Задание 1
Кроме умения выделять семантические единицы это задание позволяет развивать профессиональную память—основу активного слушанья.
Возможный образец выполнения задания.
Текст из «Доктора Живаго» Б. Пастернака: «Я плохая. Ты не знаешь меня, я когда-нибудь расскажу тебе. Мне трудно говорить, ты видишь, я захлебываюсь от слез, но брось, забудь меня, я тебя не стою».
Вывод: преобладает тема «Какая я вообще». Она может быть основой построения профессионального взаимодействия психолога с автором этого высказывания.
Текст. Из В. В. Розанова:
«Мамаша всегда брала меня «за пенсией»... Это было два раза в год и единственными разами, когда она садилась на извозчика. Нельзя передать моего восторга. Сев раньше ее на пролетку, едва она усядется, я, подскакивая на сиденье, говорил:
—Едь, едь, извозчик!
—Поезжай,— скажет мамаша, и только тогда извозчик тронется».
Название темы | Семантические единицы | Количество семантических единиц |
Тема 1 | ||
Тема 2 | ||
Тема 3 | ||
Тема 4 |
Вывод_______________________________________________________________
____________________________________________________________________
Текст. Из Е. Замятина;
«Я жду у окна, гляжу на пустую, с купающимися в пыли курами, улицу, и наконец едет наш тарантас: везут из гимназии отца: он—на нелепо высоком сиденье, с тростью, поставленной между колен. Я жду с замиранием сердца обеда—за обедом торжественно разворачиваю газету и читаю вслух огромные буквы: «Сын Отечества». Я уже знаю эту таинственную вещь—буквы. Мне года четыре».
Название темы | Семантические единицы | Количество семантических единиц |
Тема 1 | ||
Тема 2 | ||
Тема 3 | ||
Тема 4 |
Вывод_______________________________________________________________
|
____________________________________________________________________
Текст. К. Станиславский из книги «Моя жизнь в искусстве».
«Я играл какой-то французский трехактовый водевиль, действие которого происходило в уборной актрисы, за кулисами. Завитой, расфранченный, я влетел на сцену с громадным букетом. Влетел... и остолбенел. Передо мной в центральной главной ложе сидели отец, мать, старушки-гувернантки. А в последующих-актах мне предстояли такие сцены, которые не могли быть пропущены строгой семейной цензурой. Я сразу одеревенел от конфуза и смущения. Вместо бойкого разбитного молодого человека у меня получился скромный воспитанный мальчик. Вернувшись домой, я не смел показаться на глаза домашним...»
Название темы | Семантические единицы | Количество семантических единиц |
Тема 1 | ||
Тема 2 | ||
Тема 3 | ||
Тема 4 |
Вывод_______________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 2
Проанализируйте, какое из высказываний психолога ориентировано на:
1) воздействие,
2) манипулирование,
3) управление,
4) формирование.
Используйте для анализа этих высказываний следующее представление о содержании этих понятий:
1) Воздействие—это изменение психической реальности другого человека с целью создания для него новых переживаний и качеств. Предполагает ценность другого человека как меру изменения психической реальности.
2) Манипулирование—изменение психической реальности человека в соответствии с целями и задачами кого-то или чего-то. Предполагает скрытое или явное обесценивание человека.
|
3) Управление—изменение психической реальности человека в соответствии с ее свойствами. Предполагает отсутствие у человека возможности адекватной саморегуляции.
4) Формирование—изменение психической реальности человека в соответствии с представлением о ее социальной и индивидуальной норме. Предполагается, что сам человек не может достичь этой нормы.
Для ответа используйте понятие о профессии психолога-консультанта.
1. Надо разобраться вам с ним - кто за что отвечает. Да ладно, вернемся к этому позже.
2. Неужели вам хочется мне об этом говорить столько раз!
3. Вы же знаете, что перед вами ребенок, почему вы ее нагружаете взрослыми проблемами?
4. Ваши опасения мне ясны. Но что вы делали, чтобы их не было? Делали что-нибудь?
5. Вы говорите, что все ее не любят. Думаю, что это преувеличение.
6. Постарайтесь припомнить все, до мелочей, я помогу Вам в этом, вот мое задание.
7. Как человек я Вас понимаю, но Вы сами сказали, что не чувствуете себя человеком, давайте изменим тему.
8. Выло бы неплохо узнать мнение и другой стороны. Вы можете проанализировать его мысли, а не свои...
9. Вы говорите, что вы не психолог, но ведь на уровне простого здравого смысла понятно, что если ребенку трудно, то ему надо помогать, а не ругать его, его надо жалеть, а не наказывать.
10.Об этом трудно говорить, попробуйте узнать себя в этих заданиях.
11.Вы не можете говорить? Давайте помолчим, а потом предпримем новую попытку.
|
12.Вы не могли бы лучше сосредоточиться на моих вопросах?
13.Хорошо, больше ничего не говорите, я сама Вас буду обо всем спрашивать.
14.Кто Вам сказал, что ребенок должен быть таким, каким его кто-то хочет видеть? Пусть даже это и близкие люди.
15.Вы уже успели сказать ей, что не любите ее?
16.Это был желаемый для Вас ребенок?
17.Она Вам никогда не говорила, что боится потерять вашу любовь?
18.Вам надо точно отвечать на мои вопросы, я еще раз Вам это повторяю....
19.Вы сказали, что врачи называют ее «капризной», они хорошо знакомы с Вашей девочкой?
20.Вы лучше настройтесь на себя, тогда нам будет легче говорить.
21.Мне было бы понятнее, если бы Вы говорили последовательно.
22.Вам обязательно надо узнать об этом мнение учительницы и сопоставить свои требования с ее.
23.Что Вы ей сказали, когда услышали от нее, что она не хочет идти в школу?
Задание 3
Задания на интерпретацию психологических механизмов явления, описываемого в высказывании человека, обратившегося к профессиональному психологу.
Инструкция по выполнению упражнений: «Объясните в доступной форме автору высказывания, о каких психологических механизмах, явлениях, закономерностях говорится в его высказывании. Ориентируйтесь на возможные варианты ответов».
1. «Он совсем не интересуется мальчишескими делами, у него нет друзей среди мальчиков, он все время проводит с девочками, даже шьет с ними» (о мальчике 9 лет).
Варианты понятий для объяснения: индивидуальные особенности; возрастные особенности; идеал человека; неполноценность; идентификация.
2. «Она невозможный ребенок. Никого не слушается» (о девочке 6 лет).
Варианты понятий для объяснения: акцентуация характера; темперамент; уровень умственного развития; психопатология.
3. «Он крадет и раздает украденное в классе» (о мальчике 8 лет).
Варианты понятий: комплекс неполноценности; психологическая дистанция; инфантилизм; полевое поведение; структура детской группы; защитный механизм личности.
4. «Он вообще не может говорить на уроке. Встает и мычит, еле слово выдавит из себя» (о мальчике 9 лет).
Варианты понятий: невротизм; аутизм; произвольность; уровень речевого развития; диалогическая речь.
5. «Он врет и не краснеет» (о мальчике 7 лет).
Варианты понятий: эмоциональное развитие; фантазия;
Я-концепция; шизоидность; девиантность.
6. «Он на нас вообще не обращает внимания» (о мальчике 6 лет).
Варианты понятий: инфантилизм; эгоцентрическая позиция; интеллектуальная незрелость; аутизм.
7. «Противный такой, все делает наоборот» (о мальчике 3 лет).
Варианты понятий: кризисное состояние; эмоциональная тупость; интеллектуальное недоразвитие.
8. «Я схожу с ума, когда вижу, как она пишет» (о девочке 7 лет).
Варианты понятий: функциональная незрелость; аграфия; действия восприятия; пространственное мышление.
9. «Мне легче на двух работах отработать, чем с ним уроки делать» (о мальчике 10 лет).
Варианты понятий: позиция родителей; ответственность; Я-концепция; самоконтроль.
10.«Он всегда все старается один сделать, некомпанейский человек» (о мальчике 12 лет).
Варианты понятий: темперамент; аутизм; интраверт; невротизм; образ Я.
Напоминание автора: При выполнении этих заданий не надо расширять контекст задачи, ее надо рассматривать, как и все предыдущие упражнения и задания, только как учебно-тренировочную ситуацию, направленную на освоение профессиональных действий.
Задание 4
Задание на освоение способов формулировки воздействующего и обобщающего резюме.
Инструкция: «Проанализируйте следующие резюме психологов- консультантов, определите по пятибалльной шкале эффект их воздействия (5—максимальное воздействие, 0—минимальное воздействие). Дайте обоснование своей оценки на основе личного впечатления от воздействия резюме».
1. «Мы должны попрощаться. Надеюсь, что Вы поняли, насколько были неправы, когда оценивали Вашу ситуацию как безнадежную. Теперь для Вас есть надежда, правда?»
2.«Думаю, что Вы удовлетворены тем решением, которое сейчас приняли. Оно принесет Вам новые чувства. Удачи Вам, до свидания».
3.«Мы с Вами нашли столько новых качеств в Ваших отношениях с ребенком. Не забывайте о них, это поможет Вам не тратить силы на повторение старого».
4.«Помните, что не все так плохо, как казалось. У Вас еще столько возможностей начать новую жизнь».
5.«Сегодня Вы придете домой и обязательно скажете, что очень их любите. Скажете это так, как мы с Вами здесь говорили... Я уверена, что Вы это сделаете».
6.«Да, Вы должны попросить у ребенка прощения. Это единственное, что Вы еще не успели сегодня сделать. Вы это сделаете сегодня, именно сегодня».
7.«Я уверена, что Вы нашли верное решение. Следуйте ему».
8. «Не будем больше тратить время на дискуссии, попробуйте тот «рецепт», который Вы сами себе прописали. Я его полностью одобряю и поддерживаю».
9. «Нет смысла в дальнейшем обсуждении. Мы давно уже ходим
с Вами по кругу, пора с него сойти. Делайте сегодня следующее...»
10. «Не бойтесь выполнить, не бойтесь себя. Все будет хорошо. Действуйте!»
Инструкция: «Выразите свое впечатление от воздействия открытого и закрытого вопроса. Какой тип вопроса, по Вашему мнению, оказывает более сильное воздействие?»
Задание 5
Задания на освоение парадоксальной инструкции как метода воздействия в интервью
Инструкция: «Определите, какие из приведенных реплик психолога к высказыванию другого человека можно считать парадоксальными инструкциями, объясните свое впечатление от них с точки зрения автора высказывания».
«Я ему сто раз говорила, а он все равно свое гнет...»
Психолог: | Сделайте что-нибудь другое... |
Вам предлагаю сделать следующее... | |
Я Вам предлагаю оставить эту затею... | |
Скажите это еще 100 раз. | |
Повторяйте это ему еще чаще, а вдруг? | |
Вы все перепробовали? | |
Настойчиво повторяйте это как можно чаще. | |
А если не пробовать, а просто отказаться от этой затеи? | |
Зачем говорить? Действуйте иначе. | |
Остается принять экстренные меры, да? |
Инструкция: «Передайте свое впечатление о следующих парадоксальных инструкциях психологов. Постарайтесь выразить свое переживание как результат воздействия именно этой инструкции».
1. Думаю, что Вам надо не ослаблять напряжение, а усиливать его.
2.Почему Вы решили, что надо менять, лучше оставить все как было до сих пор.
3.Сделайте это еще несколько раз.
4.Порите его в следующий раз еще сильнее.
5.Ругань иной раз усиливает чувства.
6.Оттолкните его от себя еще дальше.
7. Вы обязаны за него всегда отвечать? Отвечайте и сейчас.
8. Вы должны это повторять и себе и ему как можно чаще, именно
это и чаще.
9. Вы бросили в него тарелку? В следующий раз это должна быть
кастрюля.
10. Вы оставили его одного на час, в следующий раз оставьте сразу на два.