Структурные диспропорции и их влияние на экономику




 

Сбалансированность экономики обеспечивается путем достижения оптимального соотношения в развитии ее составных частей — сфер, секторов, отраслей, территорий и т.д. Любые диспропорции могут негативно сказаться на темпах и динамике экономического роста, размещении производительных сил.

Важнейшая структурная пропорция в экономике обеспечивается оптимальным сочетанием сферы производства и сферы услуг.

В составе социально-экономической системы выделяются две части, одна из которых ориентирована на производство товаров (реальный сектор), а вторая — на предоставление услуг. К сфере услуг относятся организации и предприятия таких видов деятельности, как оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимостью, государственное управление, гостиницы и рестораны, образование, здравоохранение. Широкое разнообразие услуг привлекает дополнительное население и производства, а новые виды деятельности и потребности стимулируют рост количества и качества услуг.

Парадокс развития современной экономики состоит в том, что расширение каналов мобилизации дополнительных ресурсов с целью их инвестирования в реальный сектор ведет к оттеснению на второй план именно этого (реального) сектора. Так, по данным французского экономиста М. Алле, на рубеже столетий ежедневный объем мировой торговли реальными товарами составлял 12 млрд долл., тогда как объем финансовых сделок превышал 400 млрд долл. Ключевую роль начинают играть такие факторы экономического роста, как управленческие, инновационные, информационные услуги. К примеру, основателю и владельцу компании Microsoft Б. Гейтсу, в отличие от Г. Форда, не пришлось создавать промышленную империю — гораздо более эффективным источником накопления капитала для него стал рынок ценных бумаг.

С середины 1990-х гг. занятость в производственном секторе большей части развитых и многих развивающихся стран стабильно снижалась, а новые рабочие места создавались в основном в сфере услуг, где сосредоточено в среднем 62% всего экономически активного населения. Чем выше уровень душевого дохода населения, тем больше доля занятых в сфере услуг. Занятость в обрабатывающей промышленности сокращается вследствие более эффективного использования рабочей силы, автоматизации производства и широкого применения информационных технологий.

В результате экономического кризиса, вызванного развалом Советского Союза, перехода к рынку, спад в промышленности России оказался более глубоким и продолжительным, чем это произошло в странах Восточной Европы. По сей день идет процесс адаптации к новым условиям, выражающийся в структурной перестройке экономики, замене производства товаров производством услуг. Наряду с сокращением промышленного производства, интенсивно развивались отрасли розничной и оптовой торговли, платных услуг, рыночной инфраструктуры.

Другой, не менее значимой пропорцией в структуре национального хозяйства является сочетание добывающей (сырьевой) и обрабатывающей промышленности.

Во многих странах доходы от экспорта сырья создают макроэкономические диспропорции, выражающиеся прежде всего в укреплении национальной валюты, потере конкурентоспособности местных товаров, росте импорта и увеличении безработицы. Поэтому в экономической литературе это явление называют «проклятие ресурсов» (Resource curse), «парадокс изобилия» (Paradox of plenty).

Согласно «ресурсному проклятию» страна, наделенная природными ресурсами, становится государством-рантье, для которого характерны плохое качество управления и расточительные траты ресурсов.

«Проклятие ресурсов» — это результат взаимодействия двух факторов. Во-первых, некорректная макроэкономическая политика. Многие страны, получая неожиданно большие доходы от экспорта полезных ископаемых, ослабляли или откладывали проведение необходимых экономических реформ. Вторая причина — «голландская болезнь», подрывающая рентабельность других внешнеторговых секторов страны. Как следует из названия, это экономическое явление произошло в Голландии в 1960 г., когда там были открыты большие залежи природного газа. Результатом «голландской болезни», как правило, становятся потеря конкурентоспособности отечественных товаров, связанная с укреплением курса национальной валюты, рост импорта, снижение экспорта.

Указываются два канала, посредством которых быстрой рост в одном из секторов национального хозяйства негативно воздействует на остальные секторы экономики.

Первый канал — эффект перетока ресурсов (resource movement effect), описанный М. Корденом в 1984 г. Суть этого явления заключается в изменении секторальной структуры труда. В секторе, испытывающем бум, заработная плата, как правило, становится выше, чем в других, что порождает переток в этот сектор людских и материальных ресурсов из других секторов экономики. В результате подрывается эффективность функционирования остальных секторов экономики.

Другой канал обусловлен следующим. Если в государстве большое количество ресурсов, например нефти, газа, алмазов и прочего, которые она продает за границу, то это приводит к наплыву в страну большого количества мировых денег. Но в государстве используются национальные деньги. Мировые деньги обмениваются на внутреннем валютном рынке, появление большого количества валюты приводит к падению ее цены, и соответственно растет «твердость» национальной валюты, что, в свою очередь, приводит к повышению стоимости национального производства, которое благодаря этому становится неконкурентоспособным на мировом рынке. Внутреннее производство стагнирует, страна переходит в разряд сырьевых, обеспечивающих высокоразвитые государства ресурсами, а полученные деньги уходят на импорт товаров.

Для преодоления «ресурсного проклятия» не надо прекращать или сокращать добычу сырья, предлагается ограничивать поступления валютных средств в страну, например, «стерилизация» лишних денег, когда вырученные деньги не ввозятся в страну, а остаются за рубежом (в банках, в различных иностранных фондах и т.п.).

Фактически деньги не поступают производителю, а отдаются покупателю в кредит с неопределенным сроком возврата и с обесценением. Для решения такой проблемы необходима единая мировая валюта. Не обязательно конвертировать мировую валюту в национальные деньги, можно разрешить использование мировой валюты во внутреннем обороте. Например, следует собирать налоги в валюте, платить зарплату работникам полностью или частично в валюте, покупать товары у отечественных предприятий за валюту. Этим самым резко уменьшится ее предложение на внутреннем валютном рынке, и, естественно, не будет падать ее стоимость. «Голландская болезнь» исчезает, а валютные поступления используются для целей экономического развития своей, а не других стран.

С кризисной ситуацией в развитых странах стали наблюдаться процессы свертывания ранее размещенных производств в развивающихся странах и возврат обрабатывающих производств в страну, где зарегистрирована фирма. К примеру, сборка электромоторов в Китае в 2005 г. была на 45% выгоднее, чем в США; в 2012 г. — на 18%; в 2015 г. - всего на 9%. Рост заработной платы в Китае, транспортных тарифов, укрепление юаня делают невыгодным размещение обрабатывающих производств (автомобильную, станкостроительную промышленность и т.п.) далеко от места потребления.

Американский экономист Дж. Стиглиц считает, что развивающиеся страны живут хорошо, так как многие из них экспортируют сырье (не только нефть, но и продовольствие), а развитые — плохо, потому что вместе с сырьем они импортируют инфляцию. В США 1% населения получает 25% всех доходов, но тратят деньги в основном оставшиеся 99%, что и послужило одной из глубинных причин кризиса. Вторая причина — перевод производства из Соединенных Штатов в Азию. Америке и ряду стран Европы на быстрое восстановление после кризиса 2008 г. рассчитывать нечего, а безработица среди молодежи достигла 25%.

Серьезные диспропорции характерны для территориальной структуры экономики Российской Федерации.

При характеристике развития экономики регионов России, прежде всего Сибири, все большую популярность приобретает концепция пространственной мисаллокации, т. е. неправильного размещения производительных сил по политическим, стратегическим, но отнюдь не экономическим соображениям. Постулируется, что производственные мощности размещались на востоке страны волюнтаристски, в целях осуществления так называемого принципа равномерного размещения производительных сил по территории. Трудовые ресурсы перемещались насильственно, во многом через систему ГУЛага, мерами идеологического и материального поощрения, а также через систему обязательного распределения специалистов. В результате территориальная структура производства и расселения населения оказалась искаженной по сравнению с той, которой была бы в результате свободного рыночного развития.

Если оценить последствия пространственной мисаллокации, то ярким их выражением может служить структура городского расселения. Основное проявление неэффективности территориальной структуры расселения специалисты Всемирного банка видят в отсутствии в России крупных городов с населением в 1,5–4,0 млн человек.

После распада Советского Союза были нарушены экономические связи не только между производствами, но и между субъектами РФ, а также регионами России и странами СНГ. По экспертным оценкам, разрыв хозяйственных связей внутри России и с бывшими союзными республиками вызвал уменьшение выпуска конечной продукции до 35–40%. Нарушение производственно-технологических и кооперационных связей привело к остановке целого ряда производств и общему падению производства в России и странах содружества.

В России сложилась экономическая асимметрия в отношениях Центра с различными регионами, причем различия между ними углубляются. Территории Российской Федерации сильно дифференцированы по объему производства, социальному развитию, производству экспортных товаров, наличию рыночных структур, бюджетному обеспечению и пр.

Так, общий объем доходов региональных бюджетов в 2015 г. составил 2,96 трлн руб., из них 72%, по оценке Счетной палаты, формируют всего 10 субъектов РФ.

Количество дотационных субъектов РФ в 2016 г. выросло с 69 до 72. Доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета в бюджеты регионов составляет около 23%. Бюджеты 15 регионов более чем на 50% сформированы за счет средств федерального центра (прежде всего Ингушетия, Северная Осетия, Карелия). В Дагестане и Тыве бюджеты на 90% формируется за счет федеральной помощи. При этом практически две трети расходов консолидированных бюджетов регионов направляются на выплату зарплат, социальных выплат и оплату коммунальных услуг, т. е. идут на финансирование текущих расходов, а не на развитие.

 

6.4. Проблемы ограничения и регулирования теневой экономики

 

В соответствии с методологическими положениями Федеральной службы государственной статистики к теневой экономике относится скрытая, неформальная и нелегальная экономическая деятельность, объединяемая в общее понятие ненаблюдаемой (или нерегистрируемой) экономики.

По степени легальности хозяйственных операций сегменты неформальной экономики можно классифицировать следующим образом:

1. Легальная (неофициальная) экономика (legal economy) — экономическая деятельность, которую не фиксируют в отчетности и контрактах, однако она не нарушает ни действующих законодательных норм, ни прав других хозяйственных агентов (пример — натуральное производство домашних хозяйств).

2. Внеправовая экономика (out-of-law economy) — экономическая деятельность, нарушающая права других хозяйственных агентов, но не регламентированная действующим законодательством и находящаяся тем самым во внеправовых зонах. Это «розовые рынки» (rosy markets). Самый известный пример — финансовые пирамиды в России середины 90-х гг., к ней можно отнести нарушения экологической безопасности, лоббирование в пользу отдельных хозяйственных субъектов, предоставление «в виде исключения» индивидуальных льгот и субсидий и т.п.

3. Полуправовая экономика (semi-legal economy) — экономическая деятельность, по своим целям соответствующая законодательству, но периодически выходящая за его пределы по характеру применяемых средств. Это «серые рынки» (grey markets), связаные с разными способами уклонения от налогов, включая использование «черного нала», бартер, работу без патента и лицензии, трудовой наем без оформления.

4. Нелегальная, криминальная экономика (non-legal, criminal economy) — экономическая деятельность, запрещенная законом и по своей сути нарушающая закон: наркобизнес, незаконное производство оружия и незаконная торговля им, крупная контрабанда, проституция, торговля людьми, рэкет и применение силы. Это «черные рынки» (black markets)1.

Таким образом, первый и второй сегменты неформальной экономики в принципе не являются теневыми, тогда как третий и четвертый таковыми являются.

С точки зрения классификации по характеру и полноте регистрации хозяйственных операций неформальная экономика в целом делится на следующие сегменты:

а) по мотивам отношения хозяйственных агентов к отчетности:

— скрытая экономика (hidden economy) — экономическая деятельность, сознательно укрываемая хозяйственными агентами от статистических и налоговых органов;

— потерянная экономика (missing economy) — экономическая деятельность, не попадающая в отчеты из-за неполного охвата обследуемых единиц наблюдения, неосведомленности и непроизвольных ошибок экономических агентов;

б) по охвату деятельности статистическим учетом:

— учтенная экономика (recorded economy) — экономическая деятельность, не отражаемая в отчетности самих экономических агентов, но учитываемая статистикой благодаря специальным дорасчетам;

— неучтенная экономика (unrecorded economy) — экономическая деятельность, выпадающая и из отчетов, и из окончательных статистических данных.

Неформальная деятельность физических и юридических лиц (граждан и организаций) в сфере экономики всегда существовала и будет существовать. Главный вопрос состоит не в ее полной ликвидации, а в определении допустимого размера теневой экономики, превышение которой мешает стабильному развитию всего остального общества и снижает уровень жизни его граждан.

В зависимости от характера результата деятельности выделяют теневую экономику:

— производственную, вносящую реальный вклад в производство валового национального продукта;

— перераспределительную, не связанную с реальным созданием экономических благ, но перераспределяющую доходы и имущество.

Теневая экономика представляет собой очень трудный для управления предмет: это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить. Практически вся информация является недоступной, потому как теневое предпринимательство не имеет статистики доходов.

Так, И.Х. Райг отмечает: «Социально-экономические проблемы нашего общества, связанные с нелегальной экономической деятельностью граждан, исследованы пока слабо, эмпирического материала, полученного на базе серьезных исследований о нелегальной экономической активности отдельных граждан и целых коллективов, пока нет».

Как правило, западные исследователи выделяют следующие факторы, определяющие масштабы и динамику теневой экономики:

1) тяжесть налогообложения;

2) размеры получаемого на душу населения дохода;

3) продолжительность рабочего времени;

4) масштабы безработицы;

5) роль государственного сектора.

Если в 60-е гг. ХХ в. в развитых странах теневая экономика имела наибольший удельный вес в ВВП таких стран, как США (6,4%), Нидерланды (5,6%), Франция (5%), Италия (4,4%) и ФРГ (4,6%), а наименьший — в Японии, Ирландии и Швейцарии (1–2%), то сейчас на «первые» места вышли Швеция, Бельгия, Дания, Италия, где свыше 12–13% ВВП производится в нерегистрируемой сфере экономики.

На наш взгляд, такие цифры надо воспринимать осторожно: невозможно точно определить размеры теневой экономики, а в развивающихся и в странах с переходной экономикой данная деятельность часто не только вне регистрации, но и вне закона. Так, теневой сектор Нигерии достигает 76% официального ВВП. Значительные масштабы теневой экономики отмечаются также в Таиланде (71%), Египте (68%), Боливии (66%) и Панаме (62%).

Федеральная служба статистики называет размеры теневой экономики в России в пределах до 30%, что существенно, по мнению экспертов, принижает ее фактические размеры. По итогам Всероссийской переписи глава Росстата А. Суринов объявил, что ненаблюдаемая экономика производит примерно 16% ВВП, но это без незаконных видов деятельности. По его словам, «серая» экономика представляет собой корректировку ВВП на теневые операции юридических лиц, а также операции неформального сектора экономики, производство домашних хозяйств для собственного конечного пользования. «Серая» деятельность остается существенной частью российской экономики в целом, точно оценить ее объемы невозможно, однако она играла и будет играть заметную роль в экономике России. Она превышает официальный объем всего малого бизнеса, а увеличение размера социальных налогов — одна из главных причин, по которой многие малые предприниматели уводят часть своего бизнеса в тень. До кризиса Россия имела тенденцию к выходу экономики страны из тени, но, оценкам различных ведомств, этот показатель с 2009 г. снова начал увеличиваться. Это сокращает поступление налогов в бюджет, а также влияет на нормальное функционирование пенсионной системы России. Объемы теневой экономики значительно различаются по видам деятельности. Так, по оценкам Росстата, на теневой сектор в строительстве приходится только около 8% (!) всех видов деятельности, а в торговле этот показатель превышает 63%.

Также отметим, что одной из особенностей теневой экономики России является широкое распространение скрытой занятости. Согласно исследованиям до 25% трудоспособных россиян (20–21 млн человек) имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в посреднической деятельности, треть — в розничной торговле, оставшиеся — в челночном бизнесе, аренде квартир и т.п. Большая градация существует и по регионам Российской Федерации. Современная российская экономика — это сырьевая экономика. Соответственно в тех субъектах РФ, где есть добыча, а главное, — продажа нефти, газа, леса, черного и цветного металла, зерна, другого сырья и полуфабрикатов, следует прогнозировать наибольшие размеры теневой экономики. Один из сегментов неформальной экономики — неформальные платежи. Именно термин «неформальные платежи» (informal payments) употребляется чаще других в научных публикациях, посвященных экономическим условиям получения медицинской помощи населением в европейских странах. Реже, и в основном в публикациях авторов из СНГ, используются понятия «теневые платежи» или «коррупционные практики». Я. Корнаи предложил понятие «благодарственные платежи (gratitude payments)». Понятие «неформальные платежи» — это платежи медицинским институтам или индивидам деньгами или услугами вне официальных каналов или приобретение того, что должно быть гарантировано бесплатно.

Зарубежные исследователи относят к числу неформальных платежей:

1) деньги, непосредственно передаваемые медицинскому работнику пациентом или другими лицами от его имени или в его пользу, что выступает незаконными платежами;

2) подарки и услуги, оказываемые медицинским работникам и медицинским организациям, что законом обычно не запрещается;

3) расходы пациентов на приобретение лекарств и медицинских материалов для проведения амбулаторного или стационарного лечения, а также расходы на питание, если действующее законодательство предусматривает, что такие расходы должно нести государство и бесплатно обеспечивать пациентов лекарствами и едой.

По расчетам академика РАН С. Глазьева, доля теневой экономики в регионах России колеблется в пределах 20–50% ВРП в зависимости от структуры экономики.

Значительную часть теневой экономики составляет сектор неформальной экономики, тесно связанный с ее другими секторами.

Широкое распространение получила теневая экономика и в финансовой сфере. Правительство РФ и Банк России оценивают ежегодный незаконный финансовый оборот в 2 трлн руб. Если бы с этих «официальных» двух триллионов уплачивался лишь подоходный налог (а эти деньги в основном идут на личное обогащение и взятки чиновникам), казна ежегодно пополнялась бы на 260 млрд руб. Ключевыми проблемами банковского сектора страны являются капитализация и низкая конкуренция среди кредитных организаций. Хотя количество банков с минимально допустимым капиталом сократилось почти в 2,5 раза, этот процесс происходит за счет поглощения крупными банками более мелких. Параллельно идут два процесса: открытие в регионах филиалов крупных банков и сокращение общего числа кредитных организаций.

Ректор Финансового университета при Правительстве РФ М.А. Эскиндаров призвал использовать понятие «системообразующий банк», чтобы выделить специальные регулятивные нормы в отношении таких банков: «Цель — ограничить монополизацию рынка и чрезмерную концентрацию капитала в крупных банках, а также снизить зависимость макроэкономической среды от их финансового состояния». По данным отчета World Payments Report-2011, в России до 25% общего объема сделок оплачивается наличными, что превышает среднеевропейский показатель почти вдвое. Однако это только учтенные сделки, с которых уплачены налоги. Объем наличности, который находится в тени, по разным подсчетам, составляет не меньше 30% российского ВВП.

Рост объемов теневой экономики также стимулируют такие экономические механизмы, как создание оффшорных зон, возврат экспортерам налога на добавленную стоимость и др. С началом формирования рыночной системы хозяйствования предпринимаются попытки уменьшить размеры и влияние теневой экономики. Кода в конце 1991 г. власти целевым способом стали устанавливать быстрые темпы накопления капитала, это привело к образованию мощных финансово-торгово-сырьевых кланов, которые оказывали огромное влияние на все ветви власти новой России (так семь наиболее крупных банкиров и владельцев сырьевых компаний сравнивали по аналогу с Древней Русью с семибоярщиной). Давление кланов вело к замораживанию нормальной предпринимательской деятельности, малого бизнеса.

Для ограничения теневой экономики стали резко расширяться и усиливаться силовые структуры: МВД, ФНС, Росфинмониторинг и другие, ужесточаться запретное законодательство.

Система налогообложения не справляется со всеми своими функциями. Остается нерешенным главный вопрос - борьба с теневой экономикой, с выдачей черных заработных плат, с черными схемами уклонения от уплаты налогов, с теневым оборотом денежных средств и т. д. Согласно данным из 4,5 млн зарегистрированных на сегодняшний день юридических лиц 2 млн не представляют отчетности, попадая тем самым по формальным признакам под понятие «фирмы-однодневки».

Проводимые мероприятия по борьбе с теневой экономикой как на федеральном уровне, так в субъекте РФ направленны на повышение собираемости налогов, упорядочивание лицензирования определенных видов деятельности, повышение уровня регистрации в установленном порядке хозяйствующих субъектов. Результатом должно стать повышение уровня собираемости налогов.

Направлением воздействия государства на теневую экономику является легализация теневых доходов, которая может стать одной из важнейших составляющих в системе мер нейтрализации теневого предпринимательства.

Представляет интерес опыт других стран по борьбе с теневой экономикой. Правительство Финляндии приняло первую целевую программу по борьбе с экономической преступностью и теневой экономикой в 1996 г. Применение особых мер для борьбы с экономической преступностью обосновано, тем, что объем экономической преступности и теневой экономики оценивался в 5 млрд евро, т. е. 4% ВВП Финляндии.

В Финляндии в 2006–2009 гг. была осуществлена четвертая государственная целевая программа по борьбе с экономической преступностью как часть Программы внутренней безопасности. В рамках целевых программ были достигнуты положительные результаты: существенное развитие законодательства в области экономических преступлений, развитие методов полицейского расследования и работы обвинителя. Один из важнейших результатов заключается в формировании тесного сотрудничества между правоохранительными органами в сфере борьбы с экономической преступностью. Задача по сокращению теневой экономики, борьбе с коррупцией и другими негативными сторонами российской действительности должна стать одной из основных в государственной экономической политике на ближайшие годы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: