Тренинг консультативных умений и навыков, применяемых психологом в групповом консультировании клиентов 15—23-летнего возраста
ФИО студента____________________________________________________
Специальность___________________________________________________
Группа__________________________________________________________
Раздел 1. Настрой на консультирование
Прежде всего, следует помнить, что хорошим консультантом становится тот, кто умеет хорошо управлять самим собой, т. е. у кого хорошо развиты воля и самоконтроль. Развивая эти качества, консультант сможет быстрее и эффективнее пройти адаптационный период. В этом разделе Вам предложены несколько упражнений для развития внутренних средств саморегуляции.
Упражнение 1. «Фокусировка»
Упражнение выполняется за 10—15 мин до начала консультирования. Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде «Тело!» сосредоточьтесь на своем теле, по команде «Рука!»—на правой руке, «Кисть!»—на кисти правой руки, «Палец!»—на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде «Кончик пальца!»—на кончике указательного пальца правой руки. Команды следует подавать самому себе с интервалами 10—12 с (найдите при этом благоприятный для Вас ритм).
Отметка о выполнении. Дата__________ Время_________ Подпись___________
Упражнение 2. «Дыхание»
Упражнение желательно выполнять перед началом консультирования. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По своей собственной команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своем собственном дыхании. При этом не следует специально управлять своим дыханием, не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5—10 мин.
|
Отметка о выполнении. Дата__________ Время_________ Подпись___________
Упражнение 3. «Распределение внимания»
Важно также научиться эффективно распределять свое внимание в любой ситуации. Предлагаем Вам упражнение, развивающее способность к распределению внимания. Упражнение выполняется в течение 15—10 мин, в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую Вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и «краем глаза» смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через сколько минут Вы почувствуете себя утомленным? Если утомление наступило уже через 4—5 мин, значит Ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что Вы читали и восстановить виденное на телеэкране.
Отметка о выполнении. Дата__________ Время_________ Подпись___________
Упражнение 4. «Переключение внимания»
Наиболее действенными способами тренировки, развития способности к внутренней подвижности и быстрому переключению внимания являются спортивные игры с мячом (теннис, волейбол, баскетбол). Поэтому всегда, когда появляется возможность поиграть на спортивной площадке, обязательно ею воспользуйтесь.
Кроме того, можно рекомендовать специальное упражнение, возможно, доставляющее меньше удовольствия, чем спортивные игры, но не уступающее им по эффективности. Упражнение желательно проводить дома или в перерывах между занятиями в течение 15—20 мин. Займитесь счетом (арифметическими действиями с цифрами), затем, после 3—4 мин после начала счета, без перехода, сразу же, начните читать сложный газетный текст в течение 5—7 мин. Остановитесь. Посмотрите, сколько ошибок Вы сделали при подсчетах, а также попробуйте как можно полнее и детальнее воспроизвести прочитанный текст.
|
Отметка о выполнении. Дата__________ Время_________ Подпись___________
Упражнение 5. «Эмоция»
Упражнение выполняется за 10—15 мин до начала консультации в рабочей комнате или кабинете. Заранее заготовьте набор карточек, на которых отметьте эмоции и части тела человека, при помощи которых следует эти эмоции выразить. Например, карточка «Грусть. Руки» означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук. На карточках могут быть следующие эмоции: «Горе. Лицо», «Радость. Губы», «Чванство. Правая рука»; «Гордость. Спина», «Страх, Ноги» и др. Как и предыдущее упражнение, упражнение «Эмоция» направлено на активизацию комплекса актерских способностей и достижение состояния раскованности и свободы. Процедура выполнения упражнения такая же, как и в упражнении «Распределение внимания».
Отметка о выполнении. Дата__________ Время_________ Подпись___________
Тест «Обаятельны ли Вы?»
Инструкция: «Ответьте на каждый из 9 указанных ниже вопросов трояким образом: либо утвердительно (+), либо отрицательно (-), либо нейтрально (+-). Ответ (+-) дается тогда, когда нельзя ответить однозначно (+) или (-)».
Содержание теста
□ 1. Обладаете ли Вы чувством юмора в большей степени, чем другие люди?
□ 2. Эрудированны ли Вы более, чем другие люди?
□ 3. Заинтересовывает ли большинство людей, с которыми
Вы общаетесь, Ваше «хобби»?
□ 4. Обладаете ли Вы внешними особенностями, о которых
нельзя сказать однозначно: портят они Вашу внешность или украшают?
□ 5. Легко ли Вам «с ходу» подобрать удачную реплику?
□ 6. Боитесь ли Вы иронии в свой адрес?
□ 7. Приходит ли Вам на ум самый удачный ответ после раз-
говора?
□ 8. Больше, чем другим людям, Вам нравится, когда Вас
хвалят?
□ 9. Больше, чем другие люди, Вы переживаете, когда Вас
ругают?
Ваш результат по итогам выполнения теста «Обаятельны ли Вы?»_________