Тема: Средства общения. Средства общения




Тема: Средства общения

Дата: 13.10.2021 г.

Группа ПЦ-269

Учебная дисциплина «Основы деловой культуры»

Студенты должны знать: определение понятия «общение», виды вербального и невербального общения

Студенты должны уметь: определять знаки внимания, проявляющиеся в процессе совместной деятельности, и необходимые для достижения положительного результата, оценивать свою степень общительности.

План

1. Средства общения.

2. Вербальные средства общения.

3. Невербальные средства общения.

 

Средства общения

-Общение – это любое взаимодействие людей. Средства общения могут быть вербальным и невербальным. Если вербальная коммуникация - это язык слов, то невербальная ком­муникация - это язык чувств.

Конечно же, главную роль в общении играет речь. В процессе “говорения” важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы — настоящее искусство. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

Вербальные средства общения

К вербальным средствам общения относятся:

- Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка.

- Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

Невербальные средства общения

К невербальным средствам относятся:

-Мимика – движение мышц лица, – отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

-Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

Жесты искренности. Среди жестов, обозначающих искренность, мож­но выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх; пожимание плечами, сопровождающиеся жестом раскрытых рук (обозначение откры­той натуры); расстегивание пиджака (доброжелательно настроенные по отношению к вам люди часто расстегивают или даже снимают пиджак в вашем присутствии).

Жесты защиты. Это наша реакция на возможную угрозу для нас в конфликтной ситуации. Если собеседник скрестил руки, сжал кулаки, то это первый признак защитной реакции.

Жесты оценки. Жесты, имеющие отношение к задумчивости и мечта­тельности: жесты «рука у щеки» (люди, опирающиеся на руку, обычно глубоко погружены в раздумья); жесты критической оценки — подборо­док опирается на ладонь, указательный палец вытягивает вдоль щеки; собеседник сидит на крае стула, локоть на крае стола, наклоненная голо­ва - жест внимательного слушания; почесывание подбородка (при при­нятии решения); протирание стекол очков, манипуляция с ручкой, ка­рандашом - жесты размышления и паузы; расхаживание, пощипывание переносицы, потирание кончика носа может свидетельствовать о размыш­лениях, психоэмоциональном напряжении.

Жесты скрытности: рука прикрывает рот, избежание прямого визу­ального контакта; потирание мочки уха.

Жесты доминантности. Превосходство может быть выражено скре­щенными на груди руками и поднятым вверх подбородком, расставлен­ными на ширине плеч ногами и заведенными за спину скрещенными ру­ками, когда собеседник облокачивается широко расставленными руками на край стола и смотрит на вас сверху вниз.

Жесты готовности: руки на бедрах. Вариация этой позы в положении сидя - человек сидит на краю стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются на колени.

Жесты неуверенности: манипуляции с пальцами рук, с ручками и ка­рандашами. Другие жесты этой группы — переплетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть.

Жесты фрустрации: потирание рукой шеи, желание освободится от туго затянутого галстука (потирание ворота рубашки), тесно сцепленные напряженные руки, поправление элементов одежды, прически.

Жесты нервозности: покашливание, прочищение горла.

Жесты скуки: постукивание по полу ногой или щелканье колпачком ручки; голова в руке, то есть рука служит подпоркой голове, «отсутству­ющий» взгляд; машинальное рисование на бумаге; пустой взгляд («я смот­рю на вас, но не слушаю»)

Жесты доверчивости: пальцы соединяются наподобие купола.

Жесты самоконтроля: руки заведены за спину, ноги со скрещенными лодыжками, кисти рук напряженно сжимают подлокотники кресла.

Важнейшая невербальная составляющая процесса общения — умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все — глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату. Но на процесс беседы оказывает влияние и множество других “невербальных мелочей”, таких, как время и место, где она происходит, ее длительность и т.д.

Слушать можно по-разному. Если вы не проявляете интереса к разговору, не демонстрируете никаких знаков внимания, отделываетесь редким «угу» или «хм», по которому трудно определить ваше отношение к происходящему, то это — пассивное слушание, при нем участие в общении минимально. Так происходит, когда тема разговора или общение с данным человеком вам неинтересны, вы хотели бы отделаться от него или прекратить обсуждение вопроса. Если эмоции партнера направлены на вас, вы их вызвали или просто оказались поблизости, «под горячую руку», главная задача — не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уж точно приведет к бурному конфликту, «выяснению отношений». Выслушайте его, может даже думая о чем-то другом, приятном, а когда он «выплеснется и иссякнет», активно включайтесь в конструктивное обсуждение: «А теперь давай спокойно обсудим, что произошло и как быть». Вид слушания, при котором вы вовлечены в процесс общения и стараетесь понять собеседника, называется активным слушанием.

Вопросы для самоконтроля (устно):

1. Что такое общение?

2. Приведите примеры вербального и невербального общения.

3. Что такое пассивное слушание?

4. Приведите примеры из жизни, где вы применяете вербальное и невербальное общение?

ЗАДАНИЕ:

Письменно выполнить практическое задание:

Перечислить и записать слова, которые следует использовать для общения с незнакомым человеком в различных ситуациях:

- в качестве приветствия (утреннего, вечернего);

- для вежливой просьбы;

- для приглашения в гости, театр, кино;

- для утешения в трудную минуту;

- в телефонном разговоре.

Самостоятельная работа обучающегося:

Подготовить презентацию на тему: «Средства общения»

Критерии оценивания:

Оценка «отлично» - выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос полный, логичный, грамотно изложен.

Оценка «хорошо» - выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в ответе на вопрос.

Оценка «удовлетворительно» - выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос нелогичный, не полный.

Оценка «неудовлетворительно» - выставляется обучающемуся, если нет ответа на поставленный вопрос

ВНИМАНИЕ!

Уважаемые студенты!

Практическое задание необходимо выполнить в рабочей тетради (сфотографировать) или в формате Документа Word, где указать фамилию и имя студента, группу, название дисциплины, тему, дату урока. Отправлять для проверки в личные сообщения на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id440251452

 

Преподаватель: Покидина Ирина Евгеньевна

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: