КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ




Урок 1

а) НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН.

б) Мф.5:25-26; 19:17; 28:20; Ин.1:17;

7:19; Рим.10:4; 1 Тим.6:6-12; 1 Ин.5:3;

Гал.б:2; Иак.2:13.

в) Что такое нравственность. Нам все­гда нравится, когда с нами поступают нравственно. Из этого мы можем сделать первые выводы о наличии нравственного закона, единого для всех людей. Откуда мы знаем, как правильно поступать. Со­весть - голос Бога в душе каждого человека. Совесть - законодатель, судия и мздовоздаятель. Требования совести едины для всего человечества на протя­жении всех веков. Нравственная ответст­венность и ее условие - нравственная свобода.

г) Начиная изучение этого курса, сле­дует обратить внимание детей на то, что нравственное учение - сердцевина христи­анского учения, это то, чему прежде всего Христос учил народ и что внешние по от­ношению к христианству люди знают, как правило, именно эту часть христианского учения и по ней судят об остальном, и что на Страшном суде Господь спросит нас именно о нашем отношении к ближним, то есть о нравственном поведении. Заня­тие может быть построено как беседа, в которой ученики, с помощью наводящих вопросов учителя, как бы сами приходят к требуемым выводам, используя и свой личный опыт. В заключении занятия можно предложить детям вопрос о нечаянных нарушениях нравственного за­кона - ответы их будут разобраны на сле­дующем занятии и послужат материалом для него. В более старшей аудитории можно разобрать три состояния нравст­венности - "противоестественную" нрав­ственность падшего человека, построен­ную на двойном стандарте отношения к себе и к ближнему, "естественную", запо­веданную Адаму и выраженную в максиме "чего не хочешь себе, не делай другому", и сверхъестественную - жертвенную любовь Христа. Материал для этого содержится в трудах святителя Тихона Задонского и святителя Игнатия Брянчанинова.

д) НРАВСТВЕННОСТЬ (действие "по нраву", в соответствии с тем, каким человек был сотворен)

СОВЕСТЬ (со-весть, как и со-знание - весть и знание, объединяющие нас с Бо­гом)

Урок 2

а) ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ.

б) Рйм.7; 1 Ин.3:8-11; 5:16-19; Иак.4:1-12; 2 Щтр.2

в) В чем заключается грех Адама и Евы. Грех - проступок. Древнееврейское значение слова: промах, проскакивание мимо цели. Русское значение: то, что гре­ет, жжет (геенна огненная, вечный огонь). Греховность как склонность к греху, подчиненность ему. Греховность - состояние. Поврежденность ума, чувств и воли человека. Невозможность не гре­шить без помощи благодати.

Невольные грехи. Греховность - ско­рее болезнь, чем вина.

Необходимость искупления.

Стадии развития греха, на примерах.

Три источника греха.

г) Разговор о грехе нужно начать с то­го, что не Адам первый согрешил, что нераскаянность падшего духа - постоян­ный источник человеческих грехов и что именно дела диавола пришел разрушить Сын Божий. У детей должно остаться четкое понимание греховности как не­свободы. Другой важный момент - в од­ном грехе содержится все; так, в грехе непослушания Адама содержится и от­сутствие любви к Богу (а затем и Еве), и кража, и убийство, и самоубийство.

Затруднения вызывает также вопрос о прощении грехов Богом, это может пока­заться нарушением справедливости. Нужно помнить, что сейчас, при условии раскаяния, исцеление и прощение грехов даруется Богом, но Суд еще ждет каждо­го человека.

д) ГРЕХ (промах, ошибка; огонь, жгущий совесть)

ГРЕХОВНОСТЬ (по-гречески - amartia.

Martis-свидетель, так называли христианских мучеников, свидетельство­вавших своей смертью об истине христи­анства; amartia- "бесподобие", утрата подобия Богу)

 

Урок 3

а) ХРИСТИАНСКАЯ ДОБРОДЕ­ТЕЛЬ.

ЖИТИЕ АЛЕКСИЯ - ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ.

б) Лк.9:59-62; Ин.6:45.

в) Грех разлучает нас с Богом, потемняет Его образ в нас. Противоположна ему добродетель - творение добра, в подражание источнику всякого добра Богу. Необходимость усилий, самопри­нуждения к добру. Христианский подвиг - движение к Богу. Соблюдение запове­дей.

Житие Алексия, Человека Божия. Ро­ждение от благочестивых родителей. Благочестие, любовь к Богу. Брак по по­слушанию родителям и уход из роди­тельского дома. Жизнь вдали от дома. Возвращение в дом отца под видом без­домного нищего. Указания Бога на свя­тость Алексия. Его кончина.

г) Трудность изучения этой темы со­стоит в том, что очень легко соскользнуть на стремление к добродетели как таковой, в то время как она - средство, а щель - жизнь в Боге. Житие св. Алексия позволяет правильно расставить эти акценты; но у детей может возникнуть вопрос о "жестокости" Алексия, внезапно докинувшего родных. Можно предло­жить детям вспомнить ветхозаветных праведников, которым Бог повелевал ос­тавить родных (Авраам, Лот) и вместе с детьми прочитать отрывки из Евангелия, В которых Господь требует всецелой са­моотдачи. Свидетельство правильного Выбора Алексия - примирение и спасение его родных и невесты.

д) ДОБРОДЕТЕЛЬ, САМООТВЕРЖЕНИЕ, ПОДВИГ (движение к Богу)

Урок 4

а) БОГООТКРОВЕННЫЙ ЗАКОН.

б) Быт. 1:28-30; 2:16-17; Исх.20:1-17;

Пс.110:7-8; Мф.5:20; 22:36-40; Мк.12:28-33; Ин.1:17; 13:34;1 Тим.4:2.

в) Источник закона - Бог. Первое со­прикосновение с законом - через совесть. Почему этого недостаточно (есть бессо­вестные, "люди, сожженные в своей со­вести" (1Тим.4:2); есть падшие духи, склоняющие нас ко греху). Как был дан закон. Заповедь Адаму. Заповеди, дан­ные чрез Моисея. Утратили ли они значение для нас. Заповеди Христа.

г) В возрасте 8-10 лет у детей форми­руется нравственное сознание, и им легко воспринять нравственный закон как самоценность. Поэтому необходимо, и не раз, поставить перед ними вопрос - для чего согрешившему человеку дан закон. Закон - "детоводитель ко Христу" (Гал.3:24). Дети должны понять, что за­поведи блаженства, хотя и сформулиро­ваны не в "юридической" форме, однако столь же обязательны для исполнения христианами, как и закон Моисея.

д) ЗАКОН (за-кон и кон-ец: слово КОН дети могут встречать в играх; оно означает некую ценность, получаемую как награда за успешные действия; закон, таким образом, - то, что нужно выпол­нить, чтобы получить утраченное Ада­мом Царство Божие, как и конец - это увенчание пути, а не механическое его завершение).

Урок 5

а) НАША СВОБОДА, В ЧЕМ ОНА?

б) Ин.8:32-36; Мф.16-26; 17:24-27; Рим.6:20-23; 7:1-25; Гал.5:13-14;

1Петр.2:13-17; 2Петр.2:13-22.

в) Абсолютная свобода Бога и бого­подобная свобода человека. Доказатель­ство нравственной свободы человека - его способность раскаяться в совершен­ном. Ограниченность свободы сотворен­ного существа: выбор между пребывани­ем с Богом и удалением от Него.

Недолжное, извращенное использова­ние данной нам свободы и порабощение греху. Освобождение от греха Христом.

Господь призывает, но не ­ принуждает нас. "Бог сотворил нас без нас, но Он спасает нас не без нас", по словам святых отцов.

Наша ответственность перед Богом за дарованные нам возможности. В каких притчах Христос говорит об этом.

г) Занятие может быть построено как последовательное раскрытие темы: Хри­стос освобождает нас от рабства греху, смерти и диаволу (вспомним скорченную женщину - Лк.13:16). Если же у детей есть вопросы, желание высказаться, - то­гда лучше провести занятие как вопросы детей Христу и ответы на них Господа (чтением Евангелия). Итогом этого заня­тия должно быть понимание детьми того, что свобода человека - в Боге и что недолжное употребление свободы сразу лишает нас ее.

д) СВОБОДА (свойство Личности)

ВЫБОР

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ВОЛЯ (как одна из сил души) и ВОЛЬНОСТЬ (как возможность посту­пать по своему выбору)

Урок 6

а) ХРИСТИАНСКИЙ ПОДВИГ (ПО ЕВАНГЕЛИЮ).

4:17-22; гл.5-7; 16:24;

б) Мф.3:2;

Мр.10:17-21;

1Тим.6:12.

Фил. 1:30; 1Фес.2:2;

в) "Покайтесь" - первое слово пропо­веди Иоанна Предтечи (Мф.3:2) и Спаси­теля (Мф.4:17). Покаяние - начало дви­жения падшего человека к Богу.

Первый грех человека - непослуша­ние. Начало подвига - возвращения -полное, немедленное послушание (при­мер апостолов).

Вера - и необходимое условие, и важ­нейший из подвигов христианина.

Возрастание в совершенстве.

Подражание Христу - вершина под­вига христианина: несение креста с тер­пением; любовь к своим личным врагам и молитва о них.

ПОКАЯНИЕ (обращение; изменение)

ПОДВИГ (движение к Богу)

 

Урок 7

а) СМИРЕНИЕ И ПРАВДОЛЮБИЕ. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

б) Мф.5:3-12; Рим.5:18; 1 Ин.2:29; 3:7; 1 Петр.3:14; Иак.3:18; 2 Кор.6:7; 9:10.

в) Смирение - пребывание в послуша­нии Богу, в Его мире. Правдолюбие - желание правды в себе, стремление ис­полнять правду Божию. Житие преп. Сергия. Чудесные об­стоятельства рождения, Отрок Варфоло­мей, его благочестие, послушание, незло­бие. Уход из мира после смерти родите­лей. Начало иноческого подвига. Ожес­точение брата и уход преподобного из обители. Примеры исполнения им всех заповедей. Преподобный Сергий -"земной Ангел и небесный человек", об­разец совершенного человека.

г) Житие прп. Сергия дети могут прочитать, готовясь к занятию. На заня­тии же, пересказывая эпизоды жития, дети должны увидеть их как исполнение запо­ведей Божиих. Важно, чтобы правдолю­бие было осознано как искание правды в себе, требовательность к себе, а не требо­вание, обращенное к другим.

д) СМИРЕНИЕ (пребывание в мире Божием; МИР и М1Р: запомнить раз­личие этих слов можно по словам Госпо­да: "Мир Мой даю вам; не якоже м1р да­ет..." Можно обратить внимание детей на то, что "восьмеричное И" в слове МИР Христов напоминает нам о "восьмом дне" - вечном блаженном пребывании с Богом)

ПРАВДА (библейский, а не только бытовой смысл этого слова)

 

Урок 8

а) ПОКАЯНИЕ. ПРИТЧА О БЛУД­НОМ СЫНЕ.

б) Лк.15:3-32.

в) Притча о блудном сыне - повесть о путях души, отпадшей от Отчего дома и вернувшейся покаянием. Первый грех сына - отделение от Отца, выделение своего (и потеря всего в итоге). Спасение через скорбь. Почему не все вразумляют­ся и спасаются скорбями? - Надо пом­нить дом Отца. Надо захотеть изменить­ся и приложить усилия к этому.

г) История самого блудного сына, ско­рее всего, не вызовет трудностей. Можно обратить внимание детей на других пер­сонажей притчи. Послушный, но не имеющий любви и поэтому завистливый старший сын тоже понятен; труднее детям увидеть Отца - милостивого, кротко отпускающего сына, терпеливо ждущего, с радостью принимающего, не сказавшего ф1 слова упрека. Можно обратить внима­ние детей на то, что пастырь, обретший Потерянную овцу, и женщина, нашедшая потерянную драхму, из первых стихов 15 главы - это образы милостивого Отца.

 

Урок 9

а) ЦЕРКОВЬ - КОВЧЕГ НАШЕГО СПАСЕНИЯ. ЖИТИЕ СВЯТОГО ПРА­ВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТ­СКОГО.

б) Ин.15:1-10; 26-27; 16:7-13; 17:3;

Мк.16:6; Еф.Г.22-23; гл.2-4; Рим.12:5; 1 Кор.гл.12; Фил.2:13; Кол. 1:18-25; 1 Тим.3:15

в) Церковь - тело Христово, вне кото­рого невозможно спастись. Условия на­шего вхождения в Церковь и пребывания в ней. Характер взаимодействия Бога и Человека в деле спасения: благодать Божия и наше свободное согласие. Житие св. прав. Иоанна Кронштадтского. Полнота исполнения им евангельских заповедей. Непрестанная молитва. Учение о молитве. Ежедневное богослужение. Чудеса св. Ио­анна Кронштадтского - призыв к покая­нию.

Урок 10

а) ЗАБОТА ХРИСТИАНИНА О СВОЕЙ ДУШЕ. ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО.

б) Мф. 16:26; 25:1-30; 1Кор.6:20; 15:44; Рим.2:9; 12:2.

в) Способности человека - таланты, данные ему Богом для приумножения. Необходимость усилий для развития ума, сердца, воли.

Житие святителя Димитрия. Учение, успехи. Принятие монашества. Бла­гочестие, послушание, трудолюбие. Рабо­та над составлением Миней Четьих. Тво­рения святителя Димитрия. Его служение Церкви. Примеры заботы и любви к ду­ховным чадам, кротость, евангельское от­ношение к светской власти. Создание училища, любовь и забота об учениках.

Противостояние расколоучителям. Пре­ставление, прославление, чудеса.

г) Возможно, дети знакомы с житием святителя, имя которого носит наш го­род; цель занятия - привести учащихся к выводу о том, что забота о своей душе, способностях, дарованиях состоит не просто в развитии их, а в укоренении их в Боге через послушание Церкви.

д) ПРОСВЕЩЕНИЕ (церковное и мирское понимание этого слова)

ЧЕТЬИ МИНЕИ (минеи, то есть кни­ги служб святым на каждый день года, для чтения)

Урок 11

а) РАЗВИТИЕ СЕРДЦА ХРИСТИА­НИНА. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНО-МУЧЕНИЦЫВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИСАВЕТЫ.

б) Мф.15:18-19; Лк.8:15;

Дан.1:8; Втор.11:18; Рим.2:29.

в) Сердце - центр духовной жизни человека. В сердце падшего человека гнездятся греховные помыслы и пожела­ния, поэтому оно требует очищения. Ут­верждение сердца в Боге совершается по­степенно, трудами и усилиями человека при помощи благодати Божией. Муд­рость человека - не в уме, а в сердце. Очищение и воспитание сердца для Бога и составляет содержание христианского подвига.

Житие преподобномученицы Елисаветы - пример развития сердца христиани­на: ее серьезное отношение к вере, искание истинной веры; принятие Православия не только умом, но сердцем и трудом, дела­ми; восхождение к высоте Христовой любви - молитва за убийцу мужа; служе­ние ближним; мученический венец.

г) Это занятие - неторопливый, про­никновенный рассказ учителя. Стихи Евангелия можно не зачитывать, а пере­сказывать близко к тексту. Дети будут находиться как бы рядом со святой. Роль детей на этом занятии внешне пассивная, вся совершающаяся работа - внутри.

д) СЕРДЦЕ (то, что в середине; центр духовной жизни)

 

Урок 12

а) ХРИСТИАНСКАЯ НАДЕЖДА. ЖИТИЕ СВЯТОГО РАВНОАПО­СТОЛЬНОГО КИРИЛЛА, ПРОСВЕ­ТИТЕЛЯ СЛАВЯН.

б) 1 Кор. 15:22; Рим.2:7; Евр.2:3; 3:6; 10:23; 25; Откр.23:2

в) Надежда - одна из основных хри­стианских добродетелей, "упокоение сердца в Боге".

Житие св. равноапостольного Кирил­ла, примеры упования на помощь Божию и получения ее.

г) В начале занятия можно вспомнить святителя Димитрия, о котором недавно говорили, и привести его определение надежды: "Надежда есть истинная сме­лость к Богу, даруемая сердцу человека по Божьему вдохновению и просвеще­нию; или иначе: надежда есть доброде­тель, подаваемая свыше, через которую с твердой верою ожидаются блага вечной жизни. Добродетель сия основана на благодати, которая дается нам чрез Ии­суса Христа, и на соблюдении заповедей Божиих; утверждается же она общением тела и крови Христовой и непрестанною молитвою". Рассказывая житие св. Ки­рилла, обращаем внимание на то, как в нем присутствует каждый момент ска­занного св. Димитрием о надежде.

д) НАДЕЖДА (на-деяться, деяние)

 

Урок 13

а) РАЗВИТИЕ ВОЛИ. ЖИТИЕ ПРЕ­ПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВ­СКОГО.

б) Пс.1:2; Рим.4:1-13 и 13:12-14; Гал.5:16-25 и 20:20.

в) Воля - действующая сила челове­ческой души. Немощность воли падшего человека. Обеты и зароки - способы ук­репления воли.

Развитие воли есть восстановление ее единства с умом и чувствами.

Житие прп. Серафима. Благочестие, совершенное послушание, терпение с благодарением болезней, труд, подвиги поста, молитвы. 47 лет подвижнической жизни от прихода в обитель до выхода из затвора.

г) Житие прп. Серафима, скорее всего, известно детям, и можно дать им расска­зать его; роль же преподавателя -подчеркнуть в каждом эпизоде волю свя­того, как устремленность к Богу.

д) ВОЛЯ (сила души и воля - отсутст­вие препятствий)

ОБЕТ ЗАРОК

 

Урок 14

а) ТРУД ХРИСТИАНИНА. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА СА­РОВСКОГО.

б) Быт.2:15 и 18; Исх.20:9; Мф.10:10; Деян.20:34-35; 1 Сол.2:9; 4:11; 2 Сол.3:10; Откр.14:13.

в) Труд - заповедь, данная человеку Богом в раю (возделывать и хранить сад). Изменение характера труда Адама после грехопадения. Необходимость тру­диться (чтобы можно было подать нуж­дающемуся). Пример Господа и Его апо­столов.

Труды прп. Серафима (можно привес­ти примеры и других святых). Труд те­лесный и душевный. Телесный труд без молитвы - напрасен. Молитва, борьба с греховными помыслами - труд. Крест как труд.

г) Основные выводы, к которым дол­жны прийти дети на этом занятии: о не­расторжимом единстве телесного и ду­ховного труда; о труде как сотворчестве Богу; о необходимости постоянства, не­прекращающихся усилий; о труде как проявлении любви, а не рабском отбы­вании повинности; о труде как кресте, принимаемом ради Господа (в латинском тексте Евангелия есть слово "еже­дневный", которого нет по-русски: et tollem сгисеm sиаm соtidie et еt seguatur Me" - "возьми крест свой ежедневный и сле­дуй за Мной").

Д) ТРУД ХРИСТИАНИНА, РАБОТА (занятие раба) ВСУЕ (суета; напрасно)

 

Урок 15

а) ЗАБОТА СВОЕМ ТЕЛЕ.

б) 1 Кор.6:15-20; Гал.5:16-18; Иак.2:26; Рим.8:5-8;12:1.

в) Человек сотворен Богом состоящим из духа, души и тела. Тело должно быть храмом Духа Святого. Для этого мы должны покорить тело духу. Чрево­угодие, пьянство (и наркомании во всех разновидностях) и сребролюбие (как при­вязанность к мирскому богатству, вещам) - грехи против тела. Болезнь - следствие греха и одновременно возможность пре­одолеть грех (терпящий болезнь с благо­душием возрастает духовно).

Покаяние и молитва - лучший способ уврачевания (наставление Апостола Иа­кова). Аскетика - православная наука о преображении тела.

Грехи пренебрежения телом. Убийство и самоубийство. Отношение к смерти. Почему кончина праведника называется успением.

д) СОБЛАЗН ("блуд" и "болезнь" - родственные слова)

ТЕЛЕСНЫЙ (подверженный тлению) ПЛОТСКОЙ (плотный)

 

Урок 16

а) ХРИСТИАНСКОЕ БЕСКОРЫ­СТИЕ. ЖИТИЕ ПРАВЕДНОЙ ИУ-ЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ.

б) Мф.5:7; 43-48; 6:1-4; 19-21; 24-36; Лк.6:27:36; Гал.5:13-26; Кол.3:12; 2 Кор.9:7.

в) Бескорыстие как доверие к Богу. Бескорыстие как любовь к ближним. Благотворительность, милостыня - выс­шая степень бескорыстия.

Житие св. прав. Иулиании. Ее кро­тость, усердие в исполнении воли Божией, служении ближним. Тайные подвиги служения ближним. Молитва о ближних - духовная милостыня.

Возможность достичь святости в ми­ру, любым служением.

г) Задача преподавателя - привести детей к пониманию духовного смысла благотворения и милостыни (см. Поуче­ния старца Макария Оптинского). По­чему хлеб у Иулиании был вкуснее, чем у других? - потому что она подавала его с молитвой, и Бог, сделавший горькие во­ды сладкими (Исх. 15:23), сделал вкусным и хлеб из лебеды. Подаяние - только часть милостыни, и даже не имея ничего, мы можем подать милостыню духовную.

д) МИЛОСЕРДИЕ и МИЛОСТЫНЯ НИЩЕЛЮБИЕ

БЕСКОРЫТИЕ и КОРЫСТЬ

(корысть и украсть - родственные слова)

БЕСКОРЫТИЕ и НЕСТЯЖАТЕЛЬНОСТЬ

 

Урок 17

а) ХРИСТИАНСКАЯ СПРАВЕДЛИ­ВОСТЬ (ПО ЕВАНГЕЛИЮ).

б) Мф.7:3-5; 12; Деян.15:29; Гал.6:1-10.

в) Справедливость - естественное тре­бование нашей совести. Источник спра­ведливости - правда Божия. Универсаль­ность принципа справедливости. От­личие евангельской справедливости от мирской: строгость к себе, снисходитель­ность к другим. Извращение справедли­вости ("двойной стандарт" - пред­почтение себя другому, снисходитель­ность к себе и требовательность к друго­му).

Милосердие Божие - не отмена спра­ведливости, а долготерпение.

г) Дети должны понять, что христиан­ская справедливость диаметрально про­тивоположна "борьбе за свои права": она есть наше отношение к ближним в соот­ветствии с заповедями, и не рассматрива­ет их отношение к нам.

д) СПРАВЕДЛИВОСТЬ - с правдой

 

Урок 18

а) ХРИСТИАНСКОЕ МИЛОСЕР­ДИЕ. ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКО­ЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО.

б) Ис.58:6-11; Притч.16:6; 14:21; Дан.4:24; Лк.6:36; 12:33; Иак.2:13.

в) Милосердие - наше подражание Богу. Дела милосердия телесного и ду­ховного.

Житие свт. Николая. Милосердие ко всем. Помощь иноверным.

г) Хорошо, если на занятии будет икона или изображение иконы Николая Чудотворца с житием: тогда рассказ о житии будет как бы исходить от иконы.

д) МИЛОСЕРДИЕ (милующее сердце)

 

Урок 19

а) ПОБЕЖДАТЬ ЗЛО ДОБРОМ (ПО ЕВАНГЕЛИЮ).

в) Вне Бога нет блага. Нехристианские системы морали направлены не на благо, а на что-то иное (удовольствие или поль­зу). Бессмысленность морали, основан­ной на стремлении к удовольствию для себя (=эгоизм) или пользе, которая огра­ничена только земным, тленным: без Бо­га и Его благодати недостижимо даже это.

г) Занятие может быть построено как свободная беседа. Хорошо, если в конце ее дети "сами" придут к пониманию того, почему грешники предваряют законни­ков в Царстве Божием.

д) НРАВСТВЕННОСТЬ (действие по нраву, по совести)

 

Урок 20

а)HEХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ.

МОРАЛЬ (предписанные обществом нормы поведения)

ЭВДЕМОНИЗМ (стремление к на­слаждению жизнью; eu - благой, (daimon - демон, бес; бесовское добро)

УТИЛИТАРИЗМ (стремление к поль­зе: полезный)

б) Пс.126:1-2; Мф.5:46-47; 6:31-32;

Рим,2,14, Ин. 10:32; 1; Лк. 10:30-37; Кор.гл.13.

в) Немощь падшего человека. Бог - источник всякого добра. Обязанность побеждать зло добром означает обязан­ность прибегать к Богу за помощью. Притча о неплодной смоковнице.

Господь - совершенный образец для нас.

г) Притча о милосердном самарянине может быть использована на этом заня­тии. Иудеи гнушались самарянами как язычниками и не общались с ними, и все же милосердный самарянин помогает попавшему в беду иудею.

д) ДОЛГОТЕРПЕНИЕ НЕПАМЯТОЗЛОБИЕ

 

 

Урок 21

а) ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ (ПО ЕВАНГЕЛИЮ).

в) Бог есть любовь - 1 Ин.4:7-8. Христианская любовь есть исполнение

закона - Рим. 13:10. Любовь к Богу - первая и большая из заповедей - Мф.22:37-38; Лк.23:46. Христианская любовь - служащая и жертвенная - Ин.13:3. Разные степени и виды любви: к родителям - преимущественная -

Мк.7:9-13;Мф.15:26;Лк.11:11-13, к соотечественникам - Мф.10:6 и др., к своим по вере и духу - Ин.17:9; Мф. 12:46-50, любить ближнего как самого себя - Мф.22:39;Лк. 10:27, любить своих врагов - Мф.5:44-48, любить и в себе образ Божий - Мф.16:26.

г) Преподаватель раскрывает тему по предложенному выше плану, дети при­поминают эпизоды из Евангелия. Для того, чтобы облегчить им задачу, назван­ные стихи Евангелия можно выписать на карточки и раздать учащимся.

Другой вариант этого занятия - под­готовить большой плакат с записью "гимна любви" Апостола Павла (1Кор. 13гл.) и, пользуясь им, как планом, вспомнить, что именно такова любовь Христа к нам, и, следовательно, от нас требуется такая же любовь к ближним.

д) ЛЮБОВЬ

! САМООТВЕРЖЕНИЕ

 

Урок 22

а) ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ (По житиям святых).

г) К этому занятию и преподаватель, и дети должны хорошо подготовиться за­ранее. Можно ваять святых, чьи имена носят дети, и подготовить рассказы из их житий о любви к Богу и ближним. Пре­подаватель, обобщая рассказы детей, сможет подчеркнуть особенности хри­стианской, евангельской любви и ее от­личия от любви "естественной".

 

 

Урок 23

а) ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ. ЖИ­ТИЕ ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ РАДОНЕЖСКИХ.

б) Еф.5:25-34; Быт.2:24; Мк.10:8; 1 Петр.3:1-7; 1 Кор.гл.7; 1 Тим.5:8.

в) Семья - богоучрежденный, нерас­торжимый союз. Как создается христиан­ская семья. Взаимные обязанности членов семьи. Семья - "малая Церковь".

Родители прп. Сергия. Их бла­гочестие, нищелюбие, служение ближ­ним. Их взаимная привязанность и еди­нодушие. Плоды праведной жизни. Обя­занности детей в отношении к родите­лям.

г) Можно вспомнить первое чудо Гос­пода и увидеть его символический смысл:

вода нашего неполного, ущербного су­ществования претворяется в вино благо­словленной Богом полной, супружеской жизни. "Всякий в начале лучшее вино по­лагает..." - это о земной, мирской жизни;

в Божием же Царствии "до конца сбере­гается хорошее". "Единство плоти" со­храняется, если есть единство духа, как у преподобных Кирилла и Марии.

Можно предложить детям вспомнить святые семьи в Ветхом и Новом Завете и затем перейти к рассказу о прп. Кирилле и Марии. Пусть дети сами расскажут, что знают о них из жития прп. Сергия. Нуж­но обратить внимание детей на глубину послушания прп. Сергия: он уходит из мира не после их пострига, а только по­сле смерти.

д) СУПРУГИ (сопряженные, связан­ные)

 

Урок 24

а) ЛЮБОВЬ К БЛИЖНИМ И ЛЮ­БОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ (ПО ЕВАНГЕ­ЛИЮ).

б) Ин.15:13; Лк.8:10-21; 10:30-35; 13:34-35; Мк.10:28-30; 1 Тим.гл.5.

в) Любовь к родным - естественное чувство и заповедь Божия. Любовь к ближним как "расширение" любви семей­ной. "Правильная" любовь к ближним - любовь ради Бога и в Боге. Жертвенная любовь к Отечеству - "душу за друга". Примеры такой любви к своему народу в Священном Писании - Моисей, Апостол Павел. Высочайший пример - Господь.

г) Преподаватель может, продумав примерный план занятия, провести его как собеседование с Господом, - задавая вопросы и получая ответы из чтения Евангелия.

Урок 25

а) ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ. ЖИТИЕ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАН­ДРА НЕВСКОГО.

б) Ин.15:13; Евр.11:10-25; Откр.21:2-23; Фил.3:20.

в) Любовь к земному отечеству ради Господа. Земное отечество и Небесный Иерусалим. Начало русского народа - в крещении. Основа жизни русского наро­да - соборность (Бог всегда на первом, а человек на втором месте). Русская госу­дарственность - державность - ответст­венное служение Богу в соборности.

Житие благоверного князя Александ­ра Невского. Его благочестие, любовь к ближним. Княжение в Новгороде, по­мощь людям в бедствиях. Княжение как служение, власть как послушание. Побе­да над шведами. Небесная помощь (видение воина Пелгусия). Победа на Чуд­ском озере. Безуспешные попытки рим­ского епископа склонить князя на свою сторону. Поездка благоверного князя в Орду, его исповедничество. Успешное отстаивание интересов Отечества дипломатическими путями. Создание право­славной епархии в Орде. Последняя по­ездка! в Орду. Постриг и кончина. Чудо при погребении. Чудеса блгв. Александ­ра Невского.

г) Первая часть занятия - воспомина­ние-повторение предыдущей темы, вве­дений понятий "соборность" и "державность". Вторая часть - рассказ о житии святого, при возможно большой актив­ности детей.

д) СОБОРНОСТЬ ДЕРЖАВНОСТЬ

 

Урок 26

а) ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРИСТИАНИНА. ЖИТИЕ ПРЕПО­ДОБНОГО ИОСИФА ВОЛОЦКОГО.

б) Мф.9:2; 25:34-40; Лк.3:10-14;

Иак.1 27; 2:20-26; 1 Ин.2:3-6.

в) Необходимость деятельного служе­ния ближнему как проявления любви.

Житие преподобного Иосифа. Лю­бовь к родным, к другу. Многолетнее служение больному отцу. Любовь и дея­тельное служение братии. Неукоснитель­ное служение всем нуждающимся. Под­вижническое служение Церкви, создание монастыря, окормление всех приходя­щих. Проповедничество. Борьба с ере­сью.

г) Планом рассказа о преподобном Иосифе (как и о любом святом) может служить акафист ему: читаем стихи ака­фиста и поясняем их свидетельствами жития. Таким образом, как бы сама Цер­ковь рассказывает детям о святом. Этот прием работы, кроме того, поможет пре­подавателю правильно отобрать матери­ал для изложения.

 

Урок 27

а) ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ОТНОШЕНИИ К БОГУ. ЖИТИЕ ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО.

б) Мф.5:48; 6:24; 22:36-38; Мк. 11:15-17;

Евр.11:6; Фил.4:4-9; Рим.10:10.

в) Естественное и должное отношение человека к Богу - любовь. Исполнение заповедей первой скрижали - проявление любви к Богу. Вера - предписанная нам обязанность. Упование (надежда) - след­ствие и проявление веры. Праведность - плод веры.

Житие прп. Сергия. Соблюдение им всех заповедей - проявление любви к Бо­гу. Явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию, ее обетование обители. Чудеса, прижизненные и посмертные. Преподоб­ного.

г) Как соотносятся дарованная человеку свобода и обязанности в отно­шении к Богу? - мы свободно выбираем жизнь с Богом и тем самым приемлем обязанности.

По словам архимандрита Петра (Ку­чера), преподобный Сергий - человек, в совершенстве выполнивший все обязан­ности христианина. Хорошо, если дети вынесут из этого занятия сознание того, что это возможно на земле: ведь окру­жающий нас нехристианский мир пред­ставляет заповеди Божий как идеальные, не выполнимые в жизни.

 

Урок 28

а) ОБЯЗАННОСТЬ БОГОПОЗНАНИЯ (ПО ЕВАНГЕЛИЮ).

б) Мф.б:24; 7:15; 9:13; 10:37-40; 11:29-30; Ин.8:32; 1 Ин.гл.2,3; 5:20; Еф.5:17.

в) Обязанность Богопознания вытекает из того, что Бог открывает нам Себя, и из нашей любви к Нему. Знать о Боге (книжное знание) - недостаточно. Знать Бога - опытное, сердечное знание - значит, жить по Евангелию. Обязанность распознавать лжепророков и не соблаз­няться.

Правильное Богомыслие - не обилие богословских знаний, а устремленность, свойство не ума, а души: обо всем мыс­лить в Боге.

д) БОГОПОЗНАНИЕ, БОГОМЫСЛИЕ, БОГОСЫНОВСТВО

 

Урок 29

а) МОЛИТВА. ПРП. СЕРАФИМ САРОВСКИЙ О МОЛИТВЕ.

б) Быт.20:17; Иов.42:7-8; 2Макк.15:12-14; Лк.18:1-8; 22:32; 40-46; Рим.8:26-27; 15:30-31; 1Сол.5:17; Еф.6:18; Откр.5:8; 8:3-4.

в) Молитва - возношение ума и серд­ца к Богу. Бог приемлет наши молитвы и исполняет их ко благу. По молитве Ав­раама Бог исцелил Авимелеха. Иов - хо­датай о своих друзьях. Праведники мо­лятся за свой народ, за всех людей. Даже Апостол просил братию молиться о нем.

Св. Серафим учил молитве и словом, и подвигами своими:

о необходимости покаяния - три года столпничества;

о необходимости упраздниться от всех помыслов - многолетний затвор;

о необходимости непрестанной мо­литвы - наставления о молитве Иисусовой;

о разумном подходе, о посильности молитвенного правила - Серафимово правило.

Молитва - не цель, а средство стяжа­ния благодати Святого Духа.

г) Примеры из Священного Писания могут заранее подготовить сами учащи­еся. Преподаватель кратко излагает уче­ние Церкви о молитве, дети приводят примеры. Затем - рассказ о прп. Сера­фиме, отрывки из его беседы можно зачитать. Хорошо, если занятие за­кончится не выводами, а общей молит­вой.

 

Урок 30

а) МОЛИТВА ГОСПОДНЯ.

б)Мф.6:9-15.

в) Отче наш... - Мф.5:48; 6:4; 23:9;

Лк.12:30;Ин.16:27.

...иже еси на небесех... - Мф.5:48;

16:17.

...да святится имя Твое... - Мф.5:48;

Ин.15:8; 14:13; 31.

...да приидет Царствие Твое... -Мф.13:38; 20:21; 26:29; Лк.7:28; 12:32;

22:30; Откр.3:20-21.

...да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли... -Ин.5:17; 21; 36; 37.

...хлеб наш насущный... - Ин.6:32; 33;

35; 41; 50-51; 58; Мф.26:26; Мк.14:22;

Лк.24:30.

...даждь нам днесь... - Мф.6:34.

...и остави нам долги наша... -Мф.6:14; Мк.2:10; 4:12; 11:25-26; Лк.5:24;

Ин.20:33.

...якоже и мы оставляем должником нашим... - Мф.6:14-15; Лк.6:37; Мк.11:25-26.

...и не введи нас во искушение... - Мф.26:41; Мк.14:38; Лк.22:46; Евр.2:18;

4:15; 1 Кор.10:13; Иак. 1З-14; Гал.6:1.

...но избави нас от лукаваго... - 1 Кор.7:5; Лк.4:13; 1 Петр.1:6; 4:12; 2 Петр.2:9;0ткр.3:10.

г) Необходимо пояснить каждое про­шение молитвы словами Евангелия, как бы получая разъяснение от Самого Гос­пода.

 

Урок 31

а) О МОЛИТВЕ ПРАВИЛЬНОЙ И НЕПРАВИЛЬНОЙ. ПРИМЕРЫБЛА­ГОДАТНОЙ ПОМОЩИ, ПОЛУЧА­ЕМОЙ ПО МОЛИТВЕ. МОЛИТВА К СВЯТЫМ.

б) Евр.12:22-23; 1Сол.5:17-25;

Мк.11:24-26; Лк.9:9-13; 18:1; Иак.4:3.

в) Правильная молитва: с верою; из сокрушенного сердца; в чистоте помыш­лений и в страхе Божием; со вниманием;

простив всех и примирившись со всеми; с участием тела (пост, поклоны).

Неправильная молитва: страстная, с разгорячением крови; "мечтательная", без смирения; без мирного духа; рассеян­ная, только устами.

г) Первая часть занятия - о молитве -повторение, дети смогут сами привести примеры. Вторая часть - о благодатной помощи Божией - может целиком состо­ять из рассказов детей (можно предло­жить подготовиться заранее), лучше все­го по житиям. Можно прочитать молит­вы тем святым, чьи имена носят дети.

д) ПРЕЛЕСТЬ (лесть - ложь; прелест­ник - лжец, диавол)

 

Урок 32

а) ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ.

б) Ин.3:1-21; 1Петр.1:13-21; 2Петр.2:9; Фил.3:12-14.

в) Условия нашего вхождения в Цер­ковь и пребывания в ней названы Самим Господом в Его беседе с Никодимом: это крещение водою и Духом и вера в иску­пительную жертву Христа и жизнь по Христу. Во Христе - в теле Церкви - со всеми святыми.

д) БОГОУПОДОБЛЕНИЕ, БОГОСЫНОВСТВО

 

Урок 33

а) ЖИЗНЬ СВЯТЫХ В БОГЕ. СВЯ­ТЫЕ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРО­СИЯВШИЕ.

в) К святости призваны все. Плоды жизни в Боге: всецелое исполнение запо­ведей - совершенная добродетель - тво­рение дел Божиих - богосыновство.

Святые, в земле Российской просияв­шие. Виды святости: равноапостольные, мученики, святители, преподобные, пра­ведные, блаженные. Соборы святых. Примеры особой дружбы и взаимной помощи между святыми (святитель Алек­сий и преподобный Сергий; святитель Макарий и преподобный Александр Свирский; равноапостольные Мефодий и Кирилл, и др.)

В житии праведной Иулиании Лаза­ревской рассказано, как она, изнемогая, просила Бога прислать Чудотворца Ни­колая, чтобы тот прогнал бесов, и ее просьба была исполнена.

г) Большую часть занятия можно по­святить рассказам о русских святых, ко­торые подготовят сами дети: но хорошо познакомить детей со службой россий­ским святым, по Цветной Триоди.

д) ПРОСЛАВЛЕНИЕ (слава святым от Бога) КАНОНИЗАЦИЯ (канон - образец: святые - образцы для нас) ОБОЖЕНИЕ

 

Урок 34

а) НОВОМУЧЕНИКИ РОССИЙ­СКИЕ. ПОДВИЖНИКИ 20 ВЕКА.

б) Откр.7:9-17; Евр. 11:32-40.

г) Можно попытаться рассказать кратко обо всех ново прославленных подвижниках, как бы наложив картину 20 века на картину 9 веков русской свя­тости. Другой путь - рассказать о немно­гих, но подробно. Хорошо, если удастся найти видеоматериалы.

д) ИСПОВЕДНИК, НОВОМУЧЕНИК, МОЩИ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: