КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО СВЯЩЕННОЙ ИСТОРИИ




Урок 1

а) МЫХРИСТОВЫ. ХРИСТИАНЕ. КРЕСТ.

в) Понятие о Боге. Бог Троица. Бо­гочеловек Иисус Христос. Крест Христов - орудие нашего спасения. Изображение Креста. Крестное знамение. Молитва Кресту. Спасительная сила Креста.

 

г) Дети, пришедшие на занятие, скорее всего уже имеют; какие-то понятия о Бо­ге, надо лишь уточнить их, не раскрывая подробно. Необходимо подчеркнуть, что Господь захотел пострадать, чтобы спа­сти грешников. События последних глав Евангелия рассказываем более подробно, говорим о Кресте, рисуем на доске Крест разной формы и по ходу рисования опи­сываем. Рисуем полное изображение. Со­общаем значение всех букв. Почему пе­рекладина для ног косая? На кресте мож­но дышать, только упираясь в эту пере­кладину ногами. Когда тело обвисает, вдох сделать невозможно. Перекладина специально была прибита так, чтобы она двигалась, это была дополнительная пытка. Если человек, висящий на кресте, не мог упираться ногами в перекладину (если перебивали голени), он умирал от удушья. Крест - это труд. Господь на Кресте не только говорил со Своей Ма­терью, любимым учеником и покаяв­шимся разбойником, но и молился за распинавших Его - вот сила Его любви к людям. В конце этого рассказа уже мож­но сказать детям: посмотрите на свои крестики... Те, у кого их нет, захотят их иметь, захотят приобщиться Кресту Хри­стову. Полагаем крестное знамение на себя, учимся это делать правильно - не­спешно, благоговейно, не точками, а ри­суя на себе Крест правильной формы. Вертикальная перекладина заканчива­ется не на груди, а на чреве, иначе Крест получается перевернутым. Читаем моли­тву Кресту. Говорим о спасительной силе Креста; надо оставить время на то, чтобы дети смогли рассказать о спаси­тельной силе Креста, крестного знаме­ния, если они знают.

Домашнее задание после этого заня­тия должно быть дано в виде просьбы; можно попросить детей рассказать дома о Кресте, закончить начатые рисунки Креста, вместе с родителями читать еже­дневно молитву Кресту (если учащиеся из воцерковленных семей и есть уверен­ность, что это будет делаться).

д) КРЕСТ (если дети подготовлены, можно поговорить о том, почему у нас занимающиеся сельским трудом называ­ются крестьянами)

ЗНАМЕНИЕ (однокоренное слова - знамя)

ОБРАЗ, ИКОНА (русское и греческое слова)

СПАСЕНИЕ

Урок 2

а) ХРАМ БОЖИЙ. МОЛИТВА.

в) Молитва - общение, разговор с Бо­гом. Бог вездесущий, молиться можно всегда и везде. Но есть особое место мо­литвы - храм, потому что:

в храме присутствует Христос;

в храме присутствуют Божия Матерь и святые - своими иконами, они молятся вместе с нами и за нас;

в храме мы молимся Богу вместе;

чтобы молиться внимательно, надо "выйти из мира", удалиться от всего, что отвлекает нас от молитвы. Как устроен православный храм. Притвор, трапезная часть (неф), алтарь. Иконостас. Богослужение.

г) Перед этим занятием крайне жела­тельно повести детей в храм, лучше всего не во время службы, дать им возмож­ность походить по храму, рассмотреть его. Тогда занятие будет построено на припоминании и обсуждении увиденно­го.

Обратить внимание на то, как дети полагают крестное знамение на себя, по­казать им, как правильно это делать. Ко­гда мы держим карандаш в руке, это по­хоже на правильно сложенное троепер­стие - мы рисуем на себе Крест. Когда мы правильно, справа налево, рисуем на себе горизонтальную перекладину Кре­ста, после этого очень легко сделать по­клон, донеся руку до земли, как и кланя­лись всегда по русскому обычаю. Телу удобно делать правильно. Можно попро­сить детей дома нарисовать храм или ка­кую-то его часть. Вообще, рисование до­ма того, что узнали на занятии, - очень хороший способ закрепления знаний. Де­ти в этом возрасте очень любят рисовать и рисуют охотно, а преподаватель может научить их пользоваться тетрадкой с ри­сунками для припоминания изученного.

д) ОКРЕСТНОСТИ (место вокруг храма, осененное Крестом)

ЦЕРКОВЬ (и церковь: можно уже сейчас сказать детям, что это слово имеет два значения, и мы различаем их по за­главной или строчной букве)

ХРАМ

МОЛИТВА (молить, молва - одноко­ренные слова. Сам язык как бы подска­зывает нам, что любой разговор - это разговор с Богом, поэтому мы должны быть очень внимательны к своим словам)

ПРИТВОР (двери притворяются: не каждый может войти!)

ТРАПЕЗА (Господь питает нас!)

НЕФ (корабль, спасающий нас в бурю)

АЛТАРЬ (аltа аге, высокое место: об­ратить внимание детей на ступени, веду­щие на амвон)

ПРЕСТОЛ АНАЛОЙ КАДИЛО

ЦАРСКИЕ ВРАТА

Урок З

а) ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА. СОТВО­РЕНИЕ МИРА.

б) Быт. 1,2

в) Бог - Дух. Бог - Любовь. Перво­причина творения мира - любовь Божия.

Сотворение мира невидимого и види­мого. Дни творения. Объяснения, рисун­ки. Совет Святой Троицы о сотворении человека. Сотворение человека по образу и подобию Божию. Сотворение Евы. Жизнь первых людей в раю. Обязанности людей к Богу: благодарность, послуша­ние, молитва. Молитва Святой Троице.

г) Рисование на тему "сотворение ми­ра" - самый распространенный прием проведения этого занятия, но рисование займет много времени и отвлечет детей от слушания. Лучше в начале занятия попросить их хорошо запомнить рассказ и зарисовать его дома.

Могут возникнуть вопросы о согласо­вании библейского рассказа о творении мира с научным изложением. Катехизатор должен быть готов к этому разгово­ру, но не сводить к этому все занятие. Можно показать, что великие учители Православной Церкви, как св. Василий Великий, св. Иоанн Дамаскин и др., включали в изложение веры те знания, которые им давала светская наука, а те научные гипотезы, которые "опроверга­ли" Библию, в конце концов, самой нау­кой разоблачались как несостоятельные.

Необходимо обратить внимание детей на то, что мир сотворен Богом "хорошим весьма", совершенным, заранее заложив противоядие против "эволюционной точки зрения", которая будет внушаться им в школе. Подчеркнуть, что человек сотворен был настолько совершенным, насколько это возможно для тварного существа, привести доказательства ума Адама - зрелого и острого (он не смог дать названия животным, значит, он проникал умом в сущность каждого су­щества, которое видел).

Загадка: как называлась самая первая в мире икона? - (АДАМ).

д) ТВОРЕЦ, ТВОРЕНИЕ, ТВАРЬ ОБРАЗ И ПОДОБИЕ

БЛАГОДАРНОСТЬ (дарение блага:

человек, сотворенный Богом, должен был из любви к своему Творцу отдать Ему полученное благо, то есть свою жизнь, то есть пребывать в постоянном послушании Богу и творении Его воли)

ПОСЛУШАНИЕ (послушание)

ДУХ, ДУША (достаточно обратить внимание детей на то, что это разные слова, не углубляясь пока что в раз­личия)

Урок 4

а) ГРЕХОПАДЕНИЕ.

б) Быт. гл.З.

в) Отпадение части Ангелов от Бога и превращение их в бесов. Зависть - глав­ная причина падения.

Грехопадение Адама и Евы. Нераска­янность - худший грех, чем вкушение за­прещение плода. Изгнание из рая. Из­речение приговора Божия и обетование о Спасителе. Началась история падшего человечества - история ожидания Изба­вителя.

г) У детей должно остаться четкое по­нимание того, что:

Адам, общавшийся с Богом и от Него научавшийся всякому добру не нуждался в древе для познания добра;

запрет был требованием послушания, и грех был грехом непослушания, усугуб­ленным грехом нераскаянности (Мило­сердный Господь ожидал покаяния и Своим вопросом подводил Адама к нему, и был готов помиловать согрешившего);

несмотря на нераскаянность первых людей, Господь обещал им появление Спасителя. Это было первой Благой Ве­стью - Евангелием - согрешившим лю­дям.

Дети постарше часто спрашивают, почему Бог не создал людей так, чтобы они не могли согрешить. - Только сво­бодное существо может любить. Бог тво­рил людей, которые смогут стать Ему любящими детьми, а не просто слугами.

д) ГРЕХ (в переводе с еврейского - промах, проскакивание мимо цели; в рус­ском языке - то, что греет, жжет)

ДИАВОЛ (клеветник, лжец) ОБЕТ, ОБЕТОВАНИЕ

НАКАЗАНИЕ (показ, приказ, сказка:

наказание - это научение, а не расправа)

СОБЛАЗН

Урок 5

а) ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП.

б) Быт. гл. 4-9.

в) Каин и Авель. Авель - первый пра­ведник. Праведники и святые. Допотоп­ное человечество.

Грехи людей. Грехи против Бога и против ближних.

Бог призывает людей к спасению. Строительство ковчега Ноем - пропо­ведь действием. Долготерпение Божие, призывающая благодать.

Всемирный потоп. Радуга - знак заве­та Бога с Ноем.

Дети Ноя. Послушание, почтительность (и непочтительность Ха­ма). Потомки сыновей Ноя (славяне - потомки Иафета).

Что такое хамство?

г) Часто задают вопрос: откуда Каин узнал о неугодности Богу его жертвы? -По состоянию своей души, по тому, что совесть обличала его. Голос совести в нас - голос Бога. Мы всегда знаем, когда грешим.

Авель принес Богу агнца - преобра­зование Христа.

В беседе с детьми более старшего воз­раста можно коснуться вопроса о том, что даже избранность не исключает гре­хопадений, и поэтому наша борьба с гре­хом не прекращается до конца жизни.

д) ПРАВЕДНИК

СВЯТОЙ (это, прежде всего, не "безгрешный", а "выделенный из мира и посвященный Богу")

КОВЧЕГ (однокоренное слово: КОВШ; Бог изымает праведника из гибнущего ми­ра)

ПРОПОВЕДЬ (Ной проповедует, оповещает людей о воле Божией; пропо­ведь действием не менее, а может быть, и более действенна, чем словом)

ХАМСТВО

ПОЧИТАНИЕ, ПОЧТЕНИЕ,

ПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ

 

Урок 6

а) АВРААМ - ОТЕЦ ВЕРУЮЩИХ.

б) Быт. 11:10-19:30.

в) Вера и послушание Авраама. Почему надо было уйти от своих род­ных? Авраам и Сарра. Бог Троица являет Себя Аврааму. Обетование о рождении сына у Сарры и обетование о рождении Спасителя от семени Авраама.

Содом и Гоморра. Ходатайство Ав­раама. Уничтожение городов. Правед­ный Лот.

г) В начале беседы можно кратко из­ложить историю столпотворения и под­виг Евера, обратить внимание на слова. Еверу и его потомкам был оставлен не­поврежденный язык, на котором говорил Адам. Поэтому не все равно, на каком языке мы говорим (думаем).

Надо показать детям бессмысленность и мерзость идолопоклонства (поклонялись предметам, приносили кровавые и даже человеческие жертвы).

Дети должны увидеть высокие нрав­ственные качества Авраама: его послу­шание Богу (мы видим, что он любит своих родных, по тому, как он любит Лота), его миролюбие и снисходитель­ность (раздел пастбищ и Лотом: он, старший, предлагает выбирать младше­му; ходатайство о городах), отвага и вера (с малым числом своих слуг он освобож­дает Лота), благочестие (он выделил часть своей добычи Мелхиседеку).

д) ВЕРА, ВЕРНОСТЬ, ВЕРУЮЩИЙ

(отличие от "верящий")

ИДОЛ (образ; поскольку Бога никто не видел, идол - человеческая фантазия, то есть ложь о Боге)

ИСТУКАН (истуканный, высеченный из камня)

СТОЛПОТВОРЕНИЕ (творение столпа, а не толпы!)

ЕВРЕИ - потомки ЕВЕРА

 

Урок 7

а) АВРААМ И ИСААК.

б) Быт. гл. 21-24.

в) Рождение Исаака. Почему изгнаны Агарь и Исмаил. Повеление Божие, его цель. Послушание Авраама и Исаака. Явление Ангела, указавшего агнца для жертвы.

Смерть Сарры. Женитьба Исаака. Благочестие и послушание родителям Исаака и Ревекки.

г) Маленьким детям историю Исмаила можно не рассказывать. Детям постарше надо подчеркнуть, что Бог и Исмаилу промыслительно послал потребное для спасения.

Почему Бог повелел Аврааму принес­ти в жертву сына? - Он не испытывал ве­ру Авраама, а показывал ее нам. Исаак - прообраз Христа. Авраам являет людям образ Отца, Который пошлет сына на крестную смерть. Исаак являет образ Сына, повинующегося Отцу "даже до смерти".

Дети должны знать заранее, что исто­рия закончится хорошо, иначе они будут думать о жестокости Авраама.

Дети должны почувствовать, что жертва Авраама была подвигом. Он дол­го ждал сына и очень любил его, но Бога он любил еще больше, больше всего и всех.

д) ПРООБРАЗ, ПРООБРАЗОВАНИЕ

(образ = икона; прообраз того, что еще не явлено, что еще только будет)

ПАТРИАРХ (отец, имеющий власть;

почему он имеет власть над своими деть­ми? Потому что сам повинуется Богу, творит не свою, а Его волю).

 

Урок 8

а) ИАКОВ И ЕГО ДВЕНАДЦАТЬ СЫНОВЕЙ.

б) Быт.25 - 35; 37 - 49

в) Рождение Исава и Иакова. Исав продает свое первородство. Благослове­ние Иакова. Бегство Иакова и его жизнь у Лавана. Видение лествицы. Иаков - Израиль. Примирение Иакова и Исава.

Сыновья Иакова. Иосиф - любимый сын. Братья продают Иосифа. Иосиф в Египте. Встреча Иосифа с братьями и отцом. Иосиф - прообраз Спасителя.

г) Необходимо вспомнить, что дети знают о преобразованиях спасения, и уг­лубить эти знания: лествица - преобра­зование соединения неба и земли; можно вспомнить, что это место из Священного Писания читается в храме на Богоро­дичные праздники: лествица прообразует Богоматерь;

Иосиф - прообраз Спасите­ля, любимый сын, которому дается са­мый трудный подвиг: служение братьям, продавшим его в рабство, воздаяние им добром за зло. Хорошо прочитать слова Иосифа братьям: "Не бойтесь меня, по­тому что я боюсь Бога...")

д) ПЕРВОРОДСТВО ЛЕСТВИЦА КОЛЕНА ИЗРАИЛЕВЫ

 

Урок 9

а) ИЗРАИЛЬ В ЕГИПТЕ. МОИСЕЙ. ИСХОД ИЗ ЕГИПТА.

б)Исх.1-12

в) Жизнь евреев в Египте. Рождение Моисея. Призвание Богом Моисея и Аа­рона. Видение неопалимой купины. Чу­деса. Казни египетские. Евреи выходят из Египта. Еврейская пасха - прообраз хри­стианской Пасхи. Символы: агнец, горь­кие травы, дорожный посох и пояс, кровь, знаменующая искупление.

г) Продолжаем рассматривать ветхо­заветную историю как преобразование нашего искупления. Неопалимая купина - прообраз Богородицы (желательно по­казать детям икону Богородицы "Не­опалимая Купина", прочитать тропарь ей. Призвание косноязычного Моисея к пророческому служению - преобразова­ние слов Господа о силе Божией, совер­шающейся в немощи человеческой.

Кровь агнца избавляла первенцев от гибели; но Ангел не нуждался в этом зна­ке, он дан как прообраз.

Пасха - выход из рабства (греху).

д) ПРОРОК ПАСХА, ИСХОД

Урок 10

а) ЕВРЕИ ПРИХОДЯТ В ЗЕМЛЮ ОБЕТОВАННУЮ.

б) Исх.14-40, Числ.21:5-9, Нав.1-13.

в) Переход через Чермное море. Ги­бель фараона с войском. Синай. Моисей поднимается на гору и получает скрижа­ли Завета. Скиния и ковчег Завета. Ски­ния - прообраз православного храма. Десятословие.

Ветхозаветная пятидесятница - па­мять синайского законодательства. Не­верие евреев и сорокалетнее их странст­вие. Ниспослание им манны, перепелов. Наказание змеями и исцеление медным змеем. Медный змей - преобразование распятия. Переход через Иордан, взятие Иери­хона и разделение на 12 колен. Расселе­ние. Левиты.

г) Материал данного занятия очень объемный, поэтому рассказ должен быть хорошо продуман и освобожден от неко­торых подробностей. Необходимо упомя­нуть об ирмосах первой песни канонов, воспевающих переход через Чермное мо­ре.

Изучение Десятословия - в форме бе­седы, так как систематический его разбор предстоит в следующем курсе. Препода­ватель должен подчеркнуть, что без ис­полнения заповедей первой скрижали ис­полнение заповедей второй не имеет смысла, не спасительно и невозможно (без помощи Божией).

Нужно подчеркнуть заботу и милость Бога к евреям: Он не просто питал их в пустыне, но давал такую пищу, какую они хотели. Но благость Божия требует от нас благодарности и послушания.

д) ЧЕРМНОЕ МОРЕ (не путать с Черным!)

ЗАПОВЕДИ СКРИЖАЛИ

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

СКИНИЯ ЗАВЕТА

ЗАКОН

Урок 11

а) ДАВИД.

б) 1 и 2 книги Царств.

в) Смерть Иисуса Навина. Судьи. Самсон, его борьба против филистимлян. Его гибель. Самуил, его история. Пома­зание Саула на царство. Давид. Его по­мазание. Победа над Голиафом. Давид и Саул. Воцарение Давида. Грех Давида и покаяние. 50 псалом. Псалтирь. Перенос скинии в Иерусалим. Псалмы, воспе­вающие это событие: 67 - перенос скинии и 23 - вступление скинии в крепость Ие­русалим.

Пророчество о рождении Спасителя в потомстве Давида. Иерусалим и Вифле­ем.

г) Дети должны понять и запомнить, что не человеческий выбор, а Божие из­брание и помазание поставляет царя, и что царская власть - это служение (за не­выполнение этого Саул лишился всего).

Нужно показать нравственную высоту Давида, его ревность о служении Богу, глубину его покаяния после совершенно­го греха.

Если есть возможность, следует чи­тать отрывки из псалмов на церковно­славянском языке, ибо в переводе точ­ность и определенность пророчеств о Спасителе теряется.

д) МИССИЯ, ХРИСТОС (помазанник)

ПСАЛОМ, ПСАЛТИРЬ

СУДЬИ

ЦАРЬ

ИЕРУСАЛИМ (если дети уже приоб­рели некоторую привычку к вслушиванию в слова, можно указать им, что ев­рейское окончание слов - им означает не только форму множественного числа, но и полноту признака: Иерусалим - един­ственный в мире святой город)

 

Урок 12

а) СОЛОМОН. ПОСТРОЙКА ХРА­МА.

6)3 Пар. 1-11

в) Воцарение Соломона. Его бла­гочестие. Молитва о мудрости и дарова­ние ему мудрости. Примеры мудрости Соломона.

Построение храма. Устройство храма. Перенесение ковчега Завета. Благоденст­вие евреев.

Нравственное падение Соломона. Его смерть. Предсказание о судьбах царства.

Песнь песней, Притчи Соломоновы, Книга Экклесиаст, Премудрости Соло­моновы.

г) О воцарении Соломона для млад­ших школьников достаточно сказать, что он избран отцом за веру и послушание, для более старших детей можно расска­зать об Адонии и Авессаломе (3 Цар. 2). При воцарении Соломона ему было не более 18 лет.

О мудрости Соломона: лучше всего прочитать слова его прошения к Богу: они говорят о том, что Соломон уже был весьма разумен, и от глубокого чувства своего недостоинства для предстоящего ему служения он взывает к Богу о помо­щи.

Дети могут сами рассказать о том, как Соломон рассудил двух женщин, но важ­но, чтобы дети увидели здесь не просто хитрость, а глубокую сердечную муд­рость: только отдав, сохранишь. В ка­ком-то смысле, это тоже - преобразова­ние слов Спасителя.

Очень кратко следует сказать о четы­рех книгах Соломона, вошедших в канон Ветхого Завета, останавливаясь на про­рочествах и преобразованиях о Спасите­ле. Хорошо, если дети запомнят стихи о Премудрости Божией (Притч.9:1-6) -впоследствии они смогут узнать в этих стихах Слово Божие, Церковь и ее семь таинств. О Песни Песней достаточно сказать, что в ней преобразовательно описана любовь Христа к Церкви.

О строительстве храма: большая часть всего необходимого была подготовлена Давидом. Молитву Соломона о храме надо обязательно прочитать вслух: надо, чтобы дети запомнили, что Соломон мо­лится об услышании молитвы всякого человека в этом храме, а не только еврея. Для более старших детей интересны бу­дут подробности о ветхозаветном храме и жертвоприношениях.

При изложении этой темы лучше не пользоваться художественной литерату­рой.

д) МУДРОСТЬ

Урок 13

а) ПРОРОКИ.

б) 3 Царств 17; 4 Царств 2-4,13; книга Ионы; Дан. 3:1-23, 91-97; 1 Ездры; Пс.136.

в) Отступление евреев от Завета и на­казания. Илия. Состязание со жрецами Ваала. Чудо у вдовы. Восшествие на не­бо.

Елисей.

Иона, покаяние Ниневии.

Исаия, Иеремия, Иезекииль.

Даниил, три отрока. Ирмосы 7 и 8 пе­сен канона.

Евреи в плену и их возвращение. 136 псалом.

Воссоздание храма, но уже без ковчега Завета.

г) Это занятие очень трудно и для де­тей, и для преподавателя из-за объема. Младшим детям не обязательно запоми­нать всех пророков, но главный вывод дети должны запомнить: все пророки призывали еврейский народ к покаянию, но покаяние всегда было временным -человек не может сам устоять в добре. Пророки предсказывали пришествие То­го, Кто даст помощь. Пророк Даниил предсказал время рождения Спасителя, так что многие даже язычники знали это. Время после возвращения евреев из плена - это время напряженного ожидания Спасителя.

д) ПОКАЯНИЕ (отличие от "раскаяние")

Урок 14

а) РОЖДЕСТВО БОЖИЕЙ МАТЕ­РИ.

б) Быт.3:15; Ис.7:14; Иез.44:1-3.

в) Ожидание еврейским народом Спа­сителя.

Святые праведные Иоаким и Анна. Их бездетность, их скорбь. Их смирение, мо­литвы. Рождество Приснодевы. Обет по­святить дитя Богу. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

г) Приступая к изложению Новоза­ветной Истории, мы должны знать все ветхозаветные пророчества о Спасителе, чтобы показать учащимся, как они осу­ществлялись. Ветхозаветная Церковь была Церковью для спасения всего человечества.

д) МЕССИЯ, ХРИСТОС ОБЕТ, ОБЕТОВАНИЕ ПРАВЕДНОСТЬ (правда Божия) БОГООТЦЫ

ЧИСТОТА СЕРДЦА и ИСКРЕН­НОСТЬ (различие)

 

Урок 15

а) БЛАГОВЕЩЕНИЕ.

б) Лк. 1:5-23; 39-56.

в) Воспитание Приснодевы в храме. Ее обет хранить девство. Иосиф-обручник. Благовещение. Свидание с праведной Елисаветой. Пророчество Елисаветы, ис­поведание ею Девы Марии как Богороди­цы. Пророчество Богородицы.

г) Хорошо, если дети узнают в привет­ствии Архангела, словах св. Елиса-веты, пророчестве Богородицы молитвы, ко­торые звучат в храме.

Эта тема трудна еще и тем, что детям может захотеться вообразить, домыслить какие-то подробности излагаемых собы­тий. Не следует позволять этого. Чтение и пересказ Евангелия - основной прием работы на этом занятии. Мы должны дать детям образы, чтобы исключить их фантазирование, воображение.

д) АНГЕЛ, АРХАНГЕЛ (разобрать с детьми слова, найти однокоренные - ар­хиерей, монархия, археология; Ев­ангелие)

ОБРУЧНИК

ТАЙНА

ДОБРОДЕТЕЛЬ МОЛЧАНИЯ

ПРИСНОДЕВА (присно - и "всегда", и "рядом", "близко"); нужно показать детям, что невозможно это слово (как и многие слова языка Церкви) перевести на наш, современный язык. Сделать это можно, разобрав с детьми это слово, по его составу: приставка - ПРИ, корень -С, суффикс - Н, окончание - О: корень, состоящий из одной буквы - это корень слова СЫЙ, СУЩИЙ - имени Божия. Присно = всегда существуя в Боге. Мож­но обратить внимание детей на то, что в церковно-славянском языке смысл слов ВИДЕН из их написания.

Урок 16

а) РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

б)Мф.1:18-25;Лк.2:1-21.

в) Путешествие Святого Семейства в Вифлеем; пророчество о Вифлееме; Виф­леем - "город хлеба". Рождество Христа. Поклонение пастухов. Небесные песно­пения Рождеству.

Как Церковь празднует Рождество Христово (подготовляем себя к нему по­стом; служба совершается ночью; особый день накануне Рождества - сочельник).

г) Трудность этой темы как раз в том, что дети много знают о Рождестве Спа­сителя, но часто поврежденные знания, взятые из нецерковных источников. Нужно вместе с детьми внимательно прочитать Евангелие, дополнить его святоотеческими толкованиями, обратить внимание на исполнение ветхозаветных пророчеств. Дети должны увидеть ве­личайшую промыслительную осмыслен­ность каждой детали этой истории. Вер­теп - это пещера, а не хлев (как написано в некоторых книгах): Рождество должно было совершиться в тайне. Почему пер­выми узнали о Рождестве простые тру­женики, пастухи? - "Блаженны чистые сердцем". Почему Младенец родился в пещере? - С первого мгновения Он пока­зывает нам смирение.

д) ВЕРТЕП

ЯСЛИ

СОЧЕЛЬНИК

БОГОВОПЛОЩЕНИЕ

ДОБРОДЕТЕЛЬ СМИРЕНИЯ

 

 

Урок 17

а) ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ. СРЕ­ТЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

б)Мф.2:1-12;Лк.2:22-40.

в) Волхвы - и цари, и мудрецы, и звез­дочеты. Поклонение и дары волхвов. Что означают дары волхвов (золото - царю, ладан, или ливан, - Богу, смирна - человеку). Можем ли мы принести что-нибудь в дар Богу? - Да: наше произво­ление на добро.

Святой Симеон Богоприимец и про­рочица Анна. Встреча Ветхозаветной Церковью Спасителя. Молитва св. Си­меона. Его предсказание Богоматери.

Воцерковление. Как происходит во-церковление в Церкви Христовой.

г) По преданию Православной Церк­ви, поклонение волхвов совершилось до Сретения.

Поклонение волхвов показывает нам, что Спасителя ожидало все человечество:

языческие мудрецы не просто знали о том, что Он должен родиться, но при­шли, чтобы поклониться Ему.

Детям постарше можно рассказать о том, что, по Преданию Церкви, Симеон Богоприимец был одним из 72 толковни­ков, переводивших Ветхозаветные книги на греческий язык; усомнившемуся в точности пророчества Исаии о рождении Спасителя от Девы, ему было предсказа­но, что он не умрет, пока сам не увидит исполнение этого пророчества.

д) ВОЛХВЫ(однокоренное: волшеб­ник)

БОГОПРИИМЕЦ

 

Урок 18

а) ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ. КРЕЩЕ­НИЕ ГОСПОДНЕ.

б)Мф.2:13-23;3;Лк.З:1-22;Мк.1:2-11.

в) Бегство в Египет. Возвращение. Жизнь Святого Семейства в Назарете. Отрок Иисус в храме. Жизнь Иисуса в доме Иосифа обручника.

Иоанн Предтеча. Его жизнь в пусты­не, его проповедь. Крещение евреев от Иоанна в Иордане. Крещение Иисуса Христа.

Икона Крещения - икона Святой Троицы.

г) Память современных детей сильно засорена протестантскими пересказами Евангельских событий. Поэтому основ­ным приемом на этом занятии уместно сделать чтение Евангелия. Слова Госпо­да, Божией Матери, Предтечи хорошо прочитать по-церковнославянски, так, как они звучат в храме, затем можно объяснить непонятное. Хорошо обратить внимание детей на то, что говорит Иоанн Креститель людям, приходящим кре­ститься от него: строго он обличает только фарисеев и книжников, мнящих себя праведными.

На этом занятии необходимо иметь икону Крещения. Икона Крещения Гос­подня - икона Святой Троицы. С детьми постарше можно обсудить вопрос о не­каноничности иконы "Новозаветной Троицы".

д) ДОБРОДЕТЕЛЬ БЛАГОРАЗУ­МИЯ

ДОБРОДЕТЕЛЬ ПОСЛУШАНИЯ ПОКАЯНИЕ (по-гречески те1апоуа, перемена мыслей, изменения ума) БОГОЯВЛЕНИЕ ПРЕДТЕЧА, КРЕСТИТЕЛЬ БЛАГОВОЛЕНИЕ

 

Урок 19

а) НАЧАЛО СЛУЖЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА.

б) Мф. гл.4-7 и 10; Ин.1:35-51; Лк.4:1-44; 5:1-16; 6:13-49; Мк.1:12-20; 3:13-19.

в) Сорокадневный пост Спасителя в пустыне. Искушения от диавола. Начало проповеди. Призвание Апостолов. По­слание Апостолов на проповедь. Нагор­ная проповедь Христа. Заповеди блажен­ства.

г) Для детей младшего возраста дос­таточно понять и запомнить, что Гос­подь отверг, преодолел все искушения, потому что послушание Отцу и творение Его воли предпочел Своим желаниям. В аудитории постарше можно обсудить, что отказ от "хлеба" нам дается легче, чем отказ от "чуда" (см. 41).

Хорошо, если дети узнают и полюбят хотя бы некоторых из Апостолов, запом­нят характеристики, которые дал им Гос­подь. Важно остановиться на немедлен­ном послушании Апостолов (Мф.4:19-22).

Различие между Апостолами и учени­ками Господа: учеников было много, приходили они сами; Апостолов избрал для служения Господь.

д) ПОСТ (часовой на страже своей души)

ИСКУШЕНИЕ (укус; искусный) АПОСТОЛ (посланный)

ПРОПОВЕДЬ, ЗАПОВЕДЬ (корень этих слов говорит нам, что мы должны узнать, услышать о том, что мы должны исполнять: естественное нравственное чувство повреждено)

БЛАЖЕНСТВО (благо, а не удоволь­ствие)

 

Урок 20

а) БРАК В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ.

б)Ин.2:1-11.

в) Приглашение Иисуса, Приснодевы и учеников Господа на брак. Еврейские обычаи относительно брака. Затрудне­ние хозяев и ходатайство Богоматери.

Чудо, сотворенное Господом, и вера учеников.

Богородица - ходатаица и заступница наша пред Богом. Чудотворные иконы Богородицы: Иверская, Владимирская, Казанская, Донская, "Взыскание погиб­ших", "Спорительница хлебов" и др.

Отношение Господа и Его Церкви к земной жизни, радостям, праздникам. Освящение чудом Господним брака.

г) Для младших детей достаточно ска­зать, что Богоматерь, как любящая и за­ботливая Мать, пришла на помощь хо­зяевам в их затруднении раньше их просьбы. С детьми постарше можно об­судить, что близкие Господа (кроме Приснодевы) еще не веровали в Него как Сына Божия, и Он не хотел чудом при­нуждать их к вере, поэтому Свое первое чудо Он сотворил тайно (никто, кроме слуг, не знал, что произошло). Но, как любящий и послушный Сын, Он испол­нил просьбу Матери. Ученики узнали о чуде и уверовали.

Наибольшие последствия это чудо имело для жениха: по Преданию Церкви, женихом на этой свадьбе был Симон Кананит, тоже узнавший о чуде, уверовав­ший в Господа, вошедший в число Апо­столов, проповедовавший и принявший мученическую кончину в Абхазии.

Признаки истинного чуда Божия:

- являет славу Божию,

- утверждает веру,

- спасительно.

Д) ЧУДО

БРАК (тесный, нерасторжимый союз)

ВЕРА

ХОДАТАЙ, ХОДАТАИЦА

 

Урок 21

а) ХРИСТОС И ДЕТИ.

б) Мф. 9:18-26; 15:21-28; 18:1-10;15-17;

19:13-15; Мк.5:21-43; 7:24-30; Лк.7:11-17; 8:41-56.

в) Слова Господа "Пустите детей и не мешайте им приходить ко Мне..." За ка­кие качества детской души Христос обе­щает детям Царствие Небесное? Как это соотносится с заповедями блаженства? Исцеление сына царедворца. Воскреше­ние сына наинской вдовы. Воскрешение дочери Иаира. В присутствии Господа НЕТ СМЕРТИ. Исцеление дочери хананеянки. Исцеление одержимого злым ду­хом отрока.

ВЫВОД: все исцеления и воскрешения детей совершались по молитвам и за сле­зы родителей. Сила родительской молит­вы, родительского благословения. Необ­ходимость послушания родителям неза­висимо от возраста детей.

г) В начале занятия можно вспомнить о детях в ветхозаветной истории: три ев­рейских отрока в печи, воскрешение от­рока пророком Илией и др.

Можно предложить детям вопрос, почему большинство воскрешенных Гос­подом - дети. Что мы должны сохранить в своей душе, чтобы остаться с Господом, когда вырастем.

д) СЫН, СЫНОВНИЙ (долг)

ОТЕЦ, ОТЕЧЕСТВО, ОТЧИЙ, ПРАВДИВОСТЬ ИСКРЕННОСТЬ - различия ЧИСТОСЕРДЕЧИЕ

 

Урок 22

а) ХРИСТОС-ИСЦЕЛИТЕЛЬ.

б) Мф.8:1-17,28-34, 9:1-8, 27-35, Мк.1:21-34, 2:1-12, 10:46-52; Ин.5:1-16

в) Исцеление 10 прокаженных. Небла­годарность девяти и благодарность самарянина.

Исцеление расслабленного по вере его близких. Исцеление слепорожденного. Исцеление расслабленного при Овчей купели. Почему мы называем эти чудеса исцелениями, а не излечениями. Отличие чуда Божия от бесовских действ, недо­пустимость прибегать к магическим дей­ствиям (знахарство, "экстрасенсорика" и т.п.).

г) Можно взять те описанные в Еван­гелии случаи исцелений, которые наибо­лее близки сердцу учителя. Каждый случай исцеления - это урок, препода­ваемый нам Господом: о необходимости благодарности; о действенности и необ­ходимости наших молитв за ближних, о том, что главный результат исцеления - обретение веры и жизнь со Христом, а не просто телесное здоровье; о том, что, ко­гда мы "не имеем человека", который помог бы нам, Господь приходит на помощь Сам. Этот отрывок Евангелия читается всегда на водосвятном молебне;

можно и на занятии попробовать прочитать его по-церковнославянски и затем разобрать.

У детей должно остаться понимание того, что:

чудесные исцеления - акты любви Божией к людям, иллюстрации Промышления о нас, утверждения веры, явления Славы Божией. Исцеления даруются для жизни в Боге: зрение слепорожденному -для созерцания Бога (слепой прозрел и увидел Христа);

исцеляя людей, Господь дарует им свободу для совершения правильного выбора; неверный выбор тут же снова повергает человека в рабство греху, и, таким образом, дар Господа остается втуне. Мы ответственны за то, чтобы Его дар принес плоды;

Почему Господь так много исцелений совершает в субботу? Он показывает этим, что грешник - раб греха - может быть освобожден от своего рабства только Богочеловеком. Суббота означает освобождение, разрешение от уз, субботствовать - значит быть свободным от власти "мира сего".

д) ИС-ЦЕЛ-ЕНИЕ и ЦЕЛО-МУДРИЕ

ПРО-КАЗА (последствия греха поКАЗаны физически)

 

Урок 23

а) ЧУДЕСА ИИСУСА ХРИСТА НАД ПРИРОДОЙ.

б) Мф.8:23-27, 14:14-36, 21:18-22;

Лк.8:22-25, 9:11-17, Мк.1:13, 4:35-41, 6:34-56, 8:1-9, Ин.6:3-21.

в) Чудесные насыщения народа. Хож­дение по водам. Проклятие смоковницы. Духовный смысл чудес, совершенных Христом. Чудеса над природой не само­цель.

г) Готовясь к этому занятию, необхо­димо вспомнить искушения Господа в пустыне от диавола и показать, как они были преодолены Христом в творимых Им для народа чудесах. Так, насытив го­лодных, Господь удаляется от людей, ко­торые захотели сделать Его царем. Необ­ходимо вспомнить о литии, которая со­вершается в храме в воспоминание чудесного насыщения голодных. Чудес­ный лов рыбы - прообраз "уловления" всего мира словом Божиим. Порядок яв­ления Господом любви к людям: сначала исцеление, потом насыщение, потом спа­сение. Господь Своими чудесными дара­ми призывает к Себе, но необходимо и наше произволение и усилие. Можно вспомнить и о том, что первое повеление, полученное ветхим Адамом в раю, было:

"...обладайте ею (землею), и вла­дычествуйте (над животными)" (Быт. 1:28). Новый Адам - Христос - исполняет это повеление: Он пребывает со зверями в пустыне, Он повелевает стихиями.

д) ПРИЗРАК

ОСВЯЩЕНИЕ ХЛЕБОВ

ЛИТИЯ

ЕЛЕЙ (и масло, и милость)

Урок 24

а) МЫТАРЬ И ФАРИСЕЙ. МОЛИТ­ВА ГОСПОДНЯ.

б) Лк.11:2-13; 18:10-14: Мф.6:9-15.

в) Христос учил притчами. Что такое притча. Примеры. Отличие притчи от сказки. Притча о мытаре и фарисее. Мо­литва мытаря, как образец правильной молитвы. Молитва Господня. Ее содер­жание, состав.

г) В начале занятия можно разобрать с детьми вопрос о том, что такое притча, и подвести их к выводу, что не только рас­сказанное событие, но и любой эпизод нашей жизни, известный другим, являет­ся в какой-то мере притчей и может или назидать, или соблазнять наших ближ­них. Дети должны хорошо понять, что лукавый вопрос о том, кто является ближним, задан из нежелания исполнять поведенное Господом. Подробный раз­бор молитвы Господней по составу пред­полагается в последующих курсах, поэтому сейчас лучше остановиться на об­суждении содержания молитвы Господ­ней.

д) МЫТАРЬ (МЫТАРСТВА) ФАРИСЕЙ

ЗАКОННИК (можно обсудить с деть­ми, уместно ли стремиться к исполнению буквы закона в присутствии Самого Гос­пода)!

ЛУКАВЫЙ (антоним - ПРОСТОЙ;

Святая Троица называется Церковью "Препростое Существо")

ПРИТЧА

НАСУЩНЫЙ (и "хлеб на каждый день нашей жизни", то есть не просить "про запас"; и над-сущный - по греч. epijusios, то есть хлеб Святого Причастия)

Урок 25

а) МИЛОСЕРДИЕ ГОСПОДНЕ.

б) Мф.11:28-30; 18:11-35; Лк.10:25-37; 15:11-32.

в) Притча о милосердном самарянине. Притча о милосердном царе и злом рабе. Наша обязанность подражать милосер­дию Господа, если мы этого не делаем - и нас ждет "суд без милости". Притча о блудном сыне. Как совершается наше па­дение: ушел от отца расточил имение - стал нуждаться. Как совершается наше спасение: опомнился - принял решение покаяться - исполнил свое решение. Отец вышел навстречу. Господь всегда выхо­дит нам навстречу, если мы хотим идти к Нему. Старший брат.

г) Почему о Своем милосердии Гос­подь учит притчами? Образы притч и их содержание понятны и принимаемы людьми. Непонимание даже Апостолами поучений заставляет Господа говорить притчами. Почему священник и левит в притче о милосердном самарянине про­шли мимо пострадавшего? Это - образ ветхозаветной Церкви, которая была бессильна спасти. Господь из смирения показывает Себя в образе самарянина (самарянами, как язычниками, гнуша­лись иудеи). Одновременно Господь по­казывает Вселенский характер Церкви, которую Он создаст.

д) БЛУДНЫЙ, ЗАБЛУДИВШИЙСЯ

(с более старшими детьми можно пого­ворить о том, что старинная, первичная форма слова "болото" - БЛАТО: блуд - это уход от Господа туда, где гибель)

Урок 26

а) СТРАШНЫЙ СУД. УСЕКНОВЕ­НИЕ ГЛАВЫИОАННА ПРЕДТЕЧИ.

б) Мф.13:3-50; 14:1-12; 25:1-13; Мк.4:1-20;26-32; 6:14-29; Лк.16:19-31.

в) Притча о богатом и Лазаре. Притча о сеятеле, о пшенице и плевелах. Притча и десяти девах. Иоанн Креститель в тем­нице Ирода. Злоба Иродиады. Усекнове­ние главы Иоанна Предтечи.

г) Почему Господь говорит о Страш­ном суде притчами? Он хочет побудить нас к добродетел



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: