Понятие, состав и показатели анализа структуры национального хозяйства




Тема 6. Оптимизация структуры национального хозяйства

Программная аннотация:

6.1. Понятие, состав и показатели анализа структуры национального хозяйства

6.2. Государственная региональная экономическая политика как основа регулирования территориальной структуры национального хозяйства

6.3. Структурные диспропорции и их влияние на экономику

6.4. Проблемы ограничения и регулирования теневой экономики

 

Понятие, состав и показатели анализа структуры национального хозяйства

Наилучшая структура национального хозяйства, развитие и сбалансированность отдельных видов производств, их соотношение друг с другом служат решению конечных целей развития любого государства — повышению уровня жизни населения. Оптимальные структурные пропорции как относительно устойчивые, количественно определенные соотношения необходимы для нормальной деятельности экономической системы и предполагают соответствие между ее сопряженными элементами — отраслями, видами деятельности, предприятиями, регионами и т.п. Совокупность пропорций образует структуру экономики.

Структура национального хозяйства — это сложившиеся пропорции отдельных отраслей и территорий, производств, комплексов с соответствующим уровнем хозяйственных связей между всеми элементами экономики страны.

Согласно определению французского экономиста Ф. Перру, структура экономической единицы есть совокупность пропорций и отношений, которые характеризуют эту единицу в данных условиях и в данный момент. Экономика должна изучать домашнее, семейное хозяйство, фирмы, а также комплексные единицы: отрасли, группы отраслей — комплексы, сектора, сферы (например, сфера услуг или банковская).

Экономическую структуру государства можно охарактеризовать следующими параметрами:

1) распределение производства ВВП между производством товаров и оказанием услуг;

2) вид производственной деятельности (промышленный, сельскохозяйственный, торговый, сфера услуг и т.п.);

3) размеры экономических единиц: крупные, средние, мелкие;

4) экономические системы: частный сектор, государственный, кооперативный и т.п.;

5) тип экономической организации (рыночная, плановая, переходная); 6) распределение занятых между секторами: реальным (или нефинансовыми организациями и предприятиями), финансовым, теневым;

7) распределение национального дохода между социальными группами, значимость которых определяется экономической (производственной) функцией;

8) ориентация экономической деятельности — внутренний или внешний рынок.

В соответствии с трехсекторной моделью структуры общественного производства К. Кларка (1940 г.) первичный сектор экономики составляют добывающие отрасли и сельское хозяйство, вторичный — обрабатывающая промышленность, а третичный — услуги. Любая экономика представляет собой смешение этих секторов, но в каждом из типов общества доминирует один из секторов, который в итоге и является определяющим.

В настоящее время используется пятисекторная модель структуры общественного производства. Первичный сектор — ресурсы, вторичный — обрабатывающие производства, третичный — высокие технологии и услуги (в США — до 75%, а некоторые эксперты называют и 80%). Сфера услуг присутствует в экономике любого типа общества, но объем услуг и их характер различны в зависимости от эпохи. В доиндустриальном обществе преобладали услуги личного характера. Так, по утверждению Д. Белла, в Англии до 1870 г. самой крупной по численности профессиональной группой была домашняя прислуга. Четвертичный сектор: — формирование высокотехнологичных отраслей, сочетающих формы материального и нематериального производства на базе использования высоких технологий: это производство программных продуктов, телекоммуникационных сетей и т. д. Мировой рынок коммуникационных услуг в начале XXI в. составлял примерно 400 млрд долл., из которых на долю США приходилось 45%. Пятеричный сектор включает в себя фундаментальные научные знания и исследовательские разработки.

Современный анализ хозяйственного функционирования национальной рыночной экономики основывается на технике специального счетоводства. Еще в 1953 г. группа экспертов ООН разработала Систему национальных счетов (СНС). Она сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или группа счетов, и имеется возможность проследить движение массы производимых товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до использования. На основе СНС можно разрабатывать экономические модели, прогнозы, планы, эта система должна охватывать все операции, происходящие в экономике, и учитывать все ресурсы, которыми располагает страна.

В СНС счет и анализ в основном ведутся по секторам — однородным институциональным единицам, сгруппированным по признакам выполняемых ими функций.

По СНС экономика состоит из следующих основных секторов:

1) нефинансовые корпоративные предприятия, занятые производством товаров и услуг, реализуемых на рынке (или реальный сектор);

2) финансовые учреждения и корпорации;

3) государственные предприятия и учреждения;

4) частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

5) домашние хозяйства;

6) остальной мир, в том числе внешнеэкономические связи.

СНС включает в валовой продукт, национальный доход объем товаров, производимых в сфере материального производства и услуги.

По СНС в сферу производства входят следующие составляющие:

1) предприятия и организации, производящие товары и услуги;

2) частные некорпоративные предприятия;

3) подсобные хозяйства;

4) лица свободных профессий (артисты, журналисты и т.п.);

5) работники сферы управления;

6) финансовые, кредитные, пенсионные и страховые организации;

7) некоммерческие, общественные организации (общества, клубы, партии, ассоциации);

8) армия;

9) наемная прислуга;

10)владельцы сдаваемого в аренду жилья.

Не учитывается в СНС ведение личного домашнего хозяйства (сказал же А. Пигу, что, беря в жены собственную кухарку, мужчина уменьшает национальный доход) и нелегальные виды деятельности.

Валовой внутренний продукт (ВВП) характеризует стоимость произведенных во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта товаров и услуг. В отличие от принятых в советской системе показателей, ВВП не включает стоимость потребленных при его производстве предметов труда (материальных затрат на сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты и т. д.).

ВВП может быть рассчитан тремя методами:

• производственным (на стадии производства);

• распределительным (на стадии образования доходов);

• методом конечного использования (на стадии конечного использования).

Согласно первому методу ВВП на стадии производства составит:

ВВП = (SBB – SПП) + НДС + ЧНИ, (6.1)

где ВВ — валовой выпуск продуктов и услуг во внутренней экономике;

ПП — промежуточное потребление;

НДС — налог на добавленную стоимость;

ЧНИ — чистые налоги на импорт (без НДС).

ВВП на стадии образования доходов равен:

ВВП = ОТ + ЧНП + ДНП + ВПЭ, (6.2)

где ОТ — оплата труда;

ЧНП — чистые налоги на продукты;

ДНП — другие налоги на производство;

ВПЭ — валовая прибыль экономики.

На стадии конечного использования ВВП рассчитывается как сумма конечного потребления материальных благ и услуг и валового накопления, а также чистый экспорт (разница между экспортом товаров и услуг и импортом).

Следующий важный показатель СНС — национальный доход (НД). Он может быть исчислен на валовой и чистой основе (т. е. до или после вычета потребления основного капитала).

Национальный доход — это сумма первичных доходов, полученных резидентами данной страны; первичные доходы включают в себя оплату труда, прибыль, доходы от собственности, налоги на производство и импорт.

НД, таким образом, отличается от внутреннего продукта по содержанию и количественно. С точки зрения содержания различия между этими показателями состоят в том, что внутренний продукт (валовой и чистый) характеризует поток товаров и услуг (конечных), а НД характеризует поток доходов (первичных). С количественной точки зрения НД отличается от внутреннего продукта на величину сальдо первичных доходов, полученных из-за границы (или переданных за границу).

Третий значимый показатель СНС — национальный располагаемый доход (валовой или чистый). Он отличается от национального дохода на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), полученных из-за границы (переданных за границу).

К трансфертам относятся: гуманитарная помощь, налоги, штрафы, подарки родственников, постоянно проживающих за границей и т.п.

Национальный располагаемый доход (валовой или чистый) распадается на национальное конечное потребление и национальное сбережение.

Национальное конечное потребление включает в себя:

а) расходы на конечное потребление домашних хозяйств (состоят из покупок домашними хозяйствами, потребителями товаров и услуг, стоимости потребительских товаров, услуг и пр.);

б) расходы на конечное потребление органов государственного управления (т. е. стоимости нерыночных услуг, произведенных органами государственного управления, а также покупки ими товаров для передачи домашним хозяйствам);

в) расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

В свою очередь, расходы на конечное потребление органов государственного управления подразделяются на две основные группы:

- расходы на коллективное потребление (расходы на общее управление, оборону, науку и т. д.);

- расходы на индивидуальное потребление (здравоохранение, образование, культура, искусство и т. д.).

Сбережение — важнейшая категория СНС. Сбережение представляет собой ту часть располагаемого дохода, которая не израсходована на конечное потребление и может быть обращена на цели финансирования накопления. Не следует смешивать сбережения, как они определены в СНС, с приростом денежной наличности и депозитами (вкладами) в банках. Сбережение — самый важный источник финансирования инвестиций и строительства.

Другой источник — трансферты, т. е. единовременные поступления перераспределительного характера.

Сбережения и трансферты вместе взятые образуют источники финансирования инвестиций, которые состоят из следующих элементов:

— валовое накопление основных фондов;

— прирост материальных оборотных средств;

— чистое приобретение ценностей;

— затраты на покупку земли, природных ископаемых;

— затраты на покупку нематериальных активов (патентов, лицензий и т.п.).

Первые три элемента инвестиций образуют валовое накопление как элемент конечного использования ВВП.

Важным показателем СНС является чистое кредитование (чистое заимствование). Для экономики в целом этот показатель равен разнице между общей величиной источников финансирования и суммой вышеотмеченных элементов инвестиций.

Поддержание экономической стабильности должно быть базовым принципом государственной политики нашего государства. Чтобы ее обеспечить, необходимо надлежащее пропорциональное развитие. Сочетание пропорций есть сбалансированность.

Одной из задач государственного регулирования является сознательное поддержание скоординированного развития национального хозяйства в определенных пропорциях, поэтому нельзя разрывать пропорции и темпы развития, которые диалектически едины. Неоправданно высокие темпы развития не могут быть продолжительными, они приводят к диспропорциям национальной экономики, и потом, как учит мировой опыт, наступает спад ВВП.

Экономические теории, экономика конкретных отраслей знают множество пропорций, которые теоретически обоснованы или эмпирически выведены в процессе функционирования национальных хозяйств. Перечислим лишь некоторые из них. Это пропорции между:

— сферой производства товаров и сферой оказания услуг;

— производством и потреблением;

— промышленностью и сельским хозяйством;

— топливно-энергетическим комплексом и другими отраслями экономики;

— добывающими (сырьевыми) отраслями и обрабатывающей промышленностью;

— продажей (строительством) жилья и доходами населения и т.п.

Если государство при формировании механизмов управления национальным хозяйством не найдет рычагов, устраняющих и смягчающих диспропорции, то экономика будет постепенно испытывать «перегрев», а затем — снижение объемов производства, рецессию и депрессию.

В мировой экономической литературе выработался стереотип оптимизации структуры национального хозяйства: в индустриально развитом государстве происходит сокращение доли добывающих отраслей и сельского хозяйства в ВВП, увеличивается удельный вес наукоемких отраслей и производств со значительной частью добавленной стоимости, растет выпуск потребительских товаров, увеличивается доля информационных и финансовых услуг, операций с недвижимостью, повышается значимость различных инфраструктур.

Однако требования, применяемые при анализе рыночного хозяйства, очень сложно использовать при регулировании развития стран с переходной экономикой. Традиционно в отечественной статистике использовались другие подходы к рассмотрению структуры национального хозяйства, иное деление на производственную и непроизводственную деятельность. В соответствии с ним в качестве объекта управления в основном рассматривалась группировка по отраслевому принципу предприятий, производящих конечный материальный продукт. Оптимальная структура хозяйства в советской экономической системе предполагала прежде всего увеличение доли отраслей материального производства. Соответственно, структурная политика была направлена на уменьшение доли услуг (в том числе торговли и финансово-кредитного сектора), ликвидацию малых предприятий на основе частной собственности под предлогом их неэффективной деятельности.

С 2003 г. российская статистика перешла на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), созданный на основе Статистической классификации видов экономической деятельности Европейского экономического сообщества (КДЕС). Он заменил Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), где было деление на отрасли.

Федеральная служба государственной статистики при анализе структуры федерального хозяйства, ВВП, национального дохода выделяет 17 разделов деятельности:

A. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

B. Рыболовство, рыбоводство;

C. Добыча полезных ископаемых;

D. Обрабатывающие производства;

E. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

F. Строительство;

G. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;

H. Гостиницы и рестораны;

I. Транспорт и связь;

J. Финансовая деятельность;

K. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;

L. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование;

M. Образование;

N. Здравоохранение и предоставление социальных услуг;

O. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг;

P. Деятельность домашних хозяйств;

Q. Деятельность экстерриториальных организаций.

Обрабатывающие производства разделяются на 14 подразделов. Внутри каждого раздела есть более детальное деление. Всего в ОКВЭДе 99 видов деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: