В современных условиях особое значение приобретает конкретно-социологический метод исследования государственно-правовых проблем. Суть метода конкретно-социологических исследований заключается в анализе, переработке и отборе необходимой достоверной информации о важнейших сторонах юридической практики, развития и функционирования государственных и правовых институтов в целях проведения определенных теоретических обобщений и принятия соответствующих практических решений. С его помощью можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. Конкретно-социологические исследования содействуют разработке ключевых вопросов теории государства и права, для изучения которых они предоставляют массу новых жизненных фактов, статистических и иных данных.
В рамках конкретно-социологического метода используются такие приемы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и др.
Социологическая методология относится, вместе с формально-логической и диалектической, к базовым для теории государства и права методологиям. Их единство обеспечивает необходимую глубину и, в сущности, требуемую пол ноту теоретического знания о праве и государстве и с точки зрения их сущности, и с точки зрения их проявлений.
Общая характеристика социологической методологии такова:
- во-первых, она является научной по своим исходным установкам и принципам;
- во-вторых, в основу ее положены позитивистские философские установки;
- в-третьих, она не носит общенаучного характера, поскольку предметной областью социологической методологии во всем объеме ее видов и уровней выступает только общественная жизнь;
- в-четвертых, она связана с познанием общественной жизни по ее проявлениям (и только в этом аспекте в ее предметную область входят проявления духовности);
- в-пятых, в контексте социологической методологии различимы лишь закономерности и особенности (но не розовость и индивидуальность), а случайности являются отражением низкого уровня типичности наблюдаемых связей, отношений;
- в-шестых, социологическая методология позволяет получить богатое, разностороннее, дифференцированное, конкретное и т.д. знание явлений и сфер общественной жизни, однако это знание носит принципиально мозаичный характер;
- в-седьмых, в развитие предыдущего, социологическая методология носит ограниченный характер, поскольку социология имеет тенденцию отходить от принципов строго научного мышления;
- в-восьмых, социологическое знание носит в той или иной мере тенденциозный, субъективный характер; его интерпретации подвержены сильному влиянию исходных идейных установок (идеологем);
- в-девятых, выводы и обобщения, добываемые с помощью социологической методологии, опираются на многофакторную обусловленность явлений, что сообщает социологическому знанию ту или иную степень неопределенности, приблизительности;
- в-десятых, применение социологической методологии связано с пониманием права и государства в целом и отдельных их элементов исключительно как внешне обусловленных явлений;
- в-одиннадцатых, сущность права и государства ограничена пониманием их функционального предназначения;
- в-двенадцатых, природа явлений общественной жизни на основе социологической методологии не познается и, следовательно, внимание ограничено только обслуживающей ролью права и государства.
Социологическая методология находит в теории государства и права широкое, но, тем не менее, вполне обозримое применение. Во-первых, социологическая методология вообще не применима к юридической догматике, бессмысленна в ней; она также не применима к вопросам, касающимся специфики правосознания, исторического аспекта в характеристиках государства и права и т.п. В целом социологическая методология оппозиционна формально-логической методологии, положенной в основу юридической догматики.
Во-вторых, в теории государства и права не применима методология конкретно-социологического анализа и социологии среднего уровня, хотя их результаты, конечно, могут быть использованы как иллюстративно-эмпирическая основа для теоретических утверждений. В отличие от общесоциологической методологии, указанные два уровня неспецифичны для теории государства и право.
Только социологическая методология первого уровня характерна для теории государства и права. По крайней мере при определенных общепознавательных и философских установках теорию государства и права можно рассмотреть как общесоциологическую. Но именно по этой причине теорию государства и права вряд ли можно считать строго научной теорией. Ее фундаментальность и мировоззренческий характер проистекают не из научности, хотя принцип научности, в определенном контексте, является одним из существенных для теории государства и права.
Общесоциологическая методология позволяет формировать идеологически ориентированные знания, что, однако, вступает в противоречие с научными установками самой социологии. На уровне общей социологии, в том числе и в предметной области теории государства и права, она представляет собой в известной мере "игру в науку", равно как на уровне эмпирической социологии мы нередко сталкиваемся с иллюзией познания предмета.
Сущность социологической методологии заключена в выявлении возможностей рассуждения об обществе, государстве и т.п. системах в целом по их фрагментарным проявлениям, в определении предельных приближений к целому, опираясь при этом на частное знание. Научная индукция здесь играет лишь принципиальное, установочное значение, но не определяет особенностей (и не сглаживает их) в области познания социальных явлений. В той мере, в какой социологическая методология последовательно научна, она эмпирична и описательна (выступает своего рода введением к идейно-ценностным обобщениям); в той мере, в какой она связана с обобщениями, она является моделированием (конструированием) социальной реальности на основе вненаучных (но наукообразных) идей.
Примером познавательных парадигм, определяющих направленность применения социологической методологии, могут быть следующие утверждения:
- сущности правовых и государственных явлений и процессов познаются посредством установления причин, их порождающих;
- изменения, происходящие в правовой и государственной жизни, носят необратимый характер;
- значимыми для познания права и государства в их действительности являются лишь эмпирические наблюдаемые социальные факты;
- все, являющееся предметом изучения, имеет свойства структуры и тенденцию к структурированию;
- количественные характеристики социальных явлений и процессов непосредственно выражают их качественную определенность (могут считаться их заместителями);
- социологически обнаруживаемые явления и их количественные характеристики обладают свойством репрезентативности;
- нет однозначно интерпретируемых социальных явлений.
Концептуальными идеями, согласующимися с социологической методологией, могут быть следующие утверждения:
- базовыми понятиями теории государства и права являются государственная и правовая жизнь, которые аналогичны роли идей права и государства, исчерпывающих все содержание государственно-правовой реальности в философском плане;
- право является лишь идеальной основой правовой жизни, а его образование -- одной из сторон правовой жизни;
- правоотношения являются первичными по отношению к массиву норм, их обеспечивающих;
- действительное право существует только в многообразии форм и видов, единство которых представляет собой правовую систему общества;
- порядок является собственно правовым явлением, поэтому все другие формы общественного порядка являются лишь формами правопорядка;
- обслуживающая роль права делает систему его функций открытой, а возможности распространения правовых регуляторов на общественные отношения - неограниченными;
- реальная, эмпирически наблюдаемая правовая жизнь протекает на групповом и индивидуальном уровне, а на общественном (государственном и международном) уровне она носит опосредованный характер, является следствием обобщений, определенных познавательными установками.
Преимущества и недостатки социологической методологии вытекают из характеристики ее назначения и ограниченности в применении к проблемам теории государства и права.
К положительным характеристикам социологической методологии можно отнести: содержательность; конкретность мышления государственно-правовых проблем; возможность опираться на широкое понимание права, в том числе и неюридическое; возможность объяснить правовые свойства гражданского общества, исходя из природы самого этого общества; в принципе необъятный познавательный (и описательный) потенциал; возможность выстроить общеправоеую концепцию на базе научного понятийного аппарата.
К отрицательным характеристикам относятся: определенная искусственность, тенденциозность (не всегда идеологического характера), обусловленная избыточным многообразием факторов, которые следует учитывать; некритичное принятие понимания природы права, правовой и государственной жизни (в основном политологического или философского понимания); манипулятивный характер социологического знания правовой жизни, в особенности но групповом и индивидуальном уровне.