Группа 1. По характеру обслуживаемого оборота различают оптовые и розничные цены.




Тема 5. Виды цен и их характеристика

Основные вопросы:

1. Сущность и содержание системы цен.

2. Основные классификационные признаки цен.

3. Виды цен.

Количество часов: 2

Литература:Основная: (1, 2, 3), дополнительная (4, 5, 6, 7), электронные информационные ресурсы (1, 2, 3)

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Лекция

1. Сущность и содержание системы цен

Все экономические процессы, проходящие в современном хозяйстве, взаимообусловлены, взаимосвязаны и представлены единым процессом воспроизводства. Цены, опосредующие этот процесс, в полной мере отражают все его стадии и представляют собой единую систему. Четкая соподчиненность различных стадий общественного воспроизводства является основой внутренней взаимосвязи цен в рамках единой системы. Внутренняя взаимосвязь цен прослеживается как при формировании затрат и цен на всех воспроизводственных стадиях, так и по их влиянию друг на друга.

Система цен представляет собой упорядоченную совокупность раз- личных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические процессы на всех стадиях воспроизводства.

Разные стадии воспроизводства обслуживаются различными видами цен. Даже на одной стадии, к примеру, в производстве, используются разные виды цен. Все конкретные виды цен являются элементами единой системы.

Система цен обладает рядом характерных особенностей.

1. Все конкретные виды цен, являющиеся элементами системы, взаимосвязаны, и их следует рассматривать и анализировать в единстве. Например, при формировании цен на сельскохозяйственную продукцию необходимо изучать цены на удобрения, сельскохозяйственную технику, газ и электроэнергию, тарифы на перевозку продукции сельского хозяйства и др.

2. Все элементы системы цен находятся в определенной соподчиненности между собой, несмотря на то, что каждый вид цен решает конкретные, четко определенные для него задачи. Они функционируют в едином механизме, по единым принципам.

3. Система цен динамична и находится под воздействием меняющихся экономических условий. Она должна своевременно реагиро-вать на них, но в то же время обладает определенной устойчивостью, что определяется объективными условиями экономики.

Конкретные виды цен обладают меньшей устойчивостью, чем система цен в целом. Под влиянием различных факторов происходят изменения отдельных видов цен. Такое изменение вызывает изменение других цен, так как все виды цен взаимосвязаны. К примеру, если изменились цены на зерно, с большой долей вероятности можно ожидать изменения цен на хлебобулочные и кондитерские изделия, комбикорма, молоко, мясо и т.д.

Однако изменение отдельных цен не всегда вызывает изменение других даже технологически тесно связанных видов цен. Существуют определенные границы воздействия изменения одних цен на другие. Если цены на какой-то товар изменились, но не вышли за пределы допустимых границ, то при этом необязательно будут изменяться цены других товаров. Например, цены на иглы, которые применяются для пошива костюмов, могут меняться, а цены на костюмы при этом могут и не меняться. Это показывает, что конкретные виды цен взаимосвязаны, но при этом обладают относительной самостоятельностью в своем движении.

4. Системе цен присущи обратные связи. Допустим, по ряду причин цены на железную руду выросли на 20%. Это вызовет рост цен на другие товары по технологической цепочке: «руда — чугун — сталь — машины (горное оборудование)». Рудники будут покупать горное оборудование уже по более высоким ценам. Это вызовет рост затрат на добычу железной руды, допустим, на 2%. Значит, рост цен на железную руду на 20% вызвал дополнительный рост затрат и цен на нее еще порядка 2%. Общий рост цен уже составит 22%.

В наиболее общем виде система цен может быть представлена пятью взаимосвязанными элементами.

Национальные (внутренние) цены - обслуживают национальную экономику, формируются с учетом особенностей отраслей и внутренней конъюнктуры рынка конкретной страны (региона).

Внешнеторговые цены - отображают оборот импортируемой и экспортируемой продукции.

Мировые цены - обслуживают международный рынок в целом и наиболее полно отображают конъюнктуру товаров и услуг в масштабе мирового рыночного пространства.

Цены международных региональных рынков - представляют собой форму реализации мировых цен и обслуживают международные региональные (базовые или специализированные) рынки.

Цены в международном совместном бизнесе - обслуживают товарооборот в пределах деятельности предприятий с участием иностранных инвестиций и/или в рамках международных совместных соглашений.

 

2. Основные классификационные признаки цен. Виды цен.

 

В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.

Группа 1. По характеру обслуживаемого оборота различают оптовые и розничные цены.

1. Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом). К числу оптовых относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию пред- приятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки. Отличие закупочной от других видов цен заключается в том, что в ее состав не включаются НДС и акцизы. НДС не включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов. В международной торговле сделки, за редким исключением, представляют собой оптовые операции и совершаются по оптовым ценам. Биржевая цена также считается оптовой.

2. Розничные цены — цены продажи индивидуальному или мелко- оптовому потребителю, преимущественно населению. Отпускная цена на предприятиях общественного питания — особая форма розничной цены. Цены на услуги населению — также особый вид розничной цены. В сфере обращения действуют накидки (оптово-сбытовая, розничная). Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой предприятия-поставщика представляет снабженческо-сбытовую надбавку (накидку). Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи, а также между оптовой и розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: