Предлагаем проверить имеющиеся у Вас эмпатийные тенденции с помощью теста. Для этого, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывайте своим ответам следующие числа: если ответили «не знаю»—0, ответу «нет, никогда» припишите 1, «иногда»—2, «часто»—3, «почти всегда»—4 и ответу «да, всегда»- 5.
Отвечать нужно на все пункты.
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, обидчивы не без причин.
9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
10.Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11.Я равнодушен к критике в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматриваться портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда все родителям прощал, даже если они были неправы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
|
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.
23. Все люди необоснованно озлоблены.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы из чудачества стариков.
34. Мне хотелось разобраться, почему мои некоторые одноклассники иногда были задумчивы.
35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой Вы отвечали. Не ответили ли Вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3,9,11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27 ответами «да, всегда»? Если это так, то Вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям Вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти—можете считать, что работу выполнили напрасно.
|
Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденции.
Если Вы набрали— 82—90 баллов —это очень высокий уровень эмпатийности. У Вас болезненно развито сопереживание. В общении как барометр тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют Вас в качестве громоотвода, обрушивая на Вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют Вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает Вас. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия Вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни Вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психическом здоровье.
63 — 81 балл —высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть и дети тянутся к Вам. Окружающие ценят Вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах Вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести Вас из равновесия.
|
37 — 62 балла —нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать Вас «толстокожим», но в то же время Вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять большее, чем сказано словами, но при Излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята: При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для Вас неожиданными. У Вас нет раскованности чувств и это мешает Вашему полноценному восприятию людей.
12 — 36 баллов —низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявлении в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы—сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у Вас мало друзей.а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят Вам тем же: случаются моменты, когда чувствуете свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют Вас своим вниманием. Но это исправимо, если Вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее: всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.
11 баллов и менее —очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше Вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неуклюжем положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.
Эмпатийные качества человека развиваются тем интенсивнее, чем богаче и разнообразнее его представления о других, чем изобретательнее он пользуется ими. Понимание других обязательно связано с пониманием самого себя. Стараясь познать себя, мотивы своих поступков и потребности, человек прибегает к аналогиям. Действует своего рода принцип идентификации. Его сущность в следующем.
Непосредственно наблюдая собственные действия и связанные с ними состояния, переживания, человек истолковывает свое поведение, оценивает его и придает ему определенное значение. На основе этого формируется образ «Я». В общении, обнаруживая схожие внешние проявления действий окружающих, человек пытается по аналогии со своими состояниями судить о внутреннем состоянии и чувствах других. Происходит приписывание (атрибуция) собственных переяситых состояний партнеру по общению. Этим, отчасти, объясняется наделение домашних животных теми человеческими качествами, которые им вовсе не присущи.
Если бы механизм эмпатии действовал так упрощенно, человек никогда не смог бы понять других, коль скоро сам раньше не испытывал ничего подобного. Кроме того, одни и те же поступки разных людей вызывают у них разные переживания и самые разные эмоциональные проявления этих переживаний. А отсюда непосредственное использование личного эмоционального опыта для объяснения поведения других лиц нередко приводит к ложному толкованию их состояний, порождает атрибутивные ошибки в интерпретации межличностного взаимодействия.
Эмпатийное слушание
Пожалуй, ни в какой другой ситуации человек не всматривается в собеседника так пристально, как во время его выслушивания. Слушая друг друга, партнеры как бы отражаются друг в друге, а в общении участвует по меньшей мере шесть фигур:
с одной стороны—педагог;
образ педагога, каким он его себе представляет;
образ обучаемого;
с другой стороны—реальный обучаемый;
образ обучаемого в собственных глазах;
образ педагога в глазах обучаемого.
Поэтому для взаимопонимания необходимо осознать образ, каждой из этих фигур и роли, которые они сейчас исполняют. Хотя четыре из шести фигур—плод нашего воображения, отрицать их существование не приходится, поскольку наши усилия направлены в общении на то, чтобы соответствовать исполняемым ролям.
Во время слушания решаются две задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливаются эмоциональные проявления собеседника. Не так уж часто мы можем спросить себя, что в данном случае важнее: что говорится или как говорится? И так ли уж редки случаи, когда мы говорим, слушая в упоении свою речь? Hue слушают и мы себя слушаем, а как нас при этом воспринимают слушающие, порой не знаем.
После окончания разговора достаточно спросить у одного из собеседников, что, кроме содержания беседы, было отмечено им в партнере: нетерпение, скрываемое раздражение, волнение, безмятежное равнодушие или же стремление побыстрее удалиться, чтобы в большинстве случаев получить неопределенный ответ на этот вопрос. И уж тем более человек с трудом опишет, как во время беседы выглядел он сам. А ведь собеседник своим видом может сказать больше, чем словами, не говоря о значении пауз в разговоре, скорости речи, мимике и жестах.
Что значит слышать, а не слушать партнера по общению? Попытаемся разобраться в этом. Вначале предлагаем честно заполнить все пункты опросника отвечая «да» или «нет».
1. Не ждете ли Вы нетерпеливо, пока другой кончит говорить и даст возможность высказаться Вам?
2. Не спешите ли принять решение до того, как поймете проблему разговора?
3. Не слышите ли только то, что Вам нравится?
4. Не мешают ли Вам слушать Ваши собственные эмоции?
5. Не отвлекаетесь ли Вы, когда говорят другие?
6. Не запоминаете ли вместо основных моментов беседы какие-нибудь несущественные?
7. Не мешают ли Вам слушать предубеждения против собеседника: его не слишком благополучная репутация, национальные и расовые отличия, социальное происхождение?
8. Занимаете ли заведомо негативную позицию в отношении партнера или его идей, когда слушаете?
9. Прекращаете ли слушать, когда встречаются трудности в общении: косноязычие собеседника, внешние помехи?
10. Может быть, только притворяетесь, когда слушаете?
11. Ставите ли себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить это?
12. Принимаете ли в расчет, что Вы и говорящий можете обсуждать не один и тот же вопрос?
13. Следите ли за тем, что для Вас и для говорящего слова могут иметь разный смысл?
14. Пытаетесь ли выяснить, действительно ли спор вызван различием точек зрения или разной постановкой вопроса?
15. Избегаете ли взгляда собеседника, не смотрите ли в угол или по сторонам, когда слушаете другого?
16. Возникает ли у Вас непреодолимое желание прервать собеседника и опередить его мысли?
Если на все пункты Вы ответили отрицательно, а на 11, 12, 13 и 14 положа руку на сердце, ответили «да», значит Вы вслушиваетесь не только в содержание разговора. Для остальных, неуверенных в чистосердечности своих ответов, рекомендуем перелистать еще несколько страниц.
Эмпатийное слушание фактически несет на себе функцию обратной связи для собеседника. Это своего рода помощь говорящему для осознания того, как мы воспринимаем его состояние и поведение. Уметь слушать так, чтобы не вызвать у партнера чувство исходящей от Вас угрозы и чтобы не спровоцировать у него - психологическую самозащиту, вовсе не просто.
Обеспечивая через эмпатийное слушание обратную связь партнеру, приходится идти на некоторый риск, ибо нет полной уверенности в правильном понимании своих действий собеседником. Люди не всегда расположены открыто демонстрировать свои реакции на поведение других, чаще они скрывают свои чувства. Готовность партнеров к взаимной открытости связана со степенью взаимной доверительности. Готовность доверительно выслушать проявляется через такие состояния: если Вы ожидаете откровенности от партнера в ответ на откровенность с Вашей стороны; если Вы заранее готовы к неуспеху и расплате за Вашу доверительность. Только почувствовав в себе признаки готовности, можете вступать в контакты. В слушании постарайтесь придерживаться некоторых правил:
Проявите полную заинтересованность к собеседнику. Случайного кивка, восклицания или замечания порой достаточно, чтобы подчеркнуть заинтересованность.
Свое расположение к собеседнику подчеркните улыбкой. Именно улыбкой, а не ухмылкой. О многозначности этого мимического обозначения и о возможных последствиях его неправильного толкования в общении мы уже говорили в параграфе «Экспрессия». Слушая, не отвлекайтесь. Плохого слушателя все отвлекает: сирена на улице, хождение людей, телефонные звонки. Хороший слушатель либо сядет так, чтобы не отвлекаться, либо сконцентрирует свое внимание только на партнере.
Дайте собеседнику высказаться. Многие люди думают вслух и на ощупь идут к своей точке зрения, поэтому первоначальное высказывание часто является лишь грубым приближением к их основной мысли. Чтобы человек открылся и выразил свою мысль до конца, Вы должны дать ему время высказаться свободно и не торопясь. Не подчеркивайте своим поведением, что его слишком трудно слушать.
Не притворяйтесь внимательным, а будьте им. Когда нам уже ясно, что бесстрастная, надоедливая и неинтересная речь собеседника начисто лишена полезной для нас информации, мы часто начинаем притворяться: демонстрируем подчеркнутое внимание к партнеру,-в то же время взгляд наш останавливается на одной точке, мы становимся рассеянными. Стоит партнеру заметить это, его мысли путаются и он теряет нить высказывания. Не надо заранее настраивать себя на то, что беседа будет пустой и неинтересной.
Ищите истинный смысл слов собеседника. Помните, что не всю информацию удается вложить в слова. Слово дополняется изменением тональности и окраски голоса, мимикой, жестами, движениями, наклонами головы и тела.
Раздел 5. Развитие психологического мышления консультанта (социального интеллекта)
Тест
Учительница литературы формулировала на ряде уроков в 9 классе ниже приведенные развивающие задачи.
Оцените в баллах от 1 до 5 каждый из приведенных вариантов развивающих задач:
5—очень хороший уровень психологической грамотности в планировании развивающих задач,
4—хороший,
3—удовлетворительный,
2—низкий,
1— очень низкий.
1. Развивать профессиональную направленность личности учащихся;
2. Развивать самостоятельность мышления.
3. Развивать перцептивные умения старшеклассников.
4. Развивать восприятие, внимание, мышление и речь учащихся.
5. Развивать самосознание старшеклассников.
6. Развивать творческое воображение, сознательное отношение к урокам литературы.
7. Развивать зрительную и слуховую память, логическое мышление, словарный запас.
8. Развивать дедуктивное умозаключение.
9. Развивать внимательность и эмпатию.
Тест
Для решения развивающей задачи («Развивать социально-перцептивные умения старшеклассников») на нескольких уроках учитель истории использовал ниже приведенные виды, формы, приемы работы.
Оцените обоснованность их примечания в баллах от 1 до 5, где: 5—очень хорошо, 4—хорошо, 3—удовлетворительно, 2—плохо, 1—очень плохо.
1. Говоря о президентах и других политиках разных государств, учитель спрашивал мнение учащихся не только об их политических качествах, но и о личностных особенностях.
2. Учитель рассказывал о некоторых фактах биографии и о личностных качествах исторических деятелей, о которых шла речь на уроке.
3. Учащийся выступил с кратким сообщением о личности каждого американского президента.
4. Учитель просил учеников дать оценку мотивов поведения разных общественных и политических деятелей.
5. Учащиеся (по просьбе учителя) сравнивали свои личностные качества с качествами личности замечательных, выдающихся людей.
6. Учитель не тратил время на биографические справки о политических деятелях.
7. На одном из уроков проведена ролевая игра: «Пресс-конференция президентов».
8. На одном из уроков учащиеся сделали несколько докладов по теме урока.
9. Учитель не выяснял мнений учащихся о качествах президентов, чтобы не вызвать острую дискуссию.