ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ИЗМЕНИТЬ СВОЁ ПОНИМАНИЕ СЧАСТЬЯ




Если Вам более или менее понятно, как можно вырваться из-под влияния гун страсти и невежества, тогда закрепим этот материал, изложив по пунктам план наших действий.

1. Нужно искать возвышенных, святых людей и спрашивать у них, по законам каких писаний они живут (в любом деле нужен живой пример, необходимо убедиться в том, что знание, которым они руководствуются, имеет практическую ценность).

2. Остановившись на определенном писании, нужно под руководством святых людей начать изучать законы, которые оно проповедует.

3. Уверовав, что законы, приведенные в священных писаниях, не выдумка, постарайтесь принять их хотя бы теоретически.

4. Приняв их, необходимо придерживаться правил, которые рекомендованы в выбранном Вами писании.

5. Убедившись таким образом, что всё это работает, необходимо заставить себя начать жить по-другому.

6. Затем, не спеша и никого не беспокоя, нужно стараться действовать в выбранном направлении, распространяя это на все сферы своей жизни.

7. Для того, чтобы на этом пути встать на ноги, желательно изо всех сил выполнять все предписания, ожидая, когда появятся хорошие возможности поменять свою жизнь. Судьба в своё время обязательно изменится к лучшему.

8. В скором времени в результате этих действий появится вкус к возвышенной жизни и вместе с ним понимание, что жить по-старому уже нельзя. Чтобы без особых проблем перевести свою жизнь в новое русло, следует культивировать в себе знание, как начать жить по-новому, делая это безболезненно для всех окружающих (родственников, друзей, сослуживцев).

9. Только тот человек, который прошел все эти предварительные этапы, получает гарантию, что на его сознание будет действовать преимущественно гуна благости. Итак, постепенная смена условий жизни ему гарантирована: в скором времени у него поменяются отношения с родственниками, начнет улучшаться здоровье, станут более благоприятными для духовного прогресса условия работы и отношения в коллективе, оптимизируется внутреннее, психическое состояние.

10. У того, кто прошел приведенные выше предварительные этапы перехода под влияние гуны благости, со временем появятся реальные возможности положительно влиять на своих детей, родственников, сослуживцев, улучшить своё здоровье и т.д.

11. Укрепив психические и физические силы и обретя приемлемые внешние условия для дальнейшего прогресса, необходимо повышать интенсивность духовной практики. Каждое нововведение в своей духовной жизни необходимо обсуждать с духовным наставником (которого к тому времени желательно выбрать).

Все указанные перемены, как правило, происходят медленно и, что важно отметить, как бы сами собой. Несведущему человеку может казаться, что судьба просто поменяла своё русло, и всё тут. Просто, да не просто — ведь всему этому предшествовала серьёзная работа над собой. Поэтому не случайно на сознание стали действовать другие гуны.

Читатель: А всё-таки как долго будут длиться перемены в сознании? Существуют ли какие-либо закономерности на этот счет?

Автор: В целом скорость перемен зависит от чистоты и силы разума человека. Можно выделить три основных типа людей, у которых изменения к лучшему будут протекать с разной скоростью.

Первый тип: если человек легко проходит рассмотренный выше поэтапный путь изменения условий жизни и быстро избавляется от плохой судьбы, а также от большинства недостатков своего характера, значит, он очень разумный.

Читатель: Как узнать такого человека?

Автор: Такой человек, несмотря на относительно небольшой опыт духовной практики, способен не только слушать советы старших, но и строго исполнять их, а также вести людей за собой.

Второй тип: если человек с трудом избавляется от своих недостатков и вредных привычек, значит, его разум всё ещё находится в страсти и довольно слаб. Поэтому ему не стоит надеяться на быстрые перемены внешних условий жизни (отношений в семье, на работе). В подобном состоянии сознания не стоит надеяться также и на быстрое улучшение здоровья. Для человека в страсти не нужно беспокоиться о переменах и, как бы ни складывалась жизнь, следует продолжать действовать только в направлении укрепления разума. Свои мысли и желания такой человек должен пытаться поменять прежде всего с помощью разума.

Читатель: Как же выдержать столь длинный путь?

Автор: Когда человек садится в поезд, то, даже если путь очень длинный, он всё равно доезжает до своей станции. Точно так же, если человек принимает прибежище благостного общения возвышенных людей, то ему незачем беспокоится о том, дождется он гуны благости или нет. Главное — не сойти с поезда (не лишиться этого благостного общения).

Наконец, третий тип: если человек совсем не может избавиться от своих недостатков и вредных привычек, значит, его разум продолжает оставаться в невежестве и очень слаб от этого. Такому человеку следует учесть, что его единственная надежда состоит в регулярном общении со святыми и благочестивыми людьми. Без этого общения его деградация просто неизбежна. Даже при позитивном общении внешние условия его жизни не будут меняться довольно долго, однако, когда по судьбе наступит хороший период его жизни, то прогресс пойдет довольно быстро (по второму пункту).

Читатель: Как узнать, когда этот хороший период наступит?

Автор: Это легко может рассчитать ведический астролог. Просто нужно сходить к нему на консультацию и всё узнать.

Таким образом, важнейшую роль в перемене нашей судьбы играет работа над собой.

Читатель: Что Вы посоветуете тому, у кого разум слаб и характер меняется очень медленно?

Автор: Терпение. Нужно понять, что характер не может быстро поменяться, так как мы формировали его в течение многих жизней. Просто нужно продолжать его менять несмотря ни на что. Не следует бороться с судьбой, нужно бороться с собой.

Читатель: У меня были такие черты характера, которые я, казалось бы, уже изжил. Однако судьба складывается так, что они неожиданно появляются вновь, тогда, когда совсем их не ждешь. Что Вы скажете об этом?


 

Автор: Некоторые черты нашего характера спрятаны глубоко внутри нас, и очень трудно понять, что они ещё не изжиты. Любая черта характера берет свои силы из наших прошлых поступков. Поэтому, пока мы не сожжем все грехи, обусловленные этими чертами характера, время от времени они будут появляться. Явным признаком выхода их из глубин сознания являются неожиданно наваливающиеся на нас события, которые вызывают к действию эти плохие черты характера.

Читатель: А мне кажется, что эти плохие черты характера приходят ко мне откуда-то извне. Я не такой уж испорченный. Поэтому мне кажется, что ещё немного усилий по восстановлению правильных отношений, и всё должно стать намного лучше.

Автор: Так кажется не только Вам. Чувства человека, находящегося под влиянием гуны страсти, пытаются искать причины всех его проблемы всегда только вовне (в окружающем мире). Естественно, что в таком состоянии сознания очень трудно понять, какой большой пласт недостатков находится внутри нас. Так, начав хотя бы немного работать над своим характером, можно легко обнаружить, что плохие черты характера исчезают крайне медленно.

Люди, пребывающие в гуне страсти, могут научиться как-то сдерживать себя, но самостоятельно они не способны даже понять тот метод, который дает возможность быстро поменять свой характер. Поэтому, несмотря на излишнюю самоуверенность и занятость, человек, находящийся под влиянием гуны страсти, должен найти в себе силы и желание принять прибежище у святого человека. Человеку, погрязшему в невежестве, это недоступно, он не может самостоятельно контролировать чувства и развивать в себе разумность. Сталкиваясь со своими проблемами, невежественный человек нервничает и еще больше рушит всё, что имеет, пока не дойдет до ручки. Только тогда у него появляется шанс хоть что-то изменить в своей жизни.

Читатель: Что же делать невежественному человеку, который понял, что живет не так, как нужно?

Автор: Единственное, что он может сделать разумного, — это раскаяться в своих глупостях и попытаться в смиренном состоянии ума искать помощи у тех, кто уже достиг каких-то успехов в борьбе с гунами природы. Он должен срочно найти людей в благости и изо всех сил держаться их общества. Однако, чаще всего люди в невежестве, даже раскаявшись, полагаются только на свои силы. Поэтому все их усилия обречены на провал.

Читатель: Объясните, почему у невежественных людей чаще всего бывает именно такой настрой?

Автор: Причиной тому неуемный эгоизм. Эгоизм заставляет человека быть излишне самоуверенным в борьбе с гунами материальной природы. По неразумности, думая, что все проблемы находятся вовне, мы часто упрямо противодействуем «плохому отношению к себе и плохим условиям окружающей жизни».

Не понимая того, как влияют гуны страсти и невежества на наше сознание, мы до потери пульса работаем на трёх работах, думая, что это прибавит нам денег, часто ругаемся со всеми, грубим своим детям и родственникам, укоряя их в плохих поступках. Мы хотим поменять отношение окружающих людей к себе, воздействуя на них своими силами, и думаем, что это возможно. Так поступает подавляющее большинство людей, и все они обречены на поражение. Только изменив себя, можно поменять отношение к себе.

Читатель: Объясните подробнее: как, изменяя себя, мы меняем отношение к себе?

Автор: На самом деле мы не сможем поменять отношение к себе, если не поменяются гуны, влияющие на наше сознание. Как только поменяется наше понимание счастья, на нас сразу начнет влиять другая (более высокая) гуна. В результате и отношение к нам поменяется само собой.

Читатель: Современная психология утверждает, что отношение к себе можно изменить, если поменять своё поведение. Более того, следует начать очень уважать себя, и тогда все окружающие тоже будут тебя уважать. Такое понимание расходится с тем, что утверждают Веды.

Автор: Да, Вы правы, если мы искусственно, не изменив при этом ни своего понимания счастья, ни своего характера, будем пытаться вести себя как-то по-другому, то и окружающие люди будут для вида растягивать нам свои американские улыбки. Однако счастья от этого не прибавится ни у нас, ни у них. Все эти тренинги по улучшению взаимоотношений, которые призывают увеличить в себе силу ложного эго (считать себя лучше), находятся под стопроцентным влиянием гуны страсти и не помогут нам в корне поменять характер. Они обучают человека играть какие-то роли и делать в обществе «какой-то вид».

Читатель: Неужели нельзя, не поменяв вкуса к счастью, просто взять и поменять свой характер?

Автор: Ум сам себя не поменяет, это может сделать только разум. Разум человека находится под управлением знания о том, что такое счастье. Если человек считает, что счастье — это деньги, он не сможет действовать бескорыстно и будет находиться под полным влиянием гуны страсти. Потому-то он и не способен развить в себе по-настоящему хотя бы одну благостную черту характера.

Такой человек, сколько бы он ни тренировался, не сможет стать по-настоящему честным, добрым, чутким, скромным, смиренным. Однако он быстро научится изображать все эти черты характера. В результате вся его жизнь будет большим спектаклем, в котором есть игра и роли, но счастья нет.

Читатель: Значит, только поняв, что цель жизни не состоит в накоплении достатка, человек может надеяться на перемены в своём характере?

Автор: Да, таков вывод Вед.

Читатель: Но это слишком революционное утверждение. Если дело обстоит именно так, то подавляющее большинство людей на земле не способны влиять на свой характер, изменяя его в лучшую сторону?

Автор: Да, это так. Но следует иметь в виду, что многие люди могут быстро научиться играть «хороший характер», и именно обучением такой игре занимаются большинство платных курсов по «улучшению себя».

Читатель: Расскажите, пожалуйста, об всем этом подробнее.

Автор: Счастье находится в сфере гармонии, а не в сфере фальши. Самое удивительное, что, играя в этом спектакле хорошего человека, кому-то под влиянием гуны страсти действительно начнет казаться, что он становится честным, добрым, нежным и смиренным. Вдохновившись этим, человек, по-прежнему находящийся под влиянием гуны страсти, постоянно будет говорить всем об этом громогласно. Если же ему станут возражать, то с пеной у рта он начнет доказывать, что он действительно хороший.

Благостный же человек, который действительно имеет хорошие черты характера, никогда не выставляет их напоказ. Больше того, он не придает своим хорошим чертам особого значения, считая себя не очень-то продвинутым, в то время как страстный человек, не имеющий на самом деле хороших качеств, всегда кичится своим отменным характером.

Читатель: Вы хотите сказать, что благостный человек — в отличие от страстного, который высоко ценит себя, — не понимает, что обладает хорошими качествами характера. Но, извините, не видя своих преимуществ, он, похоже, пребывает в иллюзии.

Автор: Нет, я хочу сказать, что благостный человек хорошо усвоил, что, как только он начинает думать о своих преимуществах, так с этого момента на него начинает влиять гуна страсти. Поэтому он изо всех сил старается больше думать о своих недостатках и не обращать внимания на положительные качества своего характера. Такое состояние сознания называется скромностью.

Читатель: Понятно. Вы всегда говорите, что под влиянием гуны страсти происходит неуклонное нарастание трудностей. А мне кажется, что даже у страстных людей бывают все-таки прорывы к лучшему. Неужели Вы будете отрицать это?

Автор: Да, деградация сознания у страстных людей протекает волнами. Периодически они попадают под влияние своей благочестивой кармы и испытывают состояние счастья. Но что толку в этих счастливых моментах судьбы, если затем жизнь опять меняется, становясь всё тяжелее и тяжелее.

Веды утверждают, что гуны — это непреодолимые силы, и пересилить их, борясь с внешними трудностями, невозможно. У тех, кто живет мыслями о достатке, только надеясь на лучшее, но не меняя себя, всё будет складываться так, как положено по их страстной и невежественной судьбе. Потому-то так много вокруг неудачников и разочаровавшихся людей.

Таким образом, гуны сильно привязывают нас к себе и заставляют жить по их законам. Однако, поменяв понимание смысла жизни, человек может изменить всю свою жизнь. Понять это утверждение смогут не все, но попытаться понять его стоит каждому.

Читатель: Допустим, я нахожусь в гуне страсти, и все результаты моей деятельности тоже находятся в страсти.

Таким образом, вся моя деятельность создаёт одни лишь проблемы. У меня нет знания, как действовать в благости, и нет правильной концепции счастья. Поэтому все мои действия заранее обречены на неудачу. Что делать в такой ситуации?

Автор: Это хороший практический вопрос. В каких бы гунах мы ни находились, придётся продолжать выполнять свои обязанности и терпеть ту жизненную ситуацию, в которой мы оказались. Нужно стараться делать всё правильно, однако не следует надрываться, думая, что от этого прибавится счастья. Результаты наших действий не всегда будут такими, каких мы ожидаем. Результаты зависят не только от нашего старания, но и от нашего понимания истины, от тех гун, в которых мы находимся. Поэтому находящийся в страсти или невежестве человек не должен рассчитывать на особо хорошие результаты в выполнении своих общественных и семейных обязанностей. К тому же и его сознание поменяется далеко не сразу. Однако, несмотря на всё, он должен продолжать выполнять свои обязанности, одновременно с этим меняя своё сознание.

Только в тот момент, когда его сознание поменяется в сторону благости, человек сначала почувствует внутренне, что жизнь его стала лучше, а затем, со временем, появятся и внешние перемены в его жизни (улучшатся взаимоотношения на работе и дома).

Читатель: А что делать с неудовлетворенностью, вызванной неудачами?

Автор: Страстный человек никогда не будет удовлетворен своим материальным положением. Поэтому и денег ему всегда не хватает. Однако понять это очень и очень сложно. Всем кажется, что то, что они имеют, — это всего лишь минимальный для жизни достаток.

Читатель: Значит, увеличение зарплаты ничего не решит для страстного человека?

Автор: Да, успех нашего труда всегда определяется не размером зарплаты, а природой тех сил, которые управляют нами. Так, гуна страсти может за один день истратить всю зарплату на малополезные вещи, которые уже через месяц окажутся ненужными и неинтересными.

Всё сказанное не означает, что просвета не будет никогда. Если человек начал заниматься самосовершенствованием, то вскоре всё начнет меняться к лучшему. Как только гуна благости пересилит гуну страсти, неудовлетворенность в нашем сознании сразу пропадет. Удивительно, что количество денег и материальных приобретений при этом не увеличится, а, возможно, даже временно упадет.

Читатель: У меня лишних денег просто не бывает. Однако часто приходится терять и те, что заслужил честным трудом. То инфляция, то смена законов — за этим всем просто не угонишься. Похоже, что в нашей стране стать благостным человеком просто невозможно. Может ли гуна благости сделать так, чтобы человек избежал этой всесторонней инфляции?

Автор: Инфляция может коснуться и благостного человека, но так как деньги для него не самое главное в жизни, то все финансовые перипетии беспокоят его не сильно. Поймите, благостный человек счастлив, выполняя свои обязанности перед всеми. Поэтому, даже если его постигнет беда, то родственники, друзья и доброжелатели просто не дадут ему впасть в отчаяние и горе. Со временем его финансовое положение, как и положение в обществе, улучшится само собой и станет намного лучше, чем у скупого сердцем человека, который живет только ради денег.

Читатель: А мне не повезло с родственниками, и поэтому очень сложно выполнять перед ними свои обязанности. Думаю, что в трудную минуту они деньгами мне не помогут.

Автор: Часто гуна страсти создаёт людям такие ситуации, в которых что бы они ни делали, им всё время не везёт. На самом деле, всё, что мы имеем, пришло к нам по карме за наши прошлые поступки. Гуна страсти держит нас в тисках плохой кармы, создавая, на первый взгляд, безысходную ситуацию. Однако это не означает, что нужно сложить руки и, не имея поддержки, перестать выполнять свои обязанности ради всеобщего блага. На самом деле каждый должен стараться выполнять их, как минимум, в трех направлениях:

• перед Богом;

• перед обществом;

• перед семьей.

Если жить, придерживаясь этих правил, то абсолютно безысходная ситуация (как может казаться под влиянием гуны страсти) вдруг становится более или менее сносной.

Читатель: Но как, продолжая жить прежней жизнью, которая поглощает всё свободное время, можно вдруг, ни с того, ни с сего, попасть под влияние гуны благости и захотеть действовать ради всеобщего блага?

Автор: Нужно просто правильно выполнять те обязанности, которые Вы уже выполняете. Для этого не потребуется искать дополнительное свободное время.

Читатель: Тогда, пожалуйста, объясните подробно, как правильно их выполнять. Может, это и явится для меня хорошим выходом из создавшийся ситуации.

Автор: Для того чтобы постепенно перейти под влияние гуны благости в выполнении своих обязанностей, необходимо учитывать следующие моменты:

1. Стараться делать всё из чувства долга, понимая, что результат зависит не только от усилий, но и от благосклонности судьбы. Нужно постоянно учиться делать всё во имя Бога и святого закона. Однако, поступая бескорыстно, страстный человек не должен рассчитывать, что все станут уважать его за это.

2. Насколько это возможно, следует стараться использовать результаты деятельности не исключительно в личных целях, а для помощи окружающим людям. Особенно благоприятно часть заработанных денег жертвовать в храм.

3. Какой бы деятельностью ни занимался человек, ему не следует для достижения какого-либо материального результата прилагать чрезмерных усилий (от этого бывает только хуже). Если имеется не занятое работой время, его нужно посвящать самосовершенствованию. Именно это и сделает жизнь счастливее как духовно, так и материально.

4. Если что-то в жизни не устраивает, или не получается, или получается не так, как хотелось бы, значит, необходимы дополнительные усилия. Но их следует направить не на увеличение работы, а на увеличение времени и сил для изучения священных писаний, смены жизненной концепции, поисков истинного знания, общения со святыми людьми. Другими словами, дополнительны усилия нужно направить на переосмысление понимания счастья.

Если человек трудится, соблюдая эти условия, его жизнь постепенно изменяется сама собой, и свободное время у него очень скоро появится.

Читатель: И всё-таки я не верю, что без чрезмерных усилий для улучшения своего материального положения я смогу нормально существовать.

Автор: Если человек загипнотизирован неудачами и прилагает чрезмерные усилия для достижения своих материальных целей, то он, несомненно, рано или поздно надорвётся. Затем он во всем разочаруется и, возможно, начнет думать, что лучше всё бросить и вообще ничего не делать. Таким образом, чрезмерные усилия, в конечном счете, никогда не улучшают материального положения. Надорвавшись от непосильного труда, многие люди начинают думать только об отдыхе и ни о чем больше.

Кроме того, психическая надорванность непременно заканчивается такими заболеваниями, как полиартрит, гормональные расстройства, грыжи, болезни сердца и печени. Это, в свою очередь, приводит к дополнительной потере трудоспособности.

Таким образом, стремление к бездействию вытекает не из рассуждений о природе этого мира и свойствах гун материальной природы, а, скорее, из безысходности, возникшей в результате усиленных и безуспешных попыток борьбы с гунами.

Читатель: А у меня безысходность возникла от изучения всего этого материала. Что это значит?

Автор: Это не та безысходность, которая приводит к невежеству. Ваша безысходность — это всего лишь некоторая растерянность. Просто Вы поняли, что так дальше


 

жить нельзя. Продолжайте изучать Веды, и Вы поймете, как поступать правильно. Тогда ощущение безысходности исчезнет без следа.

Для тех, кто изучает действие сил материального мира, довольно быстро становится очевидным, как нужно выполнять свои обязанности. И это не значит, что при их выполнении нужно обязательно биться головой об стену нехватки денег. Оставьте отчаянные попытки пробить головой стену своих финансовых проблем и начните искать ту дверь, которая ведет к духовному счастью и называется могущественной силой благости. В результате материальное благополучие со временем придет само.

Читатель: Почему же все, кого я знаю, пытаются пробить стену забот головой, если есть дверь счастья, любви к труду, бескорыстного выполнения своих обязанностей и самосовершенствования?

Автор: Потому что низшие гуны не дают нам понять, что с нами происходит и как поступать правильно. Они держат нас в иллюзии, диктуя своё понимание счастья: «все будет хорошо, когда появятся деньги».

Читатель: С помощью какой силы и каким способом гуны мешают нам во всем разобраться?

Автор: Гуны имеют очень тонкую природу. Они прикрепляются к разуму и уму человека и держат их в сфере своего влияния, как погонщик веревкой удерживает быка. У гун материальной природы есть две функции:

1. тянуть нас за собой (привязывать),

2. вводить нас в иллюзию (скрывать истинную природу вещей).

Эта вторая функция гун материальной природы закрывает нам глаза на истинное духовное счастье. В результате, думая, что счастье возможно только путем достижения материальных успехов, мы всё вновь и вновь предпринимаем попытки проломить стену своей материальной неудовлетворенности.

Читатель: Пожалуйста, объясните всё это подробнее, так как я не понимаю, в чем состоит моя иллюзия. Мне хочется знать, какими крючками гуна страсти держит меня в иллюзии моего, так называемого, «будущего материального успеха».

Автор: Хорошо, но сначала подведем итог нашей беседы.

ВЫВОД: Для смены своего понимания счастья нужно глубоко разобраться в том, какие перемены происходят в сознании непосредственно перед окончательной сменой нашей жизненной позиции (новой концепцией счастья). Немаловажно также знать, как долго нужно ждать от судьбы тех или иных перемен. У человека, идущего дорогой поиска духовного счастья, подобное знание быстро усиливает веру в успех.

Пропущено 150 страниц

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Мы разобрали лишь малую часть того знания, которое относится к гунам материальной природы. Хочется верить, что эта информация поможет Вам переменить свою жизнь в сторону счастья.

Читатель: От наших бесед у меня появилась какая-то неудовлетворенность. Вы обещали больше говорить о практических сторонах, но на самом деле все беседы цикла — сплошная теория. Но разве можно без знания практических сторон изменить свою жизнь? В жизни столько проблем; как ни придешь домой, жена каждый день выдаёт что-нибудь новенькое. Я даже не знаю, как правильно отвечать ей.

Автор: На самом деле мы говорили с Вами исключительно о практических сторонах вопроса. Обычно под практикой люди понимают деятельность тела и чувств (в крайнем случае, деятельность ума). Однако самая главная практика нашей жизни должна совершаться в разуме.

Человек, который разобрался в вопросах деятельности разума и готов применять это знание на практике, действительно способен стать успешным в любой своей деятельности. Он имеет более высокую платформу сознания, нежели тот, кто считает деятельностью работу тела (физическая деятельность) или чувств (еда, эмоциональная деятельность, наслаждения с противоположным полом).

Читатель: Вы считаете, что самая важная практика состоит в том, чтобы сидеть и размышлять над тем, как жить? От этого ни жене не угодишь, ни детей не воспитаешь, ни квартиру с машиной не купишь, да и желудок полнее не станет. Я понимаю, что нужно думать о смысле жизни и

что это важно. Однако и жить тоже нужно. Неужели существуют более важные вещи, чем забота о благополучия своих близких и о собственной жизни? Да и без развлечений что за жизнь! Я считаю, что иногда можно позволить себе какие-то небольшие радости в жизни, не всегда же думать только об одних самоограничениях.

Автор: Вы правы, без деятельности тела и чувств, не заботясь о близких, не работая физически, мы не сможем поддерживать свою жизнь. Однако каждый из нас должен понять, что именно является для разумного живого существа действием, а что — бездействием. Для нас, духовных живых существ, тело подобно машине для осуществления наших духовных планов. Как ни странно это звучит, но факт остаётся фактом: душа находится в теле и с его помощью осуществляет все свои планы.

Если мы всю жизнь потратим на содержание этой машины, тогда зачем она вообще нужна? Машина нужна для того, чтобы куда-то на ней ездить, потому мы за ней и ухаживаем. Точно так же и тело: оно нужно только для того, чтобы двигаться в нем к прогрессу и заниматься духовной практикой.

Читатель: Почему обязательно духовной практикой? Что, в машине ездят только в одну сторону?

Автор: Потому что всякая другая деятельность, прямо или косвенно, направлена на удовлетворение нужд тела; это всего лишь забота о машине. Мы — души, которые живут внутри тела, созданного для удовлетворения нужд души. Поэтому мы должны оторвать своё внимание от телесных потребностей и направить его на духовные. Иначе какой смысл содержать машину (человеческое тело)? Езда на машине (не просто забота о машине) подразумевает действия, которые должны привести к тому, что мы сможем «приехать» к духовному (не физическому) совершенству.

Читатель: Я понял; если мы занимаемся чем-то материальным, значит, в это время мы на машине тела никуда не едем, так как всё это направлено лишь на обслуживание машины (поддержание тела), а если занимаемся чем-то духовным, то именно это и следует считать настоящей деятельностью, для которой рожден человек. Так что же, Веды считают настоящей практикой только деятельность души?

Автор: Вы всё правильно поняли. Да, только деятельность души — настоящая практика, всё остальное — это всего лишь подготовка. Сама по себе подготовка к действию не может привести к результату, каковым является счастливая жизнь. Однако мы слишком сильно привязаны к телу и слишком глубоко убеждены в том, что мы не души, а тела. Из-за этого мы всю свою жизнь проводим в удовлетворении телесных нужд (заботясь о крове над головой, здоровье, еде, сексе и сне), что совсем не приближает нас к истинному счастью.

Читатель: Но жить невозможно без поддержания тела, а на это уходит большая часть времени. Так что же теперь делать; получается, что ехать на машине за настоящим счастьем просто некогда?

Автор: Одновременно с заботой о поддержании тела нужно совершать те практические действия, которые действительно способны сделать душу счастливой. Например, даже на работе свой ум можно полностью переключить в духовное русло. И никакое материальное занятие не сможет помешать этому.

Читатель: Тогда объясните, пожалуйста, это на примере обычной работы. Как, работая большую часть дня на своём предприятии, я могу одновременно с этим совершать деятельность для души?

Автор: Хорошо, давайте вновь остановимся на этом вопросе, только не говорите мне после беседы, что она была теоретической.

Все люди занимаются каким-либо трудом, без этого не проживешь. Однако одни из них счастливы, другие — нет. Как Вы считаете, от чего это зависит?

Читатель: Я думаю, что от размера зарплаты, от того, насколько труд приятен и насколько хорошие отношения сложились в коллективе.

Автор: А эти факторы от чего зависят?

Читатель: Кто куда устроится, такой результат он и получит.

Автор: Значит, счастлив будет тот, кто получше «изогнется» в поисках работы?

Читатель: Получается, что так.

Автор: Всё-таки пока еще Вы не до конца усвоили то, что счастье находится внутри человека, а не снаружи. Человек может быть счастлив и при невысокой зарплате, к нему могут хорошо относиться и в плохом коллективе, а для смиренного человека любой труд в радость. В то время как и высокой зарплаты может быть мало, и в хорошем коллективе можно испортить со всеми отношения, да и хорошая работа может опротиветь. Вы согласны с этим?

Читатель: Да. Кто же будет с этим спорить!

Автор: Поэтому следует понимать, что счастье зависит исключительно от умения достичь правильного внутреннего настроя. Таким образом, изучение внутреннего настроя является более серьезной практикой, чем вся остальная деятельность. Человек во время работы должен учиться постоянно думать о Боге и о законах Бога. Именно достижение такого настроя и станет самой большой удачей в его жизни. К тому же очень благоприятно стараться заботиться о всех сослуживцах бескорыстно и, во имя Бога, своим трудом приносить пользу обществу.

Читатель: Об этом Вы уже говорили. Неужели, если настроиться подобным образом, то жизнь в корне переменится и станет счастливой?

Автор: Несомненно. Но пока Вы не начнете решительно действовать (или хотя бы пытаться действовать) в этом направлении на практике, до тех пор подобное понимание вещей будет оставаться для Вас всего лишь сухой теорией. Поэтому сколько бы я ни говорил, все мои слова без практических шагов с Вашей стороны не принесут пользы.

Читатель: Хорошо, я попробую на работе всем желать счастья и думать о Боге. Я раньше уже изучал что-то относительно того, как правильно настраиваться на рабочем месте. Интересно, что нового Вы скажете мне по поводу психического настроя на работе?

Автор: Если говорить о возможных настроях на рабочем месте в общем, то по большому счету их существует всего четыре вида. В соответствии с влиянием на сознание трех гун материальной природы и состоянием, при котором человек освобождается из-под их влияния, люди обладают склонностью трудиться четырьмя различными способами:

1. Неосмысленный или малоосмысленный труд. Это — работа, диктуемая исключительно необходимостью поддерживать свою жизнь (жизнь во имя поддержания машины). Просто работая и не думая ни о чем, кроме поддержания своей жизни, люди, относящиеся к данной категории, верят, что в этом и состоит настоящее счастье. Деятельность, не основанная на знании смысла человеческой жизни, не развивает силу разума и потому чревата многочисленными проблемами. Живя без цели, человек мало чем отличается от животного. Все животные тоже постоянно трудятся для поддержания жизни, однако от подобной деятельности разумнее они не становятся. Такой вид труда находится преимущественно под контролем гуны невежества и потому ведет человека к всесторонней деградации (хамство, пьянство, разврат, наркомания).

2. Квалифицированный труд. Это по сути та же самая работа, но выполняемая с пониманием вещей, когда у человека появляется возможность выполнять труд более качественно и квалифицированно. Вдумчиво и профессионально организовывая свой труд, человек приобретает способность занимать в нем свой ум. В результате постепенно он становится хорошим специалистом в своей области (очень хорошо заботится о своей машине). Так действует большинство людей. В результате у человека появляются средства к существованию, и ему начинает казаться, что теперь всё в его жизни хорошо. Однако даже сильно развитый ум не способен сам себя очистить от недостатков характера и неправильных взглядов на жизнь. Людям подобного рода подходит пословица: «много знаешь, да мало понимаешь» Так что для этой категории людей счастье заканчивается в тот момент, когда возникают проблемы во взаимоотношениях с родственниками, друзьями и сослуживцами. Не развивая в себе хороших черт характера, невозможно достичь счастья. Этот вид труда находится под преимущественным влиянием гуны страсти; сначала он приносит самодовольство, мечты и радость, а затем унижения, разочарование и страдания. Даже самые преуспевшие на этом поприще люди живут в страхе за своё будущее, которое сулит им старость и беззащитность.

3. Разумный труд. Это — повседневный труд, главная цель которого посвящена воспитанию в себе любви к труду и развитию хороших черт характера. Выполняя свою работу, человек в большей степени концентрирует внимание на том, чтобы окружающие люди постоянно испытывали удовлетворение от его действий и становились счастливее (занимаясь поддержанием машины, он наряду с этим думает и о счастье души). Поступая так, человек совершенствует и очищает свой разум. В отличие от других людей он получает счастье не от плодов труда (денег), а от самого труда. Вообще человека можно по праву считать разумным существом, только начиная с этого уровня сознания. В результате бескорыстного настроя такой человек обретает искреннее уважение в глазах общества, достаток, удовлетворение и счастливую жизнь. Но настоящий успех к людям этой категории приходит только в том случае, если они начинают серьезно изучать священные писания под руководством истинного святого (слуги Бога). Данный вид труда находится под преимущественным влиянием гуны благости и в начале сопряжен с определенными трудностями в борьбе со своими недостатками и недопониманием со стороны окружающих людей. Однако затем человека, вставшего на этот путь, ждет счастливая судьба (духовная практика).

4. Одухотворенный труд. Это — труд, выполняемый с целью достичь осознания Бога. Человек внешне выполняет всё те же виды деятельности, но при этом посвящает их Верховной Личности Бога (работая, он, заботится не о машине, а действует исключительно как душа). Трудясь на всеобщее благо, он концентрирует все свои мысли на Боге и просто не мыслит своей жизни без исполнения божественных законов. Действуя так, он на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: