Через Ленинградскую область проходят наиболее значимые с точки зрения логистики со странами Европы и экспорта транспортные пути. Область продемонстрировала наименьшее в СЗФО падение индекса объема инвестиций в 2009 году - 7,1%, что обусловлено, прежде всего, реализацией масштабных экспортно ориентированных проектов федерального уровня. В десятку крупнейших инвестпроектов региона вошли Балтийская трубопроводная система-2 («Транснефть»), строительство сухопутной части Северо-Европейского газопровода и его морской части - Nord Stream.
Это, в свою очередь, дает импульс к оживлению других долгоиграющих инвестпроектов. Так, строительство гидрокрекинга в городе Кириши («Сургутнефтегаз»), начатое еще в 2004 году, планируется завершить уже в 2011?м. Приблизить срок реализации проекта в значительной степени удалось благодаря обеспечению нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) дополнительными объемами сырья, которое будет поставляться на предприятие по ответвлению от БТС-2. Этот нефтепровод стимулирует также наращивание мощностей по перевалке в порту Усть-Луга. По словам заместителя генерального директора компании «Усть-Луга» Александра Головизнина, «в связи с быстрым строительством трубы компания „Роснефтебункер“ (структура нефтетрейдера Gunvor) ведет активную работу по созданию емкостного парка бункеровочного комплекса. Планируется, что в этом году будет запущена первая очередь комплекса нефтеналивных грузов».
Однако этим проектом развитие терминальных мощностей порта не ограничивается. В текущем году в Усть-Луге должна быть сдана в эксплуатацию вторая очередь многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2». Началось возведение терминала компании «СИБУР», предназначенного для перевалки сжиженных углеводородных газов и светлых нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, а также промежуточного хранения и налива в суда-газовозы и танкеры.
|
Развитие порта Усть-Луга, где расположится конечная точка БТС-2, будет способствовать созданию здесь нефтеперерабатывающих мощностей.
Как рассказывает вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас, в правительство Ленобласти поступили заявки на строительство НПЗ в Кингисеппском районе (часть из них в большей степени привязаны к порту в Усть-Луге, какие-то - в меньшей). Но на данный момент нет информации о том, что хотя бы один из этих проектов находится в стадии рассмотрения. «Проблема в том, что все компании, которые подавали заявки на создание НПЗ, не являются собственниками ресурсов. Тогда как особое внимание стоит уделять заявкам владельцев нефтяных ресурсов. Существует несколько действующих решений межведомственной комиссии по размещению производительных сил в Ленобласти по предварительному согласованию расположения нефтеперерабатывающих мощностей, но пока активных действий по ним нет», - объясняет вице-губернатор Ленобласти.
Отсутствие заявок от владельцев ресурсов обусловлено тем, что российские нефтяные компании в докризисные годы настолько уверенно чувствовали себя на растущем мировом нефтяном рынке, что предпочитали вкладывать в добычу сырья, нежели в его переработку. Не исключено, что в ближайшей перспективе ситуация изменится - как в связи с изменениями в мировой экономике, так и благодаря решимости первых лиц российского государства увеличить глубину переработки нефти на территории страны, тем самым диверсифицировать экспорт и сделать его более высокотехнологичным. «Вполне возможно, что на высшем уровне будет принято решение, снижающее привлекательность прямых поставок нефти за рубеж и стимулирующее экспорт продуктов ее переработки», - предполагает Двас.
|
Наиболее весом по объему инвестиций долгосрочный проект федерального масштаба - строительство замещающих мощностей на Ленинградской атомной электростанции (инвестором выступает «Энергоатом»).
Однако чтобы инвестиционный климат в Ленобласти был сбалансирован, необходима диверсификация структуры вложений. Традиционно в экономике области велика доля обрабатывающих производств различных отраслей, и потенциал здесь далеко не исчерпан. И хотя из-за кризиса власти области были вынуждены отсрочить выплаты субсидий инвесторам в 2008?2009 годах в рамках регионального закона «Об инвестиционной деятельности», они не намерены отказываться от реализации этой программы. Как говорит Двас, инвесторы вправе рассчитывать на их получение до конца 2011 года. В бюджете области на текущий год уже заложены средства на субсидирование инвесторов, которые должны были получить финансирование в 2008 году, а компании, имевшие отсрочки за 2009й, получат выплаты в 2011 году. «Как показывают расчеты, предоставление этих льгот не играет принципиальной роли для инвестора при принятии решения. Но для некоторых районов, с нашей точки зрения, имеет смысл льготы сохранить», - уточняет Григорий Двас. Предполагается, что это будут районы, которые на данный момент несколько обделены вниманием бизнеса, где конкурентные преимущества незначительны и такая мера может выступить дополнительным стимулом для инвестора. Речь идет не о районах в целом, поскольку даже в наиболее эффективных с точки зрения инвестиций муниципалитетах есть территории, требующие подобных стимулирующих мер.
|
Одним из основных факторов, сдерживающих приток инвестиций в область, является недостаток инженерно подготовленных территорий. По расчетам Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, ежегодный объем площадей, выделяемых под промышленные зоны в области, должен составлять не менее 400-450 га.
Российский эксклав - Калининградская область - значим, прежде всего, своим географическим положением. По итогам прошлого года регион занял
пятое место по доходам бюджета среди регионов СЗФО. Правда, стоит учитывать и назревавшие в области экономические и социальные проблемы, которые вылились в массовые митинги в конце 2009 года и начале 2010?го, поэтому оставлять область без поддержки было бы неразумно со стороны государства. Наиболее масштабный проект в энергетической отрасли региона - строительство Балтийский АЭС. Его осуществление обойдется в 200 млрд. рублей: 51% финансирования обеспечит ГК «Росатом», 49% - внешние инвесторы.
Есть все основания рассчитывать, что реализация такого крупного государственного проекта потянет вверх пошатнувшуюся экономику области. «Уже сейчас в регионе резко возросла внутренняя предпринимательская активность. Пока она связана с развитием сопутствующих стройке сервисов, но ожидается повышение деловой активности и в сфере более капиталоемких отраслей - жилищном строительстве, розничной торговле, грузоперевозках. Оживления можно ожидать и в других точках, где будут реализованы крупные государственные инвестиционные проекты», - размышляет руководитель проектного направления Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Дмитрий Санатов.
Инвестиции поступают и в туристическую инфраструктуру Калининградской области, в частности в строительство курортной зоны с яхт-клубом или создание пляжного SPA бутик-отеля в городе Светлогорске. Такая попытка диверсификации выглядит вполне логично, если учитывать, что основные отрасли, за счет которых экономика региона получала доход ранее - импорт автомобилей и сборка электронной и бытовой техники, - практически утрачены.
Углеводородный плацдарм
Третьим по величине доходов бюджета в СЗФО Мурманская область,
она же - стратегически важный регион с точки зрения наличия сырьевых ресурсов, прежде всего углеводородов и руд. Кроме того, именно здесь будет реализовываться глобальный проект - разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения, освоение которого из-за кризиса начнется с двухлетней задержкой. Но уже сейчас началась подготовка транспортной инфраструктуры региона. Поэтому не случайно наиболее крупным по объемам вложений (122,8 млрд. рублей) стал проект комплексного развития Мурманского транспортного узла, инициированный Министерством транспорта РФ и региональным правительством.
Вкладываются средства и в развитие альтернативной энергетики. Наиболее финансово емкие проекты, завершить которые предполагается в 2013 году, - ветропарк вдоль дороги Мурманск - Туманный - Териберка и опытно-промышленная Северная приливная электростанция в Баренцевом море - в губе Долгая. Инвестиционно привлекательной остается и традиционная для региона горнодобывающая промышленность.
Республика Коми, которая незначительно отстает по доходам от Мурманской области, не менее значима с точки зрения ресурсного потенциала. Здесь перспективы роста инвестиций во многом связывают с крупномасштабным транспортным проектом «Система магистральных газопроводов Бованенково - Ухта», который реализуется в рамках строительства магистрального газопровода «Ямал - Европа».
Инфраструктурный проект по созданию железнодорожной магистрали «Белкомур», стартовавший в этом году, - самый масштабный для Коми. Это один из наиболее значимых межрегиональных проектов, финансирование которого будет осуществляться с привлечением средств Инвестиционного фонда РФ.
Кроме того, в десятку крупнейших инвестпроектов республики вошли «Ярегский горно-химический комплекс» по добыче и переработке руды мощностью 650 тыс. тонн в год, реконструкция и модернизация Монди Сыктывкарского ЛПК (проект «Степ») и строительство в Усинске комплекса по переработке нефти и газа производительностью 1 млн. тонн сырой нефти в год.
Инновационный вакуум
В целом рост инвестиций в СЗФО ограничивается общестрановыми рисками, в частности регуляторными, включая высокий уровень бюрократизации, а также макроэкономическими. Неустойчивость экономики сдерживает интерес к российским регионам и со стороны иностранных инвесторов. Пока многие из них предпочитают просто наблюдать за развитием страны, считая, что соотношение доходности и рисков российских проектов для них непривлекательно. «В результате отечественные компании зачастую не могут привлечь достаточное количество средств. Эту тенденцию удастся сломать только со временем.
Неразвитость инфраструктуры выступает основным фактором, сдерживающим увеличение объема инвестиций для любого региона. Северо-Запад в силу своей неоднородности с точки зрения развития территорий наиболее ярко подтверждает этот факт. Здесь и Санкт-Петербург с прилегающей частью Ленобласти, где при достаточном уровне инфраструктуры наблюдается высокий объем инвестиций, и Псковская область или отдаленные районы Ленинградской области (Пикалево, например), где ситуация депрессивная.
И наконец, один из самых актуальных на данный момент вопросов - перевод экономики округа на инновационные рельсы. Определенные примеры инвестиций в инновационные проекты имеются, но по большей части в Санкт-Петербурге, тогда как ключевой сектор в этом направлении на Северо-Западе так и не появился. «Да, новые производства в этой отрасли будут развиваться, но основательного прорыва, свидетельствующего о том, что мы получили новую макрорегиональную и мировую специализацию, например связанную с ИТ, биотехнологиями, энергетикой, пока не произошло. Мы представлены в атомной энергетике, но все остальные проекты носят скорее модернизационный характер, нежели инновационно-технологический», - резюмирует директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин. Его слова подтверждают и инвестпроекты рейтинга, среди которых преобладают инфраструктурные и традиционные отраслевые.
Выстраивая курс на перераспределение инвестиций из традиционных индустрий и добывающих отраслей в инновационные, государство, вероятно, выступит регулятором процесса. И многое зависит от того, какие технологические стандарты будут введены в сфере строительства, что за требования будут предъявлены к проектам в области энергоэффективности. «Но пока предполагать, что сформируется новый инновационный сектор, значимый для субъектов федерации (я уже не говорю про страну), оснований нет», - делает вывод Княгинин.
2. Инвестиционная привлекательность Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Одним из главных преимуществ географического положения Ленинградской области и Санкт-Петербурга, с точки зрения привлекательности инвестиционного климата, является их непосредственная близость к одному из крупнейших мировых рынков - европейскому. Благодаря общим границам с двумя государствами членами Европейского Союза: Финляндией и Эстонией, Ленинградская область имеет прямое сообщение со странами Северной и Восточной Европы. Благодаря выходу в Балтийское море, эти субъекты РФ имеют практически неограниченные возможности сообщения со всеми остальными государствами Европы и более отдаленными регионами мира.
На долю Санкт-Петербурга приходится 4% от общероссийского показателя внешнеэкономической активности, на долю Ленинградской области - более 3%. Последние несколько лет оба региона ежегодно демонстрируют увеличение объемов внешней торговли в среднем на 25-45%.
Петербург как ключевой регион СЗФО особенно нуждается в модернизации инфраструктурной сферы. На данный момент ведется немало дискуссий по поводу того, какой сценарий развития будет определен для Северной столицы. Эксперты говорят о необходимости сделать ставку на постиндустриальные секторы - бизнес-услуги, инновационные, высокотехнологичные отрасли и «креативные индустрии». Однако для воплощения такого сценария помимо прочих условий необходима высокоразвитая коммуникационная и транспортная инфраструктура.
Помимо транспортной инфраструктуры крупные инвестиции направляются на развитие городских территорий. Общая сумма финансирования четырех наиболее крупных проектов - 134,3 млрд. рублей. Они запущены еще в благополучные докризисные годы и, по планам девелоперов, должны завершиться в 2012?2013 годах. Единственный проект, полностью финансируемый из бюджета Петербурга, - строительство футбольного стадиона, окончание которого намечено на 2011 год.
В целом ситуацию с инвестициями в Северной столице можно назвать удовлетворительной. Объем иностранных инвестиций по итогам первого квартала 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009?го продемонстрировал значительный рост - в 1,7 раза, до 1,14 млрд. долларов. «Серьезного падения не произошло, снижение в целом соответствует средним величинам. Большинство запущенных ранее проектов продолжаются, многие развиваются. Целый ряд проектов иностранных инвесторов продемонстрировали рост на фоне падения во всем мире», - констатирует исполнительный директор Санкт-Петербургского отделения Американской торговой палаты в России Мария Чернобровкина.
Правда, если говорить о показателе первого квартала, то 88% составили банковские кредиты и только 12%, или 133,4 млн. долларов, - прямые инвестиции. Более того, именно прямые иностранные инвестиции сократились на 36,7% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. «Данная тенденция свидетельствует об ухудшении оценок зарубежной инвестиционной средой риска в российской и в частности петербургской экономике, поскольку риски банковского кредитования ниже рисков прямого инвестирования», - считает заместитель начальника управления корпоративных финансов Инвестиционной компании БФА Дмитрий Пашков.
2.1 Инвестиции
Залогом успешного развития экономики любого региона являются инвестиции в производственную область и в сферу услуг. Динамика инвестиций в Санкт-Петербурге и Ленинградской области вполне вписывается в рамки общероссийских тенденций. Оба региона входят в число национальных лидеров по показателям инвестиционной активности, поэтому на их инвестиционной динамике наиболее отчетливо проявляются все тренды в этой области экономики.
В начале текущего десятилетия в большинстве российских регионов (Санкт-Петербург и Ленинградская область не стали исключением) начался рост инвестиционной активности. Во многом он был вызван мировым ростом цен на нефть, который позволил увеличить капиталовложения не только в саму нефтяную промышленность, но и в смежные отрасли: машиностроение, электроэнергетику, перерабатывающие производства. Эти отрасли промышленности играют заметную роль, как в экономической системе Санкт-Петербурга, так и Ленинградской области, поэтому в обоих регионах наблюдался заметный рост инвестиционной активности.
В целом объемы инвестиций в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за последние пять лет выросли в три раза. (Немаловажен тот факт, что большая доля в общем объеме инвестиций приходится на капиталовложения зарубежных компаний, реализующих свои проекты на территории регионов.) Особенной стабильностью отличался рост показателей инвестиционной активности в Санкт-Петербурге. В Ленинградской области при общей положительной динамике по итогам пяти лет, отмечались годы снижения объемов инвестиции. Главной причиной определенного падения капиталовложений в экономику области необходимо признать конкуренцию со стороны Санкт-Петербурга, город в последние два-три года достиг серьезных успехов в области привлечения инвестиций.
Бесспорно, главным преимуществом для инвесторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области являются портовые мощности этих регионов. Петербургский морской порт расположен в черте города. В настоящий момент он является крупнейшим портом в России по перевалке навалочных грузов. Петербургский порт - один из старейших в России, в связи с чем, потенциал его развития во многом уже исчерпан.
На территории Ленинградской области расположено несколько морских торговых портов. Там присутствуют как давно существующие портовые терминалы - в Выборге и Высоцке, так и совсем новые, активно развивающиеся порты в Приморске и Усть-Луге. В настоящее время терминалы, расположенные в Ленинградской области, не могут сравниться по объему обрабатываемых навалочных грузов с Санкт-Петербургским портом. Приморск развивается как наливной порт, ориентированный на перевалку нефти, поступающей по Балтийской трубопроводной системе. Существующие проекты по его развитию предусматривают лишь возможность создания там мощностей по перегрузке сжиженного природного газа. Порты в Выборге и Высоцке характеризуются некоторыми минусами с точки зрения природно-географического положения. Главными из них являются - сложный для прохождения подходной канал и незначительные глубины у причалов. В связи с указанными "слабыми местами" говорить о возможности резкого роста грузооборота в Выборге и Высоцке вряд ли целесообразно.
Усть-Лужский порт является одним из самых "молодых" на Северо-западе. Его строительство находится в активной стадии. На сегодняшний день порт вполне можно назвать одним из самых перспективных инфраструктурных проектов, реализуемых в Северо-Западном федеральном округе.
Одним из стимулов дальнейшего развития российских портов на Балтике может стать закон, который пока находится в стадии разработки, о создании особых экономических зон нового типа - портовых. Предполагается, что новые экономические зоны будут формироваться вокруг ведущих аэропортов и морских портов страны. Весьма вероятно, что порты Усть-Луги и Санкт-Петербурга станут одними из основных претендентов на создание нового типа особых экономических зон. В случае предоставления им соответствующего статуса инвестиционная привлекательность обоих регионов должна значительно увеличиться.
Трудовые ресурсы
Трудовой потенциал "северной столицы", безусловно, богаче, чем в Ленинградской области. Он в значительной степени коррелирует с общей численностью населения Санкт-Петербурга, которая составляет около 4,5 млн. человек, в то время как в области проживает около 1,6 млн. человек.
Общий уровень образования и профессиональной подготовки трудовых ресурсов Петербурга и области по сравнению с другими субъектами федерации, входящими в Северо-Западный федеральный округ, довольно высок. В Санкт-Петербурге и области традиционно хорошо развита система высших учебных заведений, разнопрофильных научных институтов и конструкторских бюро. Подобная концентрация "очагов" науки объясняется высоким уровнем развития экономики Санкт-Петербурга и области, и как следствие, огромной потребностью в высококвалифицированных кадрах.
Ленинградская область обладает более ограниченным объемом трудовых ресурсов, чем город. По объективным причинам общий образовательный и профессиональный уровень населения области несколько ниже. Поэтому, на территории области в некоторых наиболее отдаленных районах могут наблюдаться определенные сложности с набором квалифицированного персонала на крупные предприятия. Вместе с тем, этот недостаток Ленинградской области, может быть скомпенсирован повышением уровня мобильности населения близлежащего мегаполиса.
2.1 Сырьевые ресурсы
Обеспеченность города и области природными ресурсами достаточна ограничена. Основным ресурсом, используемым в крупных промышленных масштабах, является лес, обеспечивающий активное развитие деревообрабатывающей промышленности, как в Санкт-Петербурге, так и на территории области. Значительные лесные ресурсы Ленинградской области сделали продукцию лесопромышленного комплекса одним из главных пунктов в списке регионального экспорта, по этому показателю отрасль уступает только ТЭК. Привлекательность деревообрабатывающей промышленности подтверждает приход в нее ряда крупных иностранных инвесторов (International Paper, AssiDoman, Swedwood).
К числу важных природных ресурсов Ленинградской области следует отнести водные бассейны. Более пятидесяти тысяч водных объектов, рек и озер, расположенных в самых разных районах области дополнительно позволяют развивать промышленность, особенно важны они для электроэнергетики. В общую систему энергоснабжения Санкт-Петербурга и Ленинградской области входят шесть гидроэлектростанций, на которые приходится 20% всей выработки электроэнергии. Сегодня производство электроэнергии в регионе полностью покрывает потребности промышленности и ЖКХ Санкт-Петербурга и области.