Раздел 4. Развитие эмпатии консультанта




Предлагаем проверить имеющиеся у Вас эмпатийные тенден­ции с помощью теста. Для этого, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывайте своим ответам следующие числа: если отве­тили «не знаю»—0, ответу «нет, никогда» припишите 1, «иногда»—2, «часто»—3, «почти всегда»—4 и ответу «да, всегда»- 5.

Отвечать нужно на все пункты.

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач дру­гих людей.

4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современ­ные ритмы».

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы не без причин.

9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10.Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настро­ение.

11.Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматриваться портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда все родителям прощал, даже если они были неправы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы из чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему мои некоторые однокласс­ники иногда были задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

 

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой Вы отвечали. Не ответили ли Вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3,9,11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27 ответами «да, всегда»? Если это так, то Вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям Вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти—можете считать, что работу выполнили напрасно.

Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденции.

 

Если Вы набрали— 82—90 баллов —это очень высокий уровень эмпатийности. У Вас болезненно развито сопереживание. В обще­нии как барометр тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окру­жающие используют Вас в качестве громоотвода, обрушивая на Вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в при­сутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют Вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близ­ких не покидает Вас. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия Вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстро­енных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со сто­роны. При таком отношении к жизни Вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психическом здоровье.

 

63 — 81 балл —высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуж­дам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавли­ваете контакты и находите общий язык. Должно быть и дети тянутся к Вам. Окружающие ценят Вас за душевность. Вы стара­етесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитиче­ским выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в оди­ночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих дей­ствий. При всех перечисленных качествах Вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести Вас из равновесия.

 

37 — 62 балла —нормальный уровень эмпатийности, прису­щий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать Вас «толстокожим», но в то же время Вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отноше­ниях судить о других более склонны по их поступкам, чем дове­рять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональ­ные проявления, но в большинстве своем они находятся под само­контролем. В общении внимательны, стараетесь понять большее, чем сказано словами, но при Излишнем излиянии чувств собе­седника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не выска­зывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята: При чтении художественных произведений и просмо­тре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для Вас неожиданными. У Вас нет раскованности чувств и это мешает Вашему полноценному восприятию людей.

 

12 — 36 баллов —низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувству­ете себя в шумной компании. Эмоциональные проявлении в поступ­ках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы—сторонник точных формулиро­вок и рациональных решений. Вероятно, у Вас мало друзей.а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят Вам тем же: случаются моменты, когда чувствуете свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют Вас своим вниманием. Но это исправимо, если Вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее: всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.

 

11 баллов и менее —очень низкий уровень. Эмпатийные тен­денции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать раз­говор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше Вас. В меж­личностных отношениях нередко оказываетесь в неуклюжем поло­жении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочита­ете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.

Эмпатийные качества человека развиваются тем интенсив­нее, чем богаче и разнообразнее его представления о других, чем изобретательнее он пользуется ими. Понимание других обяза­тельно связано с пониманием самого себя. Стараясь познать себя, мотивы своих поступков и потребности, человек прибегает к ана­логиям. Действует своего рода принцип идентификации. Его сущ­ность в следующем.

Непосредственно наблюдая собственные действия и связан­ные с ними состояния, переживания, человек истолковывает свое поведение, оценивает его и придает ему определенное значение. На основе этого формируется образ «Я». В общении, обнаружи­вая схожие внешние проявления действий окружающих, чело­век пытается по аналогии со своими состояниями судить о вну­треннем состоянии и чувствах других. Происходит приписыва­ние (атрибуция) собственных переяситых состояний партнеру по общению. Этим, отчасти, объясняется наделение домашних животных теми человеческими качествами, которые им вовсе не присущи.

Если бы механизм эмпатии действовал так упрощенно, чело­век никогда не смог бы понять других, коль скоро сам раньше не испытывал ничего подобного. Кроме того, одни и те же поступки разных людей вызывают у них разные переживания и самые раз­ные эмоциональные проявления этих переживаний. А отсюда непосредственное использование личного эмоционального опыта для объяснения поведения других лиц нередко приводит к лож­ному толкованию их состояний, порождает атрибутивные ошибки в интерпретации межличностного взаимодействия.

 

Эмпатийное слушание

Пожалуй, ни в какой другой ситуации человек не всматривается в собеседника так пристально, как во время его выслушивания. Слушая друг друга, партнеры как бы отражаются друг в друге, а в общении участвует по меньшей мере шесть фигур:

с одной стороны—педагог;

образ педагога, каким он его себе представляет;

образ обучаемого;

с другой стороны—реальный обучаемый;

образ обучаемого в собственных глазах;

образ педагога в глазах обучаемого.

Поэтому для взаимопонимания необходимо осознать образ, каждой из этих фигур и роли, которые они сейчас исполняют. Хотя четыре из шести фигур—плод нашего воображения, отрицать их существование не приходится, поскольку наши усилия направлены в общении на то, чтобы соответствовать исполняе­мым ролям.

Во время слушания решаются две задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливаются эмоциональные проявле­ния собеседника. Не так уж часто мы можем спросить себя, что в данном случае важнее: что говорится или как говорится? И так ли уж редки случаи, когда мы говорим, слушая в упоении свою речь? Hue слушают и мы себя слушаем, а как нас при этом вос­принимают слушающие, порой не знаем.

После окончания разговора достаточно спросить у одного из собеседников, что, кроме содержания беседы, было отмечено им в партнере: нетерпение, скрываемое раздражение, волнение, без­мятежное равнодушие или же стремление побыстрее удалиться, чтобы в большинстве случаев получить неопределенный ответ на этот вопрос. И уж тем более человек с трудом опишет, как во время беседы выглядел он сам. А ведь собеседник своим видом может сказать больше, чем словами, не говоря о значении пауз в разговоре, скорости речи, мимике и жестах.

Что значит слышать, а не слушать партнера по общению? Попытаемся разобраться в этом. Вначале предлагаем честно запол­нить все пункты опросника отвечая «да» или «нет».

1. Не ждете ли Вы нетерпеливо, пока другой кончит говорить и даст возможность высказаться Вам?

2. Не спешите ли принять решение до того, как поймете про­блему разговора?

3. Не слышите ли только то, что Вам нравится?

4. Не мешают ли Вам слушать Ваши собственные эмоции?

5. Не отвлекаетесь ли Вы, когда говорят другие?

6. Не запоминаете ли вместо основных моментов беседы какие-нибудь несущественные?

7. Не мешают ли Вам слушать предубеждения против собесед­ника: его не слишком благополучная репутация, националь­ные и расовые отличия, социальное происхождение?

8. Занимаете ли заведомо негативную позицию в отношении партнера или его идей, когда слушаете?

9. Прекращаете ли слушать, когда встречаются трудности в обще­нии: косноязычие собеседника, внешние помехи?

10. Может быть, только притворяетесь, когда слушаете?

11. Ставите ли себя на место говорящего, чтобы понять, что заста­вило его говорить это?

12. Принимаете ли в расчет, что Вы и говорящий можете обсуж­дать не один и тот же вопрос?

13. Следите ли за тем, что для Вас и для говорящего слова могут иметь разный смысл?

14. Пытаетесь ли выяснить, действительно ли спор вызван раз­личием точек зрения или разной постановкой вопроса?

15. Избегаете ли взгляда собеседника, не смотрите ли в угол или по сторонам, когда слушаете другого?

16. Возникает ли у Вас непреодолимое желание прервать собе­седника и опередить его мысли?

Если на все пункты Вы ответили отрицательно, а на 11, 12, 13 и 14 положа руку на сердце, ответили «да», значит Вы вслушива­етесь не только в содержание разговора. Для остальных, неуве­ренных в чистосердечности своих ответов, рекомендуем перели­стать еще несколько страниц.

Эмпатийное слушание фактически несет на себе функцию обратной связи для собеседника. Это своего рода помощь говоря­щему для осознания того, как мы воспринимаем его состояние и поведение. Уметь слушать так, чтобы не вызвать у партнера чув­ство исходящей от Вас угрозы и чтобы не спровоцировать у него - психологическую самозащиту, вовсе не просто.

Обеспечивая через эмпатийное слушание обратную связь пар­тнеру, приходится идти на некоторый риск, ибо нет полной уве­ренности в правильном понимании своих действий собеседни­ком. Люди не всегда расположены открыто демонстрировать свои реакции на поведение других, чаще они скрывают свои чувства. Готовность партнеров к взаимной открытости связана со степе­нью взаимной доверительности. Готовность доверительно выслушать проявляется через такие состояния: если Вы ожидаете откро­венности от партнера в ответ на откровенность с Вашей стороны; если Вы заранее готовы к неуспеху и расплате за Вашу доверитель­ность. Только почувствовав в себе признаки готовности, можете вступать в контакты. В слушании постарайтесь придерживаться некоторых правил:

Проявите полную заинтересованность к собеседнику. Случайного кивка, восклицания или замечания порой достаточно, чтобы под­черкнуть заинтересованность.

Свое расположение к собеседнику подчеркните улыбкой. Именно улыбкой, а не ухмылкой. О многозначности этого мимического обозначения и о возможных последствиях его неправильного тол­кования в общении мы уже говорили в параграфе «Экспрессия». Слушая, не отвлекайтесь. Плохого слушателя все отвлекает: сирена на улице, хождение людей, телефонные звонки. Хороший слушатель либо сядет так, чтобы не отвлекаться, либо сконцен­трирует свое внимание только на партнере.

Дайте собеседнику высказаться. Многие люди думают вслух и на ощупь идут к своей точке зрения, поэтому первоначальное выска­зывание часто является лишь грубым приближением к их основной мысли. Чтобы человек открылся и выразил свою мысль до конца, Вы должны дать ему время высказаться свободно и не торопясь. Не под­черкивайте своим поведением, что его слишком трудно слушать.

Не притворяйтесь внимательным, а будьте им. Когда нам уже ясно, что бесстрастная, надоедливая и неинтересная речь собеседника начисто лишена полезной для нас информации, мы часто начи­наем притворяться: демонстрируем подчеркнутое внимание к пар­тнеру,-в то же время взгляд наш останавливается на одной точке, мы становимся рассеянными. Стоит партнеру заметить это, его мысли путаются и он теряет нить высказывания. Не надо заранее настраивать себя на то, что беседа будет пустой и неинтересной.

Ищите истинный смысл слов собеседника. Помните, что не всю информацию удается вложить в слова. Слово дополняется изме­нением тональности и окраски голоса, мимикой, жестами, дви­жениями, наклонами головы и тела.

 

Раздел 5. Развитие психологического мышления консуль­танта (социального интеллекта)

Тест

Учительница литературы формулировала на ряде уроков в 9 классе ниже приведенные развивающие задачи.

Оцените в баллах от 1 до 5 каждый из приведенных вариан­тов развивающих задач:

5—очень хороший уровень психологической грамотности в пла­нировании развивающих задач,

4—хороший,

3—удовлетворитель­ный,

2—низкий,

1— очень низкий.

 

1. Развивать профессиональную направленность личности учащихся;

2. Развивать самостоятельность мышления.

3. Развивать перцептивные умения старшеклассников.

4. Развивать восприятие, внимание, мышление и речь учащихся.

5. Развивать самосознание старшеклассников.

6. Развивать творческое воображение, сознательное отношение к урокам литературы.

7. Развивать зрительную и слуховую память, логическое мыш­ление, словарный запас.

8. Развивать дедуктивное умозаключение.

9. Развивать внимательность и эмпатию.

Тест

Для решения развивающей задачи («Развивать социально-пер­цептивные умения старшеклассников») на нескольких уроках учи­тель истории использовал ниже приведенные виды, формы, при­емы работы.

Оцените обоснованность их примечания в баллах от 1 до 5, где: 5—очень хорошо, 4—хорошо, 3—удовлетворительно, 2—плохо, 1—очень плохо.

1. Говоря о президентах и других политиках разных государств, учитель спрашивал мнение учащихся не только об их поли­тических качествах, но и о личностных особенностях.

2. Учитель рассказывал о некоторых фактах биографии и о лич­ностных качествах исторических деятелей, о которых шла речь на уроке.

3. Учащийся выступил с кратким сообщением о личности каж­дого американского президента.

4. Учитель просил учеников дать оценку мотивов поведения раз­ных общественных и политических деятелей.

5. Учащиеся (по просьбе учителя) сравнивали свои личност­ные качества с качествами личности замечательных, выда­ющихся людей.

6. Учитель не тратил время на биографические справки о поли­тических деятелях.

7. На одном из уроков проведена ролевая игра: «Пресс-конференция президентов».

8. На одном из уроков учащиеся сделали несколько докладов по теме урока.

9. Учитель не выяснял мнений учащихся о качествах президен­тов, чтобы не вызвать острую дискуссию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: