с Landsat 7


К западу от специальных районов находятся города. В большинстве своём они служат спальными районами для людей, работающих в центральном Токио, однако у некоторых из них есть своя коммерческая и промышленная база. Вместе эти города часто называются «Западным Токио».

Города

Список городов префектуры:

  • Акируно;
  • Акисима;
  • Инаги;
  • Киёсе;
  • Коганеи;
  • Кодайра;
  • Кокубундзи;
  • Комаэ;
  • Кунитати;
  • Матида;
  • Митака;
  • Мусасимураяма;
  • Мусасино;
  • Ниситокё;
  • Оме;
  • Тама;
  • Татикава;
  • Тёфу;
  • Фусса;
  • Футю;
  • Хамура;
  • Хатиодзи;
  • Хигасикуруме;
  • Хигасимураяма;
  • Хигасиямато;
  • Хино.

Уезд

В самой западной части префектуры расположен уезд Ниситама, в который входят следующие посёлки и сёла:

  • Мидзухо;
  • Окутама;
  • Хиноде;
  • Хинохара.

Большую часть этой площади занимают горы, непригодные для урбанизации. Самая высокая гора в Токио, гора Кумотори — 2017 м, также в округе Токио находятся горы: Таканосу (1737 м), Одакэ (1266 м), и Митакэ (929 м). Озеро Окатума, на реке Тама близ префектуры Яманаси, является крупнейшим озером в Токио.

Округа

На островах расположены два посёлка и семь сёл, входящие в четыре округа Токио. Муниципалитеты по округам:

  • Мияке;
    • Микурадзима;
    • Мияке;
  • Огасавара;
    • Огасавара;
  • Осима;
    • Кодзусима;
    • Ниидзима;
    • Осима;
    • Тосима;
  • Хатидзё;
    • Аогасима;
    • Хатидзё.

Демография

См. также: Большой Токио

Население Токио
По местности: Токио Специальные районы Район Тама Острова 12,79 миллионов 8,653 миллионов 4,109 миллиона 28 000
По возрасту: Младше 15 лет От 15 до 64 лет Старше 65 лет 1,461 миллион (11.8 %) 8,546 миллионов (69.3 %) 2,332 миллиона (18.9 %)
По времени: День Ночь 14,978 миллионов 12,416 миллионов
По национальности: Иностранцы 353 826
 

Стадион Токио Доум

Радужный мост

Национальный музей Mираикан

По состоянию на октябрь 2007 года по оценкам в Токио живут 12,79 млн человек, из них 8,653 млн человек живут в 23 специальных районах. В дневное время население увеличивается более чем на 2,5 млн работников и студентов, приезжающих из соседних областей. Этот эффект имеет ещё более ярко выраженный характер в трёх центральных районах (Тиёда, Тюо и Минато), чьё общее население по состоянию на 2005 год составило 326 тысяч человек ночью и 2,4 млн днём. Из иностранцев на 2008 год в Токио больше всего проживало китайцев — 145 320 человек, затем жителей Южной и Северной Кореи (117 567), намного меньше филиппинцев (31 974), американцев (19 408), индийцев (9418), англичан (7482)[7].

Во время первой национальной переписи 1920 года в столице проживало менее 3,7 миллиона человек, а в 1962 году население Токио достигло 10 миллионов[8]. Резкий демографический рост привёл к чрезмерной концентрации населения, ухудшению экологических условий проживания, инфляции цен на жильё и т. д. В связи с этим, в 1980 и 1995 годах наблюдался кратковременный демографический спад[9]. Между 2000 и 2010 годами население метрополии выросло на 9 %[9]. Основной причиной роста остаётся постоянный наплыв переселенцев из других префектур.

Плотность населения в Токио самая высокая в Японии. По результатам переписи 2005 года она составляла 5750,7 чел/км2[9]. Наиболее заселённым является историко-административный центр Токио — районы Тиёда, Тюо и Минато. Из-за отсутствия свободной земли власти метрополии активно развивает строительство искусственных островов в Токийском заливе.

Численность зарегистрированных иностранцев в Токио[10]
Страна происхождение Численность (2011)
КНР 164,199
Республика Корея и Корейская Народно- Демократическая Республика 105,522
Филиппины 29,540
США 17,342
Индия 8,750
Непал 7,786
Таиланд 7,177
Великобритания 6,064
Мьянма 5,238
Франция 4,945

 

Карта темпов роста численности населения в специальных районах Токио в 2005—2010 годах
Рост 10.0 % выше 7.5 - 9.9 % 5.0 - 7.4 % 2.5 - 4.9 % 0.0 - 2.4 % Падение 0.0 - 2.4 % 2.5 - 4.9% 5.0 - 7.4 % 7.5 - 9.9 % 10.0 % и ниже

С 1960 года трудоспособное население Токио в возрасте от 15 до 64 лет составляет около 70 % от всего населения метрополии. Оно занято преимущественно в торговле, сфере услуг и промышленности. Самой многочисленной группой является 20-летняя молодёжь[8].

С середины 1990-х годов население Токио быстро и неуклонно стареет. Это связано с постепенным спадом рождаемости в 1960-х годах, вызванным изменением традиционно японских семейных ценностей[11]. По состоянию на 2005 год, токийцы старше 64 лет составляли около 20 % населения. 2215 человек были старше 100 лет[11]. Половое соотношение также изменилось в конце 1990-х. Если в течение XX века в столице преобладали мужчины, то с 1998 года они уступили численностью женщинам[8].

Токио считается крупным международным центром. Однако количество иностранцев, работающих и проживающих в метрополии, невысоко. По состоянию на 2005 год они составляли лишь около 3 % всех жителей[11].

В начале 2015 года британским журналом Economist Токио был назван самым безопасным городом мира.

Статистика населения Токио Данные с 1920 по 2005 годы предоставлены Отделом статистики правительства Метрополии Токио[9][11]
Перепись Население Прирост % от населения Японии Площадь (км²) Плотность (чел/км²) Возраст Индекс старения (старики/ дети) СП Иностранцы
до 15 15—64 от 65
1 октября 1920 3 699 428 6,61 % 2142,40 1726,8 31,6% 65,3% 3,2% 10,1 111,8  
1 октября 1925 4 485 144 21,2 % 7,51 % 2142,40 2093,5 31,6% 65,7% 2,7% 8,6 113,8 н/д
1 октября 1930 5 408 678 20,6 % 8,39 % 2144,79 2521,8 31,8% 65,7% 2,6% 8,1 111,8 50 934
1 октября 1935 6 369 919 17,8 % 9,20 % 2144,80 2969,9 32,2% 65,2% 2,6% 8,0 109,2 н/д
1 октября 1940 7 354 971 15,5 % 10,06 % 2144,80 3429,2 31,5% 65,9% 2,6% 8,3 106,6 124 889
1 октября 1945 3 488 284 52,6 % 4,84 % 2144,80 1624,0 28,6% 68,2% 3,2% 11,3 105,2 н/д
1 октября 1950 6 277 500 80,0 % 7,46 % 2137,26 2937,2 31,7% 65,2% 3,2% 10,0 102,0 43 937
1 октября 1955 8 037 084 28,0 % 8,92 % 2129,15 3774,8 28,1% 68,4% 3,5% 12,4 105,0 63 589
1 октября 1960 9 683 802 20,5 % 10,27 % 2133,03 4539,9 23,2% 73,0% 3,8% 16,3 106,6 70 990
1 октября 1965 10 869 244 12,2 % 10,96 % 2135,11 5090,7 20,4% 75,3% 4,3% 21,2 104,9 81 273
1 октября 1970 11 408 071 5,0 % 10,90 % 2141,11 5238,1 21,0% 73,8% 5,2% 24,6 103,5 83 077
1 октября 1975 11 673 554 2,3 % 10,43 % 2145,38 5441,3 22,0% 71,6% 6,3% 28,5 102,7 87 624
1 октября 1980 11 618 281 0,5 % 9,83 % 2156,35 5387,9 20,6% 71,5% 7,7% 37,4 101,6 90 267
1 октября 1985 11 829 363 1,8 % 9,77 % 2162,34 5470,6 18,0% 73,0% 8,9% 49,7 101,4 113 420
1 октября 1990 11 855 563 0,2 % 9,59 % 2183,26 5430,2 14,6% 74,1% 10,5% 72,0 101,4 159 073
1 октября 1995 11 773 605 0,7 % 9,38 % 2186,62 5384,4 12,7% 73,9% 13,0% 102,1 100,2 191 915
1 октября 2000 12 064 101 2,5 % 9,50 % 2186,90 5516,5 11,8% 72,0% 15,8% 161,1 99,9 212 975
1 октября 2005 12 576 601 4,2 % 9,84 % 2186,96 5750,7 11,3% 69,1% 18,3% 134,5 99,3 248 363
1 октября 2010 13 161 751 4,6 % 9,72 %                

Общая карта

Города и районы Префектуры Токио с населением более 200 000 жителей
Города и районы Префектуры Токиоы с населением более 200 000 жителей
Города и районы Префектуры Токио с населением 100 000—200 000 жителей
Города и районы Префектуры Токио с населением 100 000—200 000 жителей
Города и районы Префектуры Токио с населением 50 000—100 000 жителей
Города и районы Префектуры Токио с населением до 50 000 жителей
Посёлки

Токио

Токио

Хатиодзи

Хино

Футю

Сэтагая

Кокубундзи

Тёфу

Кунитати

Ота

Сугинами

Хамура

Хигасикуруме

Татикава

Митака

Фусса

Ниситокё

Таганское

Матида

Акисима

Кодайра

Мидзухо

Хинохара

Коганеи

Хиноде

Оме

Окутама

Комаэ

Инаги

Акируно

Тама

Населенные пункты Токио

Экономика

Реклама в коммерческом районе Синдзюку

Токио является главным экономическим центром Японии. Основу хозяйства метрополии составляют отрасли вторичного и третичного секторов экономики. По состоянию на 1995 год трудоспособное население Токио составило более 6,3 млн человек. По этому показателю метрополия занимала первое место среди других префектур. 0,5 % трудоспособных лиц были заняты в первичном секторе, 25,7 % — в вторичном, а 72,1 % — в третичном[12]. В связи со стремительной урбанизацией, первичный сектор экономики, который представлен сельским хозяйством и рыболовством, сильно пострадал по всему Токио, за исключением горного района Окутама и отдалённых островов. По уровню развития отраслей этого сектора столица занимает последнее место в Японии.

Показатели вторичного сектора, представленного промышленностью, ниже средних по стране. После Второй мировой войны Токио занимал первое место по уровню промышленного производства, но по состоянию на 2005 год опустился до восьмого. Главной причиной промышленного спада стало принятие в 1956 году «Закона о благоустройстве столичного региона»[13], по которому строительство новых заводов было запрещено, а старые промышленные предприятия переводились в отдалённые районы. Этот нормативный акт был призван решить многочисленные экологические проблемы Токио, страдавшего от чрезмерной концентрации промышленных предприятий.

Третичный сектор экономики является наиболее развитым. По состоянию на 1994 год доходы Токио от деятельности отраслей этого сектора составляли около трети от деятельности всех японских компаний сектора[12]. В Токио сосредоточены японские передовые предприятия, работающие в сфере интеллекта, информации и услуг. Около 90 % всех японских компаний, являющихся членами Токийской фондовой биржи, имеют свои главные представительства на территории столицы.

Первичный сектор

Сэйсан Рёкути («продуктивная зелёная зона») в районе Сэтагая

Токио занимает самые низкие места среди префектур Японии по количеству населения, занятого в сельском хозяйстве и размерам пахотных земель. По состоянию на 1995 год в столице насчитывалось 10 367 семей, которые обрабатывали 8 408 гектаров пахотных земель[12].

Профессиональные токийские фермеры составили 13,9 % от всех лиц, занятых в сельском хозяйстве, и 16,1 % от числа всех японских фермеров[12]. На одну семью или хозяйство приходилось в среднем 0,59 га земли[12]. Около половины пахотных земель не обрабатываются, поскольку треть фермеров старше 60 лет[12]. Большая часть сельскохозяйственной продукции выращивается в горном районе Окума и отдалённых островах, а меньшая — на приусадебных загородных участках. Столица обеспечивает себя овощами на 10,1%[12].

Роль шелководства и скотоводства в первичном секторе экономики Токио мала. После 1965 года производство резко сократилось. На конец 1990-х годов уровень потребления токийцами мяса и яиц местного производства не превышал 2 %, а молока — 4 %[12].

Лесничество, заготовка древесины и деревообработка развиты в горах Окутами. Основными породами дерева являются криптомерия и туполистный кипарисовик. Однако большинство лесов не вырубаются, а берегутся и используются как рекреационный ресурс. Так, по количеству лесных хозяйств Токио занимало 10 место из 47 префектур, а по количеству добычи древесины — лишь 42[12]. По состоянию на 1990 год государство владело 7,9 % всех токийских лесов. Остальные принадлежали частным лицам и общественным организациям. Отдельной отраслью лесничества, популярной в Токио, является разведение грибов сиитаке[12].

Рыболовство развито слабо. Токийский залив, который был традиционным местом для ловли рыбы, сильно загрязнён. Основное рыбацкое население живёт на отдалённых островах. Власти столицы способствует развитию туристического рыболовства[12].

Вторичный сектор

Завод в специальном районе Ота

Завод компании «Никон» в Нисиои, Токио

Завод в районе Сибуя, Токио

В 1950 году Токио занимал первое место в стране по объёмам промышленного производства. К 1995 году позиции столицы снизились до четвёртого места[12]. Главной причиной спада был перенос крупных промышленных предприятий за пределы столицы. Несмотря на это, Токио остаётся национальным лидером по количеству промышленных предприятий и лиц, занятых в промышленном производстве. По состоянию на 1994 год в столице насчитывалось 35 512 компаний вторичного сектора, на которых было занято около 667 тысяч человек[12]. Среди этих предприятий преобладали представители малого и среднего бизнеса. Штат 64 % всех промышленных компаний не превышал 10 человек[12]. Крупные заводы были размещены, в основном, за пределами столицы, в прибрежной полосе между Кавасаки и Иокогамой. В конце 1990-х годов прибыли исключительно столичной промышленности составили лишь 6—7 % от общеяпонских промышленных доходов — 19 триллионов иен. Но доля сети токийской промышленности, что простирается по территории всего южного Канто, составляла 23,1% этих доходов — 69 триллионов иен[12].

Основной отраслью промышленности Токио является машиностроение. В ней ведущее место принадлежит производству электротоваров и высокотехнологичных приборов — фотоаппаратов, часов, оптических линз и т. д. Эта продукция занимает одну четвёртую часть внутреннего рынка этих товаров. Второй по значению отраслью является индустрия сборки машин и аппаратов, а также изготовление запчастей. Её предприятия контролируют 50 % японского рынка. Очаги этих двух отраслей расположены в районах Ота, Синагава, Мэгуро и Итабаси. Доля сырьевых компаний металлургической, химической, нефтеперерабатывающей и угольной промышленности от всех промышленных компаний Токио низка и составляет около 10 %[12].

Отдельную важную роль в системе вторичного сектора экономики столицы играет лёгкая промышленность. Её развитию способствует многомиллионное население Токио, постоянно нуждающееся в товарах широкого потребления. Ведущими отраслями являются пищевая, кожевенная и текстильная. Самые высокие прибыли имеет столичная издательская отрасль, которая выпускает около половины всей японской печатной продукции. Местами её расположения являются районы Тиёда, Синдзюку и Тюо. С конца 1980-х годов особое развитие получили бизнес моды в районах Минато и Сибуя, а также производство украшений, косметики и лекарств в районах Тайто, Сумида, Аракава и Кото. Характерными чертами лёгкой промышленности в столице являются доминирование средних и малых предприятий, а также сочетание предприятиями функций производства и продажи товаров[12].

Третичный сектор

Банк «Хигаси-Ниппон гинко»

Токио является одним из трёх мировых финансовых центров, наряду с Нью-Йорком и Лондоном. Токио — одна из самых экономически развитых агломераций в мире. Согласно исследованиям, проведённым компанией PricewaterhouseCoopers, токийская городская зона (префектуры Токио, Канагава и Тиба вместе, 35,2 млн человек) на 2005 год имеет ВВП в общей сложности 1,191 трлн долларов (по паритету покупательной способности) и занимает первое место среди крупнейших агломераций в мире по ВВП. В 2008 году ВВП (по ППС) Токио достиг 1,497 трлн долларов[14]. В 2009 году 51 компания из Fortune Global 500 находились в Токио.

Здание Токийской биржи, 1988 год

Токио является крупным международным финансовым центром и штаб-квартирой ряда крупнейших мировых инвестиционных банков и страховых компаний, а также выполняет функции концентратора транспортной, издательской и вещательной отрасли в Японии. В ходе централизованного роста японской экономики после Второй мировой войны многие крупные компании перенесли штаб-квартиры из таких городов, как Осака (историческая финансовая столица), в Токио, в попытке воспользоваться преимуществами более широкого доступа к власти. В последние время эта тенденция пошла на спад из-за продолжающегося роста населения в Токио и высокой стоимости жизни там.

Токио был оценён журналом «Экономист» как самый дорогой (самая высокая стоимость жизни) город в мире на протяжении 14 лет подряд, до 2006 года.

Токийская фондовая биржа Японии — крупнейшая фондовая биржа, а также вторая в мире по рыночной капитализации и четвёртая по величине доли в обороте.

Транспорт

Отметка нулевого километра в Японии на мосту Нихонбаси (букв. «Японский мост»)

Токио является главным транспортным центром Японии и региона Канто. По состоянию на 1994 год в сфере транспорта работало 470 тысяч человек[15].

Автодороги

Столичная автодорога № 2

Местом нулевого километра Японии является токийский мост Нихомбаси. Отсюда в виде лучей идут главные транспортные артерии — государственные автодороги № 1 и № 15 (бывшая Токайская дорога), № 20 (бывшая Кайская дорога), № 17 (бывшая Горная дорога), № 4 (бывшие Муцивская и Никкосская дороги), № 6 (бывшая Митосская дорога), № 14 (Тибская дорога), № 254 (Кавагоэвская дорога), № 246 (дорога в Ояму), № 122 (дорога Никко-Онари).

В 1975 году сетка этих путей была целиком модернизирована и дополнена новыми скоростными автострадами: Токийской, Центральной, Северо-Восточной, Дзёбанской, Восточного Канто и Набережной. Также дополнительно были проложены 11 скоростных дорог на территории 23 специальных районов Токио. Центральная часть метрополии окружена Кольцевой дорогой. Она образована сочетанием бывшей Камакурской дороги и автострады № 16. Для улучшения движения транспорта на этом пути проложены дополнительные 8 путей. Существующая сеть дорог обеспечивает надлежащее движение автомобильного транспорта, следующего из Токио в регионы и обратно. Однако внутри самого Токио остаётся нерешённой проблема заторов на дорогах во время часов пик. Постоянно высокая концентрация автомобильного транспорта в столице является причиной сильного загрязнения воздуха[15].

Железные дороги

Здание Токийского вокзала 1914 года постройки

Железнодорожный транспорт является основным видом общественного транспорта в Токио. Он ежедневно перевозит сотни тысяч пассажиров. Ведущей железнодорожной компанией столицы является JR, которая работает с 1872 года. Токийский вокзал является отправной точкой для обычных поездов, направляющихся в соседние регионы главными линиями Токайдо и Собу, а также для скоростных синкансенов, осуществляющих перевозки в регионы Токай, Хокурикудо, Тохоку и Дзёэцу. Станция Уэно служит местом отправки обычных поездов главной линией Тохоку, линией Дзёбан. Станция Синдзюку является центральной станцией Кольцевой столичной дороги JR. В Токио работает разветвлённая сеть железных дорог, соединяющих все удалённые точки метрополии с 23 специальными районами. Это линии Яманотэ, Сайкё, Йокосука, Кёйхин

-Тохоку, Мусасино, Намбу, Кёба, Йокогама, Омэ, Ицукаити и т. д. Кроме JR в Токио действуют меньшие частные железнодорожные компании — «Токю», «Кейо», «Одакю», «Сэйму», «Тому», «Кейсэй», «Кейкю» и другие. С 1995 года по Радужному мосту в районе Токийского порта ходят скоростные железнодорожные лайнеры «Юрикамомэ», а в 2005 году начал работу новый «Экспресс Цукуба», что связал город Ибараки с токийским районом Акихабара[15].

Популярным средством общественного транспорта является Токийский метрополитен. Он работает с 1927 года в пределах 23 специальных районов. Метро имеет разветвлённую сеть линий, которая покрывает всю-восточную часть метрополии. Это линии Гиндза, Маруноути, Хибия, Хандзомон, Тиёда, Тодзай, Юракутё, Намбоку, Фукутосин, Мита, Синдзюку, Асакуса, Оэдо. Из-за развитости метрополитена и автомобильного транспорта токийские трамваи, которые работали в столице с 1903 года, практически исчезли. На конец 1990-х годов действовала лишь 1 трамвайная линия Аракава между местностями Саннова-баси и Васэда.

Авиаперевозки

С 1931 года в Токио работает аэропорт Ханэда, переименованный в 1952 году в Международный аэропорт Токио. Более тридцати лет он был главным «окном» Японии в мир. С 1978 года, после сооружения Нового международного аэропорта в Нарите, в префектуре Тиба, старый аэропорт стал специализироваться преимущественно на внутренних перевозках. Несмотря на это, аэропортом Ханэда пользуется вдвое больше пассажиров, чем аэропортом Нарита[15]. Ежегодно через оба аэропорта проходят около 35 % всех авиапассажиров, которые посещают или вылетают из Японии[15]. Центр Токио связан с аэропортом Ханэда монорельсом, а с аэропортом Нарита — скоростными поездами компании JR. Кроме этих аэропортов существует несколько региональных аэродромов для гражданских самолётов. Они связывают столицу с отдалёнными островами Осима, Миякедзима, Ятакэ и другими[15].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: