Доспехи
Алиса в Зазеркалье
«Стоило Коню остановиться (а он то и дело останавливался), как Рыцарь тут же летел вперед, а когда Конь снова трогался с места (обычно он делал это рывком), Рыцарь тотчас падал назад. В остальном он совсем неплохо держался в седле — только временами валился еще и набок. Падал он, как правило, прямо на Алису — поэтому она вскоре решила не держаться слишком близко к Коню.
Пропев последние слова своей баллады, Рыцарь подобрал поводья и повернул Коня. - Тебе осталось пройти лишь несколько шагов, - сказал он. - Спустишься под горку, перейдешь ручеек - и ты Королева! Но ты подождешь и помашешь мне вслед? - прибавил он, увидев, что Алисе не терпится перепрыгнуть через последний ручеек, отделяющий ее от заветной цели. - Я тебя долго не задержу. Как увидишь, что я доехал до поворота, махни мне платком. А то я боюсь совсем упасть духом. - Конечно, я подожду, - сказала Алиса. - Спасибо вам за то, что вы меня проводили... И за песню... Она мне очень понравилась. - Надеюсь, - проговорил Рыцарь с сомнением. - Только ты почему-то не очень рыдала... Они пожали друг другу руки, и Рыцарь медленно поехал назад по лесной дороге. - Боюсь, что он очень скоро упадет... духом. Так, кажется, он сказал, - подумала Алиса, глядя ему вслед. - Ну, конечно! Опять упал... Но только не духом, а, как всегда, головой. Но на Коня он опять садится довольно легко, а Конь стоит как вкопанный, оттого, видно, что на него столько всего понавешено! Так она размышляла, глядя, как Конь мерно трусит по дороге, а Рыцарь падает то в одну сторону, то в другую. После четвертого или пятого падения он подъехал к повороту, она помахала ему платком и подождала, пока он не скрылся из вида. - Надеюсь, это его приободрило, - подумала Алиса, сбегая с пригорка. - Последний ручеек - и я Королева! " (пер. Н.Демуровой)
|
Дон Кихот
«С этими словами он поднял копье и с такою силою бросился на неосторожного купца, что тому, действительно, пришлось бы плохо, если бы Росинант не догадался вовремя споткнуться о лежавший на дороге камень и не сбросил с себя седока.
Отлетевший в сторону рыцарь тщетно пытался подняться на ноги: щит, копье и прочие атрибуты его рыцарского знания не позволяли ему сделать этого. Барахтаясь в пыли, как жук, упавший на спину, он, однако, без всякого смущения кричал хохотавшим купцам:
— Погодите, презренные люди, не убегайте и не смейте насмехаться надо мною! Я упал не по своей вине, и смеяться тут вовсе не над чем... «
Вес боевых доспехов равномерно распределялся по телу и обычно был (судя по оставшимся образцам) около 25 кг (максимум в XVII в. — 33 кг.). Рыцарь в подобной броне мог запрыгнуть на коня, соскочить с него, подняться после падения, сражаться пешим (хотя, естественно, на коне он чувствовал себя гораздо «уютнее»). К тому же, юношей тренировали носить такие доспехи с детства (известны полные комплекты для шести-восьмилетних детей), так что они были для них привычной «спецодеждой» (что, впрочем, не означает, что они танцевали в них на балу и ходили на свидания).
И лишь на закате Средневековья стали появляться доспехи такого веса, что подняться с земли без посторонней помощи было действительно невозможно. Речь идет не о боевых, а о специальных турнирных доспехах, вошедших в моду только в XVI в. и рассчитанных исключительно на копейный бой. Дело в том, что раньше на турнирах бились в основном затупленными копьями. Однако позже правила ужесточились, бились уже острым оружием, что и вызвало наращивание толщины доспехов. Боец, одетый во всю эту тяжесть (около 85 кг.), поднимался на коня с помощью бревна и напоминал настоящий «танк», готовый к столкновению. Большего от него и не требовалось. Сбитый с коня, он действительно был беспомощен.
|
Шлем
«— Ошибаюсь? — с негодованием произнес Дон-Кихот. — Каким же образом я могу ошибиться в том, что вижу собственными глазами? И разве ты сам, негодный упрямец, не видишь, что к нам навстречу едет на сером коне рыцарь в золотом шлеме?
— Вижу человека на обыкновенном сером осле и с чем-то блестящим на голове...
— Ну, вот это-то блестящее и есть золотой шлем Мамбрэна! А то, что ты принимаешь за осла — чистокровный конь, подобного которому не скоро найдешь во всем свете... Отъезжай-ка скорее в сторону и оставь меня одного с этим рыцарем. Ты увидишь, как я одним движением руки овладею этим драгоценным шлемом, к которому столько времени устремлены все мои помыслы.
— Извольте, отъеду, — пробормотал Санчо. — Боюсь только, как бы вы опять не вляпались в историю или не наскочили бы на новый сукновальный молоток.
— Санчо, говорил я тебе, чтобы ты никогда не напоминал мне более об этих дурацких молотках!.. Насмех, что ли, ты мне все толкуешь о них? Если ты еще раз пикнешь о молотках, то, клянусь тебе памятью великого Амадиса Галльского, я вытрясу из тебя всю твою душу и вдобавок вымотаю все твои жилы!
Оруженосец весь съежился от страха, прикусил язык и поспешно свернул в сторону.
|
Теперь следует сказать о том, кого Дон-Кихот принимал за рыцаря на сером чистокровном коне и с золотым шлемом на голове.
По обеим сторонам сукновален находилось по деревне. В той деревне, которая была побольше, жил цирюльник, работавший и в той, которая была поменьше и не имела в числе своих обитателей цирюльника. В настоящую минуту этот полезный человек ехал из своей деревни в соседнюю, куда его пригласили одному пустить кровь, а другого обрить. Для первой надобности он захватил с собою тазик из желтой меди, который и надел себе на голову, чтобы предохранить свою шляпу от накрапывавшего дождя. Тазик был ярко вычищен, а потому блестел за несколько сот шагов. Ехал цирюльник, действительно, на обыкновенном сером осле, как говорил Санчо, а вовсе не на чистокровном коне, как казалось Дон-Кихоту. Так все, что ни попадалось на глаза герою этой правдивой повести, превращалось в его воображении во что-нибудь необыкновенное.
Едва беспечно ехавший цирюльник приблизился кДон Кихоту, как тот приставил ему к груди свою пику и крикнул во всю силу своих легких:
— Обороняйся, несчастный, или отдай без боя то, что принадлежит мне по праву.
Испуганный неожиданным нападением какой-то очень странной и подозрительной на вид личности, несчастный цирюльник соскочил с осла и со всех ног пустился бежать, куда глаза глядят. Перескакивая через какое-то препятствие, он уронил свой тазик. Этого только и нужно было Дон-Кихоту. Подъехав к Санчо, рыцарь с торжествующею улыбкой сказал ему:
— Видишь, как легко далась мне эта победа? Рыцарь этот хотя и трус, но не дурак: увидев, что дело плохо, он последовал примеру бобра, откусывающего собственными зубами то, из-за чего за ним гонятся охотники... Подними-ка шлем и подай мне.
Санчо поднял таз и, взвесив его на руке, проговорил:
— Тазик ничего, порядочный, стоит не менее пиастра.
Дон-Кихот хотел сейчас же надеть себе на голову воображаемый шлем и долго осматривал его со всех сторон, отыскивая застежки. Но убедившись наконец, что застежек нет, он проворчал:
— Очевидно, тот, для кого первоначально был выкован этот шлем, обладал очень большою головой, потому что это только половина шлема.
Слыша, что его господин продолжает упорно называть простой цирюльничий таз шлемом, Санчо снова расхохотался было, но тотчас же остановился, вспомнив недавнюю угрозу рыцаря.
— Ты чего опять заржал? — с неудовольствием спросил последний.
— Да как же, ваша милость, не смеяться-то?.. Посмотрите, какая громадная головища была у вашего Мамбрэна, если эта штука, так похожая на цирюльничий таз, представляет только половину шлема!
— А!.. Да, это, действительно, очень смешно, — согласился Дон-Кихот, успокоившись. — Знаешь что, Санчо? Мне кажется, что этот шлем побывал в руках какого-нибудь невежды, не сумевшего понять, какое это бесценное сокровище. Он, наверное, только и разобрал, что это чистое золото, и, отломав от шлема половину, продал ее. Поэтому шлем, действительно, сделался немного похож на таз... Впрочем, для меня это имеет мало значения, потому что я знаю, какая сила заключается даже в самом небольшом кусочке знаменитого шлема Мамбрэна. В первой же кузнице я отдам его переделать, так что он будет не хуже того шлема, который был выкован Вулканом для Марса. Пока же я могу носить его и в настоящем виде для защиты головы от камней, которые могут быть брошены в меня рукою какого-нибудь враждебного мне великана.»
Какой шлем напоминает тазик?
В каком шлеме изображается Дон Кихот на эрмитажных экспонатах?
Пинелли, Бартоломмео. 1781-1835