Инвестиционная привлекательность Северо-Западного региона России




Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Инвестиционная привлекательность Северо-Западного региона России...4

1.1 Выгодное место расположения…………………………………………….6

1.2 Углеводородный плацдарм………………………………………………...10

1.3 Инновационный вакуум……………………………………………………12

2. Инвестиционная привлекательность Санкт-Петербурга и Ленинградской области……………………………………………..……………………………14

2.1 Инвестиции………………………………………………………………….15

2.2 Трудовые ресурсы…………………..………………………………………18

2.3 Сырьевые ресурсы…………………………………………………………..19

2.4 Инвестиционное законодательство……………………………...…………19

Заключение…………...………………………………………………………….22

Список литературы…….………………………………………………………..24

Введение

 

Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества.

Инвестиционная деятельность предприятия во всех ее формах не может сводиться к удовлетворению текущих инвестиционных потребностей, определяемых необходимостью замены выбывающих активов или их прироста в связи с происходящими изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности. Инвестиционная привлекательность регионов - интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков. Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов должны быть непосредственно увязаны с государственной региональной политикой. Целью этой политики является обеспечение эффективного развития регионов с учетом рационального использования разнообразных экономических возможностей каждого из них.

Целью данной работы является раскрытие понятия инвестиционной привлекательности Северо-Западного региона России, определение факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, изучение процесса управления инвестиционной привлекательности региона, а также оценка эффективности инвестиционного проекта.

Инвестиционная привлекательность Северо-Западного региона России

 

Северо-Запад России демонстрирует не лучшие результаты по объему привлечения инвестиций. Но впадать в депрессию по этому поводу не нужно. Субъектам округа необходимо пересмотреть инвестиционные стратегии, чтобы определить четкие и нетривиальные векторы развития.

Инвестиционная активность в СЗФО восстанавливается, но очень медленно. В апреле 2010 года объем инвестиций в экономику округа сократился на 0,2% по сравнению с апрелем прошлого года. Это далеко не самый лучший результат среди регионов России. В то же время, по данным Росстата, индекс физического объема инвестиций в основной капитал в феврале 2011 года продемонстрировал рост на 15,5%.

При анализе данных по Северо-Западу стоит учитывать эффект низкой базы: в 2009 году округ занял предпоследнее место по объему инвестиций в основной капитал - снижение составило 18,7 против 16,2% по стране в целом, а в 2008 году инвестиции в регионе выросли на 1,2%, и это был самый низкий показатель среди федеральных округов (среднероссийский - 9,8%).

Несмотря на выгодное экономико-географическое положение, которое делает Северо-Запад наиболее привлекательным для инвесторов регионом, округу необходимо принять целый ряд мер для формирования комфортной инвестиционной среды. В частности, сформировать ключевой вектор для инвестиций в инновационной среде и серьезно поработать над созданием инфраструктуры, которой все еще недостаточно. «С точки зрения инвестиционной привлекательности Северо-Запад выглядит лучше многих других регионов России, опережает его в этом отношении разве что Краснодарский край

Существенно снижает инвестиционную привлекательность Северо-Запада недостаточно развитая инфраструктура. Это, в принципе, характерно для всей страны, но на Северо-Западе при его высоком потенциале создание благоприятных инфраструктурных условий может стать мощным стимулом для притока вложений. «Недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, нехватка подготовленных производственных площадок для индустриальных компаний, сложные разрешительные процедуры для строящихся предприятий сдерживают приток инвестиций на Северо-Западе. В наши дни важным моментом становится и рост конкуренции со стороны других регионов, стремящихся создать привлекательные условия для инвесторов.

Округу необходимо работать над созданием и модернизацией широкого спектра объектов в сфере энергетики, транспорта, инженерно подготовленных площадей. Анализируя рейтинг инвестпроектов регионов СЗФО, можно выделить следующую тенденцию: государство поддерживает и участвует в создании крупных инфраструктурных проектов в регионах, где достаточно высоки бюджетные доходы, либо в субъектах, являющихся ключевыми из-за географического положения или стратегическими с точки зрения освоения ресурсов.

Часто, как в случае с Ленинградской областью, оба эти фактора совпадают (высокий уровень доходов и географическое положение). Регионы, которым повезло меньше, вынуждены строить инвестиционную политику по прежней схеме - финансовые вложения направляются в отрасли, традиционно доминирующие в их экономиках.

Хотя следует отметить, что попытки диверсифицировать отрасли для привлечения инвестиций все же предпринимаются, причем как раз в небогатых регионах. То есть срабатывает принцип «у кого меньше ресурсов и федеральных интересов, тот готов к диверсификации и поиску новых точек роста». В качестве примера можно выделить Республику Карелия и Вологодскую область. В частности, край озер стал интересен для вложений не только в традиционные для региона сферы - энергетику, ЛПК и горнодобывающую промышленность, но и в туриндустрию или пищепром (переработка ягод). Вологодская область выбрала другой путь диверсификации - упор сделан на формирование индустриальных парков «Шексна» и «Сокол» (но, конечно, параллельно с инвестициями в традиционные сферы - ЛПК, металлургию и химпром).

Еще одна особенность инвестиционного процесса нынешнего года - распространение механизмов государственно-частного партнерства в инфраструктурных проектах. Государство слишком долго тянуло с разработкой и внедрением новых схем совместной реализации подобных проектов - в докризисные годы, несмотря на доступность финансов, ничего серьезного так и не было сделано. Однако в период ухудшения экономической ситуации и сокращения бюджетных возможностей, как на федеральном, так и на региональном уровнях власти стали более внимательны к подобным проектам. Показательны в этом отношении такие проекты, как модернизация аэропорта «Пулково», строительство Орловского тоннеля, железнодорожной магистрали «Белкомур» (Соликамск - Гайны - Сыктывкар - Архангельск).

Таким образом, именно сейчас государство решилось обкатать новые способы финансирования инфраструктурных проектов. Но примечательно, что такие проекты реализуются опять же в регионах с высокими доходами или в стратегически важных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: