Работая в школе первый год я стала использовать фильмы для совместного просмотра и обсуждения с обучающимися. Не могу не согласиться с Шевченко С.И., которая озвучила на одном из вебинаров следующую метафору: «Урок – чай, кино – кофе». А ведь действительно, часто ломаем голову, как совместить на тренинге применения видеометода для более эффективной работы с обучающимися. А ведь ученые давно открыли, что существует чай из листьев кофе. Так и видеометод, применяемый в тренинговой работе будет выступать чаем из листьев кофе, что – то новое, что-то старое. Видеометод можно использовать как на классном часе, на уроке, так и в тренинговой работе.
Возможности данного метода:
¾ Быстрое командообразование и вхождение в тему.
¾ Наглядность и запоминаемость, применимость.
¾ Легкость подачи и объяснения темы, отсутствие эмоционального барьера.
¾ Опосредованность и безопасность опыта, обучение на чужих ошибках.
¾ Возможность наблюдения, диагностика.
¾ Понижение критичности восприятия учителя.
¾ Формирование общего языка и смыслового поля, общих эмоций.
¾ Зрелищные примеры и ситуации.
¾ «А в жизни так!!!?» кейс в действии.
Просмотр кино несет на себе терапевтический эффект. Многие могут вспомнить кино или книгу, которые помогли изменить принимаемое решение к лучшему. Например, у меня это книга М. Митчелл «Унесенные ветром», когда главная героиня Скарлетт, чтобы не спешить принимать решение, говорила потрясающую фразу: «Я подумаю об этом завтра». Условно все фильмы можно разделить на две группы. Первая демонстрирует нам клинические проблемы: депрессии, попытки суицида, и я стараюсь избегать таких фильмов в работе с обучающимися. Вторая группа: отношения в коллективе, отношения между учащимися и педагогами, проблемы семьи, взаимоотношения и т.д. Фильмы такого формата я охотно использую в своей работе. Из всех форматов видео включений я выбрала клубный формат просмотра и обсуждения кино, как форма самопознания и саморазвития. Для организации и проведения кинотерапии с детьми подросткового возраста необходимо следующее:
¾ Сформулировать тему встречи.
¾ Выбрать материал для показа.
¾ Собрать информацию о фильме.
Важно чтобы фильм был интересен всем и взрослым и подросткам. Это может быть и любимый фильм педагога, но здесь встает вопрос о том, должны ли дети также полюбить этот фильм как вы? А что если ваш выбор им не понравится? Как будете вы тогда относиться к детям, которые выскажут диаметрально противоположное вашему мнение?
При выборе фильма существует несколько критериев:
1. Этический – выбранный фильм не должен содержать сцен насилия, жестокости, унижения личности.
2. Когнитивный – наличие завязки сюжета, кульминации, логическая последовательность событий, наличие и уровень юмора.
3. Эмоциональный – для старших детей доступны амбивалентные чувства.
Основные вопросы по просмотру фильма:
1. Каков сюжет фильма, действующие лица?
2. Каков психологический портрет каждого героя: личностные особенности, нравственные принципы, черты характера, манера поведения, история жизни?
3. Каковы отношения между героями фильма? Как они решают свои проблемы?
4. О чем этот фильм? Какова основная проблема и как решает ее режиссер?
5. Почему фильму дано такое название?
6. Какие психологические, нравственные, философские проблемы затронуты в фильме? Как они волнуют вас в данное время?
Существует такое мнение, что человек, просмотревший 30 сеансов кино в рамках кинотерапии (кино-клуба), уже никогда не возвращается к неосознанному просмотру, в дальнейшей жизни он всегда будет искать и находить в кино полезные смыслы, идеи, понимания, решения. Перенеся проблемы героев фильмов в реальную жизнь, зритель понимает, что все поступки имеют последствия, за все приходится платить, что нет смысла искать виноватых вокруг себя.
Обучающимся после просмотра фильма рекомендовано заполнение аналитической карты:
Таблица 1. Аналитическая карта.
№ | Вопрос | Анализ |
Основная психологическая тема фильма, ценности. | ||
Основная идея фильма в нескольких словах. | ||
Круг психологических проблем. | ||
Список и психологический портрет героев фильма. | ||
Система отношений в фильме | ||
Основные эмоции | ||
Нравственные категории | ||
Цитата |
В заключении «проводник» всегда произносит резюмирующую речь по просмотренному фильму, социальной рекламе и т.д.
Необходимо избегать назидательного тона и превосходства в разговорах необходимо быть внимательным и уметь предпринимать шаги для понимания студента его страхов, проблем, интересов, потребностей.
Литература:
Статья создана по материалам вебинаров Педагогического университета «Первое сентября», «Технология использования кино – клубов в работе с подростками» автор Шевченко С.И. Москва: 2016г.
Материалы модульных курсов: Кочарова М.В. Кинотерапия, или как использовать метод просмотра фильмов в воспитательной работе с детьми и подростками. – Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2016. – 40с.
Рекомендуемые фильмы для семейного просмотра:
«Вам и не снилось…» (1981). Режиссер: Илья Фрез.
«Бабуся» Лидия Боброва, Россия.
«Училка» (2015), Россия.
«Ученик» (2017), Россия.
«Сонг Сонг и Котенок» короткометражный фильм из сборника «Невидимые дети».
«Школьный вальс», реж. П. Любимов, 1977.
«Свои дети», 2007 г., Россия.
Педагог – психолог
Пермякова О.Л.
03.03.2020г.