Использование кино – клубов и элементов кинотерапии в работе психолога школы.




Работая в школе первый год я стала использовать фильмы для совместного просмотра и обсуждения с обучающимися. Не могу не согласиться с Шевченко С.И., которая озвучила на одном из вебинаров следующую метафору: «Урок – чай, кино – кофе». А ведь действительно, часто ломаем голову, как совместить на тренинге применения видеометода для более эффективной работы с обучающимися. А ведь ученые давно открыли, что существует чай из листьев кофе. Так и видеометод, применяемый в тренинговой работе будет выступать чаем из листьев кофе, что – то новое, что-то старое. Видеометод можно использовать как на классном часе, на уроке, так и в тренинговой работе.

Возможности данного метода:

¾ Быстрое командообразование и вхождение в тему.

¾ Наглядность и запоминаемость, применимость.

¾ Легкость подачи и объяснения темы, отсутствие эмоционального барьера.

¾ Опосредованность и безопасность опыта, обучение на чужих ошибках.

¾ Возможность наблюдения, диагностика.

¾ Понижение критичности восприятия учителя.

¾ Формирование общего языка и смыслового поля, общих эмоций.

¾ Зрелищные примеры и ситуации.

¾ «А в жизни так!!!?» кейс в действии.

Просмотр кино несет на себе терапевтический эффект. Многие могут вспомнить кино или книгу, которые помогли изменить принимаемое решение к лучшему. Например, у меня это книга М. Митчелл «Унесенные ветром», когда главная героиня Скарлетт, чтобы не спешить принимать решение, говорила потрясающую фразу: «Я подумаю об этом завтра». Условно все фильмы можно разделить на две группы. Первая демонстрирует нам клинические проблемы: депрессии, попытки суицида, и я стараюсь избегать таких фильмов в работе с обучающимися. Вторая группа: отношения в коллективе, отношения между учащимися и педагогами, проблемы семьи, взаимоотношения и т.д. Фильмы такого формата я охотно использую в своей работе. Из всех форматов видео включений я выбрала клубный формат просмотра и обсуждения кино, как форма самопознания и саморазвития. Для организации и проведения кинотерапии с детьми подросткового возраста необходимо следующее:

¾ Сформулировать тему встречи.

¾ Выбрать материал для показа.

¾ Собрать информацию о фильме.

Важно чтобы фильм был интересен всем и взрослым и подросткам. Это может быть и любимый фильм педагога, но здесь встает вопрос о том, должны ли дети также полюбить этот фильм как вы? А что если ваш выбор им не понравится? Как будете вы тогда относиться к детям, которые выскажут диаметрально противоположное вашему мнение?

При выборе фильма существует несколько критериев:

1. Этический – выбранный фильм не должен содержать сцен насилия, жестокости, унижения личности.

2. Когнитивный – наличие завязки сюжета, кульминации, логическая последовательность событий, наличие и уровень юмора.

3. Эмоциональный – для старших детей доступны амбивалентные чувства.

Основные вопросы по просмотру фильма:

1. Каков сюжет фильма, действующие лица?

2. Каков психологический портрет каждого героя: личностные особенности, нравственные принципы, черты характера, манера поведения, история жизни?

3. Каковы отношения между героями фильма? Как они решают свои проблемы?

4. О чем этот фильм? Какова основная проблема и как решает ее режиссер?

5. Почему фильму дано такое название?

6. Какие психологические, нравственные, философские проблемы затронуты в фильме? Как они волнуют вас в данное время?

Существует такое мнение, что человек, просмотревший 30 сеансов кино в рамках кинотерапии (кино-клуба), уже никогда не возвращается к неосознанному просмотру, в дальнейшей жизни он всегда будет искать и находить в кино полезные смыслы, идеи, понимания, решения. Перенеся проблемы героев фильмов в реальную жизнь, зритель понимает, что все поступки имеют последствия, за все приходится платить, что нет смысла искать виноватых вокруг себя.

Обучающимся после просмотра фильма рекомендовано заполнение аналитической карты:

Таблица 1. Аналитическая карта.

Вопрос Анализ
      Основная психологическая тема фильма, ценности.      
      Основная идея фильма в нескольких словах.      
      Круг психологических проблем.      
      Список и психологический портрет героев фильма.    
      Система отношений в фильме      
      Основные эмоции      
    Нравственные категории      
      Цитата      

В заключении «проводник» всегда произносит резюмирующую речь по просмотренному фильму, социальной рекламе и т.д.

Необходимо избегать назидательного тона и превосходства в разговорах необходимо быть внимательным и уметь предпринимать шаги для понимания студента его страхов, проблем, интересов, потребностей.

Литература:

Статья создана по материалам вебинаров Педагогического университета «Первое сентября», «Технология использования кино – клубов в работе с подростками» автор Шевченко С.И. Москва: 2016г.

Материалы модульных курсов: Кочарова М.В. Кинотерапия, или как использовать метод просмотра фильмов в воспитательной работе с детьми и подростками. – Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2016. – 40с.

Рекомендуемые фильмы для семейного просмотра:

«Вам и не снилось…» (1981). Режиссер: Илья Фрез.

«Бабуся» Лидия Боброва, Россия.

«Училка» (2015), Россия.

«Ученик» (2017), Россия.

«Сонг Сонг и Котенок» короткометражный фильм из сборника «Невидимые дети».

«Школьный вальс», реж. П. Любимов, 1977.

«Свои дети», 2007 г., Россия.

Педагог – психолог

Пермякова О.Л.

03.03.2020г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: